О некоторых тенденциях развития российской государственности в контексте военных конфликтов России 18 – 21 вв.

Стратегия

О некоторых тенденциях развития российской государственности в контексте военных конфликтов России 18 – 21 вв.

8 декабря 2021 г.

Государство Российская империя охватывает эпоху с 22 октября 1721 г. (принятие Петром Великим императорского титула) по 3 марта 1917 г. (отречение Михаила Александровича Романова) (даты до 1918 г. – по старому стилю).

128.jpg

В этот период произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии. Переломным периодом в становлении государственности России явилось правление Петра I, реформы которого охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон. После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 гг. на российском престоле сменились несколько самодержцев. Правление Екатерины II (1762 – 1796 гг.) ознаменовались декларированной политикой «просвещённого абсолютизма», ростом привилегий как благородного сословия Российской империи, так и размахом крепостничества. Попытки Павла I (1796 – 1801 гг.) ограничить екатерининские вольности привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора. В ХIХ век Россия вступила на пике имперского могущества, но и с огромным грузом нарастающих внутриполитических и социальных проблем, которые в итоге привели страну к глубокому социально-экономическому и военному кризису середины века. В 1861 г. Александр II (1855 – 1881 гг.) наконец-то осуществил «Великие реформы», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства. Затем последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебные реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования. Попытка Александра III (1881 – 1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй России путем проведения ряда контрреформ была не совсем удачной. Эволюционирование государственной системы России в сторону конституционной монархии в эпоху Николая II (1894 – 1917 гг.) было прервано Первой мировой войной и Февральским переворотом 1917 г.

00008.jpg

И огромное значение на развитие российской государственности оказали военные конфликты эпохи. Ведь данная государственность и складывалась как инструмент противодействия внешнеполитической угрозе, постоянно довлеющей над территориально обширной Россией.

Так, толчком для реформ Петра Великого, а также фоном их осуществления стала Великая Северная война. Именно для победы в этом важнейшем военно-политическом противостоянии Петр и трансформировал государственную систему России. Сенат занимает место Боярской Думы, а более эффективные коллегии – место приказов. Император становится верховным главнокомандующим вооруженными силами, а созданная регулярная армия приносит победу в войне со Швецией. Областная реформа привела к появлению губерний, и губернатору подчинялись воинские формирования, расквартированные на территории региона.

Петр.jpg

Борьба с восстанием Е. Пугачева, а также 1-я Русско-турецкая война Екатерины Великой приводят к новой областной реформе, в результате которой губернии были разукрупнены, а генерал-губернатор руководил не только войсками на территории нескольких губерний, но и имел право личного доклада императору.

Венчание.jpg

Великие реформы Александра II, непосредственным толчком к проведению которых стала неудача в Крымской войне, привели к преобразованию всей государственной системы России. Многие результаты этих реформ (всеобщая воинская повинность, военные округа, суд присяжных и др.) «живы» и в нашу эпоху.

Александр II.jpg

Период Первой мировой войны привел к появлению такого важного органа как Ставка Верховного Главнокомандующего. Этому органу, статус которого регламентировался Положением о полевом управлении войск в военное время 1914 г., принадлежала обширная власть на прифронтовых территориях и собственно в зоне боевых действий.

В 1915 г. были образованы межведомственные Особые совещания. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в 4: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Затем было создано Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее важную роль играло Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне (относящееся к числу высших государственных учреждений). Комиссии Особых совещаний были созданы в губернских городах.

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, находящихся на военном положении. Широкие полномочия приобретали губернаторы: передавать на рассмотрение военного суда дела о преступлениях для осуждения виновных по законам военного времени, требовать закрытого рассмотрения дел, окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел. Дела, переданные в военные суды генерал-губернатором, рассматривались по правилам, установленным военно-судебным уставом.

В начале войны были созданы Всероссийский союз земств и Российский союз городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов. Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были областные и местные комитеты.

В мае 1915 г. было начато создание военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

Земгор.jpg

Советское государство существовало с октября 1917 года (после краткого периода Российской республики) до конца 1991 г., и было связано с оформлением основ советской государственности. В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал РСФСР и (позднее) Союз Советских Социалистических Республик, который восстанавливал территориальное единство большей части бывшей Российской империи.

00305.jpg

Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 гг. до 1953 г.) бессменно находился И. В. Сталин.

Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей, Советское государство в кратчайшие сроки приобрело экономический потенциал и стало мощной державой, что позволило СССР выстоять в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Сталин.jpg

Советские лидеры - наследники Сталина, - осознавая необходимость и неизбежность реформирования модели государства, но боявшиеся утраты партийно-номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ существующего строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера КПСС Н. С. Хрущева (1964 г.). С середины 1960 до середины 1980 гг. принципиальных изменений государственное устройство и система государственного управления СССР не претерпела. Политика «перестройки» последнего Генсека ЦК КПСС М. С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого государства и крушением партийно-советской системы.

Войны, которые вели РСФСР и СССР, наложили более чем существенное развитие на эволюцию системы отечественной государственности.

Так, эпоха Гражданской войны стала важнейшим катализатором для политики «Военного коммунизма», в ходе которой была в значительной степени милитаризована государственная система РСФСР. В частности, Верховным органом стал учрежденный ВЦИК 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны, призванный установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и координировать работу ведомств. Этому органу предоставлялась «вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны», а его постановления были обязательны для всех ведомств, учреждений и граждан. ВЧК и система революционных трибуналов становятся важнейшим инструментом внесудебной расправы над противниками нового режима, а также эффективным орудием массовых репрессий.

В эпоху Великой Отечественной войны возрождается Ставка Верховного Главнокомандующего – теперь в значительно усиленной редакции.

30 июня 1941 г. был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), которому передавалась вся полнота власти в стране. ГКО реализовывал свои решения через специальные комитеты и комиссии, своих уполномоченных, городские комитеты обороны, а также посредством довоенных государственных и партийных органов (Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и др.). Были созданы и специализированные государственные органы. Так, перемещением промышленных предприятий в восточные районы страны руководило Управление по делам эвакуации, которому подчинялись отделы эвакуации при республиканских и областных органах и эвакуационные пункты на железных дорогах. А мобилизацией трудоспособного населения занимался Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и соответствующие бюро при местных исполкомах. Создавались специализированные наркоматы, руководившие производством оружия и боеприпасов.

Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 г. и продолжается до настоящего времени. Начало нового этапа развития российской государственности связано с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации (модифицирована в 2020 г.), которая позволила сформировать новую политическую систему, реформировала систему государственного управления.

Современный российский федерализм характеризуется сочетанием многих элементов советского и дореволюционного государственного устройства с новейшими заимствованиями из опыта западных федеративных государств, а также наличием собственных новаций, отражающих специфику политико-территориального устройства страны. Форма правления в Российской Федерации, сложившаяся в течение переходного периода, позволяет решать текущие социально-экономические и политические проблемы.

И большое значение для этого процесса имело участие России в военных конфликтах современности – Чеченских войнах, Российско-грузинском военном конфликте, Военном конфликте в Сирии.

Так, вовлеченность во 2-ю Чеченскую войну потребовала наличия лучшей управляемости всех звеньев власти и большей эффективности федерального центра. И в мае 2000 г. Президент РФ Указом № 849 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах» в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений разделил страну на 7 округов. В каждый из них были назначены политические представители Президента. Если до начала 2000 г. в Совете Федерации заседали руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законодательных (представительных) органов, то теперь законодательно было закреплено, что от субъектов Федерации делегируются в верхнюю палату российского парламента не первые лица регионов, а их представители. Это уменьшило вес и авторитет руководителей регионов и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России и центральной власти еще более возросла. В 2000 г. был создан совещательный орган при Президенте РФ, первоначально формируемый из представителей губернаторского корпуса, - Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы.

А участие в Российско-грузинском военном конфликте 2008 г. привело к реформе отечественной военно-окружной системы.

Вовлеченность в военный конфликт на Донбассе и сирийский конфликт, применение технологии гибридных войн оказали немаловажное влияние на прерогативы руководства силового блока РФ и его взаимоотношение с Президентом РФ.

Т. о., участие в военных конфликтах наложило весьма существенные особенности на развитие государственной системы. Военные конфликты стали важной предпосылкой, фоном соответствующих преобразований либо отражали итог участия в них России.

На последующий процесс повлияют как перспективы формирования Российской Федерацией военно-политических, экономических союзов со странами - активными сторонниками сохранения и укрепления государственного суверенитета и независимости, носящих взаимовыгодный характер для развития всех участников, так и укрепление обороноспособности. И, как показывает исторический опыт, влияние будущих военных конфликтов на развитие российской государственности будет весьма существенным.

Автор:

1214

Поделиться:

Вернуться назад