«Берта» Франца Иосифа

Вооружение и снаряжение

«Берта» Франца Иосифа

10 марта 2020 г.

Качественное и новейшее 305-мм орудие было одним из наиболее могущественных в классе, активно применялось при штурме бельгийских крепостей, Ивангородской, Ковенской и Верденской крепостей, активно действовало на Балканском и Итальянском фронтах, в Палестине и Дарданеллах.

1..jpg

Австрийская 305-миллиметровка. Кириллов-Губецкой И. М. Современная артиллерия. М., 1937.

Австро-Венгрия, также как и Германия, извлекла из уроков предшествующих войн (особенно Русско-японской), необходимые выводы - придавая огромное значение тяжелой артиллерии, причем не только в крепостной, но и в полевой войне. И, в меру своих возможностей, Австро-Венгрия приложила много усилий и затратила много средств для того, чтоб иметь качественно и количественно сильную тяжелую артиллерию. Причем мобильную.

2..jpg

Демонстрация орудия перед турецкими сановниками в Константинополе, 1916 г. Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

Вершина артиллерийской пирамиды Австро-Венгрии

12-дюймовка стала вершиной артиллерийской пирамиды австро-венгерской армии - ведь снаряд орудия образца 1911 г. (модификация 1916 г.) при весе 290 кг имел начальную скорость 407 м/сек. при дальности огня 11 тыс. м. По сравнению с германской «Бертой» орудие имело более предпочтительные градусы горизонтального (вертикального) обстрела, а вес в боевом положении (20,9 тыс. кг) был вдвое меньше чем у 420-мм «немки» (42,6 тыс. кг).

3..jpg

Австрийская «Берта». Великая борьба народов. Вып. 4. М., 1917.

Модификации - М-11 - М-16.

Наличие русских крепостей (Осовец, Ивангород, Новогеоргиевск), «ключей» будущего Восточного фронта стало очень серьезным стимулом для конструкторских работ. Но все же своим происхождением орудие оказалось «обязано» не кому-то, а Италии - недавнему партнеру по Тройственному союзу. После окончания Русско-японской войны итальянцы вплотную занялись модернизацией своих крепостей – прежде всего по части усиления огнестойкости бронебашен и перебронирования.

4..jpg

12-дюймовка. Воронка от ее снаряда «образует воронку, в которую могут поместиться трупы пяти лошадей». Нива. 1914.

Генштаб Австро-Венгрии был обеспокоен активным строительством Италией пограничных укреплений. Ему был нужен огневой аргумент, способный сокрушить перспективные оборонительные сооружения возможного противника. Тактико-технические требования разработанные в 1907 г., предполагали 305-мм калибр, дальность стрельбы до 8000 м (при массе снаряда до 300 кг), и возможность действовать на высоте 2000 м (в обстановке горной войны - сюрприз для итальянцев). Повышенные требования были поставлены (невзирая на калибр) к мобильности орудия: ведь, готовясь к войне на несколько фронтов, Австро-Венгрия была заинтересована в орудии, способном относительно быстро перемещаться на сотни километров – из Галиции на Сербский и Итальянский фронты, и обратно. Ограниченные бюджетные возможности и бурный рост автомобильной и моторостроительной промышленности также сработали на эту функциональность.

5..jpg

М. – 11. Walki o Twierdzе Przemysl. Przemysl, 2003.

Заказ на разработку в начале 1908 г. получает фирма Skoda-Werke AG - монополист в деле производства тяжелых артсистем, и в 1910 г. на испытания предъявлен опытный образец.

В 1912 г. Военное министерство заказывает 24 орудия MÖrser М. 11. В итоге к началу Первой мировой они были изготовлены. А в ходе войны изготовлено еще 44 таких же орудия.

6..jpg

«Берта» Франца-Иосифа. Великая война в образах и картинах.

