«По стопам крестоносцев». Британская стратегическая конница на Востоке

Мобильные войска в бою

«По стопам крестоносцев». Британская стратегическая конница на Востоке

5 августа 2022 г.

Фронт в Святой Земле

В годы Первой мировой войны британской коннице довелось решить важнейшие стратегические задачи – в сентябре 1918 г. на заключительном этапе Синайско-Палестинской кампании.

Обл.2.jpg

О действиях британской конницы на данном ТВД – видевшем столько армий древности и помнившем поступь крестоносцев - существует прекрасный труд Сергея Николаевича Севрюгова «Конный корпус на горно-пустынном театре. Действия британского «Конного корпуса пустыни» в Синае, Палестине, Трансиордании и Сирии в 1917–1918 гг.». М., 1941., в котором специалист рассматривает действия британского Пустынного конного корпуса в горах Палестины, Сирии, Трансиордании и Синайской пустыне в 1914–1918 гг., формулируя интересные выводы о специфике применения кавалерийских соединений в обстановке горно-пустынного ТВД. Мы же попытаемся увидеть: какие стратегические задачи смогла решить британская кавалерия в ходе рассматриваемых событий, привлекая авторитетные мнения советских военных специалистов, изложенные на страницах работ, малоизвестных (или неизвестных) современному читателю.

Говоря о применении конницы в стратегических целях, необходимо отметить, что крупные наступательные операции Первой мировой войны в ее позиционный период в большинстве случаев не приводили к обретению свободы маневра для разгрома основной массы войск противника. Обороняющийся чаще всего успевал произвести перегруппировки, подтянуть к фронту прорыва свои нетронутые резервы, и, в результате, удар, наносимый даже весьма крупными силами, не получал должного развития. Такие операции по большей части заканчивались лишь прогибом обороны противника, а выйти на оперативный простор, обретя свободу маневра, как правило, не удавалось.

Богатейший опыт проведения наступательных операций показывал, что для разгрома противника в оперативном масштабе недостаточно лишь сосредоточения превосходящих сил и средств на том или ином участке фронта. Для уничтожения врага необходимо согласованное применение различных родов войск - с целью одновременного поражения всей глубины неприятельского расположения, и согласованные действия ударных группировок, наступающих на различных участках фронта.

При наличии сплошного оборонительного фронта поражение основной массы войск противника достигается путем прорыва фронта на одном или нескольких участках и развития прорыва мощными и достаточно подвижными родами войск – причем этот прорыв должен завершаться ударами по главным силам противника с фронта и тыла - с целью их окружения и уничтожения. Развитие прорыва, т. е. ввод в прорыв достаточно мощного и подвижного эшелона из крупных конных и самостоятельных бронетанковых соединений, становится необходимым элементом наступательной операции.

Попытки применить конницу для развития прорыва в Великую войну осуществлялись, как известно, во многих наступательных операциях. Но большинство этих попыток, как правило, не приносило ожидавшегося результата.

На Восточно-Европейском ТВД серьезную попытку развить прорыв с помощью конных масс предпринял А. А. Брусилов в наступательной операции Юго-Западного фронта в 1916 г. Сильная русская конница (6 кавалерийских дивизий) не смогла, однако, успешно завершить операцию - из-за отсутствия должного взаимодействия с остальными войсками фронта и неблагоприятных условий местности.

На Западно-Европейском ТВД такие попытки были осуществлены в ходе операций у Камбре 1917 г., Суассона и Амьена 1918 г. – с еще меньшим результатом.

Основные причины неудач в использовании конницы для развития успеха, особенно на Западно-Европейстом ТВД, заключались прежде всего в том, что наступающий не мог обеспечить выброс конницы на оперативный простор. Обороняющийся почти всегда успевал подвести оперативные резервы и создать новый сплошной огневой фронт, преодолеть который самостоятельно конница не могла. Развитие успеха становилось невозможным. Многие генеральные штабы даже пришли к заключению, что конница уже не является родом войск, способным решить задачи по развитию успеха. Такой взгляд на значение конницы привел к тому, что в 1918 г. французская конница оказалась значительно ослабленной: 4 кавалерийские дивизии были расформированы, а многие другие занимали оборонительные позиции вместе с пехотой.

