Мобильные войска в бою
Французская конница на Востоке. Ч. 2. Ускюб - стратегический подвиг африканских полков
Салоникский фронт был интернациональным – ранее на нем успешно действовали и русские войска (см. В рядах союзников).
Обстановка перед сентябрьским наступлением 1918 г. была следующей.
В Албании действовала итальянская армия.
Правее находилась французская Восточная армия в следующем составе: в районе озера Охрида - 3-я группа французских пехотных дивизий; в районе озера Приела, Монастырь и излучины р. Церна - 2-я группа пехотных дивизий (4 французских, 1 итальянская, 1 греческая). Восточнее французской армии, в районе Сокол - Доброполе были сосредоточены сербские 1-я и 2-я армии с французскими 122-й и 17-й пехотными дивизиями. Далее на восток по правому берегу р. Вордара были расположены дивизии 1-й группы: французская 1-я пехотная дивизия и несколько греческих. Наконец, на Дойран базировалась британская армия, подкрепленная 5 дивизиями греческой пехоты.
Со стороны противника противостояли: германская 11-я армия, занимавшая фронт западнее озера Охрида, до р. Вордар; примыкая к левому флангу германской 11-й армии, были расположены 2 болгарские армии.
Главный удар предполагалось наносить в районе Доброполе 1-й и 2-й сербскими армиями и 2 французскими пехотными дивизиями. Вспомогательные удары намечались западнее (2-й группой пехотных дивизий) и восточнее - с помощью 1-й группы пехотных дивизий и британской армии.
Сербская кавалерия на Салоникском фронте.
Горный массив Моглена (Бабуна), где предполагался главный удар, представлял собой район, пересеченный рядом хребтов, разделенных глубокими долинами и пропастями. Местами не проходимые густые леса являлись серьезным препятствием для управления артиллерийским огнем и для маневрирования войсковых масс.
Тылы неприятельских позиций были малоукреплены: представлялось вероятным, используя внезапность, попытаться прорвать линию неприятельских укреплений - что в случае успеха приводило к быстрому продвижению на север, в район Градиско и Прилеп.
Прорыв центра болгарских армий позволял разъединить общий фронт германо-болгарских частей – т. к. между Церна и Вордаром находился стык между болгарской 1-й и германской 11-й армиями. И болгары и германцы были сильно растянуты по фронту и почти не имели стратегических резервов.
Группировка французской конницы включала 3 полка под командованием генерала Жуйно-Гамбетта:
2 полка африканских конных егерей - один включал 4 эскадрона и 2 пулеметных взвода (командир - полковник Бурназель), а второй - 3 эскадрона и 2 пулеметных взвода (командир - полковник Лабов);
сводный (4-й) полк марокканских спаги (5 эскадронов и 1 пулеметная рота; командир - полковник Геспэро);
2 автоброневых взвода;
взвод 37-мм орудий сопровождения;
взвод снабжения (на вьюках);
секцию беспроволочного телеграфа.
Пулеметы были на вьюках. 37-мм орудия были поставлены на пехотные пулеметные двуколки. Из двух взводов бронемашин только один имел бронированные автомобили, а другой состоял из 1,5-тонных полугрузовиков. Кавалерийская группа не имела ни авиации, ни горной артиллерии.
Конница сосредоточивалась в районе Флорина.
А 15-го сентября началось сражение у Доброполе.
21-го сентября конница начинает марш сосредоточения. Первый скачок - с наступлением темноты на полпути между Флорина и Монастырь.
Второй скачок 22-го сентября - чтобы достигнуть восточной окраины Монастырь. В течение ночи на 23-е сентября - марш на Прилеп. Переход через линию бывшего фронта был затруднен и совершался очень медленно. Приходилось прорезать проходы в старых проволочных заграждениях, но благоприятствовали лунные ночи. Преодоление старых болгарских боевых линий часто сопровождалось падением лошадей в окопы - откуда приходилось их вытаскивать при помощи поясов и фуражных арканов. На рассвете кавалерийские разъезды вошли в соприкосновение с противником у Могила и Тополеани.
