«Кровь войны» сто лет назад

Стратегия

«Кровь войны» сто лет назад

12 октября 2022 г.

Моторизация вооруженных сил неминуемо влекла за собой рост потребления нефти и значения последней в войне XX века.

0.jpeg

Еще в 1886 г. великий русский химик Д. И. Менделеев высказал мысль о военном значении нефти: «По отношению к остаткам (т. е. нефтяным) надо иметь в виду наш военный флот, потому что для него этот вид топлива должен дать незаменимые преимущества продолжительного плавания и сильного действия паровых машин при малом уходе» [Менделеев. Бакинское нефтяное дело в 1886 г. С.-Петербург, 1886.]. Мысли Д. И. Менделеева были учтены адмиралтействами многих государств.

Нефть и мировые войны

К началу Первой мировой войны большинство кораблей английского военно-морского флота уже перешло на нефтяное отопление – что открывало большие перспективы в улучшении тактико-технических характеристик.

В ходе Первой мировой войны выявилось, что жидкое топливо необходимо не только для военно-морских сил, но и для сухопутных армий. В письме президенту США В. Вильсону французский премьер-министр Ж. Клемансо подчеркивал, что в предстоящих сражениях бензин необходим, как кровь. Эффективность использования боевых ресурсов, а в ряде случаев и исход отдельных операций, в значительной мере зависели от обеспечения войск горючим. Так, своевременная переброска французских подкреплений в 1914 г. на Марну и в 1916 г. под Верден была бы невозможна без автотранспорта.

Рост моторизации всех армий требовал все больших объемов жидкого топлива. В 1917 г. потребность вооруженных сил Антанты в этом виде топлива достигла 9 млн. тонн (в том числе 1 млн. тонн бензина для сухопутных армий и 8 млн. тонн мазута для флота). В 1918 г. союзные армии расходовали на Западном фронте ежемесячно до полумиллиона тонн жидкого горючего.

Иное положение было в снабжении нефтепродуктами вооруженных сил Германии. К концу войны недостаток нефтепродуктов в Германии ограничил использование боевых средств, в частности, было сокращено до минимума количество вылетов германской авиации.

Вопросы обеспечения жидким топливом сыграли известную роль и при проведении отдельных крупных операций Первой мировой войны (операции в Галиции и Румынии).

Галицийские нефтяные промыслы после отхода русских войск, 1915 г..jpg

Галицийские нефтяные промыслы после отхода русских войск, 1915 г.

Так, в 1915 - 1916 гг. военно-морские круги Германии неоднократно поднимали вопрос о захвате румынских нефтяных источников – ведь германский флот испытывал недостаток в горючем. И наступление на Румынию имело одной из первоочередных задач овладение нефтяными ресурсами. Румынская нефть стала основным источником снабжения немецких вооруженных сил вплоть до конца войны.

Во Второй мировой войне значение нефти значительно возросло. Так, производство авиабензина в США в 1945 г. составило до 20 млн. тонн, т. е. примерно в 20 раз больше, чем в мирное время. Развитие авиации потребовало увеличения выпуска высокооктанового бензина. Вторая мировая война повлияла и на развитие нефтехимии.

Во Второй мировой войне захвату важных экономических районов на территории противника, и особенно нефтяных источников, отводилось в оперативных планах несравненно большее место, чем в Первой мировой войне. Например, в секретных директивах Г. Геринга, задолго до начала военных действий на советско-германском фронте, указывалось: «Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти - такова экономическая цель кампании». Овладение грозненскими и бакинскими нефтепромыслами должно было обеспечить немецкую армию жидким топливом - для завоевания Англии. Занятие Кавказа, по планам немецкого Генерального штаба, дало бы возможность овладеть Ираном и Ираком с их крупнейшими нефтяными источниками. Красная армия, сорвав попытки гитлеровцев овладеть нефтяными источниками СССР, предотвратила и угрозу захвата нефти Ирана, Ирака и других стран Среднего Востока. А это имело исключительно важное значение в деле обеспечения горючим вооруженных сил Англии.

