Германский блок
Зарвавшийся «Парсефаль»
Анализируя знаменные трофеи русской армии Первой мировой войны, мы писали о том, как 12 января 1915 г. в руки русских моряков попал флаг крупного воздушного судна - после того как над Либавой был сбит дирижабль «Парсефаль» PL № 19.
"Парсефаль" в полете.
А остатки его экипажа (4 офицера и 3 матроса) попали в плен. Как гласила сводка русской Ставки: «12-го января неприятельский цеппелин, появившийся над Либавой, бросил девять бомб, не причинивших вреда, и направился к границе. Близ Виргена дирижабль был подбит нашим огнем и упал в море в 1,5 верстах от берега, где его окончательно расстреляли и потопили прибывшие из Либавы буксиры. Экипаж дирижабля в числе семи человек взят в плен» (Год войны с 19 июля 1914 г. по 19 июля 1915 г. М., 1915. С. 213.). Пленных и флаг захватили экипажи судов под командованием капитанов 2-го ранга Никифораки и Юрковского (РГВИА. Ф. 16180. Оп. 1. Д. 388. Л. 2.; Д. 396. Л. 2.).
Конвоирование плененных членов экипажа «Парсефаля».
Как зафиксировал документ, полотнище трофейного флага размером 257 x 400 см из белой шерстяной материи состояло из двух сшитых горизонтально полос с пропечатанным насквозь рисунком. Во всю длину и ширину полотнища - черный крест с двумя узкими белыми полосками. Посреди креста - круг, на белом фоне которого помещен черный одноглавый королевский прусский орел. Клюв и лапы орла желтые, язык красный. В правой лапe - скипетр, украшенный белым одноглавым орлом, в левой - голубая держава с крестом. На груди орла имелись желтые инициалы короля Фридриха II Великого «F. R.». В крыже помещен германский национальный черно-бело-красный флаг, а на нем большой черный железный крест.
Германский военно-морской флаг. Был установлен на дирижабле «Парсефаль» № 19. Война и наши трофеи. Пг., 1915.
Дирижабль в боевой версии был сконструирован офицером профессором А. фон Парсефалем, и предназначался для британского флота. Первый экземпляр этой серии (PL – 18) был изготовлен накануне войны, передан англичанам – и, по иронии судьбы, стал первым британским дирижаблем, принявшим активное участие в мировом конфликте (5 августа 1914 г. патрулировал над устьем Темзы) и являлся единственным вооруженным британским дирижаблем того периода времени.
Немцы получили заказ на три дополнительных дирижабля той же модели (PL - 19, PL - 20 и PL – 21), но начало боевых действий помешало их поставке. В сентябре 1914 г. германский флот получил в аренду PL – 19, который был выдвинут для патрулирования Балтийского моря. Имея бомбовую грузоподъемность 590 кг и максимальную автономность 11 часов, он хорошо подходил для решения такого рода задач.
PL - 18 (британский NA - 4)
Характеристики.
Тип: патрульный дирижабль;
Двигатели: 2 Maybach 6-цилиндровые с водяным охлаждением мощностью 180 л. с.
максимальная скорость 72 км/ч;
практический потолок 4000 м;
Запас хода 1000 км.
Размеры: диаметр 15,5 м; длина 94 м; объем 10 000 м3.
Хотя дирижабли Парсефаля имели одинаковые основные характеристики, они не были абсолютно похожи друг на друга. На этом фото изображена гондола PL - 12 (пассажирская транспортная версия). Но три экземпляра, выпущенные позже Vickers для замены не полученных "Парсефалей" (NA - 5, NA - 6 и NA - 7), были очень похожи.
Английский «Парсефаль» действовал из Кингснорта, первой британской военно-морской авиабазы, принимавшей дирижабли. Фото 27 августа 1913 года (но дирижабль продолжал использоваться до июля 1917 года).
Балтийский же «Парсефаль», о котором наш рассказ, чувствуя свою безнаказанность в условиях специфического ТВД, как говорится, – зарвался. Он летел над Либавой 12 января 1915 г. на высоте всего 100 - 150 метров. Очевидцы отмечали, что германский дирижабль вынырнул из тумана над городом в 10 часов утра. Воздушный корабль пролетал так низко, что наблюдатели из города различали сидевших в гондоле офицеров и солдат.
В 10 часов 12 минут немцы сбросили первую бомбу. Снаряд упал в кучу железа на заводе Беккер. Вторая бомба упала около товарной станции, третья - около железнодорожного моста, четвертая угодила в крышу дома. Всего немцы сбросили 9 снарядов, не причинивших городу ущерба. Человеческих жертв не было.
Описав затем в воздухе подкову, дирижабль повернул назад - но уйти безнаказанным ему не удалось.
Из различных пунктов города начался энергичный и частый обстрел воздушного корабля. Меткая пуля угодила в бак с бензином. Дирижабль начал снижаться, и на расстоянии 1,5 верст от берега шлепнулся в море.
Когда гондола стала опускаться на воду, оставшиеся в живых члены экипажа по веревочным лестницам взобрались наверх - и выкинули сигнал о сдаче.
В итоге, они были захвачены, как мы отметили выше, моряками капитанов 2-го ранга Никифораки и Юрковского. С дирижабля сняли 7 человек (остальные 23 немца из состава экипажа погибли).
Солдат, метко попавший в бак с бензином, по возвращении в Либаву был встречен овациями - и на руках пронесен по городу. Экипаж дирижабля под конвоем был отправлен в Петроград - и заключен в Петропавловскую крепость.
Воздушному гиганту не помогли ни мощность (способность поднять 235 пудов груза), ни приличная по тем временам крейсерская скорость (до 70 км в час).
"Парсефаль"
Автор: Олейников Алексей Владимирович