Железный конь в бою

Тактика

Железный конь в бою

21 января 2019 г.

Самокатные (велосипедные) части – мобильные части, тактически гораздо менее стесненные условиями местности (имея в виду наличие фуража), нежели кавалерия. Основное их тактическое свойство – подвижность, а основное боевое качество - стойкость. Работа во взаимодействии с конницей - основное значение. Они были предназначены решать разведывательные задачи, действовать в авангарде, участвовать в ночных атаках.

илл.2.JPG

Русские самокатчики

Самокатные части решали следующие тактические задачи: 1) обход или охват фланга противника с целью окружения и уничтожения отдельных его частей и подразделений; 2) развитие прорыва и преследования с выходом на пути отхода противника; 3) захват и удержание отдельных пунктов, высот, переправ, узлов, дорог впереди своей пехоты; 4) уничтожение в тылу противника линий связи, штабов, мелких войсковых групп, мостов, складов, аэродромов; 5) разведка впереди и на флангах пехоты; 6) прикрытие сосредоточения и развертывания своей пехоты; 7) активная оборона с маневром по фронту и в глубину; 8) охранение на походе; 9) прикрытие флангов, стыков и тыла; 10) прикрытие промежутков между соседними частями; 11) прикрытие отхода своих войск; 12) противодействие обходу и охвату флангов и быстрая ликвидация прорывов и обходов флангов; 13) поддержание связи: 14) выигрыш времени маневром по фронту и в глубину; 15) прикрытие обозов; 16) использование самокатных частей в виде мобильного резерва; 17) оборона важных преград (берега рек, озер, гати, мосты и т. д.).

Скорость движения самокатных частей достигала 12-15 км в час (на грязных дорогах, в песках, при крутых подъемах, при наличии снежного покрова более 10 см толщиной движение самокатчиков затруднялось, а иногда было совершенно исключено). На сухих, но плохих дорогах самокатчики могли двигаться со скоростью 8 км в час. На коротких дистанциях дозоры и отдельные самокатчики могли развивать скорость до 20 км в час. За 4 часа движения самокатчиков можно перебросить на расстояние 50 - 60 км. В сутки при нормальном темпе движения они могли преодолеть до 80 км, а при форсированном движении - до 120 км.

Самокатные части действовали в бою как обычная пехота, с той лишь разницей, что маневроспособность самокатчиков в качестве ударной группы или резерва была значительно выше – выручала повышенная подвижность. Основная особенность действия самокатных частей - стремление сковать противника минимумом сил и маневрировать силами и средствами для того чтобы нанести противнику как можно больше потерь. Слабое место самокатных частей - необходимость оставления велосипедов перед боем на дороге и необходимость быстрой их подачи бойцам (когда этого требует обстановка).

Дистанции между взводами – 50 - 100 м, между ротами - от 300 до 500 м, а длина колонны батальона в строю «по одному» с дистанциями между взводами и ротами - от 3 до 3,5 - 4 км. Развертывание такой колонны в сторону движения на скорости в 12 км в час занимало 15 - 20 минут, а в сторону фланга - несколько минут. При движении «по два» длина колонны уменьшалась до 2,25 - 2,5 км и развертывание ускорялось на 5 - 6 минут. Марши самокатчиков осложнялись невозможностью при движении без дорог иметь подвижное боковое охранение (только параллельные пути, возможность движения по целине и высылка вперед на боковые дороги неподвижного охранения - обеспечивали фланги).

В вопросе формирования самокатных частей русская армия во время Первой мировой войны догнала своих противников.

Формирование намеченных сорока самокатных рот приостановилось в марте 1917 г. на 32-й роте. Роты 33 - 36 после расформирования были обращены на пополнение действующих рот. Позже, летом 1917 г., роты были сведены в батальоны.

Боевое применение сформированные части нашли в виде отдельных рот и батальонов. Самокатные части доказали свою жизненность и возможность применения в различных условиях и обстановке.

На вооружение русских самокатных частей первоначально был принят велосипед системы «Жерара» - французский складной велосипед образца девяностых годов, популярный в свое время. Он оказался совершенно устаревшим и был заменен русским складным велосипедом образца 1916 г. заводов Дунга и Лейтнера – одним из лучших в своем классе.