Германия к моменту нападения на Советский Союз имела в своем распоряжении крупные нефтяные месторождения Румынии, Венгрии, Австрии, нефтеперегонную промышленность почти всей Европы и свыше двух десятков заводов искусственного жидкого топлива, расположенных как в самой Германии, так и в оккупированных государствах. Кроме того, в этих государствах немцы захватили запасы нефти в несколько миллионов тонн.

В течение первых двух лет войны на советско-германском фронте снабжение горючим германской армии осложнилось вследствие большой растяжки коммуникаций и огромной протяженности фронта. Однако перебои в обеспечении жидким топливом еще не оказывали серьезного влияния – в отличие от завершающего этапа войны. Изгнание немцев из Румынии, Венгрии, Польши и Чехословакии резко сузило базу нефтяных ресурсов Стран Оси. Особенно ощутимой для немцев была потеря Румынии, откуда они получали свыше половины всей натуральной нефти, добывавшейся как в Германии, так и в оккупированных государствах.

rumynskii-neftepererabatyvayushii-zavod-56y62avo-1596092761.jpg

Румынские нефтепромыслы, 1941 г.

Мощность румынских нефтеперегонных заводов почти втрое превышала мощность немецких. В нефтяном балансе Германии была весьма значительна доля запасов горючего Венгрии, Австрии и Польши. Помимо этого, в Польше и Чехословакии были размешены и крупные заводы искусственного жидкого топлива. К началу 1945 г. немцы потеряли источники натуральной нефти, дававшие около двух третей всей добычи, и значительную часть заводов искусственного жидкого топлива.

В годы Второй мировой войны США создали около 450 военных баз в Европе, Африке, на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме, Китае, Австралии, на атлантическом и тихоокеанском ТВД. Ценность этих баз в значительной степени зависит от наличия жидкого топлива. Поэтому правительство США стремится установить контроль над близлежащими источниками нефти.

В топливном балансе капиталистических стран удельный вес нефти систематически повышался и в связи со все большим использованием двигателей внутреннего сгорания. Так, из выпущенных в 1946 г. новых судов торгового флота 92% имели двигатели, работающие на жидком топливе. Значительно увеличилось использование нефти в качестве химического сырья. Промышленность синтетического каучука, сильно развившаяся в период Второй мировой войны, на три четверти базировалась на нефтяном сырье.

Большая часть важнейшего взрывчатого вещества тринитротолуола также производилась не из угля, а из нефти. Из нефти же изготавливали разнообразные пластмассы, органические кислоты, растворители, синтетические жиры, моющие вещества, а также ряд других полупродуктов и материалов.

Неудивительно, что добыча нефти неуклонно продолжала расти и после окончания Второй мировой войны, в то время как производство большинства видов сырья и топлива после окончания войны сокращалось.

Таблица №1.jpg

Таблица № 1. Добыча нефти (в млн. тонн). По данным «Statistical Yearbook of the League of Nations», 1942 – 1944. С. 147; «Petroleum Press Service», июль 1947.

Нефтяные монополии и передел рынка "черного золота"

На мировой арене крупнейшие нефтяные монополии, контролировавшие львиную долю добычи черного золота, появляются в начале XX столетия.

В 1907 г. произошло слияние голландской компании «Ройял Детч» с английской компанией «Шелл Транспорт энд Трейдинг». Новое монополистическое объединение, в котором принимал участие и Ротшильд, было названо «Ройял Детч Шелл». Ему принадлежали нефтепромыслы и заводы в Голландской Индии, Венесуэле, Колумбии, Эквадоре и в других странах Латинской Америки, на Ближнем Востоке и даже в США.

Характерно, что накануне Первой мировой войны «Ройял Детч Шелл» совместно с «Дойче Банком» организовали компанию для разработки полученной от турецкого правительства концессии в Мосульском вилайете Оттоманской империи. После окончания войны эта компания была реорганизована в Иракскую, в деятельности которой, наряду с англичанами, приняли участие американцы и французы.

BritsLookingOnBaghdad1941.jpg

Британские солдаты в Ираке, 1941 г.