Стальной ствол имел длину 10 калибров (длина нарезной части - 6,7 калибра), и запирался новейшим клиновым призматическим затвором. Масса - 5930 кг. Ствол находился в люльке обойменного типа, которая крепилась на литом станке. 2 гидравлических тормоза отката использовались в качестве противооткатных устройств. Последние монтировались над стволом, тогда как пневматический накатник располагался под стволом. С помощью подъемного механизма станка орудие наводилось в вертикальной плоскости (диапазон углов - 0° до +75°). Заряжание орудия производилось в положении «горизонтально» (ствол опирался на специальный, закрепленный на станине станка, упор). Огонь велся при углах возвышения +40° - +75°.

Поворот станка на погоне, который с помощью болтов крепился к стальной платформе основания, осуществлял наведение в горизонтальной плоскости. Механизм поворота (червячный) позволял осуществлять наводку в секторе ±60°. На станке со стороны казенной части были закреплены направляющие - для лотков с пороховыми зарядами и снарядами.

7..jpg

Шунков В. Н. Энциклопедия артиллерии особой мощности. Мн., 2004.

Масса орудия в боевом положении - 18730 кг. Модифицированные в 1916 г. системы М. 11/16 отличались повышенной прочностью станка и платформы основания, и весили в боевом положении 20900 кг.

К орудию первоначально выпускался лишь фугасный снаряд М. 11/9 (масса 385,3 кг; 38,3 кг взрывчатки). Огонь велся с использованием 4-х переменных зарядов. Снаряд, снаряженный полным зарядом, разгонялся до 370 метров в секунду при дальности стрельбы 9600 м. Во время войны для увеличения дальности огня до 11000 м приняли т. н. «легкий» фугасный снаряд (масса 290,8 кг; 34,8 кг взрывчатки) с начальной скоростью 407 метров в секунду. Мощным инструментом для поражения живой силы оказался 300-килограммовый шрапнельный снаряд (16,4 кг взрывчатки и 2200 шрапнельных пуль) при аналогичной дальности стрельбы. 2 - 3 таких снаряда могли сорвать атаку полка.

8..jpg

Walki o Twierdzе Przemysl. Przemysl, 2003.

Проектировщики планировали осуществлять транспортировку орудия исключительно с помощью механической тяги. Для этой цели служили колесные тягачи М. 12 Daimler. Орудие разбиралось на 3 части, образовывавшие 3 повозки: ствольная, лафет, повозка с платформой основания.

9..jpg

Вначале считалось, что одного колесного тягача будет достаточно для буксировки всех трех повозок. По мере поступления в «мотор-батареи» все большего количества тягачей установилась окончательная схема - 1 тягач для 1 повозки.

Важнейший элемент системы управления огнем - придававшиеся батареям подразделения аэростатов.

10..jpg

11..jpg

Парсеваль, обслуживающий «моторбатарею», после 1917 г. Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

М. 11 как правило состояли на вооружении мортирных батарей особой мощности – «мотор-батарей» (моторизованных батарей) по 2 орудия и 6 тягачей в каждой. Батареи были отдельными, но могли (как и в германской армии) включаться в состав артиллерийских полков и батальонов – прежде всего крепостной артиллерии. В ходе войны «моторбатареи» выводились из состава артиллерийских частей, что позволяло их оперативно перебрасывать в помощь союзникам (так, крепость Краков отправила 2 из своих 4 батарей в Бельгию, получив из Вены 2 батареи) либо концентрировать их в качестве огневого кулака Верховного командования.

12..jpg

Шунков В. Н. Энциклопедия артиллерии особой мощности. Мн., 2004.

Известны и эпизоды использования т. н. «кочующих» орудий. Так, во время сражения на Изонцо в 1917 г. одно орудие было ночью выдвинуто на нейтральную полосу – уничтожив 15-ю выстрелами железнодорожную станцию с высаживающимися итальянскими войсками. После выполнения задачи орудие было переведено в походное положение, и до рассвета вернулось в расположение. Но подобные операции кончались благополучно далеко не всегда.

