1914

Крах австро-германского "блицкрига". Восточно-Прусская операция 1914 г. Ч. 3. Вторая армия

9 апреля 2019 г.

2-я армия А. В. Самсонова.

10 - 11 августа – сражение у Орлау – Франкенау. 15-му армейскому корпусу самсоновской армии противостояла германская группа О. фон Шольца в составе 3,5 пехотных дивизий (ядро группы - 20-й армейский корпус). Сражение завершилось поражением германцев, создав предпосылки для успешного наступления. Русская 8-я пехотная дивизия энергичным ударом с налета овладела высотами у Орлау (73-я бригада германской 37-й пехотной дивизии была отброшена на север), тогда как русская 6-я пехотная дивизия нанесла серьезное поражение 70-й ландверной бригаде [Храмов Ф. Указ. соч. С. 31].

Причем германская 37-я пехотная дивизия была разгромлена, понеся большие потери, и также поддалась панике – начав беспорядочное отступление, сопровождавшееся оставлением раненых.

Это второй после Гумбинена крупный успех русских войск в Восточной Пруссии.

20-й корпус германцев отброшен на север – и путь для 2-й армии был открыт. Но последующие ошибки и неспособность армейского командования объективно оценить оперативную обстановку, не позволили развить успех: ведь если бы А. В. Самсонов не наступал «вслепую», а знал реальную обстановку – то ему следовало силами 13-го и 15-го корпусов и 2-й дивизии разгромить группу Шольца - до того как германская 8-я армия завершит перегруппировку. Но командарм видел обстановку в соответствии с информацией штаба фронта - противник отходит к Висле. И спешил на север, чтоб отрезать ему пути отхода [Там же].

46..jpg

Управление генерал-квартирмейстера штаба 2-й армии. Первый слева - старший адъютант полковник С. Е. Вялов, четвертый слева - генерал-квартирмейстер генерал-майор Н. Г. Филимонов, пятый слева - старший адъютант полковник Д. К. Лебедев. Август 1914 г, Восточная Пруссия.

А начиная с 11-го августа к германскому командованию начали регулярно попадать оперативные радиограммы его противника - и оно действовало, видя его «карты».

Ситуация усугубляло то обстоятельство, что к 11-му августа штаб 2-й армии оторвался от своих войск на 5 переходов – и это серьезно осложнило управление войсками (особенно при нехватке средств связи). Остановка 1-й армии вкупе с уклонением (для более глубокого охвата неприятеля) 2-й армии на 60-70 км западнее, привели к тому, что армия А. В. Самсонова оказалась разобщена на три группы, растянутые на 100-километровом фронте.

Фланговые группы (на правом – 6-й армейский корпус и 4-я кавалерийская дивизия; на левом – 1-й армейский корпус, 6-я и 15-я кавалерийские дивизии) обеспечивали армейскую операцию, которую реализовывала ударная (центральная) группа (13-й и 15-й армейские корпуса, 2-я пехотная дивизия 23-го армейского корпуса (3-я гвардейская пехотная дивизия подошла под конец операции)). Мы видим, что около половины сил армии действовало пассивно, выполняя обеспечительные задачи – и это когда требовался массированный, таранный удар по противнику.

Начиная с 13-го августа новое командование 8-й армии (тандем П. Гинденбург – Э. Людендорф) приступает к реализации новой оперативной схемы. Оставив против 1-й армии заслон, немцы сосредотачивают все силы против 2-й армии – они решили, отбросив фланговые соединения последней, организовать «мешок» для группы центральных корпусов.

Реализовать это в полной мере удалось – 1-й и 6-й армейские корпуса в боях 13 - 16 августа были сбиты со своих позиций и отошли, что позволило противнику приступить к окружению центральных корпусов. Интересно, что если поражение 6-го корпуса в бою у Бишофсбурга было очевидно, то в бою с 1-м корпусом у г. Уздау не все было столь однозначно. 1-й корпус действовал успешно, долго держался. В ходе контрудара 14-го августа 2-я пехотная дивизия и 5-я ландверная бригада германцев были смяты, начав отходить на север (многие части поддались панике). Но произошел следующий загадочный эпизод: когда левофланговая 22-я пехотная дивизия добилась упомянутого успеха, в правофланговую 24-ю пехотную дивизию поступил (от имени комкора) по телефону ложный приказ об отступлении. Начался отход 24-й дивизии, а затем пришлось отойти и 22-й.

