1914

Воздушная битва Великой войны. Ч. II. В небе 1914-го года

2 ноября 2022 г.

В предыдущей статье (Воздушная битва Первой мировой. Ч. I. В небе над Восточной Пруссией) мы в самых общих чертах посмотрели на действия авиации 2-й армии Северо-Западного фронта в августе 1914 г.

1.jpg

А как действовала авиация 1-й армии, да и вообще в целом авиация в кампании 1914 г. на Русском фронте Первой мировой войны? Взглянем на это хотя бы в целом, остановившись и на некоторых особенностях применения воздушных сил в этой кампании.

2.jpg

Инструкции для авиаторов

Начиная с момента объявления мобилизации и до перехода 1-й армией границы Восточной Пруссии, лишь дважды в сводках сведений о противнике, выпущенных штабом оперативного объединения, имеются данные по проведению германцами воздушной разведки.

Так, сводка № 10 от 30 июля 1914 г. содержала информацию о том, что над озером Амальва (Сувалкская губерния России) в направлении на восток пролетел германский аэроплан. А сводка № 12 от 1-го августа зафиксировала, что в 12 верстах западнее Симно (тот же район) сбит германский аэроплан, а летчики - офицеры при падении машины погибли.

К последней сводке был приложен перевод секретной германской инструкции об отличительных знаках на германских воздухоплавательных аппаратах. Вероятно, она была захвачена на погибших летчиках. В ней сказано, что для идентификации немецких воздухоплавательных аппаратов от вражеских и для того чтобы защитить их от обстрела своими войсками, после объявления мобилизации вводятся следующие нормы: германские воздушные корабли имеют на переднем конце соответствующие надписи (аббревиатуры), а аэропланы несут на поверхностях крыльев и на боковом руле сзади машины черные кресты. Кроме того, для идентификации перед своими войсками в темное время суток, при неблагоприятной погоде и действиях на значительной высоте, вводились световые сигналы, которые должны подаваться через определенные временные промежутки. Вблизи аппарата будут видны 1 - 2 светящихся шара, каждый из которых через нескольких мгновений распадется на 10 - 15 ярко светящихся белых звезд, видимых при падении в течение некоторого времени. Отмечалось, что следует обращать внимание на количество таких звезд, ибо французы пользуются «одной светящейся звездой» для сигнализации.

3.jpg

Русские авиаторы аналогичных четких инструкций на тот момент не имели. И когда над войсками начали появляться не только германские, но и свои летательные аппараты, были отданы и спешно разосланы в части указания, сводящиеся к установлению трехцветного (национальных цветов) круга на крыльях самолета, а также распоряжение - аэропланам снижаться над своими войсками, а последним не открывать огня по своим аппаратам. Но, было уже поздно. Не только запасные солдаты, из которых многие никогда до сих пор не видели летательных аппаратов, но и командиры отдельных частей оказались совершенно не подготовлены к встрече с этим новым явлением войны.

Огонь с земли - по противнику и по своим

Так, мы убедились в этом, работая с фондом одного из полков Астраханского казачьего войска. Запись в журнале военных действий содержала следующую формулировку: «над окопом пролетел аэроплан; наш или германский не разобрали; на всякий случай – обстреляли».

Можно привести и другие примеры. Так, после «самсоновской катастрофы», П. Гинденбург, планируя Первое сражение у Мазурских озер, к концу десятых чисел августа 1914 г. начал сосредоточение своих сил против 1-й армии П. Г. К. Ренненкампфа. В этот период последнему была подчинена Гродненская крепость. И мы нашли упоминание о следующем эпизоде. Из крепости на фронт были вызваны бригада 76-й пехотной дивизии, тяжелая артиллерия и крепостной авиационный отряд. И когда последний в составе пяти самолетов пролетал над расположением недавно прибывшей на ТВД 72-й пехотной дивизии (укомплектованной «рязанскими»), командир одного из полков дивизии приказал открыть огонь по аэропланам - что полк охотно и в полном составе выполнил. Летчики, подвергшиеся такому жуткому обстрелу из 4 тысяч стволов, помня вышеупомянутый приказ и, в свою очередь, полагая, что их приняли за германцев, начали снижаться над полком. Теперь уже в рядах рязанцев началась своеобразная паника, сопровождаемая выпуском всего имеющегося наличного запаса патронов. Летчики решили спуститься и голосом попробовать успокоить стрелявших. Не тут - то было. В итоге - свой авиационный отряд оказался расстрелян на земле.

Другой случай, не трагический, а комический произошел, как отмечает источник, в декабре 1914 г. - на походе, при отводе остатков 26-й пехотной дивизии, выведенных, после жестоких потерь в боях у фольварков Могелы, Гумин и Воля Шидловская, в армейский резерв (для пополнения). И. д. начальника штаба дивизии полковник Е. А. Менчуков выехал рысью вперед, обгоняя голову колонны, и в этот момент показался гудящий высоко в небе германский Таубе, нагонявший колонну.

