Битва на всех фронтах
Великая война 1914 - 1918 гг. Ч. 6. Закономерный финал - Кампания 1918 г. и итоги Первой мировой войны
Германия и ее союзники продолжали занимать обширные территории России, Румынии, Франции, всю Бельгию, Сербию, Черногорию, часть Албании и Северной Италии. С выходом из войны России перед Германией остался один главный фронт - Западный. Намного облегчилось и положение Турции, освободившейся от своего главного противника - русской Кавказской армии.
Но время неумолимо сработало на Антанту – и прежде всего благодаря усилиям русской армии. Промышленность стран Антанты, получившая год форы благодаря усилиям русской армии в 1915 г., производила больше самолетов и наладила массовое производство танков. Эти страны широко использовали для пополнения своих армий колониальные войска. С марта 1918 г. начали массово прибывать на континент американские войска.
Германское командование, явно переоценивая свои возможности и недооценивая мощь Антанты, спланировало нанесение мощного удара на Западе (опережая прибытие во Францию основного контингента войск США), а также масштабные оккупации на Востоке.
Часть германской пехоты, в значительных количествах переброшенной на запад с Русского фронта, на отдыхе во время марша к передовой. Франция, 1918 г. Вест Э. Первая мировая война. М., 2005.
Англо-французское командование приняло на 1918 г. план стратегической обороны, предусматривая достижение окончательной победы над Германией в 1919 г.
18 февраля германо-австрийские армии приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики. После заключения Брестского мира с Советской Россией германские войска, находящиеся на Западном фронте, 21 марта нанесли удар в Пикардии.
Германские пехотинцы перед атакой британских позиций в ходе операции "Михаэль". Там же.
В этой крупной операции, ставшей флагманом Большого наступления 1918 г. и вошедшей в историю под названием Мартовского наступления в Пикардии или операции «Михаэль», немцы добились крупных успехов. В первые 3 дня 18-я армия полностью преодолела тактическую зону обороны и развернула бои в оперативной глубине. За 14 дней она продвинулась на 84 км, но из-за отсутствия резервов и конницы (как подвижного средства развития прорыва) наступление германских войск постепенно заглохло. Последняя попытка 4 апреля захватить Амьен разбилась о сопротивление французских армий. В итоге германское наступление привело лишь к образованию нового выступа на линии фронта.
Всего в операции германцами было задействовано 92 дивизии, но стратегическая цель - Амьен – так и осталась целью. Тактический успех германцев был значительным: они овладели площадью почти 3,5 тыс. кв. км, были захвачены 90000 пленных и 1300 орудий, а 10 английских дивизий исчезли с ТВД, появившись на нем лишь осенью. О том, насколько велик был людской урон англичан, доказывает факт призыва нескольких десятков тысяч рабочих, занятых на актуальном производстве - в каменно-угольных шахтах и на военных заводах.
Германские штурмовики в ходе операции "Михаэль". Там же.
Но успех немцами, так и не сумевшими побороть энерцию позиционной войны, рассматривался лишь с точки зрения пространства, но не уничтожения живой силы противника. И он так и остался тактическим.
Стратегия Э. фон Людендорфа в мартовском наступлении 1918 г. в отношении развертывания сил определялась условиями позиционной войны, а в отношении проведения операции она стала следствием влияния позиционных форм борьбы, к преодолению которых германское командование оказалось неспособным. «Позиционное бытие» войны определило его оперативное сознание.
