Стратегия

Фланговая рокировка

11 июня 2020 г.

Бурный рост железнодорожного и автомобильного транспорта в начале XX века дал в руки стратегии ряд новых эффективных инструментов. И одним из них стал оперативно-стратегический маневр посредством железнодорожной и автомобильной рокировки.

11..jpg

Здесь и ниже - переброска германских войск и военного имущества железнодорожным транспортом. 1914 г.

Благодаря развитию железнодорожной и автомобильной техники, в годы Первой мировой войны противоборствующие стороны зачастую прибегали к рокировке на значительные расстояния не только дивизий и корпусов, но и целых армий. Приведем несколько наиболее показательных примеров соответствующего маневра - рокировки крупных сил к флангу оперативно-стратегического построения, вызванной внезапно изменившейся оперативной обстановкой. Под термином «фланговая рокировка» мы понимаем крупную войсковую перегруппировку, представляющую собой вывод с фронта и переброску на другой участок (чаще всего к флангу) по крайней мере одной армии в составе 4 - 5 корпусов со средствами усиления.

12..jpg

Ярким примером является рокировка свежесформированной германской 9-й армии из Восточной Пруссии в Верхнюю Силезию на финальном этапе Галицийской битвы и сразу после ее завершения – 4 - 15 сентября 1914 г.

hindenburg.jpg

Командующий германской 9-й армией генерал-полковник П. фон Гинденбург.

ludendorff.jpg

Начальник штаба германской 9-й армии генерал-майор Э. фон Людендорф.

После разгрома левого фланга австрийского галицийского фронта под угрозой флангового удара со стороны русских 9-й, 4-й и 5-й армий по тылу своей группировки, австрийское командование 30 августа приняло решение отвести свои левофланговые армии (4-ю, 3-ю и 2-ю) за р. Сан. В тот же день австрийское командование настоятельно просило германское Верховное командование немедленно поддержать свой оголенный левый фланг.

Обстановка продолжала ухудшаться, боеспособность австрийских войск падала, и 3 сентября австрийское командование приказало своим левофланговым армиям начать отход от рубежа р. Сан дальше на юго-запад - на линию р. Дунаец. Русские войска начали первую блокаду Перемышля.

В этот момент вспомнившее о союзническом долге германское командование решило помочь австрийским армиям, создав мощный оперативный кулак в районе Краков – Ченстохов – Калиш. Для этого была использована 9-я армия, находившаяся в Восточной Пруссии (район Кенигсберг - Летцен), включавшая в свой состав 4 армейских корпуса и кавалерийскую дивизию.

Под прикрытием германской 8-й армии, оставшейся в Восточной Пруссии, соединения 9-й армии в обстановке секретности в ходе ночных маршей выдвигались к транспортным узлам для проведения переброски. На случай вероятного наступления русских войск в Восточной Пруссии, перед началом рокировки немцы начали усовершенствование своих позиционных укреплений вдоль р. Ангерап, в районе Летцен и в дефиле между Мазурскими озерами.

Для перевозки 9-й армии имелись две 2-колейные рокады: 1) Кенигсберг - Мариенбург - Познань - Бреславль - Краков и 2) Летцен - Торн - Гнезно - Крейцбург. Мощность потока перевозки каждой рокады - 40 эшелонов в сутки (по обеим соответственно – 80). Маршруты в целях шифровки были обозначены особыми цветами: Кенигсберг - Бреславль -зеленым, а Летцен - Крейцбург - коричневым.

00182.jpg

Reichsarchiv. Der Weltkrieg 1914-1918. Bd 1. Das deutsche Feldeisenbahnwesen. Die Eisenbahnen zu Kriegsbeginn. Berlin, 1928.

В ночь на 4 сентября началась переброска.

По зеленому маршруту были отправлены: Гвардейский резервный корпус (147 эшелонов), 11-й армейский корпус (139 эшелонов), этапные войска и учреждения (56 эшелонов) - всего 342 эшелона. По коричневому маршруту двинулись: 20-й армейский корпус (146 эшелонов), 17-й армейский корпус (155 эшелонов), главный резерв крепости Познань - около дивизии (41 эшелон), главный резерв крепости Торн - около дивизии (48 эшелонов) и 8-я кавалерийская дивизия (33 эшелона) - всего 423 эшелона.

Перевозка боевых соединений 9-й армии закончилась к 15 сентября, а тылы были переброшены к 19 сентября. Таким образом, переброска всей армии заняла около 15 дней.

Сосредоточение 9-й армии на новом участке фронта было осуществлено под прикрытием ландштурма (сведенного в полевые бригады) и усиленного крепостной артиллерией. Перед началом операции 9-я армия получила 3 боекомплекта патронов и снарядов - сверх того, что было в наличии в артиллерийских батареях и пехотных полках. Прежде чем начать наступление, был подтянут войсковой и армейский транспорт.

