420-миллиметровая «кувалда» кайзера Вильгельма Второго

Вооружение и снаряжение

420-миллиметровая «кувалда» кайзера Вильгельма Второго

9 апреля 2021 г.

Мы ранее писали об «австрийской Берте» («Берта» Франца Иосифа). Теперь взглянем на ее старшую и более могущественную «сестру» - германскую «Большую Берту» или «Толстушку Берту».

202.jpg

420-миллиметровка "Большая Берта". История Великой войны. Т. 1. М., 1915.

К Первой мировой войне тяжелая артиллерия германцев как по качеству, так и по количеству (3500 стволов) оставила всех своих противников далеко позади. И вплоть до конца противостояния германцам удавалось сохранять с англо-французскими войсками паритет, а по некоторым позициям и превосходить их. В 1918 г. кайзеровская тяжелая артиллерия составила 1660 батарей, в которых имелось 7860 тяжелых орудий.

Придавая фактору мощности артиллерийского огня ключевое значение, германцами уже с самого начала войны активно применялся максимальный калибр – 420-мм. Они пользовались им как при осаде бельгийских и французских крепостей, так и на Русском фронте.

Ил.2.jpg

На позиции - 420-мм орудие. Кириллов-Губецкий И. М. Современная артиллерия. М., 1937.

Убийца крепостей

Быстрое падение ряда первоклассных крепостей объяснялось, во многом, ошеломляющим эффектом от воздействия этого сверхкрупного калибра. Например, готовя атаку на крепость Намюр, немцы применили этот калибр – и один из фортов крепости пал после первых же 4-х 420-мм снарядов, выпущенных по нему. Результат разрушений был сфотографирован и передан на соседний форт - сдавшийся без боя, под влиянием морального потрясения разрушениями «соседа».

420-мм снаряды падали на Льеж, Антверпен, Мобеж, Верден, Осовец и Ковно.

Постепенно удалось установить разрушительную специфику воздействия 420-миллиметровки на свои цели.

00008.jpg

Нива. 1915. № 31.

Боеприпасы Берты

Немцы применяли 420-мм боеприпасы 3 типов: 1) т. н. минные снаряды – они были тонкостенными, с большим количеством взрывчатки (до 150 кг), 2) бронебойные (несли очень малый разрывной заряд); 3) промежуточные или полубронебойные.

Бронебойные снаряды особенно эффективно себя зарекомендовали при работе по башенным броневым артиллерийским установкам (например, Льеж).

Пулубронебойные в основном применялись для разрушения бетонных сооружений. Особенно важно это было потому, что если вертикальная бетонная стена толщиной несколько метров пробивалась уже 305-мм снарядом (этому способствовала большая скорость в момент удара, и взрыв, происходивший уже в толще бетона, наращивал эффект от такого удара), то поражавшиеся гаубичными снарядами (имевшими малые скорости) горизонтальные плиты для увеличения разрушающего воздействия требовали большей массы боеприпаса (соответственно - большего калибра). Именно данное обстоятельство и стало решающим фактором в деле создания 420-мм орудий. Данный калибр разрушал железобетонные плиты толщиной до 1,6 метра, а бетонные плиты – толщиной 5,5 метров (опыт Вердена).

Наконец, по остальным целям чаще всего применялись минные снаряды. Огонь по земляным сооружениям (вследствие мощного фугасного действия и углубления снаряда в землю до 8 метров) был сокрушителен - рвы, брустверы, гласисы, внутренности фортов сравнивались с землей, превращаясь в «лунный ландшафт» (поле, сплошь изрытое воронками, как, например, это имело место для района форта Во Верденской крепости). Снаряд оставлял в земле воронку до 6 метров глубиной и до 13 метров диаметром, а при стрельбе по зданиям формировал брешь 8 - 10-метровой ширины. Единственного попадания в каменную постройку оказывалось достаточно для ее уничтожения. В кирпичных устаревших укреплениях (например, в крепостях Ковно и Мобеж) 420-мм снаряд производил разрушения не только в эпицентре взрыва - мощь фугасной волны распространялась по переходам и коридорам, и заваливала стены.

