Броня Гражданской войны

Мобильные войска в бою

Броня Гражданской войны

15 июля 2022 г.

Автомобильные и танковые части – специальные части РККА в ходе Гражданской войны в России.

01.jpg

Танк Mk V "Москвич-пролетарий". Южный фронт, ноябрь 1920 г. Bullock D. Armored Units of the Russian Civil War. Red Army. 2006.

Первые автомобильные подразделения в русской армии появились в 1910 г. в виде автомобильных команд при железнодорожных батальонах. К 1 октября 1917 г. было отправлено в Действующую армию и заказано до 30,5 тыс. автомобилей (из них 711 имелись в Военном ведомстве до войны и около 3,5 тыс. поступили по военно-автомобильной повинности) и 13 тыс. мотоциклов.

Бронеавтомобили имелись в России уже к началу Первой мировой войны (к 1917 г. парк – 300 машин). Но так как война постепенно приобрела позиционный характер, возможности их боевого применения сузились - трудность движения по бездорожью, невозможность прохода через усеянные воронками поля сражений, высокая подверженность повреждениям от огня большинства видов оружия были основными причинами утраты ими тактического значения.

Броники ПМВ.jpg

Бронепоездам в Первую мировую войну также не удалось добиться особых результатов: ограниченность операционного района лишала их возможности рассчитывать на главный элемент успешности – тактическую внезапность. Обороняющийся мог избежать встречи с бронепоездом, а разрушив железнодорожные пути в его тылу, обречь на гибель. Играть заметную роль в обороне бронепоездам также не удавалось - они быстро становились жертвой артиллерийского огня.

Тем не менее, ряду бронепоездов удалось отличиться и в тот период.

Бронепоезд ПМВ.jpg

Герой-машинист.jpg

00103.jpg

В Гражданской войне роль броневиков и бронепоездов значительно выросла. Главные причины: отсутствие сплошного фронта и надежной связи между войсками, относительная малочисленность артиллерии и ее недостаточная огневая организованность, слабая обученность и дисциплинированность сражающихся войск. Сами боевые действия в период Гражданской войны носили высокоманевренный характер – это также создавало благоприятную обстановку для деятельности бронесил. Их эффективность была обратно пропорциональна степени системности и регулярности, присущих противнику во время боевых действий.

-_Страница_27.jpg

Тяжелый броневик модели Гарфорд Путиловец. Сибирь, 1919 г. Bullock D. Armored Units of the Russian Civil War. Red Army. 2006.

Первые автомобильные части Красной Армии - автоколонны. К концу 1920 г. было сформировано 100 автогрузовых отрядов (АГО) по 20 автомобилей в каждом, а к началу 1921 г. автомобильный парк армии насчитывал 7,5 тыс. автомашин.

В годы Гражданской воины были сформированы первые броневые автомобильные, автотанковые отряды и бронепоезда, сыгравшие важную роль в боевых действиях. Броневые силы (включавшие бронеавтомобили, танки и бронепоезда) становятся родом сухопутных войск. К 1 октября 1920 г. в их составе имелось 103 бронепоезда и бронелетучки, 51 броневой автомобильный отряд, 11 автотанковых отрядов. В Броневые силы РККА входили также десантные отряды пехоты, воздухоплавательные отряды при бронепоездах, команды охраны танков, стационарные ремонтно-технические базы, подвижные мастерские и др. спецчасти. Управление Броневыми силами в оперативном отношении возлагалось на Полевой штаб РВСР, полевые управления фронтов и армий и штабы соединений; в организационно-техническом отношении - на Совет броневых частей (Центробронь, с января 1918 г.), Центральное броневое управление (с августа 1918 г.), Главное броневое управление (с марта 1919 г.), броневой отдел Главного военно-инженерного управления (с октября 1919 г.).

Изотта.jpg

-_Страница_28.jpg

Броневики моделей Изотта-Фраскини и Руссо-Балт на службе РККА, 1919 г. Там же.