Между тем и в условиях Западно-Европейского ТВД имели место случаи, когда обстановка благоприятствовала использованию крупных сил конницы для развития успеха наступления. В мае 1918 г. был прорван французский фронт у Шмен-де-Дам. Поток германских войск, переправившихся через р. Эн, достиг леса Виллер-Котре. Для закрытия бреши был использован французский 1-й кавалерийский корпус, остановивший наступление передовых германских частей на р. Марне, у Дорман. 2-й кавалерийский корпус, вовремя прибыв к р. Урк, задержал немцев, наступавших южнее леса Виллер-Котре, чем упрочил положение французов в этом районе. Наступление германских войск было задержано, в первую очередь, конницей французов - а у немцев мощная кавалерия для развития прорыва отсутствовала.

15-го июля германцы делают последнее усилие к югу от Марны - в направлении на Эперней. Наступление кончается неудачей: в тот момент, когда немцы, казалось, должны были торжествовать, их кавалерия, к счастью для французов, не появилась, хотя союзники сильно этого опасались. Немецкая конница целиком была сосредоточена на Восточном фронте. Позднее германское командование не раз выражало горькое сожаление по поводу отсутствия на Западном фронте своей конницы - незаменимой для развития успеха в кампании 1918 года.

Почти единственным ярким положительным примером применения конницы для развития прорыва в Первую мировую войну является наступательная операция англичан против турецко-германских войск в Палестине и в Сирии в сентябре 1918 г. Конница сыграла решающую, стратегическую роль – хоть ее действия осуществлялись в условиях своеобразного горного ТВД.

В районе операции - от побережья Средиземного моря до р. Иордан - расположены труднопроходимые горы Иудейского хребта с ограниченным количеством доступных путей. В северо-западной части района Самарийский хребет отделяет прибрежную Саронскую долину от равнины Эздраелон, удобной для действий всех родов войск. Через эту долину проходила единственная железнодорожная магистраль из Дамаска - связывавшая 7-ю и 8-ю турецкие армии с Константинополем.

6..jpg

Британская конница на Востоке. Бойцы Имперского верблюжьего корпуса. Слева направо: австралиец, англичанин, новозеландец, индиец.

8-я, 7-я и 4-я турецкие армии, находившиеся под командованием германского генерала О. Лимана фон Сандерса (80000 человек и 500 орудий), занимали фронт от Арсуфа, на берегу Средиземного моря, через прибрежную долину, Иудейский хребет, долину р. Иордан и далее по отрогам гор восточнее Мертвого моря. Армии занимали фронт: 8-я - приморское направление, 7-я - район Набулуса, 4-я - между pp. Иордан и Амман. Численный состав турецких армий к сентябрьскому наступлению англичан был значительно ослаблен благодаря авантюристической политике главнокомандующего вооруженными силами Турции Энвер-паши, который, стремясь к завоеванию Армении и Иранского Азербайджана, перебросил часть войск из Сирии на Кавказ. Английские демонстрации в долине р. Иордан ввели в заблуждение турецкое командование, сосредоточившее все свое внимание на этой долине - в то время как прибрежная часть турецкого фронта (самое опасное направление) была занята малочисленными силами.

Схема 1.jpg

Общая обстановка на Палестинском ТВД.

В прибрежной долине, на направлении главного удара англичан, оборона занималась 8-й армией, имевшей три полосы сопротивления.

1..jpg

О. Лиман фон Сандерс.

Первая полоса, оборудование которой началось еще в самом начале 1918 г., состояла из ряда опорных пунктов, связанных между собой сетью окопов, густо оплетенных колючей проволокой. Ближе к берегу моря располагался 22-й армейский корпус (2 пехотные дивизии), далее, по предгорьям Иудейского хребта оборонялась 19-я пехотная дивизия, в горах - германский Азиатский корпус и, наконец, 16-я пехотная дивизия.

Вторая полоса проходила по северному берегу р. Нахр Эль Фалик, представлявшей серьезное препятствие; ее занимала 46-я пехотная дивизия.

Третья полоса, проходившая в 30 км севернее первой, занималась лишь небольшими караулами.

Дивизии, оборонявшие первую полосу, имели по два полка в первом эшелоне и по одному - во втором. Боевой состав пехотных дивизий, занимавших Саронскую долину, определялся в 3000 штыков, 150 пулеметов, 94 орудия, что при ширине фронта корпуса около 13 км должно было обеспечить достаточную плотность огня и устойчивостъ обороны.

