Антанта

О французской тяжелой артиллерии Первой мировой

21 марта 2025 г.

Мы ранее неоднократно писали о французской артиллерии Первой мировой войны (Тракторная и самоходная артиллерия Антанты ; В стремлении догнать и перегнать: о тяжелой артиллерии Франции и России в Первой мировой войне ; Максимальные калибры Антанты ; Артиллерия 14-го года ; Эволюция тактики французской артиллерии 1914 - 1918 гг.), но вспомним еще раз о наиболее знаковых ее орудиях.

Разведчик 1917-1381_Страница_12.jpg

Тяжелая артиллерия французской армии делилась тяжелую полевую и осадную.

В состав первой входили 105-мм полевая тяжелая пушка и 105-, 120- и 150-мм гаубицы. Осадная артиллерия состояла из 105- и 150-мм пушек, 150-мм гаубиц, 210-, 240- и 280-мм "новых" мортир, 220- и 270-мм "старых" мортир и знаменитой 400-мм мортиры, являющейся французским ответом 16-дюймовой германской «Берте».

Гаубицы всех трех калибров имели, по сути, одинаковое устройство, различаясь друг от друга лишь некоторыми деталями.

1.jpg

105-мм полевая гаубица.

Стальное тело орудия имело внутренний ствол и муфту, состоявшую из двух частей.

Замок поршневой, эксцентрический. Благодаря эксцентриситету невозможно преждевременное воспламенение заряда до полного закрывания затвора. Затвор управлялся при помощи рычага с рукояткой.

Тормоз с воздушным накатником расположен в двух цилиндрах рядом и штоки их поршней соединены с лобовою частью люльки, в бронзовых направляющих которой своими полозьями скользил ствол. Тормоз и накатник независимы друг от друга, причем цилиндры подвижны, в то время как поршни остаются на месте.

Накатник связан двумя каналами с воздушным резервуаром. Жидкость наполняет воздушный цилиндр и каналы полностью, а резервуары - наполовину. В каждом положении люльки отверстия каналов в резервуаре покрыты жидкостью. При откате цилиндр подается назад - и жидкость по каналам стремится в резервуар, увеличивая сжатие находящегося там воздуха. После поглощения силы отката воздух гонит по каналу жидкость в цилиндр и, давя на его переднюю стенку, подает тело орудия вперед - в прежнее положение.

На люльке расположены: приспособление для выстрела, зубчатая дуга подъемного механизма и цапфы. Заряжание возможно при любом угле возвышения.

Лафет склепан из стальных листов. На его станинах помещаются: маховик горизонтальной наводки, муфта люльки, сошник, хоботовая воронка и неподвижная часть щита. Маховик подъемного механизма помещен на левой стороне лафета.

Для наводки служит панорамный прицел.

Передки, как орудийные, так и для зарядных ящиков, одинакового устройства. Но структура их различна - в зависимости от того, служат ли они для перевозки шрапнели или гранат. Орудийные передки 105- и 120-мм гаубиц перевозят шрапнель, а для 150-мм гаубиц 8 снарядов находятся лишь в зарядных ящиках.

Батареи из 4 орудий и 12 зарядных ящиков имели снарядов: 105-мм гаубиц — 672 штуки, 120-мм гаубиц — 448 и 150-мм — 288 штук.

При стрельбе требовалось опустить колесные тормоза или закрепить колеса (как и для полевых пушек французской артиллерии). Гаубицы 105-мм калибра, по устойчивости превосходили остальные орудия того же назначения. Oни могли везти огонь при угле возвышения равном 0°.

В качестве особенности 150-мм полевой гаубицы следует указать, что при походе, для разгрузки лафетной оси, тело орудия оттягивалось к концу люльки и закреплялось.

Осадная 150-мм гаубица отличалась от полевой тем, что имела 2 лафета: высокий и низкий. Для вертикальной наводки здесь служили две зубчатые дуги - по обеим сторонам люльки.