1179.jpg

Е. А. Меньчуков

Полковник вспоминал: «оглядываюсь и вижу - вся колонна залегла в канавах по сторонам дороги и выпускает патроны в небо, явно без всякой надежды на поражение высоко летящего вражеского самолета. Поворачиваю коня и мчусь полевым галопом обратно в середину залегшей колонны с криком: «какой дурак приказал стрелять? Прекратить огонь». В это время из канавы вылезает временно командовавший дивизией бригадный генерал Т. с винтовкой в руках и, подойдя ко мне, говорит: «Вы бы полегче выражались, это я приказал стрелять».

6.jpg

В итоге, довольно удачное сбивание войсками своих же низко летавших самолетов вызвало ряд приказов П. Г. К. Ренненкампфа по 1-й армии, которыми, в конце концов, вообще запрещалось открывать огонь по самолетам.

4.jpg

О дирижаблях

Если германская авиация над Восточной Пруссией в августе 1914 г. запомнилась очевидцам слабовато, то этого не скажешь о германских воздушных кораблях – «Цеппелинах».

Германский Цеппелин над Варшавой.jpg

«Цеппелин» над Варшавой

Е. А. Менчуков вспоминал: «Впервые о том, что несет с собою «Цеппелин» мы узнали 23/10 августа. В ночь на 23/10 августа бомба с "Цеппелина" попала в бивак 110-го пехотного Камского полка и вывела из строя убитыми и ранеными сразу 17 человек. Другой раз «Цеппелин», в одном из своих ночных налетов на место расположения штаба 1-й армии в г. Инстербурге, сбросил несколько легких бомб в стоящий на восточной окраине города артиллерийский парк. Попадания пришлись в коновязь. На утро на коновязи можно было видеть 30 убитых лошадей с развороченными внутренностями».

Один из приказов отряду охраны штаба 1-й армии в этот период предписывал принимать особые меры для борьбы с «Цеппелинами», которые ночью или на рассвете бомбят ночлеги русских войск. Частям, несущим службу охранения, предписывалось открывать по воздушному кораблю стрелковый и артиллерийский огонь. Батарея (или дежурная часть последней) должна была иметь орудия направленными в разные стороны с врытыми в землю (в ямы) хоботами и поднятыми дулами (насколько это возможно). Приказывалось при приближении воздушного корабля немедленно тушить все огни, и (по возможности) на биваках открыто не располагаться.

Ночную стрельбу вверх по воздушному кораблю должны были вести не только охранный отряд и все чины штаба, но и проходящие части.

Была обещана и денежная награда за сбитие «Цеппелина». В итоге, во время одного из ночных визитов германского дирижабля в Инстербурге на улице был замечен стрелявший… из револьвера по «Цеппелину» чиновник армейского управления.

Однако, несмотря на все это, ни один из кораблей в Восточной Пруссии над Инстербургом подбит не был. С другой стороны, и «Цеппеллины» не причинили штабу армии никакого вреда. А между тем перед войной в составе войск Виленского военного округа числились 4-я, 5-я и 9-я воздухоплавательные роты. В последней, находившейся в г. Лида, имелись свои воздушные корабли и, в частности, дирижабль «Астра», полученный летом 1913 года. Е. А. Менчуков пишет: «Мне удалось подняться на нем 31/18 августа того же года, причем он обратил на себя внимание крайней медленностью полета и тем, что ни за что не брал высоты. Ясно было, что для военных целей он окажется непригодным». Но, как бы то ни было, именно этому дирижаблю довелось отличиться в годы войны, нанеся в мае 1915 г. удачный бомбовый удар по станции Лык.

Дирижабль_Астра.jpg

Дирижабль «Астра»

Авиация в Восточной Пруссии

Самолеты, бывшие невысокого качества и в ограниченном количестве, применялись, преимущественно, в разведывательных целях. Часто выходили из строя. Например, в том что после успешного сражения 1-й армии под Гумбиненом 7-го августа, соприкосновение с быстро отошедшим противником было утрачено, виноваты как армейская конница, так и армейские авиасилы.

1 сентября 1914 г. одно из донесений со ст. Козлова Руда (под Ковно) сообщало, возле одной из деревень опустился русский летчик, у которого «испорчен аэроплан № 4», который будет разобран и доставлен на станцию.

Гораздо больше влияния авиация оказала на ход боевых действий во 2-й армии (мы писали об этом в предыдущей статье).

Вспомним о вехах активности ее авиации и авиации противника. Так, с самого начала наступления корпусов самсоновской армии «неприятельские летчики неотступно следовали за войсками».