В Гражданской войне броневики играли большую роль в ходе боев в городах, в то время как бронепоезда находили широкое применение вне населенных пунктов - расчищая пути при наступлении либо создавая опорные пункты при отходе.

-_Страница_29.jpg

Танк Рено FT-17 "Амурец", 5-й взвод 1-го Амурского тяжелого танкового дивизиона. Благовещенск, 1920 г. Там же.

Операционные линии в Гражданской войне, как правило, строились по линии железных дорог - цепляясь за них как за единственные полноценные коммуникации.

И бронепоезда с успехом многократно применялись красными, белыми, поляками, английскими войсками.

б.1.jpg

б.2.jpg

б.3.jpg

б.4.jpg

б.5.jpg

б.6.jpg

Типы бронепоездов РККА. Там же.

Обычно бронепоезд представлял собой паровоз с тендером и с 1 - 2 вагонами-площадками с установленными на них во вращающихся башнях трехдюймовыми орудиями и пулеметами. Паровоз и площадки были бронированы – но броня была противопульной, защищая лишь от обычных винтовочных пуль. Соответственно они были уязвимы для артиллерийского огня. Ударные бронепоезда были вооружены 4 трехдюймовыми (иногда и 42-линейными) пушками и 16 пулеметами.

1..jpg

Тяжелое орудие бронепоезда «На Москву» Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР). Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.

2.jpg

Схема тяжелого бронепоезда. Шавров А. В. Бронепоезда. Белград, 1927.

Имелись свои броневые части и подразделения и у армий-противников РККА (см., например, Северо-Западная армия Белого Движения ; От Белой Гвардии - к Русской Армии; Вооруженные силы украинских Правительств в 1917 – 1920 гг.: некоторые особенности формирования и организации).

FB_IMG_1703443756884.jpg

Бронепоезд ВСЮР и его команда.

Унифицированный тип польского бронепоезда: бронепаровоз, три броневагона и две небронированных платформы (вооружение: 2 полевых орудия во вращающихся бронированных башнях, 4 станковых пулемета во вращающихся сверху бронированных башнях с круговым обстрелом и 8 станковых пулеметов для бортового обстрела). Команда: орудийный и пулеметный расчеты, техническое и хозяйственное отделения, десантный (штурмовой) взвод (5 офицеров и более 100 рядовых). В конце апреля 1920 г., с началом Киевского наступления, поляки имели на фронте 22 бронепоезда, но во время поражений, вызванных прорывом их фронта 1-й Конной армией С. М. Буденного и корпусом Г. Д. Гая, 11 из них было потеряно.

Гражданская война в принципе исключала появление сплошных фронтов в таком виде, как это было в Первую мировую войну. Методы позиционной борьбы были возможны лишь на отдельных участках - как временное явление на фоне маневренных действий. Маневренная война не могла обойтись без подвижных войск. Ими стали бронечасти, все же являвшиеся вспомогательной силой.

Т.1.jpg

Т.2.jpg

Танки Рено FT и Мк А "Уиппет", 1920 г. Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

Показательной в плане применения бронесил является операция белоэстонцев под Псковом в мае 1919 г. Она была рассчитана не столько на захват города, сколько на окружение и разгром красной эстонской стрелковой дивизии. Красная эстонская дивизия, защищающая подступы к Пскову, успешно отразила атаки белых с фронта, но комдив, начальник штаба дивизии и один из командиров полков оказались предателями. Был разработан план окружения красной эстонской дивизии.

На северном фланге командование 2-го красного эстонского полка, не обращая внимания на измену командования, при поддержке двух батарей удачно отбивает атаку трех белоэстонских бронепоездов. На южном же фланге внезапный удар броневиков и ударников белых удался.

Части красных войск отходят на Псков и на переправы южнее. 2-й полк с батареей, очутившись в полукольце между частями белых, наступающими на Псков, оз. Великим и участком р. Великая, быстро разворачивает фронт на 180°. Батарея открыла огонь по броневикам. Движение белых временно замедлилось, и навстречу им выдвинулся красный бронепоезд.