13..jpg

305-мм «Шкода» на позиции. Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

ТТХ М. 11: максимальный угол возвышения +75 гр.; угол горизонтального обстрела – 120 гр.; угол склонения – 0 гр.; длина ствола - 10 калиб.; масса - 18730 кг в боевом и 27950 кг в походном положениях; начальная скорость снаряда – 370 метров в секунду; масса фугасного снаряда - 385,3 кг; максимальная дальность стрельбы – 9600 м.

14..jpg

Шунков В. Н. Энциклопедия артиллерии особой мощности. Мн., 2004.

Боевое применение М. 11 быстро выявило главные недостатки орудия - недостаточные дальность и сектор стрельбы, прочность платформы основания и станка. И наряду с модернизацией М. 11 до М. 11/16 Skoda-Werke AG начала проектирование новой 12-дюймовки, принятой на вооружение в 1916 г. как М. 16.

15..jpg

Там же.

Для увеличения дальности огня был удлинен (до 12 калибров) ствол, увеличена масса переменных пороховых зарядов. При использовании снарядов М. 11, это позволило нарастить начальную скорость снаряда до 380 - 450 метров в секунду при дальности стрельбы 11000 – 12000 метров.

16..jpg

Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

Лафет был спроектирован заново. Люльку обойменного типа заменила корытообразная люлька, а система противооткатных устройств разместилась под стволом. В систему вошли пневматический накатник и 2 гидравлических тормоза отката. Подъемный механизм был усовершенствован, позволяя наводить в вертикальной плоскости орудие от -5° до +75°. Огонь велся при углах возвышения, составлявших более +40°.

17..jpg

18..jpg

100-сильный «Австро Даймлер». Там же.

На новой передвижной платформе основания установили шаровой погон. На последнем монтировался орудийный станок. Чем обеспечен круговой обстрел.

Все это увеличило массу орудия до 22824 кг.

19..jpg

Стальная платформа готова к транспортировке. Там же.

В походном положении орудие также разделялось на три части, образовывавшие 11240-килограммовую ствольную повозку, 11830-килограммовую повозку-лафет и 11870-килограммовую повозку-платформу основания. Каждая повозка на походе буксировалась «персональным» тягачом М. 12 со 100-сильным двигателем.

20..jpg

На нижнем рисунке – способ отсоединения тележки от платформы. Там же.

21..jpg

Установка платформы. Там же.

До окончания войны Skoda-Werke AG изготовила 29 М. 16.

ТТХ М. 16: максимальный угол возвышения -+75 гр.; угол горизонтального обстрела – 360 гр.; угол склонения - - 5 гр.; масса - 22824 кг в боевом и 39940 кг в походном положениях; начальная скорость снаряда – 380 метров в секунду; масса фугасного снаряда - 385,3 кг; длина ствола – 12 калиб.; максимальная дальность стрельбы – 11000 м.

22..jpg

На огневой позиции. Walki o Twierdzе Przemysl. Przemysl, 2003.

Т. о., концерн «Шкода», «отец» 12-дюймовки и один из лидеров в деле создания и производства сверхмощных орудий, изготовил одно из лучших для своего времени орудий. Несмотря на калибр, относившегося к мобильным артиллерийским системам. Особое внимание уделялось именно вопросам транспортировки. Как мы отметили, орудие делилось на 3 главные части – и их транспортировка трактором «Австро Даймлер» (причем на большие расстояния) изначально закладывалась в этот проект. Кстати говоря, для соответствующих целей тракторы применялись впервые. И мехтяга значительно увеличила функциональность тяжелых батарей. Лебедки, боеприпасы, инструменты, передвижная мастерская, приборы управления огнем и др. имущество перемещались дополнительными тракторами.

А «австрийская Берта» стала одним из первых орудий, сконструированных как мобильная артустановка. Причем в то время ни одна армия не располагала мобильным орудием такой разрушительной мощи. В итоге, Австро-Венгрия оказалась не только в числе государств, лучше всего готовых к борьбе с укрепрайонами и крепостями, она стала страной-новатором в деле создания сверхтяжелой моторизованной артиллерии.

