Воздушная битва Первой мировой. Ч. I. В небе над Восточной Пруссией

1914

Воздушная битва Первой мировой. Ч. I. В небе над Восточной Пруссией

22 октября 2022 г.

Мы начинаем серию статей, предметом которой будет не полное рассмотрение состояния и действий российской военной авиации в Первой мировой войне, а наиболее интересные, на наш взгляд, моменты применения воздушных сил.

ввок4-война в воздухе.jpg

"Война в воздухе". Великая война в образах и картинах. Вып.4.

Но вначале охарактеризуем специфику применения и тактику действий русской авиации.

Становление нового рода оружия

В самом начале противостояния технические возможности самолетов и авиационного вооружения существенно ограничивали боевые возможности авиации. На Русском фронте в начале войны авиация применялась в основном для разведки и корректировки артиллерийского огня.

Но уже через 2 года авиация решает самый широкий спектр боевых задач.

Наставление по применению авиации на войне (Киев, 1916.) называло следующие ее функции: 1) разведка, наблюдение и аэрофотосъемка; 2) помощь артиллерии; 3) борьба с авиацией противника; 4) действия по наземным целям; 4) связь; 5) специальные поручения.

0011.jpg

Так, воздушная разведка особенно большое влияние на исход наземных операций оказала при подготовке к Наступлению Юго-Западного фронта 1916 г. Разведывательная авиация использовалась централизованно, что, в частности, позволило впервые в истории русской авиации провести аэрофотосъемку укрепленных позиций врага на фронте в несколько сотен километров (на значительную глубину), обеспечив войска фотопланами (последними был обеспечен офицерский состав наступающих вплоть до командиров рот).

ВВОК1.jpg

Во время наступления авиаразведка обеспечила наблюдение как за полем боя, так и за оперативным тылом и маневрированием противника. Так, именно она сообщила о подготовке контрудара германских войск во фланг 8-й армии.

Проявила себя операция и в борьбе с неземными целями.

Так, 19 - 20 июля 1915 г. 31-й корпусной авиаотряд нанес первый в истории русской авиации штурмовой удар, выпустив 3 тыс. патронов и сбросив до 250 пудов бомб - и решив задачи оперативно-стратегической важности. Причем была решена комплексная, разведывательно – штурмовая задача: 1) командование фронта было вовремя предупреждено (с приложением фотоснимков) о движении на фронте 3-й армии ударной группы противника и 2) в вышеуказанные дни, содействуя 3-й армии при нанесении контрудара по наступавшему у Влодавы противнику, авиаотряд сорвал наступление германцев, понесших на переправах через Западный Буг большие потери, прекративших форсирование и перешедших к обороне.

Эффективно поддерживала наступающих авиация и в ходе Наступления Юго-Западного фронта 1916 г. - бомбовые удары наносились по резервам и огневым позициям артиллерии. Группы численностью до 20-ти самолетов на луцком направлении бомбили вражеские аэродромы.

0_Страница_152.jpg

Германские противоаэропланные орудия в ожидании воздушного врага

В ходе этой кампании активно велась борьба в воздухе – и для обеспечения господства на важнейших боевых участках армиям Юго-Западного фронта придавались, объединялись и применялись массировано истребительные авиаотряды.

Армейские истребительные отряды, обеспечивая действия корректировщиков и разведчиков, успешно боролись с немецкими истребителями. Последние, пользуясь превосходством в скорости, как правило спасались от атак русских самолетов бегством. Стоит отметить, что борьба за господство в воздухе на австро-германском фронте, активно развернувшись весной 1916 г., обострилась летом. Германское командование, противодействуя успешному наступлению Юго-Западного фронта, перебросило на Русский фронт значительные силы авиации. Немцы стремились добиться господства в воздухе – в частности, перебросив из-под Вердена под Ковель отборные истребительные подразделения, вооруженные быстроходными новейшими истребителями. Качественное превосходство, а также подавляющее численное превосходство противника значительно усложнили обстановку для русской авиации.

