О тракторах и тракторных батареях Русской армии Первой мировой войны

Русская армия

О тракторах и тракторных батареях Русской армии Первой мировой войны

13 марта 2024 г.

В рамках данной статьи мы попытаемся в первом приближении рассмотреть тракторные батареи в составе русской армии в Первую мировую войну. Их формирование стало важной реакцией на новейшие тенденции реформирования отечественной артиллерии применительно к началу XX века.

Материальная часть, круг выполняемых задач, высокий дух (столь выгодно отличавший от крепостной и осадной артиллерии предшествующей эпохи) - делали тяжелую полевую артиллерию подлинной фронтовой элитой русской армии эпохи Первой мировой войны. Тракторные батареи стали, так сказать, «элитой элиты» - когда эффект умножался на специфику новейшей техники и особую тактику применения этой техники.

Основное внимание мы уделим материальной части и структуре тракторных батарей.

О механизации армии и тракторах в ее составе

Механизация армии и насыщение войск боевой и вспомогательной техникой – очень важный вопрос применительно к 1-й четверти XX-го века. Русская армия и ее противники уверенно двигались по этому пути. Представители новых военных специальностей, представлявшие передовые рода войск – стали подлинной элитой армии новой эпохи, что и показала Первая мировая война (1914 – 1918 гг.).

1.jpg

Французская моторизованная батарея в Шампани, Первая мировая война.

Процесс принял различные формы. Так, к началу Первой мировой войны в войсках все более активно использовался автомобильный транспорт, появились подразделения, оснащенные бронеавтомобилями. Все более активно использовалась техника (в том числе на базе тракторов) инженерными войсками. В частности, для рытья траншей и других оборонительных сооружений русской армией применялись экскаваторы на тракторном шасси (в основном - американские трактора «Парсонс»). В 1916 г. Главным инженерным управлением были сформированы и отправлены на Северный фронт несколько тракторно-экскаваторных отделений (штат от 8 марта 1917 г. – см. РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 1654. Ч. 2. Штат тракторно-экскаваторного отделения – 7 офицеров (командир, 2 помощника командира и 4 командира взводов; все – обер-офицеры), чиновник, 12 строевых и 133 нестроевых нижних чинов; 4 взвода отделения располагали 4 экскаваторами, 12 тракторами, 16 телегами с платформами и 8 плугами; командир отделения непосредственно подчинялся Начальнику Военно-Инженерного Отдела Управления Начальника военных сообщений армий фронта).

2.jpg

Машинный способ строительства окопов русской армией. Первая мировая война.

Как нам сообщало определение эпохи: «Трактор есть самодвижущаяся повозка, имеющая назначением тянуть за собой прицепной груз с целью перемещения или производства при его посредстве какой-либо определенной работы. Тракторы бывают паровые, электрические и с двигателями внутреннего сгорания. Тракторы с двигателями внутреннего сгорания в военном деле применяются для тяги тяжелой артиллерии и ее грузов, при расстановке орудий на позициях и пр. Тракторы автомобильного типа имеют конструкцию, сходную с конструкцией автомобиля и обладают способностью не только тянуть за собой грузы, но и нести некоторое количество их на себе. ... Наиболее применимы … гусеничные тракторы, у которых скат задних колес заменен бесконечной роликовой лентой с закрепленными на ее наружной поверхности поперечными ребрами (гусеница)».

Сведения о тракторах по 1 октября 1916 года (РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 592. Сведения о тракторах по 1 октября 1916 г. ЛЛ. 25 - 25об.) называют нам следующих цифры тракторной техники в строю Русской Императорской Армии:

1) 92 трактора в Военной автомобильной школе (44 – Мортон, 19 – Могул, 11 – Моршал, 8 – Титан, 2 – Хольт, 5 – Даймлер, по 1 единице – Фовлер, Лейланд и Румели; машины находились при Коломенской усиленной автомобильной мастерской в м. Новая Вичуга Костромской губернии и в тракторном отделе, размещенном на фабрике товарищества Мануфактуры «Коновалов и сын»);

2) 22 трактора – на Северном фронте (3 - Титан, 7 – Кейс, 6 – Парсонс (экскаваторы), 6 – Румели; Титаны, Кейсы и Парсонсы – в экскаваторных и тракторных отделениях фронта в ведении Завед. авт. частями фронта; из 6 Румелей – 2 машины находились в экскаваторных и тракторных отделениях и 4 – в парке 1-го отдела Псковских позиций);

3) 2 трактора – на Западном фронте (1 – Кейс «земледельческого типа» и 1 – Хольта-Катерпиллер; в резерве фронта);

4) 1 трактор – на Юго-Западном фронте (Чальмерс (Лист) в 1-м тракторном артиллерийском дивизионе);

5) 291 трактор в Артиллерийском ведомстве (121 Виккерс – 42 машины назначены в 1-ю, 2-ю и 3-ю позиционные батареи «Д» и 79 машин – в распоряжении командующего 1-й Запасной Тяжелой артиллерийской бригадой; 170 негусеничных Мортонов – 153 машины - в распоряжении командующего 1-й Запасной Тяжелой артиллерийской бригадой и 17 – назначены в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю батареи «Г»).