В 1909 г. была создана Англо-Иранская компания, получившая монопольную концессию на разработку нефтяных месторождений в Южном Иране. Спустя несколько лет половина акций была приобретена английским правительством. Территориально деятельность Англо-Иранской компании далеко перешагнула границы Ирана. Совместно с американскими компаниями она контролировала добычу нефти в ряде стран Ближнего и Среднего Востока.

В 1911 г. на американском и международном рынках появляется гигантский трест «Стандард Ойл компани» (Нью Джерси), который на протяжении последующих десятилетий превратился в самую мощную компанию - как по размерам капитала и числу предприятий в США, так и по количеству концессий за границей.

В период между Первой и Второй мировыми войнами сформировались и остальные, наиболее крупные американские нефтяные компании: «Сокони Вакуум Ойл», «Гольф Ойл корпорейшн», «Тексас Ойл компани» и «Стандард Ойл оф Калифорния». Перечисленные компании контролировались крупнейшими финансовыми группами США – Рокфеллером, Меллоном, Морганом.

Борьба между нефтяными компаниями велась постоянно. Причем последние добивались от правящих кругов некоторых государств проведения мероприятий, противоречащих национальным интересам этих государств и пагубных для их экономики. Одним из наиболее ярких примеров может служить отказ иранского меджлиса утвердить 22 октября 1947 г. советско-иранское нефтяное соглашение. Как известно, Советский Союз, отказываясь от неравноправных договоров и признавая принцип равенства и уважения суверенных прав Ирана, по договору 1921 г. добровольно и безвозмездно передал Ирану территории бывших русских концессий на территории этой страны. Но СССР оговорил в ст. 13 указанного выше договора, что иранское правительство обязуется не передавать эти территории иностранным государствам и их гражданам. Эта оговорка была продиктована соображениями безопасности - так как северные районы Ирана, в которых находились бывшие русские концессии, на большом протяжении граничили с территорией Советского Союза и могли быть использованы в военных целях враждебными СССР силами.

Иранское же правительство, неоднократно нарушая указанную статью договора, например, в 1921 г. предоставило американской компании «Стандард Ойл» нефтяную концессию в пяти северных провинциях (Азербайджан, Гилян, Мазендаран, Горган и Хорасан), где ранее находились русские концессии. В связи с нарушением компанией концессионного договора последний был аннулирован. В 1923 г. иранское правительство предоставляло нефтяную концессию американской компании «Синклер». Спустя четыре года иранский меджлис утвердил концессионный договор с американской компанией «Делавар», по которому последней предоставлялась часть территорий бывших русских концессий. В марте 1939 г. голландскому обществу «Альгемейне Эксплорацие» была предоставлена концессия на изыскание и эксплуатацию нефти в северных провинциях. Граница северного участка этой концессии проходила в 10 км от Каспийского моря. Вплоть до 1944 г., несмотря на законные протесты СССР, иранское правительство отказывалось расторгнуть концессионный договор с голландской компанией.

Необходимо подчеркнуть, что, охотно предоставляя иностранным государствам нефтяные концессии, иранское правительство всячески препятствовало деятельности советско-иранского акционерного общества «Кевир Хуриан», организованного для добычи нефти в районе Семнана.

В сентябре 1944 г. советское правительство вышло с предложением об организации разработок нефтяных месторождений в северных провинциях Ирана - на выгодных для последнего условиях. Это предложение было отвергнуто премьер-министром Саедом в октябре 1944 г. - под предлогом того, что иранское правительство якобы вообще воздерживается от предоставления концессий до окончания войны.

После капитуляции гитлеровской Германии переговоры о заключении нефтяного соглашения были возобновлены с премьер-министром Кавам-эс-Салтане.

