1914
Крах австро-германского «блицкрига». Галицийская битва 1914 г. Ч. 1. Расстановка сил и Красникское сражение
О специфике стратегического развертывание вооруженных сил противников в 1914 г. на русско-австрийском фронте мы писали (см. Первый фронт Австро-Венгрии). Отметим, что оперативное планирование боевых действий против Австро-Венгрии русская Ставка формировала, основываясь на агентурных данных о плане развертывания противника в Галиции.
Соответственно, было запланировано концентрическое наступление Юго-Западного фронта двумя группами армий (правый или северный фланг - 4-я и 5-я армии, левый или южный фланг – 3-я и 8-я армии). Наступая по сходящимся направлениям, армии фронта сминали фланги австрийской галицийской группировки, отрезая противника от рек Сан и Днестр, окружали и уничтожали его главные силы. Операции северной (Люблин-Холмская) и южной (Галич-Львовская) групп армий реализовывались автономно, будучи затем связаны Городокской операцией.
Но, вскрыв утечку стратегически важной информации, австро-венгерское Верховное командование изменило план 1912 г. и отнесло развертывание на 100 км западнее – теперь уже австрийские войска нависали над северным флангом Юго-Западного фронта, охватывая своего противника. На этом фланге австрийцы упредили русских в развертывании, создав общее превосходство в силах и средствах.
Пехотный полк австро-венгерской армии выдвигается на фронт. Август 1914 г., Линц.
Особенности оперативного развертывания отражало соотношение сил противников.
Правому флангу Юго-Западного фронта (16 пехотных дивизий 4-й и 5-й армий) противостояли австро-венгерские 1-я и 4-я армии (19,5 пехотных дивизий), армейская группа генерала пехоты И. Фердинанда (3 пехотные дивизии), армейская группа генерала кавалерии Р. Г. фон Куммера (2,5 пехотные дивизии) и германский Силезский ландверный корпус (2 пехотные дивизии) – итого 27 пехотных дивизий. 590 тыс. австро-германцев против 337 тыс. русских, 1250 австро-германских орудий против 1100 русских. Равенство было лишь в кавалерии (к началу операции по 5 дивизий). Предпосылки для операции с решительными целями были австро-германцами сформированы.
На фронт. Август 1914 г., Вена.
Например, русская 5-я армии насчитывала около 147 тыс. человек, а ее противник - австро-венгерские 4-я армия более 200 тыс. и группа Иосифа-Фердинанда около 65 тыс. человек. Состав 4-й армии: 100 тыс. чехов и словаков, 50 тыс. немцев, 40 тыс. венгров и 20 тыс. итальянцев, боснийцев и поляков [Auffenberg-Komarow M. von. Aus Österreich-Ungarns Teilnahme am Weltkriege. Berlin und Wien, 1920. S. 107.]. Фиксируем этот интересный факт потому, что 4-я армия состояла на 50% из славян, что не помешало ей являться одним из лучших оперативных объединений Двуединой империи. Похожая ситуация в соотношении сил - и между русской 4-й и противостоящей ей австро-венгерской 1-й армиями.
Австро-германское командование
Командующий 1-й армией генерал кавалерии В. Данкль.
Командующий 4-й армией генерал пехоты М. фон Ауффенберг.
Генерал пехоты Иосиф Фердинанд.
Генерал кавалерии Р. Г. фон Куммер.
Р. фон Войрш.
На южном фланге складывалась принципиально другая обстановка.
Левый фланг Юго-Западного фронта (22 пехотных дивизии 3-й и 8-й армий – 354 тыс. человек) противостоял австро-венгерским 3-й армии и армейской группе генерала пехоты Г. Кевесса фон Кевессгаза (15 пехотных дивизий, свыше 200 тыс. человек). 450 австрийских орудий против 1150 русских, 7 русских кавалерийских дивизий против 6 австрийских. Развертывание 8-й армии противник проглядел - за что поплатился. Войска последней решали в предстоящей операции на окружение важную задачу [Стратегический очерк войны 1914—1918 гг. Ч. 1. С. 49.]. Армейская конница удачно прикрыла развертывание армии.
Мы видим, если против трех других армий фронта австрийцы развернули 3 свои армии, то противником 8-й армии оказалось более слабое объединение - армейская группа Кевесса Кевессгаза (70 тыс. человек при 148 орудиях). Правда, группа располагала мощной кавалерией (3 дивизии). Выправить ситуацию теоретически позволяла переброска с Балканского фронта 2-й армии (158 тыс. человек при 480 орудиях) [Белой А. Галицийская битва. С. 55]. Но эта армия, перебрасываясь, вводилась в сражение по частям - и переломить обстановку не смогла.
Командующий 3-й армией генерал кавалерии Р. фон Брудерман.
Командующий 2-й армией генерал кавалерии Э. фон Бем-Эрмолли (на фото в центре).
Генерал пехоты Кевесс фон Кевессгаза.