До 50 пехотных дивизий, т. - е. пятая часть всей армии были оставлены на востоке. Уж одно это перечеркивало представление о наступлении во Франции как «о решительном». Украина была нужна германцам, существовали и опасения, что возродится Восточный фронт. Но слишком крупная группировка пехоты и вся конница оставались на востоке – это стало важнейшим стратегическим фактором, повлиявшим на результат «Михаэля». Более того, «решительное» наступление началось лишь на 80-километровом (из 700 км фронта) участке и силами 62 дивизий - т.-е. на 11% протяжения фронта 32% имевшихся на Западном фронте сил. Остальные две трети дивизий остались сидеть в окопах, наблюдая как «горстка» их товарищей пытается решить судьбу войны. Был проигнорирован и опыт прорыва фронта противника в условиях позиционной войны, достигнутый двумя годами ранее армиями А. А. Брусилова (если бы одновременный удар 4 армий Юго-Западного фронта был поддержан стратегическими резервами Ставки, а другие фронты Русского фронта и союзники по Антанте синхронизировали с ним свои действия, кампания 1916 г. на Восточном фронте могла оказать непосредственное влияние на исход мировой войны). Брусиловский опыт был перед глазами Э. фон Людендорфа, но германцы поступили с точностью наоборот - они наступали вначале в Пикардии, потом во Фландрии, а затем в Шампани - и каждый раз через значительные промежутки времени. В итоге, союзники могли каждый раз и совершенно свободно сосредотачивать свои резервы к угрожаемым участкам и останавливать продвижение германцев.
Решение стратегического вопроса оказалось не под силу германскому командованию, и «в 1918 году Людендорф проводил лишь отдельные частные атаки - но нигде он их не соединил в общее грандиозное наступление всей массой своих вооруженных сил».
Продолжением Мартовского наступления в Пикардии явилась операция, проведенная двумя германскими армиями против англичан во Фландрии по обоим берегам р. Лис.
Последовавшее наступление на pp. Эна и Уаза (май - июнь) вначале также протекало успешно. Германские войска, прорвав французскую оборону на фронте 8 - 12 км (к 5 июня - на 60-километровом фронте), продвинулись на 20 км и вскоре вышли к р. Марна, оказавшись менее чем в 70 км от Парижа. Однако достигнутый оперативно-тактический успех не был развит. Последнее германское наступление, предпринятое на Марне («сражение за мир») 15 - 17 июля, было отражено французскими войсками в тактической глубине обороны.
Британские пленные. Там же.
18 июля 10-я и 6-я французские армии нанесли мощный контрудар, за которым последовали наступательные действия других армий, и немцы откатились с марнского выступа на линию р. Урк, а затем pp. Эна и Вель.
Второе сражение на Марне было закончено.
Оперативно-тактический выступ Фонтенуа - Шато-Тьери - Реймс - успешно ликвидирован. Вторая Марна похоронила предыдущие победы германской армии.
К августу 1918 г. соотношение сил на Западном фронте был следующим: немецкая армия менее 2 млн., союзники 3 млн. 500 тыс. человек (1,7 млн. французов, 1,2 млн. англичан и около 600 тыс. американцев).
В июльских боях на Марне стратегическая инициатива окончательно и бесповоротно перешла в руки союзников. Англо-французские войска приступили к планомерной ликвидации образовавшихся выступов – в ходе Амьенской и Сен-Миельской операций. В ходе «Черного дня германской армии» Амьенской операции союзники, применившие 415 танков, добились впечатляющих успехов. Был сломлен дух кайзеровской армии.
Бойцы британской 62-й дивизии в ходе боя в Реймсском лесу. Там же.
26 сентября союзники перешли в общее наступление.
Германское правительство, видя безнадежность борьбы, в начале октября обратилось к президенту США Вильсону с просьбой о немедленном заключении перемирия.
Толчком, вызвавшим сворачивание фронтов Германского блока, стали события на Балканском фронте - и 29 сентября подписала перемирие с Антантой Болгария. 30 октября заключила перемирие с Англией Турция, а 3 ноября капитулировала Австро-Венгрия, прошедшая в кампании 1918 г. путь от победы на Пьяве до поражения при Витторио Венето.
11 ноября было подписано Компьенское перемирие.
Германские пленные. Там же.