4 апреля 1946 г. в Тегеране было оформлено соглашение об организации смешанного советско-иранского общества по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в Северном Иране. 8 апреля 1946 г. это соглашение было одобрено шахом Ирана. Срок деятельности общества определен в 50 лет. Первые 25 лет 49% акций общества должны принадлежать иранской стороне и 51% акций - советской стороне; в течение вторых 25 лет обеим сторонам должно принадлежать по 50% акций. Прибыль общества должна делиться соответственно размерам акций каждой из сторон. Капитал иранской стороны должен был состоять из нефтеносных земель, капитал же советской стороны - из различных затрат, оборудования, зарплаты специалистам и рабочим, которые будут необходимы для добычи и обработки нефти. Экономические условия советско-иранского соглашения были для Ирана несравненно выгоднее, чем английская концессия, позволяющая концессионеру создать «государство в государстве».

Но меджлис отказался утвердить советско-иранское нефтяное соглашение - мотивируя отказ тем тем, что это соглашение якобы противоречит закону от 2 октября 1944 г., запрещающему правительству заключать договоры о предоставлении концессий. Но советско-иранское общество не было концессией – его обе стороны пользовались равными правами по управлению и получению доходов общества.

В действительности решение меджлиса было принято под иностранным давлением. В апреле 1946 г. премьер-министр Кавам-эс-Салтане письменно подтвердил согласие на организацию советско-иранского нефтяного общества на вышеуказанных условиях. В октябре 1947 г. тот же Кавам и его сторонники в меджлисе выступили против утверждения соглашения. Иранцы соблазнились посулами американского займа - незадолго до рассмотрения вопроса об утверждении советско-иранского соглашения государственный департамент США послал письмо иранскому правительству с обещанием поддержки, если оно откажется от реализации соглашения.

Печать Ирана с тревогой отмечала усиление вмешательства американцев во внутренние дела страны - и отказ от утверждения советско-иранского нефтяного соглашения стал лишним доказательством данного обстоятельства.

Немало внимания обращалось и на транспортировку нефти. Как в США, так и в других иностранных государствах была значительно расширена сеть нефтепроводов. В течение 1939 - 1945 гг. тоннаж американского танкерного флота возрос почти в 3,5 раза и достиг 9,5 млн. тонн.

1543715626_oil-pump-jack.jpg

На протяжении того же периода можно было наблюдать значительное ослабление экономической мощи английских нефтяных монополий. В результате военных действий были частично разрушены нефтепромыслы и нефтеперегонные заводы, контролируемые «Ройял Детч Шелл» в Европе и в Индонезии. Расширение предприятий на Среднем и Ближнем Востоке не смогло возместить ущерба, причиненного японцами и немцами. Хотя потери танкеров уже к началу 1947 г. были почти восполнены, удельный вес Англии в мировом танкерном флоте снизился с 28,5% в 1939 г. до 18,4% к началу 1946 г.

В конце 1944 г. был поставлен вопрос о межправительственном англо-американском нефтяном соглашении. В сентябре 1945 г. было подписано англо-американское соглашение по нефти в редакции, отражающей интересы американских монополий. Англия в соответствии с этим соглашением должна была признать проникновение американских монополий в страны, ранее почти полностью (экономически и политически) контролируемые «Владычицей морей». Правда, некоторой компенсацией Англии должна была стать политическая и военная поддержка США в деле сохранения Британской империи.

В странах американского континента удельный вес английских нефтяных компаний систематически стал падать. В Перу американская компания «Стандард Ойл» (Нью Джерси) получила новую концессию на территории площадью в 5,5 млн. акров, резко повысилась доля американских компаний в добыче нефти и в Венецуэле, где «Ройял Детч Шелл» обосновалась значительно раньше своих конкурентов. Американские нефтяные монополии прибрали к рукам вновь открытые месторождения в Колумбии, Канаде и других странах.

Согласно бразильскому закону, принятому накануне Второй мировой войны, было запрещено участие иностранных компаний в добыче и переработке нефти. Под нажимом США в 1946 г. этот закон был изменен, и эксплуатация минеральных богатств Бразилии разрешена «обществам, организованным в Бразилии». После этой поправки была организована новая «национальная» компания, в которой решающую роль играет «Стандард Ойл».

В Египте «Стандард Ойл» получила концессию на разработку месторождений нефти, открытых в пустыне Синай, и на строительство новых заводов.