Коннице была поставлена следующая задача:
«Целью действий конницы является Ускюб, который командует над дефиле у Калькенделен, на единственном пути отхода 11-й германской армии. Надо двигаться на Прилеп, а отсюда на Ускюб. Германо-болгарский фронт трещит, но борьба с 11-й германской армией в районе озер и у Ускюба еще не закончена. Быстрое взятие Ускюба даст очень важные результаты... Необходимо двигаться как можно быстрее; когда продфуражные запасы будут съедены, придется пользоваться средствами местного населения. Обозы будут лишь тормозить марш. Командование армией ежедневно будет высылать в пункты, указанные радиограммами начальника конницы, продфуражные мотоколонны».
Получив боевую задачу, конница двигается на Прилеп - который достигает своими главными силами в 14 часов 23-го сентября.
Кругом бушуют пожары: горят железнодорожный вокзал, продовольственные склады и авиационные лагеря. Неприятельская артиллерия обстреливает северную окраину Прилеп и дорогу на Брод.
Боевой приказ требовал от полка спаги выслать разведку на Брод. Сбор всех 3 полков в Прилеп был назначен 24-го сентября к 6.00. В авангард был назначен 4-й полк африканских конных егерей. Осью движения назначалось направление на Варос - Долгас.
Разведподразделения, выдвинутые от полка спаги, были быстро остановлены противником – лишь офицерскому разъезду лейтенанта Диези удалось прорваться на Брод.
4-й полк африканских конных егерей при выходе из Варос был встречен заградительным огнем артиллерии. Он спешивается и наступает в пешем строю. При помощи своих станковых пулеметов он продвигается до Заград - где и закрепляется.
Начальник конницы решает обойти противника с востока. Машины проводят разведку дороги Прилеп – Степанси - Ораковдол, а за ними следует взвод спаги (эскадрон того же полка - в резерве разведки).
Донесения от 4-го африканского конно-егерского полка, датированные 14. 00, сообщали, что арьергарды противника, поддержанные тяжелой артиллерией, крепко держат в своих руках дороги Прилеп - Брод и Прилеп - Долгас. Бронемашины по дороге на Вэлэ не встречают никакого сопротивления.
Сербский офицер связи и местные проводники показывают, что проход, который тщетно пытается захватить 4-й африканский полк конных егерей, ведет к непроходимым для лошадей и пулеметных вьюков тропинкам, и местность настолько трудна для передвижения, что своевременное прибытие в Ускюб маловероятно.
Командующий конной группой генерал Жуйно-Гамбетта решает изменить направление маневра и подойти к Прилеп через Вэлэ. В авангард назначается полк спаги, уже вытянувшихся в направлении на Степанси. Направление движения - дорога на Вэлэ до противоположного берега р. Бабуна; 1-й полк африканских конных егерей должен следовать по пути движения полка спаги. 4-му полку африканских конных егерей следовало оторваться от противника и присоединиться к главным силам. В 17.00 главные силы конницы достигают Степанси, а 4-й африканский полк конных егерей сменен греческой пехотой и присоединяется к главным силам.
Приходит сообщение, что в помощь конницы назначен сводный отряд генерала Трание - который подойдет к Ускюб через Вэлэ.
Дорога от Прилеп на Бабуна представляла большие трудности и потребовала большого напряжения от эскадронов. Вот выдержка из записной книжки командира эскадрона Приу: «По выходе из Прилеп дорога поднимается на высоту от 600 до 1040 м длинными спиралями, проложенными на скатах горы. После достижения вершины идет спуск длиною в 317 м, тянущийся зигзагами с очень крутыми поворотами, причем дорога идет по карнизу, над пропастью, по дну которой течет р. Бабуна. Дорога на р. Бабуна дорого обошлась сербам во время ноябрьского отступления 1915 г., так как зигзаги дороги, хорошо наблюдаемые с соседних возвышенностей, были взяты под обстрел неприятельской артиллерией. В своем движении после прорыва у Доброполе они старались, насколько это было возможно, избегать этих злополучных мест. При выходе из Прилеп попадаешь на шоссе, загроможденное всякого рода обломками; в глубокой дорожной пыли видны остатки повозок, оружие, снаряжение и трупы животных... Конница быстро двигается в этих трудных условиях, гак как необходимо как можно скорее достигнуть выхода из прохода на другом берегу р. Бабуна, текущей в глубоком ущелье. В авангарде спаги и автомашины захватывают несколько отсталых и в 1. 00 достигают Степанси с его горящим железнодорожным вокзалом. В 2. 00 25 сентября главные силы конницы подошли к южной окраине Степанси и входят в соприкосновение с находящейся правее сербской армией».
