Мобильные войска в бою

Новые мобильные войска русской армии

5 марта 2025 г.

015.jpg

Русские самокатчики в походе – велосипеды сложены за спиной, 1916 г.

Самокатные (велосипедные) части – мобильные подразделения, тактически гораздо менее стесненные условиями местности, чем конница. Основное их тактическое свойство – подвижность, а основное боевое качество - стойкость. Они предназначены решать разведывательные задачи, действовать в авангарде, участвовать в ночных атаках.

Мобильные самокатные части русской армии внесли более чем достойную лепту в дело противостояния с серьезным противником.

И в вопросе формирования самокатных частей русская армия во время Первой мировой войны догнала своих противников. Формирование намеченных сорока самокатных рот приостановилось в марте 1917 г. на 32-й роте. Роты 33 - 36 после расформирования были обращены на пополнение действующих рот. Позже, летом 1917 г., самокатные роты были сведены в батальоны.

0004.jpg

Новая для своего времени тактика

Преимущества самокатных частей перед пехотой и даже конницей были огромны. Самокатные части подвижны, гибки, могут выиграть время и пространство, задержать противника или неожиданно его атаковать. Ночью они двигаются достаточно быстро и, главное, бесшумно. Причем самокатные части могли быть применены в бою целиком (велосипеды можно оставить под охраной 1-2 человек, тогда как конница, если сражалась в пешем строю, была вынуждена оставлять большое количество т. н. коноводов). Быстрая боевая готовность, немедленный переход в боевой порядок и простота ремонта велосипедов делали самокатные части очень гибкими.

самокатчик.jpg

Самокатные подразделения в сухую погоду могли двигаться даже по тропинкам, межам, бороздам, а при твердом и ровном грунте (в степях) - даже по целине. Действия самокатных рот в составе 3-го и 5-го кавалерийских корпусов на границах Венгрии доказали, что самокатчики свободно достигали районов вьючных троп, переходя через горные ручьи со сложенными велосипедами.

Скорость движения самокатных частей достигала 12 - 15 км в час (на грязных дорогах, в песках, при крутых подъемах, при наличии снежного покрова более 10 см толщиной движение затруднялось, а иногда было совершенно исключено). На сухих, но плохих дорогах самокатчики могли двигаться со скоростью 8 км в час. Дозоры и отдельные самокатчики на коротких дистанциях были в состоянии развивать скорость до 20 км в час. Таким образом, за 4 часа движения самокатчиков можно было перебросить на расстояние 50 - 60 км. За сутки при нормальном темпе движения они могли пройти до 80 км, а при форсированном движении - до 120 км.

Боевые_самокатчики.jpg

Русские самокатчики. Постановочное фото, Первая мировая война.

Самокатные части вели бой как обычная пехота, но с той разницей, что ударная группа или резерв могли действовать, используя свою подвижность. Основная особенность действия самокатных частей - стремление сковать противника минимумом сил и маневрировать основными силами и средствами с целью нанести своему противнику как можно больше потерь.

Но основное преимущество самокатчиков - скорость движения и маневренность. Именно в действиях самокатных частей был наиболее четко реализован принцип тактической внезапности. Самокатные части имели возможность неожиданно появляться с разных направлений, при наличии хороших дорог их можно быстро перебрасывать с одного боевого участка на другой, от центра к флангу, с одного фланга на другой. Особенно ценны самокатчики при преследовании, при подвижной обороне, маневрировании войск, нанесении внезапных ударов.

Нижний чин самокатной роты РИА с армейским складным велосипедом системы капитана Жерара, г. Петроград, Первая мировая война..jpg

Нижний чин самокатной роты с армейским складным велосипедом системы Жерара. Петроград, Первая мировая война.

Помимо чисто технических свойств, присущих самокатным частям, на их качество влияла и подготовка их личного состава - в спортивном отношении. Спортивное начало в самокатных частях имело исключительное значение не только в физическом, но и в психологическом отношении.

Главные недостатки самокатных частей – отсутствие тяжелого вооружения и зависимость от хороших дорог.

На вооружение русских самокатных частей вначале был принят велосипед системы Жерара - складной французский велосипед образца девяностых годов 19 века, популярный в свое время. К началу Первой мировой войны он оказался устаревшим и был заменен русским складным велосипедом образца 1916 г. заводов Дунга и Лейтнера – одним из лучших в своем классе.

i.jpg

Востребованы в бою

В августе 1915 г. 3-я самокатная рота прикрывала отходящие из Вильно в Молодечно и далее в Минск пехотные части. Отступающие проходили до 40 верст в сутки - и то с большим трудом, вследствие плохого состояния дорог и дождливой погоды. Расстояние в 175 верст от Вильно до Минска велосипедистами было преодолено за 4 дня. Влияние погоды и состояние дорог серьезно сказались на скорости движения, составившей 5 - 8 верст в час.

В течение 3 месяцев рота на участке Минск-Заскевичи выполняла функции летучей почты и была отмечена приказом штаба армии. Посты самокатчиков были расставлены на расстоянии 10 - 12 верст один от другого, средняя скорость достигала 12 - 16 верст в час.

Самокатчики, 1915 г..jpg

Самокатчики, 1915 г.