Таким образом, к октябрю 1916 г. русская армия располагала 406 тракторами.

3.jpg

Трактор в русской армии, Первая мировая война.

В январе 1917 г. было принято решение о формировании 3 тракторных рот: 2 для Юго-Западного и 1 для Западного фронтов. Формирование новых частей осуществлялось в Царском Селе - при 1-й Запасной Тяжелой артиллерийской бригаде (центральной структуре не только для формируемых подразделений и частей тяжелой артиллерии, но и центре обучения военных трактористов).

Временный штат Отдельной тракторной роты (по военному составу) от 22 января 1917 г. (РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 592 и Оп. 1. Д. 1654. Ч. 1.) включал: 10 офицеров (командир роты – штаб-офицер; помощник по строевой и технической части – подполковник; начальник хозяйственной части – капитан или подполковник; старший офицер – капитан; заведующий мастерскими и гаражом – капитан или штабс-капитан; адъютант и 4 младших офицера – до чина штабс-капитана включительно), 5 военных чиновников, 302 строевых (фельдфебель, 72 унтер-офицера и 229 рядовых) и 22 нестроевых нижних чина. Рота, являвшаяся отдельной строевой частью, включала штаб, 4 взвода и нестроевую команду. Каждый из взводов оснащался 5 тракторами (по возможности, одной системы) с 2 прицепами при каждом (4 рабочих трактора и 1 запасный; прицепами к последнему служили мастерская и цистерна для горюче-смазочных материалов).

Специальный парк включал 16 рабочих тракторов (по 4 на взвод), 32 прицепа к ним (по 8 на взвод), 4 запасных трактора (по 1 на взвод) с 4 прицепами (пополам – мастерские и цистерны) к ним. Вспомогательный парк включал: легковой автомобиль, 2 грузовых (3- или 4-тонных) автомобиля и мотоцикл на взвод и 4 легковых автомобиля, 2 грузовика – депо, грузовик – цистерну, 4 грузовика (3-5-тонные) и 2 мотоцикла с колясками – на роту. Причем, оборудование автомобилей и прицепов под мастерские и депо должно было позволять (в случае необходимости) превращать их в грузовики и прицепы обычного типа, предназначенные для обслуживания внутреннего хозяйства роты и ее взводов.

4.jpg

Мост через болота и проходящий по нему легковой автомобиль. Русская армия, Первая мировая война.

Лошадей рота не имела. Строевые нижние чины (кроме кашеваров и денщиков) были вооружены револьверами и кинжалами–бебутами (фельдфебель вместо кинжала имел шашку).

Строевые нижние чины (ефрейторы и рядовые) распределялись следующим образом: 168 специалистов (40 тракторщиков, 20 помощников тракторщиков, 4 монтера, 20 слесарей, 8 токарей, 4 кузнеца, 4 молотобойца, 35 шоферов, 25 помощников шоферов и 8 мотоциклистов) и 105 не специалистов (рабочих при тракторах (на прицепах) – 64, рабочих при взводных цистернах – 4, рабочих при взводных грузовиках – 16, кашеваров – 2, денщиков – 14, сторожей при гаражах – 5). Каждая взводная мастерская на прицепе располагала 1 монтером (бригадир), 4 слесарями, 2 токарями, 1 кузнецом и 1 молотобойцем (оборудование взводных мастерских на прицепах - аналогично оборудованию подвижных мастерских на специальных автомобилях отдельных автомобильных рот, но соответствующее ремонту тракторов).

В мае 1917 г. две такие тракторные роты (задержка произошла в связи с революционными событиями) были созданы.

Появилась и Тракторная школа при 1-й Запасной Тяжелой артиллерийской бригаде (штат – см. РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 662. Штат тракторной школы при 1-й Запасной Тяжелой артиллерийской бригаде (военного времени) – 17 офицеров, 3 чиновника, 357 (включая 278 строевых) нижних чинов; 5 легковых и 20 грузовых автомобилей, 5 тракторов, 5 самокатчиков и 10 мотоциклистов; прожектор; 2 автомобиля-мастерские и 4 автомобиля-цистерны). Ее были обязаны закончить (по ускоренной программе) офицеры и старшие фейерверкеры тяжелой артиллерии.

5.jpg

Мотоциклы русской армии, Первая мировая война.

