Фото-видео
Художник-воин. Из жизни и творчества Л. Р. Сологуба
Необходимость защищать родину в годы Первой мировой войны отвлекла на фронт много талантливых русских людей - поэтов, артистов, художников. Которые и в той непростой обстановке совмещали борьбу с врагом и служение искусству.

Видное место среди них занимал талантливый художник-архитектор Леонид Романович Сологуб (1884 - 1956) - офицер лейб-гвардии Стрелкового артиллерийского дивизиона. В его лице русское искусство не только ничего не потеряло в связи с его уходом на войну, но, наоборот, приобрело много ценного - в виде иллюстраций войны и военного быта, сделанных этим талантливым мастером кисти и карандаша. Талант художника как бы окреп от прикосновения к картинам и переживаниям Великой войны.






Л. Р. Сологуб по происхождению прямой потомок запорожцев, выходцев из Литвы. Первоначальное образование получил в училище живописи и ваяния в Москве. Затем поступил в Академию Художеств, в которой окончил курс по классу профессора Л. Н. Бенуа и за выдающуюся конкурсную работу — проект здания Государственной Думы - получил командировку за границу.
Л. Р. Сологуб получил довольно широкую известность до войны как устроитель Костромской выставки в память 300-летия дома Романовых и как автор многочисленных премированных проектов, среди которых особенно выделялся проект памятника 300-летия дома Романовых в Костроме и проект Дворца искусств в Петрограде.

Л. Р. Сологуб перед войной.
Когда началась война, талантливый архитектор-художник пожертвовал все свое имущество на нужды войны и, имея право быть освобожденным от воинской повинности как пенсионер Академии Художеств, пошел простым добровольцем-вольноопределяющимся на фронт. Проходя службу в 1-й батарее Лейб-гвардии стрелкового артиллерийского дивизиона, был награжден Геогиевским крестом 4-й степени за то, что 13. 02. 1915 г. "находясь на наблюдательном пункте командира батальона, под сильным огнем тяжелой артиллерии противника, составляя артиллерийскую панораму для стрельбы батареи, которая дала возможность не прекращать огня батареи во время перемены наблюдательного пункта, способствовал успеху в остановке неприятельской атаки артиллерийским огнем". Произведен в прапорщики лейб-гвардии Стрелковой артиллерийской бригады.

На конец июня 1916 г. - подпоручик лейб-гвардии Стрелковой артиллерийской бригады. Великую войну закончил поручиком той же бригады.

Л. Р. Сологуб в январе 1916 г.
В январе 1918 г. уволен от службы по прошению Академии Художеств, и начал трудиться в архитектурной мастерской В. Щусева и в Муниципальном строительном комитете при Совдепе.
Л. Р. Сологуб - участник Белого Движения. В 1919 г. - в Екатеринодаре, в период службы в ОСВАГе, делал зарисовки жертв красного террора, могил убитых солдат и т. п. В январе 1920 вместе с женой и дочерью отбыл из Новороссийска в Европу. Скончался в Гааге.







Нас заинтересовал ряд рисунков и набросков, сделанных Л. Р. Сологубом на полях битв Русского фронта Первой мировой войны - и появившихся на страницах Нивы.








Это его художественные наблюдения и заметки, что-то вроде записной книжки, куда вносились поразившие внимание нюансы фронтовой жизни, быта, событий, очевидцем которых он являлся.




Даже эти разрозненные, почти мгновенно и на ходу набросанные эскизы представляют огромный интерес - как явления войны, отразившиеся сквозь призму художественного наблюдения. Глаза художника показывают нам войну так - как видит ее именно он.







Перед нами встают, как живые, типы солдат, картины сражений в их будничном виде, бивуак с наскоро разложенными кострами, грязная дорога, по которой плетется из ухаба в ухаб грозная артиллерия, или шагают раненые.

















Везде чувствуются острая наблюдательность, умение схватить на лету главное и передать движение. Рисунки Сологуба точны, энергичны и в то же время лаконичны - ничего лишнего, никакой "рисовки" и позы.






Мы видим настроение художника и в простых пейзажах, в изображениях местностей сражений.







Л. Р. Сологуб не забыл и о своих архитектурных задачах. Наряду с некоторыми другими художниками-фронтовиками он зарисовывал и обмеривал встречавшиеся на ТВД войны памятники старины - которых так много было в Польше и Литве. Старинные палаты польских магнатов, старинные церкви, башни и крепости, будучи зарисованы талантливым художником, оказались и увековечены графически.










Этот большой труд стал делом всей жизни художника-воина Л. Р. Сологуба.



Автор: Олейников Алексей Владимирович