Рокировка 9-й армии основывалась на допущении, что русские армии Юго-Западного фронта, увлеченные преследованием австрийцев, будут продолжать развивать свой удар в юго-западном направлении - за р. Сан. Тогда германцы, переправившись через Вислу, атаковали бы русских во фланг и тыл, применив свой излюбленный шаблонный прием «шлиффеновского флангового молота». Удар германцев по правому флангу Юго-Западного фронта облегчался наличием незащищенного 150-километрового промежутка, образовавшегося между смежными флангами Северо-Западного и Юго-Западного фронтов - от Варшавы до устья р. Сан. Т. о., германцы могли реализовать другой свой излюбленный шаблонный прием – действие на стыках оперативно-стратегических объединений противника.

Э. Людендорф в своих мемуарах отмечал, что для германского командования было очень выгодно, чтобы русские последовали за р. Сан – а масштаб германского наступления зависел от того, узнает или нет русское командование о перегруппировке и новой группировке германских сил.

В действительности дерзкий план разгрома правого крыла русского Юго-Западного фронта германскому командованию осуществить не удалось. Русские Ставка и командование Юго-Западного фронта своевременно и профессионально разгадали суть маневра противника и сумели организовать мощный стратегический контрманевр, который также был основан на рокировке крупных сил к флангу.

Николай Николаевич.jpg

Верховный Главнокомандующий русской Действующей армией генерал от кавалерии Великий князь Николай Николаевич Младший.

Янушкевич.jpg

Начальник Штаба Верховного Главнокомандующего генерал-лейтенант Н. Н. Янушкевич.

Иванов.jpg

Главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от артиллерии Н. И. Иванов.

Алексеев.jpg

Начальник штаба Юго-Западного фронта генерал от инфантерии М. В. Алексеев.

Соответственно здесь следует рассмотреть следующий пример стратегической рокировки – войск русских 4-й и 5-й армий в преддверии Варшавско-Ивангородской операции в конце сентября 1914 г.

Удару германской 9-й армии по праву флангу Юго-Западного фронта была противопоставлена комбинация двойного удара, наносимого с фронта (от крепости Ивангород), и с фланга (от Варшавы).

Замысел был сложный и базировался на отличной управляемости участвующих в операции объединений и на строгом соблюдении дисциплины времени.

Фланговые группы армий решали вспомогательные задачи.

13..jpg

1-я и 10-я армии должны были демонстративным наступлением сковать войска противника в Восточной Пруссии, в то время как 3-я и 8-я армии, прикрывая р. Сан и блокируя Перемышль, обеспечивали операцию со стороны Венгрии. Основную задачу решали 2-я, 4-я, 5-я и 9-я армии. 2-я армия должна была нанести удар германской 9-й армии во фланг и тыл, действуя от Варшавы. 4-я и 5-я армии, выйдя из боевой линии Юго-Западного фронта под прикрытием 3-й и 9-й армий, должны были рокироваться к Ивангороду, наступая от последнего на запад, а 9-я армия должна была продолжать наступать из района Сандомира. Таким образом, успех всего этого армейского «оркестра» в основном зависел от умелой рокировки 4-й и 5-й армий на правый фланг Юго-Западного фронта.

00020.jpg

Срок начала операции – 26 сентября.

Вначале проводилась рокировка 4-й армии, которая перебрасывалась от Красника к Ивангороду. Для того чтобы вывести из сражения всю 4-ю армию, фронту пришлось всеми своими армиями прекратить преследование разбитых австрийцев. Боевой участок 4-й распределялся между 5-й и 9-й армиями (из состава 4-й армии оставлялся только Гвардейский корпус, прикрывший выход своей армии из боя, а компенсация произошла в виде 16-го армейского корпуса, переданного 4-й армии из 9-й). 3-й Кавказский армейский и Гренадерский корпуса 4-й армии перемещались по железной дороге, в то время как 16-й армейский корпус отправился к Ивангороду походным порядком. Успев полностью сосредоточить всю 4-ю армию в районе Ивангорода к 22-му сентября, русское командование заложило важнейшую предпосылку для стратегической победы.

Эверт.jpg

Командующий 4-й армией генерал от инфантерии А. Е. Эверт.

Гутор.jpeg

Начальник штаба 4-й армии генерал-майор А. Е. Гутор.

Затем выдвинулись 5-й, 17-й и 19-й армейские корпуса 5-й армии, которая походным порядком переходила в район Люблин – Красник, а затем железнодорожным транспортом перебрасывалась в район Ивангорода. 5-й армии предстояло оперировать на стыке между 4-й и 2-й армиями.

Для переброски 5-й армии выделялись железнодорожные рокадные магистрали Люблин - Ивангород – Гарволин (перевозила 5-й и 17-й армейские корпуса) и Люблин – Любартов – Луков (перевозила 19-й армейский корпус). Мощность потоков - по 20 эшелонов в сутки (соответственно 40 по обеим). Для сокращения времени перевозилась лишь пехота, а артиллерия и транспорты двигались своим ходом.