Как известно, появившийся в огне Первой мировой войны танк был создан на базе трактора. В ногу с этим трендом шла и Россия. В ноябре 1916 г. на Путиловском заводе была изготовлена боевая машина русской конструкции - отставного полковника Н. А. Гулькевича. Она имела вес 12 тонн, шасси американского гусеничного трактора «Аллис-Чальмерс» и пулеметно-пушечное вооружение (орудие установлено в корме). Этот бронетрактор (как машину именовали в России) - являлся оригинальной машиной отечественной конструкции. Причем, конструктор предлагал массированное применение своих танков - придавая их по 40 единиц армейскому корпусу. Такое ударное соединение должно было рвать установившийся позиционный фронт. Отметим также, что проект не нашел поддержки (прежде всего - из-за отсутствия необходимого количества пригодных для бронирования тракторов), но в ограниченном количестве аналогичные бронетракторы строились позднее (во время Гражданской войны) - и применялись Добровольческой армией.

Тракторная артиллерия Русской Армии

Мы же хотим вспомнить о тракторной артиллерии – ведь боевой опыт убедительно продемонстрировал, что наиболее (а иногда – и единственным) эффективным средством транспортировки тяжелой артиллерии в полевых условиях являлся гусеничный трактор. Большинство тракторов эпохи были выполнены по образцу знаменитого трактора конструкции американского инженера Б. Холта. Отметим, что крупные поставки гусеничных тракторов в Россию начались достаточно поздно (уже в период Российской республики - летом-осенью 1917 г.) и на ход боевых действий заметно повлиять уже не успели. Но процесс пошел значительно раньше.

Так, уже в 1914 г. в тяжелые артчасти и крепости стали поступать закупленные в Англии и Америке паровые тягачи и тяжелые колесные тракторы и полноприводные грузовики, предназначенные для транспортировки артиллерийских орудий.

6.jpg

Тракторная артиллерия русского Северо-Западного фронта, 1915 г. Трактор Румели буксирует тяжелое орудие по улице Варшавы.

С 1916 г. начались поставки тракторов для тяжелых полевых артиллерийских батарей и дивизионов. Тогда же в Русской Императорской Армии появились и гусеничные тракторы (стоит отметить, что для подвоза боеприпасов и транспортировки орудий применялись и обычные грузовые автомобили). В 1916 г. русская тяжелая артиллерия усиливается «тракторными» 203-мм и 228-мм гаубицами (системы Виккерса) - приспособленными для транспортировки гусеничными тракторами.

7.jpg

203-мм буксируемая гаубица системы Виккерса.

6-дюймовые пушки Канэ (система, ценная дальностью огня - до 15 - 16 километров) также были приспособлены для передвижения - тракторами, а также на железнодорожных платформах.

8.jpg

Тяжелое орудие русской тракторной батареи движется на фронт, 1916 г. Находящееся на марше орудие замаскировано.

Всего за годы войны Россия получила около 200 паровых тягачей (в их числе было и несколько машин отечественного производства - изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе).

13.jpg

Паровой трактор русской армии, Первая мировая война.

Более эффективным оказалось применение тяжелых колесных тракторов, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. Так, в артиллерии было достаточно много американских машин типов Кейс, Румели, Гарт-Парр, мощных тракторов типов Могул и Титан. Использовались и тяжелые тягачи, (грузовики-тракторы), в том числе и полноприводные – прежде всего, американских и французских фирм. Более всего Главное артиллерийское управление закупило полноприводных американских тракторов «автомобильного» типа Мортон - около 250 единиц. Мортоны служили в 6 батареях для перевозки 8-дюймовых гаубиц Виккерс и в 2 батареях 120-мм пушек Обуховского завода. Автомобили-тракторы марки ФВД поступали в 1-й тракторный дивизион, имевший на вооружении 6-дюймовые гаубицы Виккерса.

12.jpg

Американский Хольт буксирует 203-мм гаубицу.

Тракторные батареи оказались прекрасно укомплектованы автомобильным транспортом и мотоциклами (часть последних - с коляской). Для командования над группой машин назначался специальный офицер-техник, которому в помощь придавался технический мастер. Всем офицерам и фейерверкерам давалось по верховой лошади. Также как и команде разведчиков и телефонистов. Для перевозки снарядов тракторная батарея располагала грузовиками, а для горючего - автоцистернами различной емкости. Командиру тракторной батареи полагалась легковая машина, а для других офицеров батареи – 2 автомобиля. И, как отмечал очевидец: «С уверенностью можно и должно сказать, что такого богатого оборудования не имела ни одна армия!».

Достоинствами частей тракторной артиллерии были: более высокая средняя скорость движения (5 - 15 км в час), большая компактность походных колонн (если длина конной запряжки 11-дюймовой гаубицы Шнейдера составляла 210 шагов, то тракторной системы аналогичного калибра – до 120 шагов), мобильность (в том числе при передвижении по пересеченной местности) и более высокий размер среднего перехода (вместо 60 - 70 км для конных батарей - 120 - 150 км для тракторных батарей).