В августе 1915 г. 3-я самокатная рота прикрывала отходящие из Вильно в Молодечно и на Минск пехотные части. Отступающие проходили в среднем до 40 км в сутки - и то с большим трудом, вследствие плохого состояния дорог и дождливой погоды. Расстояние в 175 км от Вильно до Минска было преодолено за 4 дня. Влияние погоды и состояние дорог серьезно сказались на скорости движения, составившей 5 - 8 км в час. Попав в районе ст. Листопады в непролазную грязь, самокатчики решили взять велосипеды за плечо и двигаться по-пехотному, но от этого, после 2-часового марша, пришлось отказаться - этот способ замедлил скорость движения до 5-ти км (а при следовании по плохой дороге пешком и ведя самокат рукой - до 3-х км) в час.

В течение 3-х месяцев рота на участке Минск-Заскевичи выполняла функции летучей почты и была отмечена штабом армии в приказе. Посты самокатчиков были расставлены на 10 - 12 км один от другого, средняя скорость достигала 12 - 16 км в час.

Весной 1916 г. рота была придана 3-й кавалерийской дивизии. Дивизия действовала в районе Пинска, где было мало хороших дорог, а имеющиеся были болотисты или покрыты сыпучим песком, что не позволяло быстро передвигаться. Самокатчики использовались для охраны штаба дивизии, для связи и как дивизионный резерв.

После вступления в войну Румынии 3-я самокатная рота была переброшена на Румынский фронт, где участвовала в ряде арьергардных боев 3-й кавалерийской дивизии 47-го армейского корпуса. В бою у м. Тараверды (северо-западнее г. Меджидие), где рота, заняв ряд высот и долину, единственный путь для отхода кавдивизии, которая была обойдена болгарами, задержала последних и прикрыла отход конницы - чем спасла от окружения левый фланг 47-го корпуса.

На Румынском фронте самокатные части могли быть использованы по прямому назначению благодаря наличию неплохих дорог - скорость движения достигала 10 - 17 км в час. Рота была использована в боях в Буковине, где, выдвигаясь вперед, захватывала рубежи и, пользуясь своей стойкостью в огневом отношении (в составе роты 252 стрелка, 4 пулемета на мотоциклах и 120 патронов на стрелка), удерживала их до подхода пехоты.

В Луцкой операции 1916 г. отличилась 20-я самокатная рота, действовавшая в составе 12-й кавалерийской дивизии. Она провела ряд боев, в одном из которых, в ходе контратаки потеряла половину своего состава. Действия роты были отмечены в особом приказе по дивизии.

Операции 3-го и 5-го кавалерийских корпусов в 1916 г. в Буковине, Румынии, Галиции и на границах Венгрии сопровождались успешными действиями 9-й, 20-й, 21-й и 27-й самокатных рот, длительный период являвшихся неотъемлемой частью этих соединений. Имелись самокатные части также в 1-м (1-я и 2-я самокатные роты) и 2-м (8-я самокатная рота) кавалерийских корпусах и некоторых кавалерийских дивизиях, но, к сожалению, не везде они применялись по прямому назначению.

Яркой иллюстрацией эффективности русских самокатных частей являются действия 3-го и 5-го самокатных батальонов против превосходящих сил германской пехоты 09. 07. 1917 г. в районе дер. Маловоды и на переправах. Эти бои велись батальонами на разных направлениях, на самых угрожаемых участках, без артиллерийской поддержки и при отсутствии соседей с флангов, а также под угрозой обходов и выхода противника в тыл. Тем не менее, действия самокатчиков дали ощутимые результаты.

В этот период, время разложения русской армии, пехотные части отступали, оголяя фронт. 9-го июля в непосредственном распоряжении начальника 11-й кавалерийской дивизии сосредоточиваются 20-я и 27-я самокатные роты, 3-й и 5-й самокатные батальоны и 11-й конно-артиллерийский дивизион.

Брошенный на угрожаемый участок правее дер. Маловоды, 3-й самокатный батальон отбрасывает наступающий германский 114-й пехотный полк, захватывает переправы и ведет успешный бой до темноты.