В это время главные силы красной эстонской дивизии, проведя быстрый и сложный маневр, выходят из окружения через небольшую щель между Псковом и ст. Моглино, двигаясь к переправам южнее Пскова. Вместо разгрома дивизии белоэстонцы должны были довольствоваться одной ротой, захваченной врасплох.

8..jpg

Там же.

7..jpg

Броневик «Атаман Богаевский». Ростов, 1919 г. Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.

Если красные части под Псковом на основе предыдущего боевого опыта были подготовлены к возможным ударным действиям броневых сил противника, то в боях 12 - 15 сентября 1920 г. под Ковелем появление небольшого бронеотряда поляков было полной неожиданностью.

После отхода красных войск за р. Западный Буг между 4-й и 12-й красными армиями образовался разрыв. Поляки, форсировав р. Западный Буг, решают продолжать преследование, захватить внезапным налетом базу 12-й армии (город Ковель) и разгромить правофланговые части и штаб армии комбинированным наступлением 18-й и 7-й пехотных дивизий с фронта, конной группой с фланга и бронеотряда с тыла. Бронеотряд сосредоточился в г. Влодава.

В ночь на 11 сентября отряд форсирует р. Западный Буг и в тот же день, несмотря на плохие дороги, проходит 60 км. 12-го утром отряд продолжает движение, направляясь на Ковель - в тыл красных 58-й и 25-й дивизий и армейского резерва (7-й стрелковой дивизии). Застигнув на марше два красных артиллерийских взвода, бронеотряд успешно провел огневой бой (один взвод, несмотря на то, что успел открыть огонь, потерял орудийные расчеты и запряжки в ходе успешной атаки польских броневиков). В 16 часов отряд врывается в Ковель, сметая на своем пути сопротивление мелких частей, прикрывающих расположенные в городе два штаба дивизий. Управление красными частями на фронте было полностью парализовано.

Одновременно развивается натиск поляков с фронта. Части красных стрелковых дивизий, потеряв ориентировку и связь, отходят за Ковель. В 10 часов 13 сентября 7-я пехотная дивизия поляков вступает в город, закрепляя успех своего бронеотряда.

Успех поляков в этой операции объясняется полной тактической неожиданностью. Бронеотряд, пройдя за 26 часов 140 км и нанеся удар по красным тылам, позволил своему командованию обойтись без обычного тактического прогрызания фронта, на что потребовались бы превосходство в силах и несколько дней серьезных боев.

00032.jpg

Чешский бронепоезд "Орлик". Сибирь, 1919 - 20 гг. Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

бда.jpg

00033.jpg

Бронепоезда Добровольческой армии, 1918 - 1919 гг. Там же.

Особое место в ходе Гражданской войны принадлежало танкам.

3..jpg

Танковый отряд Вооруженных Сил Юга России перед учебной танковой атакой. Таганрог, 1919 г.

4..jpg

Легкий танк Рено FT в составе Русской армии П. Н. Врангеля. Крым, 1920 г. Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.

Во время Первой мировой войны на Русском фронте танки не применялись - и поэтому их появление было полной неожиданностью даже для красноармейцев - бывших солдат. Отдельные тактические успехи белых при применении танков объясняются новизной этого оружия и неожиданностью его применения. Так, танковый батальон армии Н. Н. Юденича, насчитывавший лишь 3 танка, при прорыве позиций красных под Ямбургом, действовал достаточно эффектно, содействуя откату красных частей сразу на 15 км.

10..jpg

Мк V № 9261, вернувшийся из Наступления на Петроград. Эстония, конец октября 1919 г. Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

11..jpg

Тот же танк на иллюстрации.

52..jpg

Танк «Бурый медведь» ударного танкового батальона полковника Хомутова, Северо-Западная армия, 1919 г. Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.