Центральное место в экспансии американских нефтяных монополий занимали страны Ближнего и Среднего Востока, которым по богатству нефтяных ресурсов принадлежит одно из первых мест в мире. Наряду с экономическим значением необходимо отметить исключительно важное стратегическое значение стран Ближнего и Среднего Востока, расположенных на границе трех континентов. Именно поэтому еще в начале 20 века между ведущими державами велась упорная борьба за установление политического и экономического контроля над странами Ближнего и Среднего Востока.

Накануне Второй мировой войны нефтяные ресурсы этих стран были почти полностью монополизированы несколькими английскими и американскими нефтяными компаниями. Английская компания «Англо-Ираниен Ойл» полностью контролировала месторождения, добычу и переработку нефти в Иране.

Большая часть нефти, добываемой из трех месторождений Южного Ирана: Месшид Сулейман, Хафт Кел и Нафт Канэ, перекачивалась по трубопроводу на нефтеперегонный завод в Абадан. Мощность этого завода за годы войны была расширена до 400 тыс. баррелей в сутки. Кроме того, имелись еще два завода: в Бендер-Шахпуре и Нафт Канэ. Годовая производственная мощность заводов составляла: в Абадане 18 млн. тонн, в Бендер-Шахпуре - 2,5 млн. тонн и в Нафт Канэ - 150 тыс. тонн [«Etudes et Conjuncture economie mondiale», май 1947 г.].

В Бахрейне и в Саудовской Аравии нефтяные концессии целиком принадлежали американским компаниям «Стандард Ойл оф Калифорния» и «Тексас Ойл». В Бахрейне эксплуатация нефтяных месторождений была начата в 1932 г. компанией «Бахрейн Петролеум компани» - дочерней компанией вышеуказанных двух американских компаний. А в 1937 г. был пущен в ход первый нефтеперегонный завод. Общая мощность бахрейнских заводов - 3,25 млн. тонн. Нефтеперегонные заводы в Саудовской Аравии мощностью в 3,75 млн. тонн находились в Рас-Тануре.

В Кувейте промыслы находились в руках смешанного общества «Кувейт Ойл», акции которого пополам принадлежали «Англо-Ираниен Сил» и «Гольф Ойл». Вся добываемая нефть вывозилась на нефтеперегонные заводы, принадлежащие английским компаниям.

После окончания Первой мировой войны Моссульский вилайет отошел от Турции к новому государству - Ираку. В начале 1920 г., после напряженной борьбы между Англией и Францией, последняя добилась акций в бывшей англо-германской концессии. В мае 1920 г. США потребовали допуска их к эксплуатации иракских месторождений. Англия вынуждена была согласиться. В организованной впоследствии «Иракской нефтяной компании» акции были распределены следующим образом: трест «Ройял Детч Шелл» и «Англо-саксон Петролеум» - 52,5%, «Стандард Ойл» (Нью Джерси) и «Сокони Вакуум» - 23,75%, французская компания «Франсез де Петроль» - 23,75%.

Нефть, добываемая главным образом в районе Киркука, транспортировалась по нефтепроводу, имеющему два ответвления у Хадиты: одно в Триполи (Сирия), другое в Хайфе (Палестина). В обоих городах значительная часть нефти поступала для переработки на специально построенные нефтеперегонные заводы.

«Ирак Петролеум корпорейшн» принадлежали нефтяные концессии в Катаре и в Омане - на берегу Персидского залива. Кроме того, ее дочерняя компания «Петролеум Девелопмент» получила в 1947 г. исключительное право на разведку и эксплуатацию нефти в Трансиордании сроком на 75 лет.

Общим для всех иностранных концессий стали исключительно кабальные условия, навязанные государствам, на территории которых добывается нефть, и систематическое нарушение взятых на себя обязательств. Заслуживают внимания выступления в иракской печати, подчеркивающие, что Ирак отдает основную долю нефтяных концессий Англии за малую плату и что правительство Ирака должно принять меры для устранения ущерба - в результате деятельности иностранных компаний.

Общественность также Ирана неоднократно выражала свое возмущение порядками, установленными на предприятиях «Англо-Ираниен Ойл». Условия концессионного договора систематически нарушались.

