Русская армия
Об автомобильных радиостанциях Первой мировой и не только
Как и любая техническая новинка, радиотелеграф, сразу после его появления, постарались использовать для военных целей. Первые полевые радиостанции были созданы английским обществом искрового телеграфа Маркони еще в 1902 г. Они перемещались на фургонах, питались от тяжелых аккумуляторных батарей и передавали депеши на мизерные дистанции - всего на 12 - 13 верст.
Но ведь важен принцип.
И компания энергично совершенствовала свою установку – и, в итоге, в 1906 г. маньчжурская apмия получила станции Маркони - перевозимые и монтированные на двуколках. Оборудование находилось на двуколках и во время работы.
Полевая радиостанция обр. 1905 г.
Полевые радиостанции Маркони питались от тока, получаемого от динамомашины, посаженной на вал бензинового двигателя (имелась и запасная аккумуляторная батарея). Антенна подвешивалась к бамбуковой мачте. Дальность передачи была невелика - 50 - 60 верст. Телеграммы принимались на слух, но имелась возможность и приемa на ленту.
После Русско-японской войны походный искровой телеграф стал широко вводиться во всех армиях – и этому процессу значительно способствовало техническое усовершенствование радиостанций, изготавливаемых различными заводами. Последним вскоре пришлось столкнуться с вопросом увеличения дальности передачи депеш и повышения мощности станций.
Полевые радиостанции на конной тяге обладали дальностью передачи не свыше 150 верст, что, в целом, было вполне достаточно по тактическим соображениям.
Радиостанция на кавалерийской двуколке.
Для автомобильных же радиостанций резервы крылись в увеличении мачты и мощности силовой установки, хотя это и увеличивало габариты и (или вес).
Здесь стоит отметить, что, говоря о дистанции работы, имеем в виду дальность посылки телеграмм. Принимать же депеши все станции могли с гораздо больших расстояний - это зависело от чувствительности детекторов.
Применялись радиостанции 6 типов: переносные, вьючные, перевозимые на двуколках, автомобильные, аэропланные и дирижабельные.
Переносные станции применялись для связи передовых постов и секретов с главными заставами. Переносились в ранцах или сумках (вес чуть более пуда и 5 - 6 минут для развертывания почти 3-метровой мачты с антенной этому способствовали). Дальность действия – 15 - 20 верст.
Коннице, легким и горным отрядам придавались вьючные радиостанции. Они укладывались в ящики, приторачиваемые по сторонам вьючного седла. Bес ящика с укладкой не превышал 2 пудов, а весь полезный вьючный груз весил 4 пуда. Дальность работы такой станции – 75 - 100 верст, время развертывания 10 - 20 минут. В зависимости от мощности, такая станция перевозилась на 4 - 6 лошадях.
Вьючная кавалерийская радиостанция.
Армейские корпуса и отряды из трех родов оружия получали полевые станции беспроволочного телеграфа, перевозимые на двуколках. Они имели радиус действия 150 - 175 верст и требовали для установки не более 20 - 25 минут. Обладая большой портативностью и подвижностью, эти станции, при необходимости, могли двигаться при авангарде.
Русская радиостанция кавалерийского образца. Кавказский фронт, май 1916.
Штабы армий и фронтов имели в своем распоряжении автомобильные радиостанции.
Автомобильная тяжелая радиостанция русской армии, 1916 г.
На шасси обыкновенного легкого грузовика устанавливалась каретка, служащая приемо-передающей станцией и помещением для персонала.
Полевая радиостанция и ее экипаж.
Электроэнергия вырабатывалась динамо-машиной переменного тока, которая, обычно, приводилась в действие мотором автомобиля (иногда и специальным небольшим двигателем).
Машинная часть полевой радиостанции.
Проволока антенны и звенья составной мачты укладывались в ящик, установленный на автомобиль сверху. Применялись и выдвижные телескопические мачты, расположенные на задней стенке каретки.
"Внутренности" тяжелой автомобильной радиостанции.
Такая станция могла работать, лишь стоя на месте - концы проволоки крепились к забиваемым в землю кольям.
Тяжелая автомобильная радиостанция при развернутой антенне.
Если рассмотреть автомобильную радиостанцию, установленную на шасси автомобиля Рено, то в таком грузовике свободно размещалось 13 человек со снаряжением. По боковым стенкам каретки стояли диваны – на которых дежурные по станции могли отдохнуть.
Динамо-машина размещалась в ящике под сиденьем шофера. Расположение радиотелеграфных приборов и внутреннее устройство автомобиля видно на фото ниже.
Мачта составлялась из полых частей, собиралась на земле и затем поднималась с помощью шестов, блока и ворота. Для этой операции было необходимо 3 человека.
Антенна состояла из 6 бронзовых проволок; 7-я проволока соединяла верх антенны со станцией.
Весьма компактная, динамо-машина переменного тока соединялась с двигателем автомобиля. Соединение и разъединение производились с помощью ручного рычага.
Такая станция передавала депеши на дистанцию 325 верст.
Автомобиль мог пройти 400-километровое расстояние, и в его баках оставалось горючее, достаточное для 5-часовой работы станции.
Автомобильная радиостанция Сименс и Гальске обр. 1916 г.
Интересную радиостанцию (и одновременно телефонную установку) - на мотоцикле - предложил американский изобретатель. Станция помещалась в сундуке, поставленном на запасное колесо. Динамо-машина приводилась в движение мотором мотоцикла, но, кроме того, имелась и аккумуляторная батарея. Bсе оборудование монтировалось в компактном ящичке и, при работе, устанавливалось на складном столике. Антенна – разборная металлическая. Такая станция, будучи максимально подвижной, требовала 5 – 8 минут на развертывание и дальность радиопередач - до 175 верст (дальность телефонной связи вдвое меньше).
Экипаж радиостанции прапорщика В. Н. Бабишева, 1915 г.
Аэропланные радиостанции отличались компактностью: радиотелеграфное оборудование размещалось внутри ящика небольшого размера; на крышке последнего находились рукояти, необходимые для настройки приборов. Ящик устанавливался справа - под рукой летчика-наблюдателя. Источником электроэнергии служила небольшая динамо-машина, насаженная на вал пропеллера, или батарея легких железо-никелевых аккумуляторов. Вопрос с антенной был разрешен следующим образом: на изолированное мотовило был намотан бронзовый жгут с грузилом на конце - и наблюдатель мог сматывать и разматывать этот жгут. Смотанная часть и являлась антенной. Длина последней зависела от волны, на которой работала станция. Главным недостатком аэропланных станций и являлась именно эта свисающая проволока – она влияла на устойчивость полета аэроплана, а при небольшой высоте могла задевать за вершины деревьев.
Поэтому воюющие стороны избегали снабжать аэропланы радиостанциями – за исключением корректировщиков артогня и мощных новейших бомбардировщиков.
Дирижабли оборудовались установками беспроволочного телеграфа так называемого полумощного типа - с дальностью передачи до 400 верст. Корпус такого воздушного корабля был очень удобен для установки антенны, а вес и место были не критичны.
Дирижабельная радиостанция, кроме прямого назначения, могла служить и для ориентирования корабля в темное время суток и в непогоду.
Автор: Олейников Алексей Владимирович