23..jpg

В огне Первой мировой войны

«Моторбатареи» входили к началу войны в состав 1-го, 2-го и 3-го крепостных артполков, 5-го и 8-го отдельных артбатальонов. Их действия обеспечивали воздухоплавательные роты.

Против Бельгийских крепостей.

В ходе бельгийской кампании германцы оказались вынуждены прибегнуть к помощи союзника – ведь австрийские «шкоды» хоть и имели меньший калибр, чем немецкие «берты», но являлись несравненно более мобильными. А при реализации плана Шлиффена время было главным оперативно-стратегическим фактором.

24..jpg

Здесь и выше. 305-мм «шкоды» в Бельгии. На нижнем снимке – бойцы расчетов общаются с союзниками-германцами. Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

Двенадцатидюймовки были применены при осаде Намюра и Антверпена. Под первой крепостью «Шкоды» обрабатывали форт Майзерет – сдавшийся на следующий день после того как был открыт огонь, 22. 08. 1914 г. Антверпен был более сильным противником.

Германский 3-й резервный корпус, кроме немецкой артиллерии (72 150-мм, 48 210-мм и 4 420-мм орудий) поддерживали 2 «моторбатареи» - т. е. «шкод» было столько же, сколько и «берт». Сверхтяжелая артиллерия сокрушила мощь обороны. Австрийцы действовали по форту Ваельхельм. Падение последнего 2 октября 1914 г. - кризис обороны Антверпена. «Моторбатареи» били и по 3 другим фортам, произведя в общей сложности 2130 выстрелов.

У Кракова.

С русскими войсками «моторбатареи» встретились в ноябре 1914 г. – во время Краковской операции. А падение Кракова - полная катастрофа австрийского галицийского фронта. Австро-Венгрия сделала все, чтобы сохранить одну из сильнейших своих крепостей.

25..jpg

12-дюймовки в бою. Великая война в образах и картинах.

В отличие от Перемышля русским войскам не удалось добиться блокады Кракова – в итоге операция завершилась безуспешно. 6 декабря 1914 г. «шкоды» сыграли роль в ходе лимановского контрудара по русским, готовившимся к штурму. Немалую роль в успехе контрудара сыграла менявшая позиции и адаптированная к действиях в горных условиях мобильная тяжелая артиллерия.

В западне.

В перемышльский «капкан» угодили 2 батареи - 4 305-мм орудия. Они проявили себя в сентябре 1914 г. – в ходе русской первой осады Перемышля, когда одна из «мотор-батарей» осуществляла контрбатарейные действия (при корректировании с воздушного шара). Тогда недостаток тяжелой артиллерии привел русские войска к серьезным потерям и снятию осады.

26..jpg

Перемышль. Уничтоженная 305-мм мортира. Walki o Twierdzе Przemysl. Przemysl, 2003.

Затем 12-дюймовки стали испытывать проблемы с боеприпасами, и использовались дозировано. Итогом второй осады в марте 1915 г. стало падение Перемышля, а орудия были австрийцами выведены из строя.

Огонь 1915-го года

В январе-феврале этого года в Карпатах грохочет встречная битва - но помощь Перемышлю от австро-германцев не пришла.

На Русском фронте 305-миллиметровки применялись как в Карпатах (станиславовский участок), так и весной – летом в Галиции. Аэропланы все чаще применяются для корректирования огня. Но русские ведут активную контрбатарейную борьбу.

Так, в феврале 1915 г. 4 двенадцатидюймовки приняли участие в штурме крепости Осовец. Меткий огонь русских артиллеристов не только подбил 2 немецких 420-мм орудия, но и накрыл позицию 305-миллиметровок. Последние оказались вынуждены покинуть позицию. Артштурм сорван, и жизненно важные пункты крепости уцелели. В итоге - атака немецкой пехоты отбита.