До начала Второй мировой войны английские нефтяные компании играли руководящую роль на Ближнем и Среднем Востоке. Используя военный и дипломатический аппарат Британской империи, они всячески препятствовали развитию добычи нефти на концессиях, полученных их конкурентами.

Большинство аравийских стран управлялось Великобританией в силу мандата или же находилось под ее военным и политическим контролем. Экономически английские нефтяные компании были в лучшем положении, чем американские - так как фактически являлись хозяевами нефтепроводов в Иране и Ираке, и только с их разрешения мог быть проложен тот или иной нефтепровод не только в странах, где добывалась нефть, но и в странах, через которые она транспортировалась (Трансиордания, Палестина - см. схему ниже).

Схема.jpg

Расширение добычи и сбыта средневосточной нефти затруднялось также заключением специальных соглашений. Американские, английские и французские компании, входившие в «Ирак Петролеум компани», не имели права самостоятельно принимать участие в нефтяных концессиях в т. н. районе Красной черты. В этот район были включены: Турция, Сирия, Ливан, Палестина, Трансиордания, Саудовская Аравия и др. арабские страны. По соглашению между «Англо-Ираниен Ойл» и «Гольф компани», владеющими совместно концессией в Кувейте, между этими двумя компаниями были распределены рынки сбыта.

В результате, хотя американские нефтяные компании контролировали почти 40% всех геологических запасов Среднего и Ближнего Востока, мощность принадлежавших им нефтеперегонных заводов составляла только 12%, а добыча – 10%.

В ходе войны и особенно после ее окончания положение резко меняется. Американские нефтяные компании не только развертывают добычу и переработку нефти на своих концессиях, но и захватывают руководящие позиции в тех странах, в которых предполагается наличие нефти или которые имеют значение в деле транспортировки нефти к Средиземному морю.

В 1946 г. добыча нефти «Арабиэн Америкэн Ойл» повысилась по сравнению с предвоенным периодом в 11 раз.

Представление о добыче нефти на Среднем Востоке (в тыс. тонн) и удельном весе в ней американских и английских концессий дает приводимая ниже таблица.

Таблица №2.jpg

Таблица № 2 (по данным «Petroleum Press Service», февраль 1947 г. и «Oil Weekly», май 1946 г.).

В течение 1946 г. в Кувейте была организована добыча нефти из скважин, которые ранее не эксплуатировались. К 1946 г. в результате проведенных мероприятий удельный вес американских нефтяных компаний увеличился втрое по сравнению с 1938 г.

Необходимо отметить экспансию США и в другие страны Ближнего и Среднего Востока. В Ливане в 1945 г. во время конфликта между Францией и Англией, вызванного в основном борьбой за нефть, американским компаниям была предоставлена концессия на постройку нефтеперегонных заводов. В Турции в ряде районов американцы получили право производить нефтяную разведку.

В конце 1947 г. были заключены два важных соглашения, еще больше усилившие позиции американских нефтяных монополий. По первому из них «Ираниен Ойл» совместно с «Сокони Вакуум» и «Стандард Ойл» (Нью Джерси) организовали компанию «Мидл Ист Пайплайнс», в которой половина акций принадлежала «Ираниен Ойл», 10% «Сокони Вакуум» и остальные 40% - «Стандард Ойл» (Нью-Джерси).

По этому же соглашению англичане обязались поставлять значительное количество иранской нефти американским партнерам в течение не менее чем 20 лет.

По второму соглашению «Арабиэн Америкэн Ойл» получала заем в сумме 102 млн. долларов от «Стандард Ойл» (Нью Джерси) и «Сокони Вакуум» и переуступала первой 40%, а второй – 10% акций.

Оба соглашения отражали не только изменение соотношения сил внутри американских монополий и между ними и английскими, но и затрагивали интересы Франции - вопреки соглашению о Красной черте, американские компании действовали, игнорируя французских компаньонов.

В результате этих соглашений к американским нефтяным компаниям переходит доминирующая роль в добыче и транспортировке нефти, английские же компании вынуждены подчиниться более мощному конкуренту и перейти на положение младшего партнера. Что касается французских компаний, то их интересы не учитываются ни английской, ни американской сторонами. Францию лишь уведомляют о состоявшихся решениях.