В 10. 00 25-го сентября противник еще удерживает Стариграда и позиции к востоку от этого пункта. С наступлением рассвета в направлении Крива - Круза - Голозница - Ифрбой от полка спаги высылается разведывательный эскадрон. Боковой отряд (силой в эскадрон) у Чехове вступил в бой с германской ротой. Бой был очень горячий и тянулся до 16. 00 - когда германцы отступили.
Главные силы авангарда (от полка спаги) достигли моста через р. Бабуна. Главные силы конницы (африканские конные егеря) - находились у Извор.
В 17. 30 весь полк марокканских спаги втягивается в бой и действует в контакте с сербской 1-й армией. Противник удерживает в своих руках Витанси, Малый Оризани, Большой Призами, Растахен.
Главные силы конницы покидают Извор и движутся к Газ-Женокож. К исходу дня сербская 1-я армия должна была овладеть переправами через р. Вэлэ, что значительно облегчит продвижение конницы.
26-го сентября бои идут к югу от Вэлэ. Но борьба затягивается, и сербская армия скована. Если конница будет ждать результата боя у Вэлэ, она рискует слишком поздно достигнуть Ускюб.
Т. к. направление на р. Вардар занято противником, остается направление Дреново - Палиград - Драчево, но для этого необходимо перевалить грозный хребет Галесника-Планина.
«Малопривлекательная перспектива! - восклицает в дневнике комэск Приу - Издали этот хребет кажется почти отвесной стеной. Вместо дорог - горные тропы; ни одного селения, никаких водных источников. В 1912 г. часть сербской конницы погибла на этом негостеприимном массиве».
Но эти обстоятельства не могут повлиять на решение генерала Жуйно-Гамбетта. Он считается лишь с поставленной ему боевой задачей - взять Ускюб, перерезав путь отступления германской 11-й армии. Он доверяет своему командному составу, верит в энергию подчиненных и в силу своих коней. Генерал отдает приказ двигаться через Галесника-Планина.
С собой берут местных жителей-проводников и продовольствие на 2 дня.
В авангарде следует 1-й полк африканских конных егерей; вслед за ним - 4-й полк. Марокканские спаги должны выйти из боя у Вэлэ и присоединиться к колонне.
В полдень главные силы конницы достигают Голозница. Комэск Приу вспоминал: «Марш невероятно труден; тропы еле заметны и пересечены многочисленными отходящими в сторону тропинками, сильно затрудняющими правильное движение головной походной заставы. Карты далеко не точны, а местные жители недоверчивы и стараются скрыться при нашем приближении. И к тому же стоит невероятная жара. Авангардный эскадрон опрокидывает мелкие передовые части противника и берет в плен егеря 12-го саксонского батальона. Через его показания делается известным степень истощения противника. После краткой остановки в Голозница движение возобновляется в 16.30. Дорога представляет собой прескверную тропу, затем тропинку, проложенную в скалах, где можно двигаться, только ведя лошадей в поводу. После нескольких часов остановки в Дреново, уже в полной темноте, авангард добирается до скатов массива, ведущих на самый гребень. Тропа загромождена обломками скал, скатившимися сверху. Выясняется, что проводники взяли слишком сильно к западу; в свое оправдание они приводят большой пожар в Палиград, преграждавший путь и которого они старались избегнуть. Полночь. После короткой остановки марш возобновляется, движение очень замедлено: двигаемся по изрытым оврагами и покрытым кустарниками скатам. Берберийские лошади показывают чудеса ловкости; люди помогают лошадям, поддерживая их на трудных местах; на каждой остановке офицеры приводят в порядок свои подразделения. В дальнейшем марш переходит в быстрый спуск через лес, и на рассвете авангард достигает Альдинс у подножья Палиградского хребта. Можно подкрепиться пищей, подкормить конский состав и дать некоторый отдых нашим егерям. В 22.00 движение возобновляется; в авангарде – по-прежнему 1-й африканский конно-егерский полк. Местность делается несколько легче для движения, и 28 сентября в 8.00 мы доходим до Сернавода, где к нам присоединяются спаги».