Оперативно-стратегическое планирование австрийцев предполагало разгром правого фланга Юго-Западного фронта (как мы выше увидели, для этого противник создал на севере значительное превосходство в силах) - в том числе пытаясь также реализовать операцию на окружение. На южном фланге австрийцы хотели продержаться, пока их главные силы не разобьют северный фланг русского фронта.
Специфика стратегического развертывания заключалась в том, что значительные объемы войск противников (до 200 тыс. человек для русских и до 265 тыс. человек для австрийцев), прибывая в ходе операции, оказывали заметное влияние на рисунок последней. Качественное оперирование подходившими резервами и умение ориентироваться в быстроменяющейся обстановке встречных боев во многом и определили исход битвы.
Всего австрийцы развернули на фронте: Ярослав - Перемышль - Львов - Станислав - Залещики к 7 августа 1914 г. 3 армии и 3 армейские группы численностью (включая германский корпус) 800 тыс. человек, ожидая значительные подкрепления. До двух третей этих сил находилось между устьем р. Сан и Перемышлем - против сосредотачивающихся между pеками Висла и Буг русских 4-й и 5-й армий.
Галицийская группировка австрийцев имела ценность при совместных действиях с немецким союзником - для реализации концентрического наступления в Польше. Но германцы все свое внимание уделяли лишь Восточной Пруссии, что значительно обесценило плюсы австрийского стратегического развертывания. Если на севере численное преимущество над русскими 4-й и 5-й армиями было для австрийцев несомненно, то на южном фланге австрийское командование имело недостаточные силы, которые не могли стать прочным заслоном, обеспечивающим главную операцию – между Вислой и Бугом. Очень неблагоприятным фактором стало запаздывание сосредоточения перебрасываемой в ходе операции 2-й армии.
Русские 4 армии сосредоточились к 5 августа на фронте Люблин - Холм - Ковель - Луцк - Кременец – Проскуров. Войска Юго-Западного фронта насчитывали 691 тыс. человек. Минусом было отсутствие стратегических резервов, но в их роли выступили запаздывающие соединения (18-й армейский и Гвардейский корпуса).
Русское командование
Главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от артиллерии Н. И. Иванов.
Наименьшее количество войск (4-я и 5-я армии) было между Бугом и Вислой, тогда как основная масса (3-я и 8-я армии) находилась на Ровненском и Проскуровском направлениях, в 100 км уступом назад от северной группы. Как отмечалось выше, развертывание русских армий основывалось на предвзятом предположении о сосредоточении войск противника почти по границе – и это в реальности выводило русские войска не в обход флангов, а на фронт австрийцев. Это обстоятельство усугублялось слабостью сил правого (северного) фланга и тем, что правофланговая (4-я) армия фронта оказалась заметно выдвинута вперед – чем создавалась обстановка для ее локального разгрома. Но 3-я и 8-я армии в составе мощной группировки наносили удар на важнейшем направлении – на Львов и Галич.
Неблагоприятное обстоятельство - просчеты в развертывании правофланговых армий фронта, где, после подхода войск Г. Р. Куммера и Р. фон Войрша, на правобережье Вислы численное превосходство противника достигало 7 пехотных дивизий. Но южная группа армий давало русским превосходство над противником в 8 пехотных дивизий – достаточное, чтобы гарантировать успешный удар по австрийским 3-й армии и группе Кевесса Кевессгаза.
Командующий 5-й армией генерал от кавалерии П. А. Плеве.
Командующий 4-й армией генерал от инфантерии А. Е. фон Зальца. Отстранен от командования 12 августа 1914 г.
Командующий 4-й армией генерал от инфантерии А. Е. Эверт (фактически – с 12. 08. 1914 г., юридически – с 22. 08. 1914 г.).
С учетом наибольшего приложения усилий русскими и австрийцами на противоположных флангах своих группировок, Галицийская битва представляет собой «маятник» - своеобразное соревнование, в основе которого было то, чей более сильный фланг раньше успеет разгромить противостоящего ему более слабого противника.
Галицийская битва (05. 08. – 13. 09. 1914 г.) начиналась как встречная операция. Русские 4-я и 5-я армии наступали на Перемышль и Львов, 3-я и 8-я армии - на Львов, с расчетом охватить фланги противника и разгромить его в районе Львова. Австро-венгерские 1-я и 4-я армии наступали на Люблин.
Командующий 3-й армией генерал от инфантерии Н. В. Рузский.
Командующий 8-й армией генерал от кавалерии А. А. Брусилов.
Русская 4-я армия начала наступать на Перемышль. Австрийская авиационная разведка сразу же вскрыла действия оперативного объединения.
10-го августа 14-я кавдивизия при поддержке 72-го пехотного полка и дивизиона 18-й артбригады опрокинула 7-ю кавалерийскую дивизию противника с потерей австрийцами 160 человек [Головин Н. Н. Из истории кампании 1914 г. на Русском фронте. Галицийская битва. Первый период. С. 174.].
Австро-венгерская пехота на марше.
Австро-венгерские уланы.
Австро-венгерский обоз.
10 августа русская 5-я армия пришла также в движение - продвигаясь на Мосциску - Львов, оказывая содействие 4-й армии.