Англичане после неудачного наступления весной 1918 г., задержанного контрударами турецких войск, в течение 4 месяцев усиленно готовились к новому наступлению. Английские силы к этому времени насчитывали до 18 - 19 дивизий.

Британцы добились в Палестине общего перевеса в численности группировки - примерно в 1,5 раза в пехоте, в 3 раза в коннице, имели абсолютное превосходство в авиации и небольшое превосходство в артиллерии. На направлении главного удара они создали решительное превосходство - как в живой силе, так и в технике.

Целью наступления англичан было окружение и уничтожение турецко-германских армий в массивах Иудейского хребта и овладение Палестиной и Сирией.

План командующего генерала Э. Алленби состоял в следующем.

2..jpg

Э. Алленби.

Главный удар, при содействии сил флота, наносится на приморском участке; на всем остальном фронте турецко-германские войска сковываются. Ударом на северо-восток 8-я армия отбрасывается в горы, и прибрежная равнина освобождается для действий конницы. Конный корпус выбрасывается в прорыв, создаваемый в прибрежной долине, и движется на север через Самарийский хребет в долину Эздраелон - для захвата выходов из Иудейских гор. Действиями с тыла он должен был обеспечить уничтожение основной массы войск противника к югу и юго-востоку от этой долины.

Схема 2.jpg

План англичан.

Оперативный замысел сводился к следующему:

1) демонстрацией в Иорданской долине обмануть турок в оценке направления главного удара английских войск; 2) налетом арабских войск Фейсала из района Азрака на железную дорогу Амман - Дамаск и нанесением главного удара, совместно с флотом левым флангом, вдоль побережья Средиземного моря, выйти на сообщения противника, отрезав его от Дамаска (серьезной турецкой базы и связующего звена с Константинополем и Германией), окружить и разгромить; 3) наступление британских войск организовать 3 группами: первая наступает на Амман, вторая - на Дерат, третья - на Кунейтра; 4) на конницу возлагается задача - удар по тылам в общем направлении Эль - Фульче - Саман.

Схема 2.2.jpg

Ближайшей задачей конницы был захват тыловых рубежей обороны 8-й армии, дальнейшей задачей - овладение Дженин, Эль Афуле, Назарет и Бейзан. Однако направлениями действий в глубине расположения противника конница жестко не связывалась - она должна была отрезать пути отхода войск противника там, где он будет отступать своими главными силами.

3..jpg

Британская конница на востоке. Слева – лейтенант Имперского верблюжьего корпуса, 1915 г. Справа – сержант-майор 13-го гусарского полка, Месопотамия 1918.

Начало операции было назначено на 19 сентября 1918 г.

Подготовка британцев к наступлению началась еще весной 1918 г. Она заключалась, главным образом, в систематической борьбе за господство в воздухе (приведшей к резкому сокращению количества германских самолетов), и в оперативной дезинформации, направленной к созданию у противника ложного представления о подготовке наступления не в прибрежной зоне, а в долине р. Иордан. Для того чтобы привлечь внимание командования противника к Иорданской долине, англичане, помимо распространения ложных слухов о готовящемся наступлении, заготовили и расставили на бутафорских коновязях до 15000 конских чучел, произвели массовую закупку продовольствия и фуража, подготовили лагеря для войск и помещения для штабов. Производя ряд демонстраций в Иорданской долине в целях мнимой концентрации главных сил, они сосредоточивают крупные силы пехоты и конницы в апельсиновых и оливковых рощах в районе Рамле. В конце концов, им удалось убедить в этом ложном мнении не только германскую разведку, но и свои войска, считавшие вполне реальной подготовку наступления в долине р. Иордан.

До начала наступления Пустынный Конный корпус располагался в выжидательном районе - в 25 - 30 км юго-восточнее места прорыва. Исходное положение для выдвижения в прорыв им было занято в ночь накануне наступления: 4-я кавалерийская дивизия - за 7-й пехотной дивизией, 5-я кавалерийская дивизия - за 60-й пехотной дивизией, Австралийская конная дивизия - во втором эшелоне корпуса, за 4-й кавалерийской дивизией. Конная артиллерия еще 17-го сентября была выдвинута на огневые позиции к передовой линии - для участия в общей артиллерийской подготовке.

4..jpg

Австралийские кавалеристы.

Накануне наступления, 17-го сентября, арабские войска провели налет на южную часть Дамасской железнодорожной линии и разрушили ее на участке Дерат-Амман.