27..jpg

Русский фронт. Батарея «шкод» в бою.

Приняли «Австрийские Берты» активное участие в Горлицкой операции. В частности, они поддерживали 14-й корпус (Тарнов – Тухова), 9-й корпус и 35-ю дивизию Бескидского корпуса. Но наиболее была усилена наносившая главный удар германская 11-я армия. Так, 11-я батарея поддерживала 39-ю гонведную пехотную дивизию австрийского 6-го армейского корпуса этой армии, а 13-я батарея была придана 12-й пехотной дивизии этого корпуса.

28..jpg

Орудия 12-й дивизии в ходе Горлицкого прорыва. Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

Армии на других участках также забыты не были. 2-й батареей усилили 25-ю пехотную дивизию 2-го армейского корпуса 1-й армии, 7-й батареей – 32-ю артбригаду 2-й армии и т. д. Полевые войска были очень плотно насыщены тяжелой артиллерией.

Но стойкость оборонявшихся первоначально не позволила достигнуть ощутимого результата – несмотря на мощнейшую поддержку артиллерии. Но австрийские 12-дюймовки очень помогли немцам, наносящим удар по Горлице, особенно частям 41-го резервного корпуса, действовавшим у Каменецкого леса. Прусские гвардейцы и гонведы совместно действовали у Ветровки.

29..jpg

Моторизованная колонна «шкод». 1915 г., центральная Польша. Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

Активно поддерживали соединения, осуществлявшие вспомогательные действия – например, на Ниде. Огонь 12-дюймовок был потрясающим, вздымая гигантские фонтаны земли - вспоминал австрийский офицер. Но русские 7-дюймовки накрыли огневые позиции австрийцев. А 3 днями позднее в ходе огневой дуэли одна «школа» была вместе с расчетом уничтожена.

30..jpg

«Шкода» ведет огонь. Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

«Шкоды» участвовали в отвоевании Перемышля.

33..jpg

34..jpg

12-дюймовки под Перемышлем. Walki o Twierdzе Przemysl. Przemysl, 2003.

В августе 1915 г. 4 батареи (11-я, 12-я, 15-я и 16-я) приняли участие в осаде крепости Новогеоргиевск.

На Изонцо и в Альпах

На позиционном фронте, осложненном спецификой горной войны, тяжелая артиллерия была нужна как нигде. Важнейшей целью для «шкод» стали броневые башни итальянских фортов. Форты Камполонго, Верена и Кампомолон стали проблемой, выдерживая попадания до 220-мм снарядов включительно.

31..jpg

Офицерский состав 15-й «моторбатареи». Там же

Но все три форта в июне 1915 г. оказались уничтожены «австрийскими бертами».

Кампания 1916 г.

6, 8, 11, 12 и 14 батареи воевали на Балканском фронте. Оказался насыщен «австрийскими бертами» и Итальянский фронт. Так, 16-й корпус располагал двумя (1 и 10) батареями, 3-й корпус – тремя (2, 3 и 4) батареями и т. д.

32..jpg

305-мм «шкода» на Восточном фронте, вероятно 1915 г. Там же

В ходе этой кампании уже действовала 21 «моторбатарея» (42 орудия М 11., М 11/16 и М 16). Они, будучи выведены из крепостных войск, стали огневым ресурсом Верховного командования.

На Балканском и Итальянском и фронтах количество «моторбатарей» к лету сокращается.

35..jpg

Форт Монте Вверена, разгромленный австрийской артиллерией. Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

Но перед Румынской кампанией усиливается германская 11-я армия. Например, огневую мощь 3-го армейского корпуса увеличили с 3 до 7 батарей. После кризиса, связанного с Наступлением Юго-Западного фронта, Русский фронт также усиливается несколькими батареями (13-я и 14-я батареи - в 3-й, 1-я, 8-я и 17-я батареи - в Южной германской армиях).