2-я армия и ее соединения также не были лишены содействия авиации. К 10-му августа командир 1-го корпуса получил сведение от летчиков, что у города Гильгенбурга замечены два больших бивака, не менее чем на дивизию каждый. А 12-го августа штаб 2-й армии получил следующее донесение от летчика Витковского: «8 час. утра из Алленштейна к югу двигались по двум шоссе две колонны противника с артиллерией, силою бригада каждая». 13-го августа летчики сообщали, что в г. Алленштейн вступили 2 неприятельские колонны; однако, несмотря даже на то, что при входе в город частей 13-го армейского корпуса из домов стреляли, информации не придали значения и город осмотрен не был. Присутствовали и эпизоды неудачных действий. Так, авиация приняла за свой 6-й корпус у Вартенбурга (восточнее Алленштейна) хвосты двух колонн - это были части германского 1-го резервного корпуса. Посланный для проверки этих сведений другой летчик с задания не вернулся. А 14-го августа командир 15-го корпуса получил от летчиков донесение о том, что противник западнее д. Мюлен отходит (что потом не подтвердилось). На рассвете 15-го августа 13-й корпус, выступая на помощь 15-му корпусу, по-прежнему ничего не знал о своем соседе справа, хотя и прибег к помощи авиации. Он сообщал в это время в штаб армии: «не мог найти VI корпус ни летчиками, ни искровой станцией...».

7.jpg

В небе над Польшей

В тревожные дни окружения Лодзи германцами в ноябре 1914 г. известны факты установления окруженными частями связи с войсками, шедшими на выручку извне, при помощи авиации. Так, 8 ноября «в районе Ловичского отряда спустился летчик с донесением от начальника штаба I Сибирского корпуса» с просьбой направить атаку войск 1-й армии в промежуток Згерж, Брезины - в тыл обошедшего противника. Прибывший в те же дни на автомобиле кружным путем офицер Генерального штаба 2-й армии, установив связь, перелетел обратно в Лодзь на самолете.

Германская авиация также отличилась в ходе этой операции – доставляя ценные сведения своему командованию. Так, 1-го ноября германский 11-й армейский корпус наступал на разведанную летчиками линию д. д. Хелмно, Грабина, Држевице, на которой оборонялась русская 3-я гвардейская пехотная дивизия. 2-го ноября летчики обнаружили движение русской колонны от д. Вартковице к п. Ленчица. А 8-го ноября, когда стало развиваться наступление на Лодзь - Брезины Ловичского отряда русской 1-й армии, германские летчики сообщили, что «от Бовича надвигаются новые сильные русские подкрепления; поезда, стоявшие под парами на железнодорожной станции Лович, указывали на прибытие новых русских эшелонов»; «одна растянувшаяся на 3 км в длину неприятельская колонна, шедшая со стороны Скерневицы, в 11 часов утра достигла Ежова». Это соответствовало действительности.

11-го ноября воздушная разведка германского 11-го корпуса «установила сосредоточение крупных сил в районе Ласк - Яновице и наступление двух колонн неприятеля против правого фланга 38-й дивизии». Здесь действительно действовал активно русский 19-й армейский корпус. В тот же день летчик доставил германскому командованию важное сведение «об удачном прорыве армейской группы Шеффера», которая действительно 11-го числа прорвала фронт 6-й Сибирской стрелковой дивизии и захватила у нее в тылу Брезины. Кроме того, летчиком было обнаружено оживленное движение поездов на перегоне Скерневицы - Варшава. Как раз в это время через Варшаву в Скерневицы перевозилась 67-я пехотная дивизия.

14-го ноября от воздушной разведки германцы узнали «о наступлении от Варшавы новых войск, деятельное железнодорожное движение в направлении на Лович наводило на мысль о перевозке новых подкреплений». Это наблюдение совпадает по времени с прибытием в 1-ю армию 3-й сибирской стрелковой дивизии.

В дополнение к этим сведениям от своих летчиков, германцы (по словам К. Вульфена) в дни успешного развития своего обходного маневра у Лодзи получили и важные сведения о подтягивании русскими сил с юга (из 5-й армии) - почерпнутые из «бумаг, найденных ими у взятого в плен под Тушином русского летчика».

Впрочем, через несколько дней германских авиаторов ждало аналогичное фиаско: 17-го ноября в 1-й армии был подбит германский самолет, и на летчике нашли приказ германскому 1-му резервному корпусу о назначенном наступлении на Беляву - Соботу - Лович.

С ноября 1914 г. германская авиация освоила новый вид деятельности: ежедневно германские аэропланы стали бросать бомбы в Сохачев, где находились ставка русской 1-й армии. Однако существенного вреда эта бомбардировка не нанесла.

таубе.jpg

С января 1915 г. деятельность авиации наращивается, тогда как полеты германских дирижаблей затухают.

Дневник Е. А. Менчукова от 7-го января, во время стоянки на позициях по р. Бзуре, содержит следующие строки: «все время летают над нами аэропланы немцев; подымался и аэростат».

Между прочим, во время Второй Августовской операции в январе - феврале 1915 г. действия авиации были парализованы густым туманом (особенно над Гродно и долиной Бобра) и сильным штормовым ветром при обильных осадках (в т. ч. проливном дожде).

1160864.jpg

Продолжение следует

Статьи из этой серии

Воздушная битва Первой мировой. Ч. I. В небе над Восточной Пруссией

Автор:

1651

Поделиться:

Вернуться назад