Догнать колонну главных сил для полка спаги стоило немалых усилий. Лишь в 17. 00 26-го сентября последние подразделения отрываются от противника и присоединяются к полку. В течение ночи полк безостановочно двигается по Банушка. В 4. 00 27-го сентября полк достигает Дреново и по горным тропам подходит к Жибальсита. Вскоре авангард попадает под пулеметный огонь противника. Для прикрытия колонны заводных лошадей, растянувшейся на 2 км, приходится ввести в бой до 2 эскадронов. Полк, потеряв 2 офицеров ранеными и несколько спаги убитыми и ранеными, отбрасывает противника и освобождает путь. Около 20. 00 спаги прибывают в Альдинс, расположившись бивуаком в 2 - 3 км от главных сил - сами не подозревая об этом. В 10. 00 28-го сентября у Сернавода спаги присоединяются к колонне главных сил.
В 16. 00 конница покидает Сернавода. Снабжение ухудшилось: уже 24 часа как нет ни хлеба, ни ячменя, ни вина. В бедных деревушках удается с трудом добыть только пару баранов и несколько кур. Люди едят колосья маиса, срывая их в полях, а лошади питаются травой и листьями.
В 22. 00 колонна главных сил конницы останавливается у Пагаруза (авангард у Драчево). Горы пройдены, и впереди более - менее ровная местность. Ночь проходит в состоянии полной боеготовности - люди дремлют, держа повод в руках, а разводить огни запрещено. В 16 км впереди можно различить отблески света - это Ускюб.
Полку марокканских спаги было приказано овладеть высотой Водна, господствующей над городом и дорогой на Калькенделен. 4-й африканский полк конных егерей получил задачу двигаться на Ускюб через Драчево - вдоль железной дороги (эскадрон был оставлен в распоряжении начальника конной группы). 1-й африканский полк конных егерей был брошен на разведку переправ через Вардар и для поиска отряда Трание и левого фланга сербской 1-й армии (на него была возложена обязанность взорвать железнодорожный путь на Куманово и попытаться ворваться в Ускюб по дороге Куманово – Ускюб).
На рассвете 29-го сентября, под прикрытием густого тумана, спаги достигают южных скатов Водна. Полк разворачивается в трехэшелонный боевой порядок, имея в первом эшелоне 2 эскадрона в пешем строю и 1 взвод станковых пулеметов. Второй эшелон составили 2 эскадрона и 2 пулеметных взвода в конном строю. Третий эшелон в составе 1 эскадрона и 1 пулеметного взвода имел задачу обойти противника в западном направлении.
Вскоре пришлось спешить еще 1 эскадрон. Остальные 2 эскадрона занимают возвышенности, господствующие над дорогой в Калькенделен. Части болгар отброшены и сдаются в плен. Около 9. 30 спаги с боем берут вокзал Ускюб. К северу от города было замечено движение воинских частей и обозов – и командир полка сажает 3-й эскадрон на коней и, пересекая город, бросается на переправу через Вордар.
В результате этой конной атаки - захвачено 240 запряжек, 105-мм батарея со всем личным составом, обоз в 100 повозок, гурт порционного скота в 1000 голов и 350 пленных (из которых 150 – немцы).
4-й африканский конно-егерский полк подошел к Ускюб через Драчево - по дороге, идущей параллельно железной дороге. Авангардный эскадрон попадает под огонь станковых пулеметов и мелкокалиберной пушки, замаскированных в цветнике у железной дороги. Вскоре удалось разглядеть, что огонь велся с бронепоезда.
Эскадроны под командой командира полка расчленяются и галопом ищут укрытия в большом овраге. Проскакивая участок дороги Драчево - Ускюб, они попадают под винтовочно-пулеметный огонь неприятельской пехоты почти в упор – но, несмотря на это, потери незначительны. Пройдя галопом 2 - 3 км, эскадроны достигают оврага, где спешиваются. Бронепоезд оставляет свою огневую позицию у Линса и на всех парах отходит в Ускюб. Атака 4-го африканского конно-егерского полка проходит одновременно с атакующим левее них полком спаги. Пехота противника начинает по-эшелонно отходить.
В 11. 00 4-й африканский конно-егерский полк с трубачами во главе колонны входит в Ускюб, радостно приветствуемый сербским населением - бросающим цветы своим освободителям.