1 (1).jpg

Но в июле - августе 1916 г. приступили к активной боевой работе 12 русских истребительных авиаотрядов. Также появилась специальная истребительная авиагруппа фронта – 1-я Боевая истребительная авиагруппа (БАГ), включавшая 2-й, 4-й и 19-й корпусные авиаотряды. В группу включались пилоты, имевшие опыт борьбы в воздухе. Завоевывая под Луцком господство в воздухе, летчики группы до середины августа провели 14 воздушных боев, в которых (без потерь) сбили один и повредили несколько вражеских самолетов. А когда 13 сентября 1916 г. 16 австрийских бипланов вновь попытались прорваться к Луцку, они были встречены 8 экипажами 1-й БАГ. Несмотря на двойное численное превосходство, после ожесточенного боя, австрийцы были рассеяны и ретировались.

1 (2).jpg

Группа со своей задачей справилась успешно.

Как отметил инспектор авиации фронта, лихие действия авиагруппы заставили врага забыть о Луцке [Куликов В. Начало пути: истребительная авиация России в Первой мировой войне // Авиамастер. - 2002. - № 4. - С. 12.].

Лишь за сентябрь 1916 г. летчики 1-й БАГ, совершив 88 боевых вылетов продолжительностью свыше 150 часов, провели более 40 воздушных боев - и сбили 3 вражеских самолета, серьезно повредив еще несколько. Русские потери - 1 самолет.

1 (3).jpg

Таким образом, путем массированного применения истребительной авиации на важнейшем участке фронта впервые было завоевано господство в воздухе.

То что русские летчики противостояли многократно превосходящему противнику – было не исключением, а правилом. Так, во время Моонзундской операции 1917 г. германская авиагруппировка в составе 102 самолетов противостояла лишь 36 русским машинам. Ситуация усугублялась тем, что русским пилотам приходилось действовать в тяжелой не только тактической, но и организационной, а также морально-психологической обстановке развала армии. Тем не менее, они достойно противостояли более сильному врагу. Потеряв 10 самолетов (которые почти все были либо уничтожены перед приближением врага, либо захвачены немецкими десантниками), они сбили в воздушных боях 5 германских машин.

1 (4).jpg

Из разведывательного средства армии (начало войны) авиация превращается в род войск. Появляются различные виды авиации (разведывательная, истребительная и бомбардировочная). Хоть специальный тип самолета-штурмовика в ходе войны создан не был, для штурмовых действий использовали существующие типы самолетов. Авиация играла большую роль во время подготовки прорыва позиционной обороны, в корректировании стрельбы артиллерии, бомбила войска, штабы и базы снабжения противника.

1 (5).jpg

Теперь, после общего обзора, посмотрим как действовала русская авиация на Восточно-Прусском ТВД в самом начале Первой мировой войны – в августе 1914 г.

Авиация самсоновской армии в августе 14-го

Как известно, к началу войны основным высшим организационным соединением авиации являлась авиарота (включавшая 3 - 5 авиаотрядов по 5 - 6 аэропланов в каждом). В авиароте были сосредоточены административные вопросы, а также техническое и хозяйственное снабжение. Авиаотряды же являлись боевыми частями, решавшими оперативно-тактические задачи по всему спектру функций авиации. Технический парк был разношерстным (даже на уровне одной авиароты). К началу войны имелось 6 авиарот (I-я Петроград, II-я Варшава, III-я Киев, IV-я Лида, V-я Бронницы, VI-я Одесса) и несколько отдельных авиаотрядов (крепостных и сибирских).

2 (1).jpg

В состав разворачиваемых с началом войны армий авиароты выделяли авиаотряды. Так, авиационную группировку 2-й армии Северо-Западного фронта обеспечили I-я (1-й корпусной авиаотряд, приданный 1-му армейскому корпусу на самолетах Фарман XVI), II-я (15-й корпусный авиаотряд, приданный 15-му армейскому корпусу на самолетах Ньюпор IV и 23-й авиаотряд, приданный 2-му армейскому корпусу на самолетах Фарман XV), IV-я (21-й авиаотряд, придан штабу армии) и V-я (13-й авиаотряд, придан 13-му армейскому корпусу на самолетах Ньюпор IV) авиароты - всего 5 авиаотрядов по 5 самолетов в каждом.

2 (2).jpg

Как мы писали ранее, 2-я армия вступила в войну с корпусами неполного состава и со скверно организованным тылом. Корпусной конницы почти не было (второочередные казачьи части пока не прибыли) - что очень затрудняло ближнюю войсковую разведку.

00139.jpg

Ее могла дополнить разведка авиационная. Тем более, что, как мы отметили выше, на этом этапе разведывательная функция была для авиации ключевой. А на этапе стратегического развертывания и первых судьбоносных операций авиаразведка могла сыграть особенно значительную роль.