После войны державы-победительницы заключили ряд договоров с побежденными странами. В результате Парижской мирной конференции 1919 – 1920 гг. были подписаны Версальский лирный договор 1919 г. с Германией (28 июня), Сен-Жерменский мирный договор 1919 г. с Австрией (10 сентября), Нёйиский мирный договор (27 ноября) 1919 г. с Болгарией, Трианонский мирный договор (4 июня) 1920 г. с Венгрией, Севрский мирный договор (10 августа) 1920 г. с Турцией.
Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг.
Первая мировая война не имела себе равных в истории человечества ни по своим социальным последствиям, ни по масштабам - числу участвовавших в ней стран, массе войск, протяженности фронтов (2,5 - 4 тыс. км), напряженности военных действий. Армии коалиций в январе 1917 г. насчитывали 37 млн. человек. В странах Германского блока было мобилизовано свыше 23 млн., в странах Антанты – 27,5 млн. человек, в т. ч. до 6 млн. жителей колоний.
Война показала, что достижение победы возможно лишь путем последовательного проведения ряда операций и кампаний, и что в коалиционной войне важное значение имеет координация усилий союзных армий.
Боевой вклад России как участника Первой мировой войны оказался больше любого из союзников по Антанте, взятых в отдельности (свыше 50% людских потерь Германского блока – заслуга русской армии, до 42% пехотных дивизий Германского блока – на Русском фронте, значительная доля трофеев – также взята русской армией), и сопоставим со вкладом Англии, Франции и Италии вместе взятых. Россия являлась ключевым союзником Антанты, и без ее боевого вклада была немыслима победа над Германским блоком в Первой мировой войне.
Социально-экономические и политические последствия.
Из 59 независимых государств мира 34 были вовлечены в войну, и лишь 25 оставались нейтральными. В войну было вовлечено 91% всего населения земного шара.
Результаты мировой войны. Десятилетие мировой войны. Сборник статей. М., 1925.
Германия, имевшая до войны 540,8 тыс. кв. км территории потеряла 13,44% основной территории (где проживало 9,5 % населения Второго Рейха) и 100% колоний. Наибольшие приобретения за счет Германии сделали: Польша (43,6 тыс. кв. км с 2,95 млн. жителей – 8,1% территории и 4,5% населения), Франция (14520 кв. км с 1,82 млн. жителей – 2,7% территории и 2,8% населения) и Дания (3900 кв. км с 160 тыс. жителей – 0,7 территории и 0,24% населения).
74,1% германских колоний (65,6% колониального населения) захватила Англия, 25,8% германских колоний (31,6% колониального населения) аннексировала Франция и 0,1% германских колоний (2,8% колониального населения) стали добычей Японии.
«Пощадите». Великая война в образах и картинах. Вып. 13. М., 1917.
Австро-Венгрия, имевшая в 1914 г. площадь 676,6 тыс. кв. км, исчезла с политической карты мира. Показательно, что собственно Австрия и Венгрия стали наследниками лишь незначительной части территории империи: Венгрия расположилась на 88 тыс. кв. км (13% площади империи с 15,1% ее населения), а Австрия – 84 тыс. кв. км (12,4% площади империи с 12,9% ее населения). Наибольшие территории Двуединой монархии вошли в состав Югославии (146,5 тыс. кв. км – 21,7% площади империи с 15% населения), Чехословакии (140,3 тыс. кв. км – 20,7% площади империи с 26,8% населения) и Румынии (113,4 тыс. кв. км – 16,8% площади империи с 11% населения).
Бывшие австро-венгерские территории в контексте новой Европы. Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.
Территориальные и людские потери Турции были катастрофическими. В 1915 г. Оттоманская империя имела площадь 1 млн. 788 тыс. кв. км (21,9 млн. жителей) – по итогам же войны Турция (уже не империя) лишилась 1 млн. 219 тыс. кв. км своей территории (68,2%) и 10 млн. 250 тыс. жителей (46,1%). Наибольшие приобретения за ее счет совершили: Англия и ее «вассальные» государства (51,2% территории и 17,8% населения), Франция (8,9% территории и 13,6% населения) и Армения (5,3% территории и 6,4% населения).