Но маневренность красных фронтов и незначительное количество имеющихся танков не дали ожидавшихся белыми результатов. Тихоходные английские тяжелые и быстроходные французские легкие танки, полученные белыми от союзников, не могли сыграть большой роли в маневренных боях.

41..jpg

Танки на пути следования на фронт. Ст. Лозовая, 1919 г. Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.

42..jpg

Обучение вождению под руководством английского офицера-инструктора. Екатеринодар, 1919 г. там же.

43..jpg

Машины 4-го танкового отряда на пути на фронт, 1919 г. Там же.

12..jpg

Мк V «За Единую Россию» ВСЮР. Ст. Лозовая, 1919 г. Там же.

13..jpg

Мк А Уиппет Кавказской армии ВСЮР, лето 1919 г. Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

14..jpg

Мк V № 9186 «Дерзкий» в присутствии командующего Донской армией ВСЮР генерала В. И. Сидорина, лето 1919 г. Танк – ветеран Похода на Москву, отступления ВСЮР, Наступления Русской армии П. Н. Врангеля в июне 1920 г. (когда получил повреждения) и боев под Каховкой в октябре 1920 г. Уничтожен при приближении красных к Севастополю в ноябре 1920 г. Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.

15..jpg

Мк А Уиппет № А346 движется через Ростов, зима 1919/1920 гг. Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

Тихоходность даже легких танков «Рено», использованных частями Русской армии П. Н. Врангеля, не принесла им успеха даже при преследовании отступающих летом 1920 г. красных войск. Красные, прикрываясь конницей, пулеметными тачанками и артиллерией, легко отрывались от своего противника на крестьянских подводах или даже пешком. Прорвав легкую пулеметно-стрелковую и артиллерийскую завесу красных частей, тихоходные танки белых и поддерживающие их части были не в силах добраться даже до крупных тактических резервов, не говоря уже об оперативных. Красные, опираясь на свою подвижность, уходили из-под удара. После коротких боев танки выходили из строя из-за технических недостатков и лишь загромождали тылы.

51..jpg

50..jpg

Танки в Архангельске. Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.

9..jpg

Мк V № 9085 с английским экипажем в Архангельске, конец лета 1919 г. Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

Показательным тактическим эпизодом является борьба красных с танками Русской армии на Каховском плацдарме.

30 августа 1920 г. 45-я бригада красной 15-й стрелковой дивизии, заняв дер. Натальино, вела наступление на с. Чаплинка. Когда к 19 часам цепи 135-го полка подходили к хут. Масловка, из-за него внезапно выполз танк белых, врезался в стрелковую цепь и начал ее поливать продольным огнем из пулеметов.

Цепь остановилась и залегла. Стрельба из танка не давала особого результата, и залегшие вблизи него красноармейцы, с криком «ура» и ручными гранатами бросились к танку. И танк ушел - не причинив пехоте вреда, но задержал ее наступление на полчаса.

С рассветом 31 августа белые перешли в наступление.

На участок 133-го полка, влево от шоссе Каховка-Перекоп, впереди наступавшей пехоты белых двинулись три танка, а по шоссе - броневик. По танкам немедленно был сосредоточен огонь двух красных легких батарей, причем одна из них была выдвинута к стрелковым цепям - но они успели сделать лишь несколько выстрелов, как были накрыты метким огнем белых тяжелой и легких батарей и вынуждены сняться с позиций.

Танки прошли через цепь 133-го полка, расстреливая пехоту продольным огнем, и заставили полк отойти. Красные попытались выкатить вперед взвод орудий, но так как местность была совершенно открытая, то после первых же выстрелов взвод был засыпан снарядами батареи белых: в одно орудие попал снаряд и его пришлось бросить, а другое поспешно снялось с позиции.

27..jpg

Бой у Каховки, октябрь 1920 г. Противостояние латышских стрелков с танками Русской армии, картина. Bullock D. Armored Units of the Russian Civil War. Red Army. 2006.