Авангардный эскадрон 1-го африканского конно-егерского полка, перейдя Вардар вброд, внезапно обрушивается на болгарский лагерь, где находился большой обоз. Здесь он нарывается на батальон прикрытия. Бой происходит почти врукопашную: лейтенант Букетт падает, пораженный пулей из пулемета с 50-метровой дистанции; лейтенант Неве хватает ручной пулемет и убивает офицера и 5 неприятельских пулеметчиков. Трофеи егерей - 3 пулемета (утоплены в реке). Борьба слишком неравна (боем в высоких камышах управлять затруднительно), и эскадрон отскакивает к востоку от Джоса.
В это время дивизион с пулеметным взводом переправляются через Вардар восточнее - и пытаются обойти противника. Две конных атаки отбиты, но атака в пешем строю удачна - и в полдень болгарский лагерь захвачен. 1-й африканский конно-егерский полк рвет железную дорогу на Куманово и достигает высот юго-восточнее Ускюба.
Все 3 полка вели наступление очень энергично, но отсутствие артиллерии замедляло их действия.
Сразу же была организована оборона Ускюба – чтобы запереть проход для отступления германской 11-й армии. Высоты с запада занимаются спаги, а с востока - африканскими конными егерями.
Командующий французской Восточной армией поддерживал связь с конницей при помощи самолета, но во время углубления в горы Галесника-Планина группа Жуйно-Гамбетта потеряла связь со своими войсками.
Стало известно, что отряд Трание находится у озера Каплан, болгарские войска, преграждавшие дорогу Вэлэ - Ускюб, отходят на север и многочисленные обозы неприятеля находятся между Кисево и Гостивар. По рассказам летчиков, дорога между Гостивар и Калькенделен сплошь забита повозками, людьми и животными. Вскоре марокканские спаги сообщают о появлении больших облаков пыли на дороге из Калькенделена. Это движется германская 11-я армия - и находит путь отступления перехваченным французской конницей.
Проход закрыт, но силы обороняющихся явно недостаточны. Конница не имеет ни артиллерии, ни поддержки пехоты – и срочный подход отряда Трание крайне необходим.
30-го сентября в 10. 00 самолет сбрасывает в Ускюб вымпел, из которого узнают, что с болгарами заключено перемирие. Германская 11-я армия в составе 80 - 90 тыс. человек объявлена взятой в плен - но ее части вступают в бой с кавалеристами и пытаются окружить город. Спаги и 1-й африканский конно-егерский полк ведут бой у Водна и на подступах к Ускюб, а неприятельская артиллерия громит город.
Напряженная обстановка сохранялась до ночи на 1-е октября. А 1-го октября в 11. 00 отряд Трание входит в город и сменяет эскадроны колониальной конницы – решившие важнейшую стратегическую задачу.
После взятия Ускюб марокканские спаги и африканские конные егеря преследуют противника по долине р. Моровы – действуя совместно с сербской 1-й армией. Дальше следует марш на Дунай.
Наконец, 4-й африканский конно-егерский полк достиг старой Сербии. И совместно с отрядом Трание 8 - 9 октября он проводит дело у Митровице. Задача 4-го африканского конно-егерского полка: из Феризовиц перейти в Митровице (73 км), овладеть городом и подвижным железнодорожным составом.
Вследствие выделения многочисленных отрядов наличный состав полка сократился до 172 всадников.
7-го октября на Митровице был выслан разъезд силой 9 коней во главе с лейтенантом Гошэ де ля Фертэ.
После полудня 8 октября в 7 км к югу от Митровице он нарывается на засаду, устроенную 15 венгерскими гусарами на небольшом забаррикадированном железнодорожном мосту.
И ля Фертэ мгновенно принимает решение: с криком «в атаку» он во главе своего отряда мчится прямо по рельсам - и устремляется к мосту. Не было времени даже обнажить сабли, но ... неизвестно каким образом - но мост был пройден! Начальник разъезда выстрелом из револьвера ранит одного венгерца, еще 5 сдаются, а остальные карьером несутся в Митровице. Егеря преследуют их 7 км, но гарнизон Митровице, поднятый по тревоге, встречает разъезд артиллерийским огнем.
Разъезд переходит к наблюдению, ночует в окрестностях города, но все попытки на рассвете проникнуть в город тщетны: неприятель настороже.