Ближний Восток и итоги мировой войны. Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.
Относительно легко отделалась Болгария, от которой «отщипнули» лишь 7,7% территории (9 тыс. кв. км с 400 тыс. человек населения) с 8,2% населения – 6,5 тыс. кв. км (300 тыс. жителей) досталось Греции и 2,1 тыс. кв. км (100 тыс. жителей) – Югославии.
Болгарские солдаты празднуют окончание войны. Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.
Тяжелейший урон понесла несостоявшаяся держава-победитель и ключевой участник Антанты – Россия. Она потеряла 842 тыс. кв. км (15,4% территории империи), где проживали 31,5 млн. жителей (23,3% населения империи). Наибольшие территории вошли в состав Польши (246 тыс. кв. км), отошли к Финляндии (390 тыс. кв. км) и Латвии (65 тыс. кв. км). И даже Румыния ухитрилась отхватить 46 тыс. кв. км бывшей российской территории. Лишь в 1939 – 1944 гг. СССР смог вернуть часть этих земель.
Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.
Демографические последствия мировой войны. Ж. Гросс. Десятилетие мировой войны. Сборник статей. М., 1925.
Согласно усредненным данным Первая мировая война обошлась населению нашей планеты в 37 млн. 50 тыс. человек (из них свыше 10 млн. – погибшие). Антанта и ее союзники потеряли 23 млн. 350 тыс., а Германский блок – 13 млн. 700 тыс. человек.
За годы войны было уничтожено ценностей (с учетом производительности труда погибших и искалеченных людей) на сумму 1 трлн. 200 млрд. золотых марок (к 1914 г. все мировое богатство оценивалось суммой 2 трлн. 400 млрд. золотых марок). Причем (для сравнения) ущерб от всех войн на земном шаре за период 1793-1905 гг. составил лишь 83 млрд. марок.
Раздача хлеба на улицах Вены. Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.
Национальные богатства большинства государств (и победителей, и побежденных) значительно уменьшились. В 1914 и 1919 гг. они составили: для Англии 325 и 275, Франции 260 и 180, России 250 и 100, Германии 375 и 250, Австро-Венгрии 170 и 100, Италии 100 и 80 млрд. золотых марок. Лишь США и Япония в этом смысле оказались в выигрыше. Для них баланс оказался 850 и 1200 и 80 и 100 млрд. золотых марок соответственно.
Ущерб для мирового хозяйства был крайне тяжел. Посевные площади сократились на 22,6%, сбор хлебов на 37,2% от довоенных показателей. В одной только Франции было полностью уничтожено 319 тыс. домов, 7985 км железных дорог, 4875 мостов, 20603 завода.
Военные издержки. Десятилетие мировой войны. Сборник статей. М., 1925.
Значительно сократились выплавка металла (в 1921 г. 43,2% от довоенной – причем с учетом США), добыча полезных ископаемых и пр. Выросли государственные долги большинства государств (например, Германии в 63 раза, и даже Англии – в 8,7 раз). Беспрецедентным было падение мировых валют – например, фунт стерлингов, стоивший до войны 25 франков, в 1920 г. оценивался в 60 франков. И это валюты держав-победительниц. Иным было соотношение валют применительно к побежденным. Так, за 1 фунт стерлингов в 1921 г. давали 20 тыс. германских марок.
Мировая война и рождаемость. Десятилетие мировой войны. Сборник статей. М., 1925.
Таким образом, ни одна другая война не оказала такого влияния на судьбы Европы, как Первая мировая война. Ключевым образом повлияла она и на судьбы России, погрузившейся в пучину Гражданской войны.