С рассветом 2 сентября на участок, занимаемый 45-й бригадой, наступали части 34-й пехотной дивизии белых. Впереди наступающей пехоты двинулись три танка, за ними в 100 - 150 шагах следовали цепи пехоты. По танкам и пехоте был сосредоточен сильный огонь. Белые, дойдя на 500 - 600 шагов до красных позиций, повернули обратно и окопались на расстоянии километра. В этот день они еще два раза пытались атаковать (и опять впереди пехоты двигались танки), но огнем были отброшены.

Танки в течение нескольких часов маневрировали у красных позиций, и командир артиллерийского дивизиона решил сосредоточить огонь своей батареи на одном из танков. Было сделано 150 выстрелов, но в результате танк лишь отошел на 300 - 500 шагов. Так и не удалось подбить ни одного танка - несмотря на то, что они подходили очень близко.

26..jpg

Мк V. Смоленск, лето 1920 г. Там же.

5-го сентября белые попытались вновь захватить Каховский плацдарм.

В двух танковых отрядах было пять танков. Прорвать заграждения красных было решено на участке левее шоссе Каховка-Перекоп.

В три часа утра танки подошли к проволочным заграждениям на участке 134-го полка, проделали в них проходы и прошли через окопы. Вслед за ними двинулся 3-й Корниловский ударный полк, но, встреченный стрелковым огнем, замешкался. Тогда танки начали обстрел красных окопов продольным пулеметным огнем. Огонь с тыла привел в замешательство 134-й полк, и корниловцы двинулись в атаку с криками «ура». 134-й полк, потеряв убитыми часть комсостава, в том числе командира полка, оставил окопы и начал отходить.

Танковые отряды продвинулись вглубь красных позиций на 300 - 400 шагов и начали поливать пулеметным огнем ближайший тыл. Комбриг отдал приказ фронт 133-го полка повернуть на запад и, двигаясь вдоль окопов, атаковать противника, занявшего участок 134-го полка. Со 135-м полком связи не было, но по своей инициативе его командир развернул свою часть фронтом на восток вдоль шоссе Каховка - Перекоп и открыл огонь по красным окопам, занятым белыми.

Цепи корниловцев, уже продвинувшиеся за танками, попали под продольный огонь и побежали обратно. Танковые же отряды в уверенности, что за ними следуют свои пехотинцы, продвинулись еще на 200 - 300 шагов вперед и начали обстреливать балку, где находился штаб бригады и легкая батарея. Под танковым огнем центральная телефонная станция штаба бригады отошла, и связь с частями и штабом дивизии оборвалась. Но танки остались без пехотной поддержки – и это решило судьбу боя.

К комбригу явился один из конных разведчиков по фамилии Ядрович и доложил, что в темноте ему удалось подобраться к одному танку на расстояние 10 - 15 шагов. Он вызвался подвести орудие вплотную к бронированной машине. Благодаря отличному знанию местности и темноте ночи, боец провел орудие с расчетом сбоку к танку на расстояние 100 - 150 шагов. После нескольких выстрелов на танке вспыхнул пожар - снаряд попал в бак с бензином.

Это же орудие в темноте подкатили к другому танку и после нескольких выстрелов также подбили - перебив гусеницу. Остальные танки отошли. В этот момент красные части перешли в контратаку и выбили белых из окопов.

В борьбе против танков Красная армия научилась применять артиллерию и технические заграждения, которые в комбинации с маневром неоднократно приводили к успеху.

В условиях мобильной Гражданской войны серьезный тактический успех белым могли обеспечить только быстроходные танки, превосходящие маневрирующие красные части в скорости. Причем их надо было иметь в больших количествах - но такая возможность у белых отсутствовала.

31..jpg

Танк с русскими офицерами проходит перед генералом Деникиным. Белая Россия. Фотоальбом.

33..jpg

Экипаж английского танка, прорвавшего Царицынские позиции, 1919 г. Там же.