От 420-мм снаряда не спасали и блиндажи - они заваливались, даже находясь на 12-метровой глубине под землей. Находившиеся в закрытых помещениях люди уничтожались силой газов, образовывавшихся при взрыве. Например, разрыв 420-мм снаряда, произошедший у входа в блиндаж Ковенской крепости, отбросил 15 человек к противоположному концу укрепления, убив их одним лишь фугасным воздействием (трупы внешне остались целыми).

Ил.3.jpg

Русские солдаты в воронке от крупнокалиберного снаряда. Великая война в образах и картинах. Вып. 7. М., 1915.

Технические особенности орудия

Каковы же особенности и тактико-технические характеристики этого орудия?

420-мм мортира L16 появилась в качестве ответа на строительство французами мощных оборонительных сооружений на границе с Германией.

В 1906 г. фирма Крупп получает заказ на создание артиллерийского орудия, способного пробить броневую плиту толщиной 300 мм или трехметровое бетонное перекрытие. Т. к. 305-мм мортиры оказались для этих задач слабоваты, для нового орудия выбрали калибр 420 мм, позволяющий вести стрельбу сверхмощными 1200-килограммовыми бетонобойными и бронебойными снарядами.

Первая 420-мм мортира появилась в 1909 г. До начала войны было изготовлено 5 мортир этой системы, а в ходе войны - еще 5 мортир и 18 запасных стволов к ним.

Ил.1.jpg

420-мм мортира L/16 в боевом положении. Шунков В. Н. Энциклопедия артиллерии особой мощности. Мн., 2004.

Длина ствола мортиры (состоявшего из внутренней трубы и кожуха) составляла 16 калибров. Длина нарезной части ствола равнялась 12,6 калибров. Затвор был поршневым. Масса ствола достигала 22 тонн.

Ствол установили в люльке, которая с помощью цапф была закреплена на верхнем поворотном станке лафета. Для противодействия откату над стволом закрепили два гидравлических тормоза отката, а под стволом смонтировали накатник с 2 пневмоцилиндрами.

Верхний станок устанавливался (с возможностью поворота) на массивной тумбе, которая, в свою очередь, крепилась к бетонному основанию. Подъемный и поворотный механизмы орудия имели ручной привод.

Огонь велся при углах возвышения + 43 - 63°, а в горизонтальной плоскости орудие можно было наводить в секторе ± 22,5°.

Основным снарядом считался бронебойный снаряд массой 1160 кг, содержавший 25 кг взрывчатки. Стрельба велась с использованием семи переменных пороховых зарядов, причем полный заряд обеспечивал снаряду начальную скорость 400 м/сек (достаточную для поражения цели на дистанции 12,5 км).

Если конструкция бронебойного снаряда была неизменна в течение всей войны, то фугасный снаряд претерпел значительные изменения. Первоначальная масса последнего с 920 кг была уменьшена до 800 кг, и благодаря этому начальная скорость возросла до 450 м/сек, а дальность стрельбы до 14,1 км (при том, что масса взрывчатки уменьшена с 144 кг до 100 кг). В течение часа мортира могла произвести 8 выстрелов.

Боевой опыт доказал силу орудия. В качестве проблем назывались лишь недостаточный сектор обстрела, и, особенно, вопросы транспортировки орудия и установки на огневой позиции. Последнее неудивительно, ибо мортира в боевом положении весила 105 тонн (плюс 45 тонн - масса основания). Для транспортировки орудия требовалось 10 железнодорожных платформ грузоподъемностью до 25 тонн, и, естественно, это обусловливало привязку огневой позиции к железнодорожному пути с нормальной колеей.

Погрузка частей орудия на платформы и сборка мортиры на огневой позиции производились с помощью крана грузоподъемностью 25 тонн. Подготовка огневой позиции (включая выемку котлована для орудийного основания) обычно занимала примерно сутки.

Тактико-технические характеристики орудия: длина ствола – 16 калибров; максимальный угол возвышения – 66 градусов; угол горизонтального обстрела - 45 градусов; масса в боевом положении - 105 + 45 тысяч кг; масса в походном положении – 327500 кг; начальная скорость снаряда – 450 метров в секунду; масса фугасного снаряда – 800 кг; максимальная дальность стрельбы – 14100 метров.