5-й самокатный батальон (3-х ротного и крайне неполного состава), брошенный на другой угрожаемый участок, на окраине дер. Маловоды сталкивается с наступающим германским 143-м пехотным полком. Без выстрела, в ходе стремительной штыковой атаки батальон опрокидывает передовые цепи противника, а остальных гонит на протяжении 3-х км и заканчивает уничтожение крупной боевой единицы германцев до подхода к врагу резервов. Успеху начала атаки способствовала внезапность появления стремительно атакующего неутомленного русского батальона. Самокатчики успевают настигнуть большинство из бегущих германцев, вернуться к своим велосипедам и затем быстро отойти. Применив такие тактические качества как скрытность и внезапность, а также физические данные самокатчиков, способных пробежать значительное расстояние, работая штыком, батальон опрокинул полк противника.

Не менее упорными были бои 20-й и 27-й самокатных рот - 6-го июля под дер. Потоки и 8-го июля - на участке Щетов-Выбудув.

В первом случае самокатчики, отбив атаки австрийцев, посредством переноса огня 7-ми пулеметов содействовали контратаке стрелкового полка 11-й кавалерийской дивизии. Причем отделения и взводы самокатчиков действовали без связи, в разрушенных и местами сравненных с землей окопах.

Во втором случае самокатные роты отбили атаку австрийского 88-го полка, захватив пленных. Роты действовали на фланге и в подчинении 7-го Финляндского стрелкового полка. Окопавшись, они вели бой до получения приказа об отходе. Получив приказ и не имея пути отхода, 27-я рота прорывает цепи обошедшего ее фланг германского полка, достигает своих велосипедов, потеряв половину личного состава и пулеметы. 20-я рота понесла меньшие потери, отходя в другом направлении. Роты полностью выполнили задачу и 9-го числа участвовали в операции под дер. Маловоды.

В ноябре 1916 г. эти роты в составе 11-й кавалерийской дивизии вели упорные бои на румыно-венгерской границе против баварской пехоты и самокатных частей противника. Самокатчики обеих сторон достигают области вьючных троп.

Преимущества самокатных частей перед пехотой и даже конницей в условиях, благоприятных для самокатчиков, были огромны. Самокатные части подвижны, гибки, могли выиграть время и пространство, задержать противника или неожиданно его атаковать. Но действия самокатчиков могли быть внезапными при наличии хороших дорог в сухое время года. Ночью они двигались достаточно быстро и, главное, бесшумно. Самокатные части всегда готовы к движению, и могли очень близко подойти к противнику. Самокатные части могли быть использованы в бою целиком – т. к. велосипеды можно оставить под охраной 1-2 человек, тогда как конница, если дерется в пешем строю, должна оставлять большое количество коноводов. Быстрая боевая готовность, немедленный переход в боевой порядок и простота ремонта велосипедов делали самокатные части очень гибкими. Самокатные части в сухую погоду могли двигаться даже по тропинкам, бороздам и межам, а при твердом и ровном грунте (степь) - даже по целине. Действия самокатных рот в составе 3-го и 5-го кавалерийских корпусов на границах Венгрии доказали, что самокатчики свободно достигали районов вьючных троп, переходя со сложенными самокатами через горные ручьи.

Но основное преимущество самокатчиков - скорость движения и маневренность. И они наиболее четко реализовали принцип тактической внезапности. Они имели возможность неожиданно появляться с разных направлений, а при наличии хороших дорог в тылу своих войск самокатные части можно быстро перебрасывать с одного боевого участка на другой, от центра к флангу, с одного фланга на другой. Особенно ценны оказались самокатчики при преследовании, при подвижной обороне, маневрировании войск, нанесении внезапных ударов.

Помимо чисто технических особенностей, присущих самокатным частям, на качество отдельных частей в большой степени влияла подготовка их личного состава - в спортивном отношении. Спортивное начало в самокатных частях имело исключительное значение не только в физическом, но также и в психическом отношении - влияя на значительное улучшение и чисто технических качеств самокатных частей.

Главные недостатки – отсутствие тяжелого вооружения и зависимость от хороших дорог. Недостатками также являлись: 1) большая зависимость от погодных условий; 2) необходимость преодолевать крутые подъемы пешком, ведя с собой велосипед; 3) необходимость вовремя подать самокаты бойцам, ушедшим вперед, ведя бой в пешем строю; 4) зависимость от ряда случайностей – например, когда направленная по проселочным дорогам в сухую погоду часть застигнута сильным дождем.

Илл 1..jpg

Самокатчики 1-го Конного корпуса. Летопись войны 1914-15-16 гг. № 79.

Автор:

2344

Поделиться:

Вернуться назад