7..jpg

8..jpg

9..jpg

Триумф стратегической конницы

Утром 19-го сентября, после короткой мощной артиллерийской подготовки, пехота пяти дивизий 21-го армейского корпуса атаковала противника и к 6.00 захватила первую линию обороны. Перейдя в наступление левым флангом вдоль побережья, британцы вклинились в расположение турок на глубину до 20 км.

Перед вводом конницы в прорыв и во время ее движения к объектам удара, английская авиация в течение 4 часов бомбила войска и тылы противника. В результате этой бомбежки турецкие войска понесли большие потери.

10..jpg

Начальник штаба Э. Алленби генерал-майор Л. Болз.

Конница, не ожидая расчистки вражеской обороны, бросается в прорыв.

5-я кавалерийская дивизия, обеспечившая себе проходы через проволоку и окопы противника выдвижением вслед за 60-й пехотной дивизией конных сапep, прикрываясь прибрежными холмами, без особой задержки прошла через первую полосу обороны и к 8.30 достигла холмов у р. Нахр Эль Фалик.

4-я кавалерийская дивизия не обеспечила себе проходов через проволоку и окопы, вследствие чего задержалась значительно дольше - но около 10.00 и она переправилась через Нахр Эль Фалик и также начала движение в тылу противника. Конная артиллерия присоединилась к своим дивизиям.

Воздушная разведка систематически доносила командирам дивизий о передвижениях войск в тылу противника. Благодаря этому обстоятельству английская конница имела возможность внезапно атаковать (преимущественно в конном строю) двигающиеся ей навстречу резервные части противника.

5..jpg

Британская конница на востоке. Гусары 14-го полка в горах Джебель Хамрин.

К полудню 19-го сентября корпус достиг третьей полосы обороны и захватил ее, выполнив ближайшую задачу. Турецкая конница, группировавшаяся севернее Мухалис, отступила без боя.

В результате внезапных и стремительных действий британской конницы участь турецко-германской обороны была решена в течение первого же этапа наступления. На пути своего движения лишь в одном из районов конница нашла брошенные турецким корпусом 90 орудий, 1000 повозок и 50 автомобилей. К исходу дня конница овладела важным железнодорожным узлом Туль-Карм.

Вплоть до большого привала конница прошла (причем в трудных условиях местности) до 50 км. После большого привала, в 17.00 - 18.00 4-я и 5-я кавалерийские дивизии возобновили движение на перевалы через Самарийский хребет - для выхода в долину Эздраелон.

20-го сентября англичане успешно развивают наступление - центр их войск продвигается к Набулусу, а левый фланг, продолжая наносить обходящий удар, выходит восточнее Туль-Карм, и, заняв фронт на восток, угрожает туркам охватом. Конница, продолжая преследование в общем направлении на северо-восток, совершив марш в 60 км, выходит в район Тивериадского озера и перехватывает железную дорогу у Бейзана и Эль-Фульче.

Конница действовала агрессивно и эффективно.

В ночь на 20-е сентября главные силы корпуса, пройдя еще 40 - 60 км, вышли в долину Эздраелон. 13-я бригада 5-й кавалерийской дивизии на рассвете атаковала и к 8.00 заняла Назарет, где помещался штаб Лимана фон Сандерса. Этим было окончательно нарушено управление турецко-германскими войсками. 14-я бригада 5-й кавалерийской дивизии и 4-я кавалерийская дивизия, уничтожив в пути несколько разрозненных отрядов противника, к 8.00 достигли Эль Афуле - где находились магистральный узел связи и склады фронта. В Эль Афуле осталась 14-я бригада 5-й кавдивизии, а 4-я кавалерийская дивизия двинулась на Вейзан, гарнизон которого оказал незначительное сопротивление. 19-й уланский полк затем был выдвинут на переправу через р. Иордан в Джизр Эль Меджание, которым и овладел утром 21-го сентября.

Схема 3.jpg

Направление действий конницы.

В результате удачных действий английской авиации, парализовавшей систему связи, местные турецко-германские гарнизоны в большинстве случаев о действиях британской конницы в их тылу ничего не знали - и, как правило, даже не успевали изготовиться к бою. Даже высшие штабы не имели четкого представления об обстановке - например, главнокомандующий Лиман фон Сандерс, застигнутый врасплох в Назарете, едва избежал плена.