Источники и литература ко всему циклу
Reichsarchiv. Der Weltkrieg 1914 – 1918. Вd 1 - 14. В., 1925 – 1944.;
Les armees francaises dans la Grande guerre. T. 1 —11. P., 1922 - 37;
Фалькенгайн Э. Верховное командование 1914—1916 в его важнейших решениях. М., 1923.;
Людендорф Э. Мои воспоминания о войне 1914 - 1918 гг. М. – Мн., 2005.;
Стратегический очерк войны 1914-1918 гг. Ч. 1. М., 1922; Ч. 2. М., 1923; Ч. 3. М., 1922; Ч. 4. М. 1922; Ч. 5. М., 1920; Ч. 6. М., 1923; Ч. 7. М., 1923; Румынский фронт. М., 1922;
Масловский Е. В. Мировая война на Кавказском фронте 1914-1917 гг., Париж, 1933.;
Базаревский А. Мировая война 1914 - 1918 гг. Кампания 1918 г. во Франции и Бельгии. Т. 1 - 2. М. - Л., 1927;
Новицкий В. Мировая война 1914 - 1918 гг. Кампания 1914 г. в Бельгии и Франции. Т. 1 - 2. М., 1938.;
Коленковский А. К. Маневренный период первой мировой империалистической войны 1914 г. М., 1940.;
Первая мировая война (1914 - 1918 гг.). (Боевые действия на суше и на море). М., 1944.;
Корсун Н. Г. Первая мировая война на Кавказском фронте. М.. 1946.;
Вержховский Д., Ляхов В. Первая мировая война. 1914 - 1918 гг. М., 1964.;
Арутюнян А. О. Кавказский фронт 1914 - 1917 гг. Ереван, 1971.;
Строков А. А. Вооруженные силы и военное искусство в первой мировой войне. М., 1974.;
История первой мировой войны 1914 - 1918. М., 1975.;
Ростунов И. И. Русский фронт первой мировой войны. М., 1976.;
Олейников А. В. Россия – щит Антанты. Спб.: Питер, 2016.;
Олейников А. В. Театры военных действий русской императорской армии в кампании 1914 г. в оперативно-стратегическом контексте // Исторический вестник. – 2014. – Том 8. – С. 50-67.;
Олейников А. В. Театры военных действий русской императорской армии в кампании 1915 г. в оперативно-стратегическом контексте // Исторический вестник. – 2015. – Том 14. – С. 44-79.;
Олейников А. В. На пути к единству - конференции в Шантильи 1915 г. и координация действий союзников по Антанте / Первая мировая война – пролог XX века. Материалы международной научной конференции. Ч. II. Институт Всеобщей Истории РАН, 2015. С. 60-64.;
Олейников А. В. Театры военных действий русской императорской армии в кампании 1916 г. в оперативно-стратегическом контексте // Исторический вестник. – 2016. – Том 18. – С. 42-71.;
Олейников А. В. Театры военных действий русской императорской армии в кампании 1917 г. в оперативно-стратегическом контексте // Исторический вестник. – 2017. – Том 21. – С. 28-53.;
Олейников А. В. «Россия пожертвовала собой ради союзников…» Боевое значение Русского фронта для Победы Антанты в Первой мировой войне // Военно-исторический журнал. - 2018. - № 1. С. 4-11.;
Олейников А. В. «Дранг нах Остен» 1914 года // Военно-исторический журнал. - 2019. - № 3. С. 57-61.
Статьи из этой серии
Великая война 1914 - 1918 гг. Ч. 5. Несостоявшийся триумф Антанты - Кампания 1917 г.
Великая война 1914 - 1918 гг. Ч. 4. Борьба за стратегическую инициативу - Кампания 1916 г.
Великая война 1914 - 1918 гг. Ч. 3. Главный удар Германского блока - по России. Кампания 1915 г.
Автор: Олейников Алексей Владимирович