9.jpg

Трактор Могул буксирует тяжелое орудие. Русский Западный фронт, 1916 г.

Если взглянуть на штаты тракторной артиллерии, то мы увидим следующее.

Тяжелая тракторная батарея «А» (штат военного времени) от 12 июня 1917 г. (См. РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 1685. Расчет к временному штату тяжелой тракторной батареи «А» (военного времени)) включала в свой состав: 6 офицеров (командир, 1 старший и 4 младших офицера), 3 военных чиновников, 214 строевых (включая 25 фейерверкеров, 28 номеров при орудиях, 22 шофера, 22 сигнальщика-телефониста, 2 мотоциклиста, 2 наблюдателя, 2 лабораториста) и 29 нестроевых нижних чинов. Батарея располагала 8 орудийными повозками, 5 гусеничными тракторами (для перевозки орудийных повозок – под лафет и под принадлежности), 6 прицепами для перевозки снарядов, 4 телефонными двуколками, 11 грузовыми 2-тонными автомобилями (для перевозки снарядов и принадлежностей), 2 легковыми автомобилями, 2 мотоциклами, 1 автомобилем-мастерской, 2 автомобилями – цистернами. Имелось и 52 лошади, а также обоз (вкл. двуколки, парные повозки, походные кухни, кипятильник). Личное оружие чинов: револьвер и кортик для офицеров и классных чиновников, револьвер и кинжал – для нижних чинов.

Тракторная батарея 6-дюймовок (См. РГВИА. Ф. 2048. Оп. 1. Д. 1328. Расчет от 19 октября 1915 г. Временный штат тракторной батареи, вооруженной 6-дм скорострельными пушками (военного времени)) включала: 5 офицеров, 2 чиновника, 180 строевых и 3 нестроевых нижних чинов. На вооружении батареи: 6-дюймовых скорострельных пушек системы Шнейдера на лафетах с передками – 4, тракторов или полноприводных грузовиков – 9 (8 – для перевозки орудий (4 для перевозки специальных повозок с телом орудия и 4 – для перевозки лафетов с передками) и 1 – для перевозки имущества связи и наблюдения (вышка, телефонное имущество, дальномеры)), 2-тонных полноприводных грузовиков – 3 (для перевозки боекомплекта), 3-тонных грузовиков (допускалось в т. ч. иметь 1 – 1,5-тонный и 1 – 5-тонный) – 7 (для перевозки запчастей, колесных поясов, цейхгауза и личного состава), автомобиль-цистерна (на 100 пудов бензина) (могла заменяться 3-тонным грузовиком с бочками), автомобиль-мастерская, автомобиль-кухня (мог заменяться 3-тонным грузовиком с установленными на нем котлами), 3 мотоцикла и 3 легковых пассажирских автомобиля; всего – 28 единиц авто-мото-транспорта.

10.jpg

Автомобили-цистерны. Русская армия, Первая мировая война.

А тяжелая тракторная батарея М (военного времени) (штат от 25 февраля 1917 г. См. РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 1686. Временный штат тяжелой тракторной батареи «М» (военного времени)) включала: 6 офицеров (подполковник или капитан – командир, капитан или штабс-капитан – старший офицер и 4 младших офицера), 1 чиновника, 19 фейерверкеров (включая фельдфебеля), 191 рядового (включая 128 канониров и 20 бомбардиров) и 19 нестроевых нижних чинов. В распоряжении батареи – 60 лошадей; 4 лафета с передками; 4 гусеничных трактора (или 3-тонных полноприводных грузовика) – для перевозки орудий и боекомплектов; 8 парных повозок (с 16 лошадьми) – для перевозки снарядов; 4 телефонных двуколки (с 4 лошадьми); 12 грузовых 3-тонных автомобилей (для перевозки снарядов); 2 легковых автомобиля; 3 мотоцикла; 2 автомобиля-цистерны; обоз.

11.jpg

Перевозка артиллерийских снарядов в ящиках. Русская армия, Первая мировая война.

Элитой тракторные батареи делали не только их место в структуре тяжелой артиллерии, новейшая техника, но сама степень технической оснащенности, особый круг выполняемых задач и повышенный боевой дух чинов. Выковавшаяся в огне невиданной до сих пор войны новая элита армии (сочетавшая мобильность и огневую мощь) не только решала важные задачи на поле боя. За ней было будущее.

Ведь именно за тракторами и их преемниками - артиллерийскими тягачами - было последнее слово в деле моторизации полевой тяжелой артиллерии, а опыт русской армии эпохи Первой мировой лег в основу последующего отечественного военного строительства.

Автор:

662

Поделиться:

Вернуться назад