1914

Переговоры

23 декабря 2022 г.

Переговоры важны не только в дипломатическом искусстве, но и в военном деле. Яркой иллюстрацией этому является эпизод, произошедший в ходе уличного боя сибирских стрелков в Восточной Пруссии 29 октября 1914 г.

018.jpg

В преддверии Лодзинской операции 1914 г. 1-й Туркестанский армейский корпус действовал на территории Восточной Пруссии. Русские войска начали подготовку к наступлению – части 11-й Сибирской стрелковой дивизии, входившей в состав корпуса, с 28-го октября завязали бои у г. Сольдау.

011.jpg

В 2 километрах от города, за рекой, находилась большая деревня Куркау. Она была сильно укре­плена противником и находилась на пути наступления сибиряков. В ночь на 29-е октября 43-му Сибирскому стрелковому полку было приказано ее взять.

Успешный уличный бой.

В 3 часа ночи 1-й батальон полка, под командованием подполковника Б. И. Толвинского, выдвинулся к деревне. Роты шли так тихо, что противник обнаружил их лишь в 250 - 300 шагах от своих окопов, которые находились перед деревней. Германские полевые караулы, столкнувшись с русскими дозорами, открыли беспорядочный огонь и быстро отступили к деревне. Через несколько минут сибирские стрелки были уже в 150 шагах от деревни - и противник открыл по ним из окопов сильный огонь. Роты залегли и открыли ответный беглый огонь – целясь по вспышкам немецких выстрелов. Через 5 минут прозвучала громкая команда батальонного коман­дира - «вперед!», раздались свистки ротных командиров, прекращавших стрельбу, и вся масса стрелков, воодушевленная при­мером офицеров, ринулась в атаку с громовым криком «ура». Психологический эффект от этой ночной атаки был настолько значителен, что немцы, занимавшие сильную и заблаговременно укрепленную позицию, состоявшую из нескольких линий окопов, не продержались и четверти часа. Выбитые дружным штыковым ударом, они бежали - частично через мост к городу, но, в основном, в деревню, где и засели в домах и сараях.

На плечах противника стрелковые роты ворвались в деревню – на улицах и в домах завязался упорный бой. Германская пехота оказывала упорное сопротивление: почти из каждого дома был открыт убийственный, хотя и беспорядочный, огонь. А при при­ближении русских солдат к домам немцы забрасывали их ручными гранатами. Но сибиряков это остановить не могло - при несмолкаемом «ура», при помощи штыков и ручных гранат, они дружно выбивали засевшего в деревне противника. Каждая хата, каждый двор и сарай скрывали по 2 - 3, а иногда и несколько десятков человек. Большим преимуществом русских стрелков в этом бою было то обстоятельство, что группы германцев действовали разрозненно, без общего руководства, и не могли оказать организованного сопротивления. Они храбро, но изолированно, защищались, и одна за другой гибли под натиском русских бойцов, направляемых опытной рукой. Русские стрелки действовали организованно, в составе рот и полурот, во главе с офицерами.

0_Страница_18.jpg

В ночном хаосе, среди стрельбы и грохота рвущихся гранат, в схватках у отдельных домов и сараев, на всем пространстве громадной, в 50 с лишним дворов, деревни, русским подразделениям было очень легко разбрестись и перемешаться. В данной ситуации сказалась прекрасная боевая подготовка 43-го полка, отличная внутренняя дисциплина части и влияние хладнокровной личности доблестного полкового командира полков­ника А. А. Березина, лично руководившего боем (менее чем через месяц полковник погибнет смертью храбрых все под тем же г. Сольдау и посмертно будет награжден мечами к ордену Святого Владимира 3-й степени).

Березин.jpg

А. А. Березин

Каждая русская рота знала свою задачу и свое место в маневре полка.

2-я рота, наступавшая на левом фланге, должна была занять южную часть деревни. В начавшейся штыковой схватке подразделение, несмотря на темноту и сопротивление противника, быстро выполнило боевую задачу. Одна полурота под командованием подпоручика Никольского энергично выбивала и уничтожала немцев в домах и сараях южной части деревни, а вторая полурота преследовала немцев, отступавших из окопов к западу от деревни - к реке.

3-я рота под командованием капитана Савицкого пре­следовала противника вдоль Куркау, очищая среднюю часть деревни, а 1-я рота во главе с капитаном Вознесенским действовала в северной окраине деревни, где германцы оказывали наиболее сильное сопротивление. Постепенно оборона противника ослабевала, и все большее количество немцев сдавалось в плен. Так, в северной части деревни в одном из домов сдались сразу 2 офицера - растерянные, выпустившие из рук нити управления своими подчиненными.

Сибиряки.jpg

Стрелковая дипломатия.

В это время и произошел примечательный эпизод.

Стрелки 1-й роты, ворвавшись в один из домов, обнаружили германского майора с несколькими десятками солдат. Майор через переводчика потребовал к себе старшего русского командира. Но раз­говор с подошедшим капитаном Н. С. Вознесенским был очень краток.

- Сколько вас? - спросил германский майор.

- Один батальон, - был чистосердечный ответ русского офицера.

- О, нас гораздо больше, - возразил немец. Вы должны сдаться- иначе будете все уничтожены.

- Излишние разговоры, - отвечал русский капитан, - вы сами сдадитесь, причем, без всяких условий.

Майор схватился за саблю, а его солдаты за винтовки. Но было поздно: метким выстрелом стрелка Пичугина, стоявшего сзади капитана Вознесенского, майор был убит, в то время как находившийся рядом с последним германский солдат упал от пули Вознесенского. В начавшейся схватке штыками были переколоты остальные немцы, успевшие ранить нескольких стрелков.

Деревня Куркау была взята, а остатки германской части бежали настолько быстро, что не успели разрушить мост через реку (и он пригодился для дальнейшего наступления).

В то время как резервная рота собирала пленных и трофеи, главные силы батальона были уже впереди. Они готовились к новой, более трудной и серьезной задаче: за рекой и болотами виднелся г. Сольдау, занятый крупными силами противника.

Авангардный бой за Куркау имел важное тактическое значение. Быстрым и решительным ударом сибирским стрелкам уда­лось выбить из укрепленного населенного пункта значительно превосходящего в силах противника, причем с большими для него потерями. Германцы потеряли до 200 человек пленными и значительно большее количество людей убитыми и ранеными. Русские потери - 1 офицер ранен, 8 стрелков убито и 18 ранено.

012.jpg

Этот бой – яркий пример того результата, которого может добиться отличная часть во главе с опытным командиром. Причем - в тактически одном из наиболее сложных видов боя: ночном уличном бою.

Автор:

1363

Поделиться:

Вернуться назад