Главные силы 4-го африканского конно-егерского полка подходят 9-го октября. Известно, что гарнизон Митровице состоит из батальона австрийцев (500 человек), пулеметной роты, горной батареи и 1 эскадрона (200 - 300 сабель).
Полк выбрасывает эскадрон для захвата железнодорожной станции. Авангардный взвод встречен пулеметным и артиллерийским огнем. Взвод спешивается, затем вновь садится на коней и галопом в рассыпном строю бросается на стоящие на путях железнодорожные составы. Повторное спешивание, наступление в пешем строю в сопровождении коноводов, прикрывающихся подвижным составом, вновь посадка - и горящая железнодорожная станция проскакивается на галопе. Взвод, преследуя убегающую пехоту противника, врывается в город.
В это время боковая походная застава силой в 1 взвод обходила город с востока. А главные силы полка поддерживают свою авангардную заставу, и в 16. 00 полк занимает город Митровице.
Группа чинов 4-го африканского конно-егерского полка.
Операция позволяет сделать следующие выводы.
Африканские лошади заслужили свою легендарную репутацию: английские кавалеристы в Македонии очень часто обращались к французским колониальным кавалеристам с просьбой поменять своих чистокровных лошадей на берберок. Чистокровные лошади, в целом, хорошо выносившие походные условия, страдали от бивуачного расположения и недостатка фуража. Полукровки, крупные лошади из Европы и Америки, плохо выносили тягости походной жизни и сравнительно скоро выбывали из строя. Конница, оперирующая в горах, должна была иметь на седле 5-дневный запас продовольствия и фуража.
Снабжение боеприпасами было сопряжено с большими трудностями. За двигающимися по горным тропам частями могли следовать только вьючные мулы. Колесный обоз прибыл в Ускюб лишь после ухода конницы, и присоединился к последней только на Дунае - после того как полки простояли там около недели. А недостаток снабжения, случалось, тормозил развитие всей операции. Каждая часть должна была иметь не менее 2 - 4 вьючных мулов для перевозки боеприпасов - без этого недостаток в снабжении патронами ощущался в обстановке горной войны очень остро.
Французская ковка показала себя с самой лучшей стороны. Перед выступлением в поход ковка имела давность от 8 до 10 дней. Эскадроны имели с собой комплект подков на седлах и, кроме того, 100 подков на специальной двуколке. Во время похода ковочные кузнецы испытывали постоянные затруднения со снабжением ковочными гвоздями. 18-ти ковочных гвоздей, находившихся в специальном мешочке на седле, оказалось слишком мало в обстановке горной войны. Первый подвоз гвоздей был выполнен самолетом, доставившим из Салоник в Ускюб 100 кг ковочных гвоздей; второй раз ковочные гвозди понадобились в Неготин - для полка марокканских спаги. Кавалерия, оперирующая в горах, оказалась чувствительна к вопросу ковки.
В условиях горной войны приходилось расставаться с нормальным колесным обозом и заменить его пароконными двуколками. Для конницы требовались запряжки для мулов - так как лучшим транспортным средством в горах оказался мул. Он лучше других выдерживал тяготы похода - вне зависимости от того, запряжен в двуколку, в орудийную упряжку, находится под вьюком или под седлом. Обычное вьючное седло оказалось тяжелым, высоким, с очень ограниченной площадью опоры и быстро утомляло и ранило животное. Легкое вьючное седло, использовавшееся туземцами Африки, Азии и на Балканах, широко применялось и очень ценилось в Балканских армиях.
Во время продолжительных переходов, приведших конницу французской Восточной армии от Монастыря к Дунаю, она познала успех - несмотря на трудные условия горного ТВД и упорное сопротивление неприятеля. За 32 дня ее эскадроны с боем прошли около 700 км.
Со стратегической точки зрения конница выполнила три главных задачи:
- Был взят Ускюб – и перерезан путь отхода германской 11-й армии.
- Прикрыт восточный фланг сербской армии во время операции под Нишем.
- Быстрый бросок на Дунай отрезал противника от Румынии и не позволил ему использовать эту могучую водную артерию.
В зависимости от обстановки конница действовала иногда довольно далеко от главных сил - как это, например, было во время операции на Ускюб и в нишском маневре. Иногда - в непосредственной близости от своих войск, как во время преследования - во взаимодействии с сербской 1-й армией. И, наконец, иногда и непосредственно в составе главных сил армии - как это было в операции по овладению Прилеп. Командование армией всегда старалось быть на связи со своей конницей – используя для этого самолет.
