О штурмовых ударах русской авиации в Первую мировую войну

Русская армия

О штурмовых ударах русской авиации в Первую мировую войну

19 декабря 2022 г.

Уже в начале своего боевого пути русская авиация поддерживала свои наземные войска, решая важнейшие боевые задачи. Вспомним о ее первых штурмовых ударах.

Ил.2.jpg

Подвеска бомб на Ньюпор.

После Горлицкого прорыва австро-германских войск 13-я и 3-я армии Юго-Западного фронта к 12 июля 1915 г. отступили за р. Буг, решив воспользоваться водной преградой в качестве оборонительного рубежа.

Штурмовка под Влодавой

Противник наносил удар по армейскому стыку - на мест. Влодава.

В распоряжении командования 3-й армии было 3 корпусных авиационных отряда, но боеспособность сохранил лишь 31-й авиаотряд, в составе которого имелось пять самолетов. На отряд легла значительная нагрузка – он выполнял боевые задачи различного характера.

Именно авиаразведка, осуществленная летчиками 31-го отряда, выявила движение ударной группировки противника.

18 июля 1915 г. в 25 км от Влодавы было обнаружено продвижение двух общевойсковых колонн противника с артиллерией и обозами - первая двигалась на Влодаву из мест. Войславице, а вторая – из г. Холм. Таким образом, было установлено наступление до полутора корпусов немецкой пехоты.

Русский самолет был обстрелян германской артиллерией - и осколками разорвавшегося рядом с аэропланом снаряда у него был поврежден двигатель, который вскоре остановился. С высоты двух с половиной километров при помощи попутного ветра пилотам удалось спланировать к позициям 13-й армии, преодолев 35 км и перелетев через реку Буг.

Армейское командование получило стратегическую разведывательную информацию – о направлении вражеского главного удара. 1-я гвардейская пехотная дивизия, находившаяся в армейском резерве 3-й армии, срочно на подводах начала переброску под Влодаву.

Но стало очевидно, что на рассвете 19-го июля противник начнет переправляться у Влодавы через Буг, и одна дивизия не сможет остановить всю ударную группу противника. И тогда командующий 3-й армией генерал от инфантерии Л. В. Леш приял беспрецедентное в истории русской армии и новейшее тактическое решение – поддержать гвардейцев ударом с воздуха. 31-й авиационный отряд имел более 4 тонн (250 пудов) бомб. Авиаудар согласовывался с командованием 1-й гвардейской пехотной дивизии. Опять же впервые в истории русской армии было налажено взаимодействие наземных и воздушных сил.

Ил.1.jpg

Генерал от инфантерии Л. В. Леш.

Было решено дать возможность немцам навести мосты и переправить по ним часть своих войск, после чего русская артиллерия разбивает мосты, а гвардейская пехота при поддержке авиации уничтожает переправившиеся части противника.

В шесть утра 19 июля пять машин 31-го авиаотряда с 80 кг бомб на борту каждый вылетели к Влодаве. К этому времени немцы успели навести три моста, и массы германской пехоты пошли вперед. Летчики, получив сигнал от гвардейцев и увидев начало артиллерийского удара, ринулись в бой.

Все пять самолетов под командованием командира отряда действовали единой группой. Снизившись до 250-метровой высоты, на бреющем полете летчики поливали пулеметным огнем и закидывали бомбами мосты и немецкую пехоту. Штурмовка продолжалась до позднего вечера – русские самолеты шесть раз улетали и, перевооружившись, возвращались и вновь бомбили и расстреливали немецкую пехоту.

Моральное впечатление от первого штурмового удара русской авиации было так велико, что целые пехотные части германцев, оставив свои позиции, бросались в Буг, надеясь добраться до противоположного берега. В реке многие солдаты тонули или расстреливались артиллерийским и пулеметным огнем.

Бой за переправу у Влодавы продолжился 20-го июля – но, несмотря на то что немцы ввели в бой свои основные силы, овладеть переправой они так и не смогли. В этот день авиаотряд также поддерживал свою пехоту.

В боях 19 - 20 июля на переправах у Влодавы немецким войскам был нанесен настолько чувствительный удар, что в течение целого месяца на этом участке фронте установилось затишье – в то время когда каждый день имел важнейшее значение: ведь русские армии уходили из польского выступа. Русское командование, подтянув резервы, перешло в контрнаступление.

За два дня штурмовки 31-м авиационным отрядом, который нанес первый в истории русских вооруженных сил штурмовой удар, было расстреляно 3000 патронов и сброшено 4 тонны бомб.

Отряд решил важнейшую оперативно-стратегическую задачу: выявил продвижение ударного кулака противника на Влодаву, установил его размер, и поддержал наземные части 3-й армии во время нанесения контрудара. Немцы были вынуждены отказаться от форсирования водной преграды и перейти к обороне – и этим были внесены существенные коррективы в оперативно-стратегическое планирование командования германской 11-й армии.

Единственный авиаотряд стал, таким образом, стратегическим резервом фронтового масштаба.

Бросание бомб в немцев-1917 г.jpg

В августе 1917-го

Показательный боевой эпизод произошел в ходе Летнего наступления 1917 года на Румынском фронте, которому удалось добиться в последней военной кампании русской армии Первой мировой войны наиболее ощутимых оперативно-тактических результатов.

27-го августа на Окненском направлении, когда русская пехота 4-й армии пошла в наступление, она была поддержана авиагруппой из 11-ти самолетов.

Летчики нанесли удар не только по переднему краю, но и по ближнему тылу противника. На бреющем полете самолеты забрасывали бомбами и расстреливали из пулеметов пехоту и наблюдательные пункты.

В ходе штурмового удара было израсходовано 110 кг бомб.

По показаниям пленных, удар был абсолютно внезапен для противника, занятого отражением атаки русской пехоты.

Также как и в первом случае, действия самолетов произвели на противника очень сильный моральный эффект, и пехотная атака увенчалась успехом.

Незначительный радиус действия самолетов, недостаточно мощное вооружение и отсутствие специальных прицельных приспособлений для бомбометания не давали возможности в полной мере эффективно поддерживать действия наземных войск, но технические недостатки в полной мере компенсировались моральным воздействием от первых штурмовых ударов и самоотверженностью русских пилотов.

Автор:

1113

Поделиться:

Вернуться назад