46.А.jpg

Бой 6-го армейского корпуса 13-15 августа у Бишофсбурга. Сборник документов

46.Б.jpg

Бой 1-го армейского корпуса 13-14 августа у Уздау-Сольдау. Сборник документов

В результате, немцы начали окружение 13-го и 15-го корпусов и 2-й дивизии. Начиная с 15-го августа до 13 германских дивизий действовали против 5 русских – причем личный состав последних был голодным и утомленным.

Огромное значение столь важного обстоятельства как знание германцами (на основе перехваченных радиограмм) оперативных сведений, исходящих от штаба 2-й армии (диспозиция, постановка боевых задач) – в комментариях не нуждается.

Но, несмотря на стечение столь неблагоприятных факторов, в ряде боев центральная группа 2-й армии наносит германцам поражения (особенно серьезные бои развернулись у Ваплица - Мюлена), 14 августа заняли г. Алленштейн (в очередной раз разбит германский 20-й армейский корпус и почти уничтожена 41-я дивизия последнего, также поражение постигло ландверную дивизию Гольца).

Когда под Ваплицем немцы пытались прорваться - их встретил ураганный огонь русской артиллерии, и шрапнель скашивала наступающих целыми рядами. Части германской пехоты удалось прорваться – но она, попав под штыковой удар русской бригады, погибла либо (в количестве 18 офицеров и более 1 тыс. нижних чинов) попала в плен [Храмов Ф. Указ. соч. С. 54]. Солдаты и офицеры 15-го корпуса и 2-й дивизии, разгромив в этом бою германскую 41-ю дивизию, сорвали 1-ю редакцию плана командования германцев на окружение русских - в районе Гогенштейна [Там же. С. 55].

15-го августа следовавшая в авангарде бригада 1-й пехотной дивизии 13-го корпуса около 14-ти часов нанесла удар во фланг и тыл находившейся севернее Гогенштейна ландверной дивизии Гольца – и уже к 17-ти часам обратила последнюю в беспорядочное бегство.

Общей картины это, правда, не меняло. Напротив - продвигавшаяся вперед центральная группа 2-й армии еще глубже входила в «капкан». 15-го августа боевые события на фронте центральной группы 2-й армии завершились безусловным тактическим успехом русских - разгромивших 41-ю пехотную дивизию и ландверную дивизию Гольца (с русской стороны значительно потрепана одна бригада 13-го корпуса). Но оперативно русские 13-й и 15-й корпуса, действуя в районе Гогенштейна, лишь ухудшили свое положение [Там же. С. 57].

47..jpg

Русские воины в окопах Восточной Пруссии

Слишком поздно поступивший приказ на отход привел к трагическим результатам. И мы видим в период 16 - 18 августа - попытку пробиться из окружения и последующую гибель 2,5 корпусов центральной группы. Каких-либо действенных мер по организации единого руководства окруженными войсками (что было необходимой предпосылкой успешного прорыва), как и, фактически, для организации помощи извне, принято не было.

Но части и группы русских солдат и офицеров, пытаясь пробиться, вели локальные бои - даже в обстановке хаоса боев в окружении самоотверженно выполняя свой долг. Например, 16-го августа в районе дер. Меркен и севернее последней 6 батальонов 13-го корпуса доблестно погибали в окружении, сражаясь с шестикратно сильнейшим противником – 18 батальонами 1-го резервного корпуса и 18 батальонами 37-й пехотной, 3-й резервной дивизий и дивизии Гольца [Евсеев Н. Указ. соч. С. 243].

Продолжение следует

Статьи из этой серии

Крах австро-германского "блицкрига". Восточно-Прусская операция 1914 г. Ч. 2. Первая армия

Крах австро-германского "блицкрига". Восточно-Прусская операция 1914 г. Ч. 1. Соотношение сил

Автор:

3865

Поделиться:

Вернуться назад