39..jpg

Экипаж и офицеры-инструкторы у Мк А «Уиппет», 1919 г. Там же.

Необходимо остановиться на групповой тактике бронечастей РККА во время Гражданской войны. В ходе последней применение броневых частей во время боевых операций было поставлено очень активно – и часто бронечасти сводились в группы по нескольку бронеединиц в каждой. По составу частей, в них входивших, такие бронегруппы были различны: были группы, составленные лишь бронепоездов, из бронеотрядов, и смешанные – когда в группу входили бронепоезда и бронеотряды. К командованию такими группами привлекался (в большинстве случаев) один из командиров частей, входивших в состав группы. Штаб и связь группы также формировались из состава бронечастей, входивших в группу. Строгие организационные формы отсутствовали.

21..jpg

Остин 3-й серии. Петроград, 1918 г. Bullock D. Armored Units of the Russian Civil War. Red Army. 2006.

25..jpg

Броневики «Сокол»II (Гарфорд), «Враг капитала» и «Стенька Разин» (Остины) 1-го бронеотряда, февраль 1920 г. За действия на польском фронте подразделение было награждено орденом Красного Знамени. Там же.

Техническое состояние броневых частей ограничивало их применение и требовало наличия шоссейной, шоссированной или железной дорог (эти ограничения не относились к танкам). Состояние коммуникаций на ТВД Гражданской войны накладывало существенный отпечаток на действия бронегрупп. Соответственно, в зависимости от специфики местности, проявили себя как однородные, так и смешанные бронегруппы.

29..jpg

Русский Остин «Чуткий». Петроград, 1918 г. Там же.

Так, в ходе Советско-польской войны 1920 г. на участке в районе юго-западней Полоцка, между озерами Святое и Долгое, командованием Красной Армии был намечен прорыв позиций противника - с помощью танков. В этом районе проходили шоссе и железнодорожная линия. На данном участке были сосредоточены: один бронепоезд, один бронеотряд и один танковый отряд.

В день, намеченный для прорыва, с рассветом, бронепоезд открыл огонь по расположению противника - для отвлечения огня и внимания последнего на себя. Потом неожиданно для поляков были двинуты танки - которые прорвали позицию противника. Противник стал поспешно отходить. В это же время для осуществления преследования ринулся по шоссе бронеавтомобильный отряд. В итоге – получилась согласованная картина действий различных видов бронечастей, входивших в бронегруппу.

Броневики ВСЮР:

32..jpg

Броневики Кавказской армии «Зоркий», «Смелый», «Могучий». Белая Россия. Фотоальбом.

34..jpg

Броневик «Россия» во время парада в Харькове, июнь 1919 г. Там же.

44..jpg

Броневик «Сокол». Изготовлен ростовскими рабочими на заводе «Арматура». Там же.

45..jpg

Экипаж броневика «Сокол». Там же.

46..jpg

Броневик «Медведица» Донской армии (бывший «Быстрый», отбитый у красных). Там же.

46.1.jpg

Он же в цвете. Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

69..jpg

Полковник Нилов и команда броневика «Верный». Белая Россия. Фотоальбом.

В ходе отступления частей РККА от Варшавы в сентябре 1920 г. на железнодорожной линии Брест-Литовск - Ковель действовало два бронепоезда, а на шоссе Брест-Литовск - Ковель находился один бронеавтомобильный отряд. Эти части не были объединены единым командованием и действовали каждая сама по себе. В результате, небольшие польские кавалерийские части со стороны Холма и пехота на грузовиках со стороны Брест-Литовска перервали железнодорожную линию и прорвались в Ковель - который был занят.

Красные бронепоезда (Bullock D. Armored Units of the Russian Civil War. Red Army. 2006.):

28..jpg

Бронепоезд № 87 «Интернационал», 1920 г.

22..jpg

Бронепоезд № 36 «Товарищ Ленин».

23..jpg

Бронепоезд № 27 «Шторм». 13-я армия Южного фронта, зима 1919-1920 гг.