С точки зрения тактического применения конницы следует отметить, что французская конница Восточной армии действовала так, как и следовало действовать современной коннице. Используя и сочетая подвижность и огневое могущество, она, как правило, сковывала противника с фронта, а решение боевой задачи искала в смелом обходном маневре. Это всегда приводило к успеху.
В большинстве случаев части, скованные боем с фронта, могли в нужный момент оторваться от противника и присоединиться к своим главным силам - чтобы вместе с ними, найдя слабо занятое место в расположении противника, использовать его, и широким маневром парализовать действия последнего.
В горах маневр тем более был необходим, так как лобовые атаки, как правило, обречены на неудачу и заканчивались большими потерями. Эскадроны спагов и африканских конных егерей всегда широко применяли свое автоматическое оружие и винтовочные гранатометы - чтобы получить огневое преимущество. Местность использовалась в должной мере - все ее складки, мертвые пространства и малейшие неровности применялись для наступления, которое, как правило, производилось небольшими независимыми друг от друга колоннами, разделенными широкими интервалами, но всегда маневрирующими в контакте между собой.
Более мощная огневая поддержка значительно ускорила бы результативность боя. Стараясь восполнить недостаток артиллерии, конные части стремились действовать внезапно. Маневр частей и маневрирование колонн под прикрытием друг друга служили, в большинстве случаев, причиной успеха и заставляли противника начинать отступление.
Африканские полки прекрасно использовали не только огнестрельное оружие. Они в равной степени применяли в конных атаках и холодное оружие - демонстрируя традиционный порыв и стойкость французской конницы. Бывали случаи конных атак даже без обнаженного холодного оружия - как это имело место в действиях разъезда лейтенанта Ля Фертэ. Действия в конном строю, обычно выполняемые небольшими подразделениями, вели к прорыву и сильно влияли на политико-моральное состояние противника. Дело у Митровице служит наглядным примером того - насколько важное значение на войне имеет моральное состояние войск. Позиция у города была сильна естественными свойствами: глубокая река, протекавшая в крутых, обрывистых берегах, делала ее недоступной во многих местах и, кроме этого, имелся солидный гарнизон в 800 человек с пулеметами и артиллерией. Каким же образом столь сильная позиция была взята всего лишь 172 африканскими конными егерями? Ответ один - моральное состояние защитников парализовало их волю к победе.
8-го октября, когда сбитые лейтенантом Гошэ де ля Фертэ венгерские гусары примчались в город, это произвело огромное впечатление. Поднялась общая тревога, пулеметы и артиллерия открыли огонь. Всюду разговоры: «Французы перед станцией». Офицер, командовавший венгерскими гусарами, насчитывавшими до 300 бойцов, рассуждал следующим образом: «Ну как же можно сопротивляться этой замечательной французской коннице! Когда по ней ведут огонь, она все же лезет вперед».
И на следующий день, когда африканские конные егеря входили в город, венгров в городе уже не было.
Или, например, другой характерный эпизод.
При наступлении полка его восточный фланг был прикрыт боковой заставой силой в 1 взвод. Противник, находившийся уже под впечатлением успехов французов, видит в этой заставе передовые части какой-то крупной колонны, совершающей обходное движение - ему мерещится, что единственный путь отхода к северо-востоку на Нови-Базар уже перехвачен и отступать некуда. Действия у вокзала он оценивает как демонстрацию для отвлечения внимания. Сопротивление этой крупной колонне, которая может быть и еще больше, так как темнота мешает наблюдению, совершенно бесцельно... Так стоило ли сопротивляться?
Благодаря всему этому к моменту входа французских частей в город противник уже почти не сопротивлялся - встретившийся взвод пехоты делает всего лишь несколько выстрелов и убивает одного егеря. Вот и все потери при взятии Митровицы.
Пулеметы и орудия даже не открывали огня. Но операция конницы увенчалась полным успехом! А в основе успеха лежала дерзновенная конная атака лейтенанта Гошэ де ля Фертэ - несмотря на известное изречение генерала Э.-М. Дебени, сказанное им о специфике действий современной французской конницы: «Нормально конница дерется огнем, а маневрирует конем».
Статьи из этой серии
Автор: Олейников Алексей Владимирович