36..jpg

37..jpg

Ценный трофей. Изображено, скорее всего, не германское орудие, а 12-дюймовка «Шкода».

Орудия активно действовали в Румынской кампании (пример – приданные 6-му армейскому корпусу 3-я и 20-я батареи).

38..jpg

305-мм «шкода». Хорошо виден механизм подачи боеприпасов. Здесь и ниже - Zareba A. Chuda Emma. Krakow., 2006.

Конец войны

15-я «моторбатарея» участвовала в отражении русского Июньского наступления 1917 г. и в июльском контрударе австро-германцев. Потерявшие стойкость и морально потрясенные русские войска, больные «недугом революции», оставили Галицию.

39..jpg

Командир 15-й «моторбатареи» О. Аксман с подчиненными.

40..jpg

Командир 15-й батареи Отто Ахман, снимок 1892 г. Комбат - участник Краковской операции и боевых действий на Итальянском фронте.

41..jpg

42..jpg

М. 11 на огневой позиции. Унтер-офицер занят прицельными приспособлениями.

43..jpg

Одно из орудий 15-й «моторбатареи» близ Злочева, 1917 г.

На 1917 г. имелось 27 батарей (54 орудия), а во второй половине года – 29 батарей (58 орудий). 26 батарей (52 орудия) из них оказываются на ставшим после революционной деградации России главным Итальянском фронте. Например, в группе Крауса имелись 13-я, 15-я, 21-я и 28-я батареи, в группе Штейна – 5-я и 20-я батареи, а в германской 2-дивизионной группе - 4-я, 14-я, 16-я и 33-я батареи.

44..jpg

Работы над огневой позицией. Рытье котлована.

И 12-е сражение на Изонцо (битва при Капоретто в октябре 1917 г.) стала триумфом тяжелой артиллерии австро-германцев. Позиции итальянцев оказались сметены, а австрийские и германские войска ждали впечатляющие успехи.

45..jpg

Колонна «моторбатареи».

12-дюймовые батареи уничтожали опорные пункты и коммуникации противника, транспортные развязки, активно вели контрбатарейную борьбу (уделяя особое внимание позициям тяжелой артиллерии и броневым башням фортов). Нехватка (по сравнению с германцами) тяжелой техники (в т. ч. транспорта) в австрийской армии компенсировалась моторизаций батарей 12-дюймовок, к тому же адаптированных к специфике горной войны.

46..jpg

Автопоезд «Шкода» в Галиции.

47..jpg

48..jpg

Из жизни «моторбатареи»

В 1918 г. австрийская артиллерия была реорганизована. Уже в 1917 г. оказались упразднены многие крепости и крепостные районы (Перемышль, Краков, Комаров и др.) с переформированием их крепостных артполков в тяжелые. «Моторбатареи» входили организационно в состав последних (например, 13-я и 14-я – в 1-й, 1-я и 2-я – во 2-й, 5-я, 6-я, и 13-я – в 6-й, 5-я, 8-я и 10-я – в 9-й артполки и т. д., причем периодически батареи переподчинялись различным артполкам), но де-факто действовали отдельно, будучи стратегическим резервом (средством училения) Верховного командования. Полки и батареи усиливали общевойсковые армии. В это время Действующая армия располагала уже 48 «моторбатареями», и в 1918 г., в среднем, каждая армия располагала несколькими такими частями артиллерии особой мощности.

49..jpg

50..jpg

51..jpg

52..jpg

53..jpg

54..jpg

55..jpg

56..jpg

57..jpg

58..jpg

59..jpg

305-мм «Берта Франца Иосифа» - одно из самых совершенных тяжелых орудий Первой мировой войны. Его отличали высокие мобильность и огневая мощь – что позволяло эффективно действовать как в полевой, так и в осадной войне, быть «убийцей фортов» и мощным аргументом в горной войне.

60..jpg

61..jpg

62..jpg

На огневой позиции.

Автор:

828

Поделиться:

Вернуться назад