Полевая 105-мм пушка имела много общего со 120-мм гаубицей, отличаясь от нее лишь приспособлением для наводки, так как имела две зубчатые дуги - по обеим сторонам люльки. Для похода ствол с салазками привязывался к лафету двумя кожаными концами, пропущенными через соответствующие проушины.

105- и 150-мм осадные пушки отличались от полевой 105-мм некоторыми деталями. Имели больший предел вертикальной наводки, но зубчатая дуга - одна.

2.jpg

150-мм осадная пушка.

На походе система 150-мм пушки делилась на две повозки: орудийную и лафетную. Для стрельбы железные колеса лафета снабжались желобчатыми подкладками.

Осадная французская артиллерия имела мортиры шести калибров: 210-мм, 220-мм, 240-мм, 270-мм, 280-мм и 400-мм. Две из них (220- и 270-мм), т.н. "старой системы" имели незначительную дальность стрельбы (около 6 и 7 км) и их было относительно немного.

210- и 240-мм мортиры по конструкции очень близки с гаубицами. На походе они делились на две повозки: орудийную и лафетную.

Снаряды подавались на особой тележке, передвигающейся четырьмя колесиками по рельсам, уложенным по дну люльки. Досылались снаряды от руки.

Колеса лафета снабжались особыми поясами - для стрельбы на мягком грунте. Taкие же пояса имели задние колеса орудийной повозки.

3.jpg

210-мм осадная мортира.

Приспособление для вертикальной наводки состояло из двух зубчатых дуг, приводимых в движение двумя шестернями, посаженными на общий вал. Последний приводился в движение маховиком, находящимся на левой стороне лафета. На лафете также - четыре ступеньки для чинов расчета.

Для боковой наводки служили два маховика по обеим сторонам лафета; мортира передвигалась по оси вместе с лафетом.

0рудийная повозка состояла из передка и задней рамы, на оси которой тело мортиры укреплялось цепями. Привение орудия из боевого в походное положение и обратно требовало 12 - 15 минут.

280-мм мортира отличалась по конструкции. Система состояла из ствола с замком, салазок, люльки, лафетной рамы, платформы и некоторых частей, необходимых для движения.

4.jpg

280-мм осадная мортира.

Тело орудия имело внутренний ствол, скрепленный муфтой, состоящей из 2 частей. Замок поршневой, разборный.

Снаряды подавались краном на особую вагонетку, которая передвигалась по рельсовому пути сзади орудия; затем они поступали в снарядную каретку, и при помощи цепи с маховиком пододвигались к казенной части.

Платформа представляла собой прямоугольную раму, с выступающим снизу продольным ящиком, который служил в качестве сошника. Боковая наводка производилась передвиганием лафета по платформе, при помощи маховика и роликов, перекатывающихся по соответствующим рельсам.

На походе 280-мм мортира делилась на четыре повозки: орудийную, лафетную, повозку с люлькой и платформой.

Для ее перевозки применялась механическая тяга. Для остальных же мортир пользовались и автомобилями и конными упряжками.

Французские орудия тяжелой артиллерии разных систем успели повоевать и на Русском фронте.

Разведчик 1917-1371_Страница_09.jpg

Что же касается 400-мм мортиры, то, как и германское однотипное с ней орудие, она представляла собой систему, поставленную на две мощные железные фермы-балки, концы которых опирались (при помощи рам), на железнодорожные оси с колесами. Таким образом, мортира передвигалась лишь по рельсовым путям.

Рельсовая артиллерия.jpg

Стреляла же она с заранее приготовленной бетонной платформы - на которую вся система вместе с фермами опускалась посредством домкратов.

По баллистическим качествам и разрушительному воздействию своих снарядов, французская 400-мм мортира значительно превосходила германскую «Берту».

Орудие-чудовище.jpg

Автор:

609

Поделиться:

Вернуться назад