24..jpg

Бронепоезд «Коммунист». 10-я армия, Царицын, 1918 – 1919 гг.

В ходе этой операции погибли оба бронепоезда и бронеотряд. Если бы при начальнике дивизии, которая занимала данный участок, находилось единое командование этими бронесилами, и указанные бронечасти были бы подчинены начдиву, то катастрофы могло и не случиться, а Ковель полякам так легко захватить бы не удалось.

Другой эпизод, произошедший в районе Коростеня в октябре 1920 г. привел к гибели бронепоезда (остальные 2 вышли из этого боя с невероятными героическими усилиями).

5..jpg

Бронепоезда под Коростенем.

Здесь противник ударил в самое уязвимое место - в железнодорожный узел, в котором находился штаб дивизии. Штаб дивизии ушел, и бронепоезда были предоставлены сами себе.

53..jpg

Броневик «Россия» Северо-Западной армии в бою под Царским Селом, 1919 г. Белая Россия. Фотоальбом.

Таким образом, действия бронегрупп были эффективны, когда носили постоянный, а не временный характер. И были объединены как единым командованием, так и имели органы постоянного управления (прежде всего орган для разработки оперативных соображений, систематизации разведывательных данных и учета боевых единиц). Важным являлось и обеспечение бронегруппы необходимой связью: телефонной, телеграфной, на автомобилях и мотоциклах. Управление группой было эффективно тогда, когда оно было достаточно мобильно.

Белые бронепоезда:

16..jpg

17..jpg

Белый бронепоезд, вооруженный морским орудием. Север России, 1918-1919 гг. Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

30..jpg

Бронепоезд Донской армии «Генерал Бакланов». Белая Россия. Фотоальбом.

35..jpg

Команда бронепоезда «Генерал Шкуро»после возвращения из разведки, 1919 г. Там же.

36..jpg

Бронепоезд «Офицер» перед отправкой на фронт. Ростов, 1919 г. Там же.

37..jpg

Бронепоезд «Генерал Дроздовский» на вокзале в Ростове, 1919 г. Там же.

38..jpg

Бронепоезд «Единая Россия» готовится к боевому походу, 1919 г. Там же.

47..jpg

Первые герои, вошедшие в Курск, август 1919 г. Командир бронепоезда «Иоанн Калита» полковник А. А. Зеленецкий (крайний справа) и офицеры у бронепоезда. Там же.

48..jpg

Бронепоезд во Владивостоке во время подавления эсеро-большевистского выступления осенью 1919 г. Там же.

49..jpg

Бронепоезд Сибирской армии готовится к боевому выходу. Там же.

Период Гражданской войны в России 1917 - 1922 гг. наложил отпечаток на боевую деятельность бронесил - это касалось прежде всего развития форм их тактического применения. Опыт Гражданской войны оказал существенное влияние на послевоенное развитие бронечастей РККА.

40..jpg

Подвиг генерала Маркова. Захват красного бронепоезда в ходе боя за ст. Медведовская у кол. Гначбау. Там же.

Литература

Шавров А. В. Бронепоезда. Белград, 1927.; Танки и танковые войска. М., 1970; Киреев Н. А. Танковые войска Советской Армии. М., 1974; Тинин А. Л. Из истории создания броневых сил Красной Армии (1917 - 1920 гг.). Военно-исторический журнал. 1974. № 12.; Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.; Олейников А. В. Элитные части РККА в огне Гражданской войны. М., 2016.

18..jpg

Британский легкий бронепоезд, северная Россия, 1918-19 гг. Здесь и ниже - Bullock D., Deraybin A. Armored Units of the Russian Civil War. White and Allied. 2003.

19..jpg

Американский легкий бронепоезд у Медвежьей Горы, май 1919 г.

20..jpg

Чешский бронепоезд «Орлик». Сибирь, 1918 г.

Автор:

3024

Поделиться:

Вернуться назад