Железнодорожные переброски войск 5-й армии проводились с 25 сентября по 1 октября.

Плеве.jpg

Командующий 5-й армией генерал от кавалерии П. А. Плеве.

Миллер.jpg

Начальник штаба 5-й армии генерал-майор Е-Л. К. Миллер.

И стратегическая Варшавско-Ивангородская операция, в основе которой лежала рокировка сразу двух армий к Ивангороду и подход еще одной армии в Варшавский район, кардинально изменила оперативно-стратегическую обстановку на межфронтовом стыке. Такой глубокий размах русского стратегического маневра был настолько опасен для немцев (особенно охват со стороны Варшавы), и обстановка для войск германской 9-й армии, ввязавшейся в сражение между Ивангородом и Варшавой, настолько ухудшилась, что германцам вместо развития наступления пришлось срочно отходить на запад. А Варшавско-Ивангородская операция по своей оперативной конфигурации вошла в историю не только как стратегическая победа русской Действующей армии, но и как образец крупномасштабной успешной рокировки.

00027.jpg

Еще одним примером рокировки является создание французской 6-й армии на левом фланге французского стратегического построения 25 августа - 5 сентября (здесь, в отличие от двух первых эпизодов, связанных с Русским фронтом – стиль новый).

Мощный удар правого крыла фаланги германских армий в Приграничном сражении 1914 г. заставил французское командование отказаться от реализации своего плана № 17. Французы начинают спешно снимать целые соединения с южного участка фронта и перебрасывать их на северный. В окрестностях Амьена создается 6-я армия – она получила задачу ударить по правому флангу германского фронта. Ядро 6-й армии - войска, переброшенные из Вогезов и Лотарингии с добавлением территориальных дивизий.

10..jpg

Командующий 6-й армией дивизионный генерал М. Ж. Монури.

К 5-му сентября в состав 6-й армии входили: 4-й и 7-й армейские корпуса, 14-я, 45-я, 61-я и 62-я пехотные, 55-я, 56-я и 63-я резервные дивизии, Марокканская бригада.

Эти соединения были переброшены по железной дороге в район Амьена: 4-й армейский корпус из Сен Менегу - Труа в Париж; 7-й армейский корпус с Марокканской бригадой из Бельфор в район Амьен; 55-я и 56-я резервные дивизии из района Сен Михель в район Мондидье. Спецификой было то, что кроме железнодорожных линий был использован и автотранспорт. Так, во время сражения на Марне 62-я пехотная дивизия была доставлена на фронт на автомобилях.

Стратегически использование французской 6-й армии во время исторического сражения на Марне является классическим образцом, в огромной степени способствовавшим стратегическому поражению немцев. Французская рокировка крупных сил к флангу также себя полностью оправдала.

-_Страница_056.jpg

Необходимо отметить, что создание 6-й армии, также как и последующее формирование 2-й и 10-й армий в период серии операций «Бег к морю», а также колоссальные перегруппировки в 1917 и 1918 гг. происходили, в основном, за счет других армий - причем от них брались соединения уровня не выше корпуса. Таким образом, французский опыт демонстрирует иной метод создания крупной фланговой группировки, в отличие от метода, примененного немцами и русскими во время Галицийской и Варшавско-Ивангородской операций.

Французский метод в ходе Марнской битвы заключался в создании армейской группировки посредством снятия корпусов и дивизий из состава различных армий, в то время, как русские и немцы успешно рокировали целые армии. Отрицательной чертой французской рокировки является то, что войска, собранные «с бору по сосенке», не сколочены в единое целое - а это могло повлиять на характер военных действий.

Рокировка включала в себя определенные этапы.

1) Приостановка наступления фронта, вызванная необходимостью приступить к рокировке; 2) Вывод крупного войскового соединения или объединения (отдельных корпусов или целой армии) в тыл - в определенный район и отправка в новый район сосредоточения; 3) Железнодорожная переброска к месту нового сосредоточения; 4) Организация прикрытия рокирующейся армии в новом районе. Наибольшую сложность представлял этап вывода войсковых соединений и (или) объединений с фронта – он требовал маскировки и обеспечения, ведь вывод войск с фронта вызывает определенный кризис, во время которого опасность со стороны противника увеличивается. На фронте оставлялись арьергарды (из состава выводимых или принимавших участок войск). Выводимые войска двигались по строго определенному графику, опять же обеспечиваясь войсками прикрытия. В период рокировки германской 9-й армии задачу прикрытия выполняли ландштурмисты. Когда создавалась русская правофланговая группировка из 4-й и 5-й армий, эту задачу выполнили войска крепости Ивангород. Во время сбора французской 6-й армии, задачу прикрытия фактически выполнил кавалерийский корпус Сордэ.

Огромное значение для крупных рокировок имела качественная работа транспорта и синхронность работы всех звеньев управленческой системы.

Автор:

3585

Поделиться:

Вернуться назад