Но в трехдневном (10 - 12 августа) встречном сражении у Красника 3 корпуса 4-й армии потерпели поражения и были австрийцами отброшены к Люблину. Так, 10-го августа был серьезно потрепан правофланговый 14-й армейский корпус [178-й пехотный полк 45-й дивизии потерял за день 800-900 человек, включая батальонного и 4 ротных командиров убитыми, 4 ротных командиров ранеными; 180-й пехотный полк потерял до 1500 человек. Головин Н. Н. Там же. С. 155.], а в образовавшийся 25-километровый разрыв проникли 5-я, 12-я и 46-я пехотные, 3-я кавалерийская дивизии и 101-я ландшурменная бригада врага. Австрийцы захватили более 1 тыс. пленных [Головин Н. Н. Там же. С. 157]. Большие потери несли и австрийцы - например, 76-й пехотный полк 11 августа потерял до половины личного состава.
город Люблин, 1914 год.
Крупных резервов 4-я армия не имела. На следующий день, 11-го августа неудача настигла 16-й армейский корпус: 3 полка 41-й дивизии в ходе тяжелого боя потеряли до 4400 человек – треть состава [Белой А. Галицийская битва. С. 82]. За этот день боя с 4-й армией австрийцы сообщили о захвате более 20 орудий и нескольких тысяч пленных [Головин Н. Н. Галицийская битва. Там же. С. 168]. Главные причины неудач 4-й армии - отсутствие единства при осуществлении маневра и проблемы со связью (1-м выводом стала замена командарма).
Русские пехотинцы на марше.
К концу 12-го августа 4-я армия закрепилась в 20 - 45 км западнее, южнее и юго-восточнее Люблина. Командование фронтом перебрасывало подкрепления - прежде всего 3-й Кавказский армейский корпус.
Австрийцы преувеличили значение победы у Красника: являясь сильнее русских, имея более качественную группировку войск и возможность своими 1-й и 4-й армиями зажать русскую 4-ю армию в клещи, - упустили этот шанс. Да и тактическая победа не была использована - правый фланг армии В. Данкля начал перебрасываться на Красноставское направление. Ему следовало встретить движущиеся на помощь 4-й армии войска 5-й армии П. А. Плеве. В то же время последующие попытки австро-венгерской 1-й армии наступать на г. Люблин были отбиты в ходе контрударов подошедших резервов.
Боевые действия 13 - 14 августа были для русских тяжелыми - 16-й армейский и Гренадерский корпуса вновь были вынуждены отойти на переход (5-й и 10-й австрийские корпуса захватили до 2 тыс. пленных).
Галиция. Привал (фото шт.-кап. Корсакова).
Несколько благоприятнее сложилась обстановка на фронте русского 14-го армейского корпуса. С 15-го августа 4-я армия пыталась наступать, и 14-й корпус штыковыми контратаками отбросил австрийцев, захватив до 900 пленных и 3 орудия [Белой А. Указ. Соч. С. 94.]. 16-му и Гренадерскому корпусам удалось удержаться, а прибытие свежих войск (прежде всего - 18-го армейского корпуса) стало предпосылкой будущих активных действий.
И вплоть до перехода армий северного фланга в общее наступление в ходе 2-го этапа Галицийской битвы, 4-я армия сражалась с группой Р. Г. Куммера и 5-м и 10-м корпусами противника. Так, в боях 17 - 18 августа потерпела поражение группа Куммера (у Ополе была разбита 95-я ландштурменная дивизия, потерявшая более 1 тыс. человек пленными, а также 3 орудия и 10 пулеметов). Австрийская 24-я дивизия, прорвавшаяся на Травники, была остановлена.
Красникское и Томашевское сражения. Даты – по новому стилю.
Подкрепления нарастили состав 4-й армии на 5 пехотных дивизий – и теперь она располагала до 14 пехотных и 3,5 кавалерийскими дивизиями. Было создано превосходство над противником - армией В. Данкля (австрийская армия хоть и увеличила состав на 2,5 дивизии, но низкого (ладштурменные части) качества). И наоборот, смена командования 4-й армии (командармом стал А. Е. Эверт) и подход кавказцев и гвардейцев значительно подняли боевой дух русского оперативного объединения [Там же. С. 102].
Одновременно развивались события на фронте другой армии правого фланга фронта – 5-й. Вследствие поражения соседа под Красником командование фронтом приказало 5-й армии осуществить резкий поворот на запад - помогая левому флангу 4-й армии. 5-я армия оказалась вынуждена выполнять 2 противоположные задачи: двигаясь на запад, содействовать 4-й армии, и наступая юг, прикрывать правый фланг 3-й армии.
В итоге армия П. А. Плеве подошла к полю боя двумя группами корпусов (25 - 19 и 5 – 17) и по фронту растянутой более чем на 100 км. Группы оказались отделены друг от друга значительными интервалом - до перехода. Левый фланг оперативного объединения открывался (его обеспечивала 3-я армия, но она пока была южнее). И армия П. А. Плеве попала под фланговый удар с юга – наносившийся армией М. Ауффенберга.
Продолжение следует
Автор: Олейников Алексей Владимирович