Весной 1916 г. рота была придана 3-й кавалерийской дивизии. Дивизия действовала в районе Пинска, где было мало хороших дорог, а имеющиеся - болотисты или покрыты сыпучим песком. Самокатчики использовались для связи, охраны штаба дивизии и как дивизионный резерв.

После вступления в войну Румынии 3-я самокатная рота была переброшена на Румынский фронт, где участвовала в ряде арьергардных боев 3-й кавалерийской дивизии 47-го армейского корпуса. В бою у м. Тараверды (северо-западнее г. Меджидие), где рота, заняв ряд высот и долину, единственный путь для отхода кавдивизии, которая была обойдена болгарами, задержала последних и прикрыла отход конницы - чем спасла левый фланг 47-го корпуса от окружения.

На Румынском фронте самокатные части могли быть использованы по прямому назначению благодаря наличию неплохих дорог - скорость движения достигала 10 - 17 верст в час. Рота была использована в боях в Буковине, где, выдвигаясь вперед, она захватывала рубежи и, пользуясь своей стойкостью в огневом отношении (в составе роты 252 стрелка, 4 пулемета на мотоциклах и 120 патронов на стрелка), удерживала их до подхода пехоты.

Само.jpg

В Луцкой операции 1916 г. отличилась 20-я самокатная рота, действовавшая в составе 12-й кавалерийской дивизии. Она провела ряд боев, в одном из которых, в ходе контратаки, потеряла половину своего состава. Действия роты были отмечены особым приказом по дивизии.

Операции 3-го и 5-го кавалерийских корпусов в 1916 г. в Буковине, Румынии, Галиции и на границах Венгрии успешно сопровождались действиями 9-й, 20-й, 21-й и 27-й самокатных рот, длительный период являвшихся неотъемлемой частью этих соединений. Имелись самокатные части также в 1-м (1-я и 2-я самокатные роты) и 2-м (8-я самокатная рота) кавалерийских корпусах и некоторых кавалерийских дивизиях, но, к сожалению, не везде они применялись по прямому назначению.

Самокат.jpg

Яркой иллюстрацией лучших боевых качеств русских самокатных частей являются бои 3-го и 5-го самокатных батальонов с превосходящими силами германской пехоты 9 июля 1917 г. в районе дер. Маловоды и на переправах. Эти бои велись батальонами на различных направлениях, на наиболее угрожаемых участках, без поддержки артиллерии и при отсутствии соседей справа и слева, а также под угрозой обходов и выхода противника в тыл. Тем не менее, действия самокатчиков дали ощутимые результаты.

В этот период, время разложения русской армии, пехотные части отступали, почти не оказывая сопротивления и оголяя фронт. В непосредственном распоряжении начальника 11-й кавалерийской дивизии 9-го июля сосредотачиваются 3-й и 5-й самокатные батальоны, 20-я и 27-я самокатные роты и 11-й конно-артиллерийский дивизион.

Брошенный правее дер. Маловоды на угрожаемый участок, 3-й самокатный батальон отбрасывает наступающий германский 114-й пехотный полк, занимает переправы и ведет бой до темноты.

Брошенный на другой угрожаемый участок, 5-й самокатный батальон 3-ротного, крайне неполного состава, на окраине дер. Маловоды сталкивается с наступающим германским 143-м пехотным полком. Без выстрела, стремительной штыковой атакой батальон опрокидывает передовые цепи противника, а остальных гонит 3 версты - и заканчивает уничтожение крупной боевой единицы врага до подхода германских резервов. Успеху начала атаки способствовала внезапность появления стремительно атакующего неутомленного русского батальона. Самокатчики успевают настигнуть большинство бегущих германцев, вернуться к своим велосипедам и также быстро отойти. Применив тактические свойства как скрытность и внезапность, а также физические данные самокатчиков, способных пробежать значительное расстояние, работая штыком, батальон опрокинул полк противника.

Самокатчик русский.jpg

Не меньшим упорством отличались бои 20-й и 27-й самокатных рот 6-го июля под дер. Потоки и 8-го июля на участке Щетов-Выбудув.

6-го июля роты вели крайне упорный бой под дер. Потоки. Отбив атаки австрийцев, переносом огня 7 пулеметов самокатчики содействовали контратаке стрелкового полка 11-й кавалерийской дивизии на занятый противником участок. Причем самокатные отделения и взводы действовали без связи, имея разрушенные окопы, местами сравненные с землей.

8-го июля самокатные роты отбили атаку австрийского 88-го полка, взяв пленных. Роты действовали на фланге и в подчинении 7-го Финляндского стрелкового полка. Окопавшись, они вели бой до получения приказа об отходе. Получив приказ и не имея пути отхода, 27-я рота прорывает цепи обошедшего ее фланг германского полка, достигает своих велосипедов, потеряв половину личного состава и пулеметы. 20-я понесла меньшие потери, отходя в другом направлении. Роты полностью выполняют задачу и 9-го числа участвуют в операции под дер. Маловоды.

в1.jpg

Т. о., самокатные части русской армии в Первую мировую войну доказали свою актуальность и возможность применения в различных условиях боевой обстановки.

Автор:

571

Поделиться:

Вернуться назад