Американские монополии, в частности «Стандард Ойл» (Нью Джерси), стремились снабжать Европу главным образом средневосточной нефтью. В 1947 г. произошел раздел нефтеперегонной промышленности Италии между компаниями «Стандард Ойл» и «Ираниен Ойл». Первая, по соглашению с итальянским правительством, фактически получила в свое распоряжение нефтеперегонный завод в Бари, вторая - заводы в Порта Маргера. Формально обе компании заключили договор с итальянским обществом «Аджип», которое ранее полностью контролировало переработку и сбыт нефти в Италии.

Перевод государств Западной Европы на снабжение исключительно средневосточной нефтью усилил зависимость региона от английских и, особенно, американских монополий.

Заключение

Т. о., ключевой тенденцией в первую половину XX века являлось стремление нефтяных компаний монополизировать добычу и сбыт нефти во всем мире.

После Первой мировой войны, в результате разгрома Германии, резко усилилась экономическая мощь английских и американских нефтяных монополий и их влияние на внешнюю политику. Несмотря на захват почти всех свободных или полусвободных источников нефти, английским и американским нефтяным монополиям не удалось добиться полного господства на нефтяном рынке.

Стоит отметить и тот факт, что картельные соглашения «Стандард Ойл» (Нью Джерси) с «И. Г. Фарбениндустри», оказав серьезную поддержку гитлеровской Германии, одновременно причинили немалый вред интересам национальной обороны США. Так, в соответствии с договором, заключенным между этими двумя монополиями, результаты изысканий по повышению качества авиабензина, производившихся в лабораториях «Стандард Ойл», сообщались в первую очередь в Германию. Во время войны «Стандард Ойл» всячески стремилась спасти капиталы «И. Г. Фарбениндустри» от конфискации их американскими властями. После начала военных действий в Европе «Стандард Ойл» был передан полный контроль над обществом «Джаско» в США и Британской империи - половина акций которого принадлежала «И. Г. Фарбениндустри». Последняя взамен получала акции, находившиеся в остальных государствах мира. Этой сделкой спасались капиталы «И. Г. Фарбениндустри», подлежавшие конфискации в Британской империи.

Налицо и англо-американское соперничество - за источники сырья и рынки сбыта. Целью США и Англии во время Второй мировой войны было устранение своих конкурентов - Германии и Японии. Но появился еще более мощный конкурент – в лице блока, в который входили СССР и его союзники.

После окончания Второй мировой войны на стороне американских монополий оказался решающий перевес - в связи с усилением финансово-экономической зависимости Англии от США. Англия была вынуждена сделать ряд серьезных уступок и, в частности, допустить активизацию американских нефтяных компаний в странах, которые до войны считались монопольной сферой влияния английского капитала (Арабский Восток, Иран и др.). Но американцы стали добиваться полного господства во всем мире.

Таким образом, если после Первой мировой войны пришел конец безраздельному господству нефтяных монополий на рынках сбыта, то в результате Второй мировой войны крупные источники нефти, сосредоточенные на территории стран, контролируемых СССР, выпали из-под контроля англо-американских нефтяных монополий.

До Первой мировой войны базой развития и источником могущества американских нефтяных монополий были нефтяные месторождения США. Затем положение изменилось – и геологические запасы нефти в зарубежных странах, контролируемые американским капиталом, превысили геологические запасы США. И если удельный вес этих стран в общей добыче нефти непрерывно увеличивался, то удельный вес самих США имел тенденцию к неуклонному снижению. США предпочли эксплуатировать зарубежные источники нефти.

Вышеуказанные тенденции наложили более чем существенный отпечаток на военно-экономическое и политическое развитие как Европы, так и мира в целом. А нефть, эта подлинная «кровь войны», в силу ее экономического и военного значения, была и будет одним из первоочередных объектов вооруженных конфликтов между ведущими государствами мира.

Автор:

1808

Поделиться:

Вернуться назад