Схема 1.jpg

Сосредоточение и диспозиция 1-й и 2-й армий Северо-Западного фронта. Армии нацеливались на обход флангов находившегося в озерном пространстве противника: 1-я с севера, и 2-я - с юга. 1-я армия должна была на фронте Вержболово-Сувалки перейти границу 4-го августа, двигая левофланговый корпус на Ангербург. 2-й армии главными силами следовало перейти границу 6-го августа – эти главные силы должны были оперировать западнее Мазурских озер и рубежа Мышинец - Хоржеле - на фронте Руджаны - Пассенгейм и затем Растенбург - Зеебург. 1-я армия перешла в наступление утром 4-го августа и успешно продвигалась вперед, имея удачный бой под Сталлупененом. 7-го августа немцы на рассвете начали наступление – состоялся исторический Гумбиненский бой, и 1-я армия бездействовала до 9-го августа включительно - что объяснялось полной неосведомленностью командования о положении противника, несмотря на наличие в составе армии 5,5 кавалерийских дивизий. Только 13-го августа выяснился отход немцев на фронте 1-й армии, но не было известно направление движения главных сил германской 8-й армии – идут ли они к Кенигсбергу или к нижней Висле. Перспектива переброски ее главных сил против 2-й армии вскрыта не была. В то время как 1-я армия вела первый бой (у Сталлупенена), 2-я армия находилась на рубеже развертывания: 2-й корпус в районе Августово, 6-й - Ломжа, 13-й - Остроленка, 23-й и 1-й - Новогеоргиевск.

Схема 2.jpg

Перемещение соединений 2-й армии по 9-е августа. Командующий Северо-Западным фронтом движение 2-й армии считал недостаточно энергичным, и требовал ускорить наступление 2-й армии, как можно энергичнее развивая операцию. На что А. В. Самсонов ответил, что его армия наступает безостановочно, совершая по пескам переходы более чем по 20 верст, и больше ускориться невозможно.

И действительно, в период 4 – 15 августа авиаотряды армии очень старались, сообщая армейскому и корпусным командованиям достаточно подробные сведения.

А. Чехутов сообщает о наиболее значимых вехах действий авиаторов.

Так, 1-й авиаотряд лишь за 4-е августа совершил 4 полета, обнаружив перемещения германских войск в районе Сольдау – Млава. 15-й авиаотряд лишь в период 5 - 7 августа произвел 6 авиаразведок, обследовав участок Нейденбург - Виленберг - Ортельсбург. 13-й и 23-й авиаотряды, выясняя группировку противника, в период 5 - 7 августа провели по 4 разведки.

00141.jpg

Активно в эти дни действовала и германская авиация, присматриваясь к фланговым корпусам (особенно к 6-му).

Русская авиаразведка 8 - 9 августа принесла важнейшую информацию. В частности, была обнаружена высадка германских войск в Алленштейне и Гогенштейне - 3 резервных дивизии прибыли на усиление 20-го армейского корпуса.

Не дремал и противник. В этот период он произвел 15 авиаразведок, причем ему без особых затруднений удавалось обнаруживать продвижение русских частей - так как они абсолютно не принимали мер к маскировке и свой марш совершали днем.

Русские летчики не сбавляли темпа.

363318-27ad413fa2afc849c060deaf1d248eb2.jpg

Так, 10-го августа 1-й корпусной авиаотряд провел 3 разведки (район Млава - Сольдау – Гильгенбург), 15-й корпусный авиаотряд - 2 разведки (район Нейденбург – Гильгенбург – Гогенштейн), 13-й корпусной авиаотряд - 2 разведки (маршрут Виленберг - Едвабно –Алленштейн) и 23-й корпусной авиаотряд - 1 разведку (Ортельсбург – Пассенгейм – Бишофсбург). Авиаторы 2-й армии обнаруживали движение частей, перемещения артиллерии, высадку войск на железнодорожных платформах, биваки и обозы.

Разведка 10-го августа имела особенно важное значение, обнаружив сосредоточение крупных сил противника против левого фланга (район Лаутенбурга) и центра (район Гильгенбурга) 1-го армейского корпуса. Противник, замыслив окружение ядра 2-й армии, начал концентрацию сил на участках ее фланговых соединений.