420-мм крупповская мортира M-Gerat была более легкой. Первая мортира этой системы была заказана в 1912 г., еще одна в 1913 г., а после начала войны было заказано еще 10 мортир.

Ил.4.jpg

420-мм мортира M-Gerat в боевом положении. Здесь и ниже - Великая война в образах и картинах. Вып. 1. М., 1914.

Основные конструктивные элементы мортиры: ствол с затвором, люлька с противооткатными приспособлениями, однобрусный коробчатый станок с колесами, щитовое прикрытие и прицельные приспособления. Мортира имела ствол-моноблок, снабженный клиновым затвором. Его длина составляла 11,9 калибров (длина нарезной части - 9 калибров). Масса ствола не превышала 13400 кг. Ствол устанавливался в люльке, над стволом монтировали тормоз отката, а под ним - пневматический накатник. Основанием люльки являлся верхний станок, соединявшийся с нижним станком таким образом, что с помощью зубчатого подъемного механизма в вертикальной плоскости наводка орудия могла осуществляться в диапазоне 0° - + 65°. Заряжание орудия производилось при горизонтальном положении ствола. Наведение в горизонтальной плоскости в секторе ± 10° выполнялось исключительно за счет перемещения хоботовой части станины по сошнику (для этого имелся соответствующий зубчатый поворотный механизм).

Перед стрельбой колеса лафета устанавливались на относительно небольшие стальные плиты, а на ступицах колес крепились стальные тросы, присоединявшиеся к штырям, вкопанным в грунт перед мортирой. Чтобы предотвратить опрокидывание мортиры вперед при накате, в передней части станка монтировались съемные упоры.

Новым элементом мортиры было большое щитовое прикрытие, закрепленное на нижнем станке. Оно защищало расчет и механизмы мортиры от пуль и осколков снарядов.

Мортира стреляла фугасными снарядами L/3,6 массой 810 кг, содержавшими 114 кг взрывчатки и n/A массой 800 кг с зарядом 100 кг взрывчатки. Начальная скорость обоих снарядов составляла 333 м/сек, дальность стрельбы - 9300 м. В 1917 г. появился бронебойный снаряд массой 400 кг и зарядом 50 кг взрывчатки. При начальной скорости 500 м/сек этот снаряд мог поражать цели на дальности до 12250 м.

Для подачи снарядов и зарядов к казенной части ствола на левой стороне станины смонтировали подъемный кран с ручным приводом. С его помощью лотки со снарядами и зарядами поднимались с грунта или транспортных тележек и укладывались на направляющие, закрепленные на станине. По этим направляющим снаряды и заряды вручную проталкивались в зарядную камору ствола.

Мортира транспортировалась в виде трех повозок. Плиты основания и принадлежности размещались на отдельной повозке.

Масса повозок была достаточно велика (15500 - 18100 кг), но с началом войны батарею 420-мм мортир M-Gerat удалось частично обеспечить механической тягой - паровые тракторы реквизировали у … одной из цирковых трупп.

Ил.5.jpg

То же орудие перед транспортировкой

Для движения по грунтовым дорогам на колеса повозок и мортиры надевали башмачные ободья.

Впервые 420-мм мортиры M-Gerat были применены против фортов Льежа в августе 1914 г., а затем активно использовались на Западном и Восточном фронтах.

Тактико-технические характеристики орудия: длина ствола – 11,9 калибров; максимальный угол возвышения + 65 градусов; угол склонения – 0 градусов; угол горизонтального обстрела – 20 градусов; масса в боевом положении – 33220 + 8460 кг; масса в походном положении – 52020 + 17200 кг; начальная скорость снаряда – 333 м/сек; масса фугасного снаряда – 810 кг; максимальная дальность стрельбы – 9300 метров.

Германская Большая Берта стала «визитной карточкой» кайзеровской армии и решающим образом повлияла на судьбу ряда крепостей и укрепленных районов.

Автор:

1055

Поделиться:

Вернуться назад