Но…

Сообщения летчиков вызывали скепсис и иронию командования, которое не верило информации авиаразведки. Действительно, откуда немцы могут взять такое большое количество войск, о котором сообщала авиаразведка, если считалось, что основные силы германской 8-й армии сосредоточены на фронте 1-й армии, а против 2-й немцы имеют лишь до двух корпусов?

Схема 3.jpg

Действия 2-й армии 10 - 16 августа. Ночью 10-го августа командарм-2 приказал наступать на Зенсбург - Алленштейн: 6-й корпус на Бишофсбург, 13-й - на Вартенбург, 15-й - на Алленштейн, 23-й - западнее, 15-й - на Гогенштейн. 1-му корпусу, оставаясь у Сольдау, следовало обеспечить левый фланг 2-й армии. Согласно этой директиве фронт армии составлял около 100 км. Командующий фронтом сообщал А. В. Самсонову, что не одобряет растянутое положение армейского фронта и разброску корпусов, предлагая для дальнейшего наступления свести корпуса в группу на более узком фронте, дабы сражаться не отдельными корпусами, а всеми соединениями – в тесном взаимодействии. 13-15 августа на всем фронте армии разыгрались судьбоносные бои, приведшие к оперативному окружению ядра армии: пока последнее вело успешное наступление, продвигаясь вперед, фланговые корпуса были сбиты и отошли.

Растянувшись на 100-километровом фронте, поставив в изолированное положение свои фланговые корпуса, самсоновская армия продолжала двигаться вперед. Оперативное объединение ждали победы при Орлау – Франкенау, Мюлене – Ваплице и Алленштейне, но его центральная группа все сильнее входила в мышеловку, при том что бездействующие фланговые корпуса практически не принимали в операции участия.

В период 11 - 12 августа армейская авиация сообщала о концентрации германских войск на флангах 2-й армии – в районах Уздау – Сольдау и Бишофсбург. Окружению ядра 2-й армии предшествовали операции против ее фланговых корпусов – 1-го и 6-го армейских. Так, летчики зафиксировали движение 2 дивизий на Уздау и 1 дивизии (части германского 17-го армейского корпуса) к Бишофсбургу.

Информация не сработала. Причем летчик-наблюдатель передал сведения комкору-6 лично и под расписку. Генерал от инфантерии А. А. Благовещенский сомневался и не доверял. Комкор решил выполнять задание, поставленное наштармом (о движении корпуса на Алленштейн), чем поставил свой тыл под удар подходящей германской группировки.

Воздушная разведка 13 - 14 августа обнаружила усиленную оперативную активность противника – как на флангах, так и в центре армии. Германцы затягивали мешок.

В период битвы в котле авиация 13-м и 15-м корпусами была использована ненадлежащим образом, да и вообще в этот период пример того, как следует обращаться со средствами связи, подал сам командарм-2, добровольно лишивший себя связи с фронтовым командованием и уехавший в войска.

В результате гибели в котле части центральной группы 2-й армии 16 – 18 августа тяжело пострадали и ее авиационные части. 13-й корпусной авиаотряд попал в руки противника. Из состава 15-го корпусного авиаотряда половина самолетов (остальные успели улететь) и все техническое имущество попали в руки противника.

Авиаотряды, приданные корпусам, не попавшим в котел, частично потеряли свои самолеты и техимущество - при поспешном отходе своих соединений. В итоге, потребовалось время для приведения их в боеспособное состояние.

90.jpg

Проанализировав работу авиации при наступлении 2-й армии, мы видим, что она вполне справлялась с поставленными задачами – и посредством проведения серии разведок предоставила командованию почти исчерпывающий для успешного проведения операции материал. Если бы командование отнеслось с доверием к данным авиационной разведки (здесь стоит отметить, что опыт использования таких данных, как и культура обработки данных авиаразведки пока отсутствовали).

Таким образом, в том, что наступление 2-й армии закончилось столь тяжелой неудачей, не было вины авиации.

Можно было и избежать окружения - ведь командование было своевременно оповещено о скоплении крупных сил противника против фланговых корпусов. Если бы оно отнеслось к донесениям летчиков с большим доверием и своевременно приняло необходимые меры, можно смело утверждать - катастрофы 2-й армии удалось бы избежать.

Продолжение следует

Автор:

1461

Поделиться:

Вернуться назад