Таким образом, к вечеру 20-го сентября британская конница стала хозяином положения в долине Эздраелон - приготовившись встретить отступающие с юга войска неприятельских армий.

Схема 3.3.jpg

21-го сентября конница занимает переправы через р. Иордан у Самана и г. Назарет, отрезав турецким армиям пути отхода на север, заставляя их менять направление отступления на восток, подвергаясь ударам арабских войск, действующих вдоль железной дороги Амман - Дамаск.

В результате удачных действий конницы и воздушного флота по тылам противника, в трехдневном сражении Э. Алленби окружил и разгромил 3 турецкие армии. 7-я и 8-я армии, потеряв боеспособность, сдались англичанам. Лишь жалким остаткам 4-й армии удалось отойти на Дамаск.

28-го сентября англичане беспрепятственно выходят на фронт Дерат - оз. Тивериадское - Акка, а 1-го октября занимают столицу Сирии – г. Дамаск.

В этой операции конница продемонстрировала - с каким чрезвычайным напряжением она способна работать даже в исключительно трудных условиях местности. 13-я бригада 5-й кавалерийской дивизии за 23 часа прошла 110 км (из них 40 км - ночью по вьючным тропам) и затем вела 5-часовой уличный бой с пехотой противника. 4-я кавалерийская дивизия за 34 часа прошла с боями около 140 км, ночью преодолев трудные перевалы Самарийского хребта. Ее 19-й уланский полк за 2 суток прошел около 165 км, выполнив ответственную боевую задачу. Остальные части корпуса за 1,5 суток прошли по гористой местности не менее 110 км - также с боями.

Таким образом, как справедливо отмечал комбриг Г. И. Соколов, операция британцев в Палестине в сентябре 1918 г. представляет собой «почти единственный в истории Первой мировой войны пример умелого использования конницы для развития прорыва». А комбриг С. С. Флисовский пишет: «Действия английской конницы в Палестине и Сирии в сентябре 1918 г. являются единственным примером в период империалистической войны 1914 - 1918 гг. умелого использования конницы высшим командованием для развития успеха прорыва и примером большой настойчивости и активных законченных действий по окружению к разгрому противника конницей».

На конницу была возложена самая ответственная задача - действиями с тыла обеспечить окружение и уничтожение основной массы войск противника. Глубина проникновения конницы в неприятельский тыл была значительна - до 3 - 4 пехотных переходов. Задача требовала от конницы чрезвычайного напряжения: ее главные силы менее чем за 2 суток должны были пройти около 140 км - чтобы захватить важнейшие выходы из гор прежде, чем туда подойдут отходящие части противника. Т. о., задачи, поставленные коннице основывались на правильном учете ее важнейших качеств: подвижности, силе массированного удара, эффективности морального воздействия (при внезапных атаках) - особенно в тылу противника.

Одной из важнейших причин успеха стала правильная организация взаимодействия между конницей, авиацией и общевойсковыми соединениями, наступавшими с фронта. Особенно большую роль в деле обеспечения действий конницы сыграла авиация, лишив противника возможности вести воздушную разведку, дезорганизовав его управление, своевременно сообщая о всех передвижениях в его тылу и, наконец, нанося поражения отдельным колоннам отходящего противника. Хочется подчеркнуть важность такого взаимодействия - перед введением конницы в прорыв авиация противника, желательно, должна быть подавлена. Так, если британцы в рассмотренной Палестинской операции долго и упорно добивались подавления немецкой авиации (и благодаря этому их конница не испытывала воздействия со стороны воздушных сил противника), то в Луцком прорыве 1916 г. при движении русской конницы к р. Стоход, когда создавалась угроза полного разгрома австрийцев, австро-германское командование бросило против русской конницы всю свою авиацию.

Большое значение имела внезапность удара британцев - в частности, неожиданность для турецко-германского командования ввода в прорыв крупных сил конницы. Несомненно, что при иных обстоятельствах темп движения конницы был бы значительно снижен, а на труднопроходимом Самарийском хребте она могла встретить серьезное сопротивление.

В описанной операции, также как и в действиях в этот же временной период на Салоникском фронте (где также для развития успеха была удачно применена конница - французский кавалерийский отряд внезапным захватом Ускюба отрезал единственный путь отхода германской 11-й армии, вынудив ее к сдаче – Французская конница на Востоке. Ч. 2. Ускюб - стратегический подвиг африканских полков), конница смело устремлялась вперед - не оглядывалась на свою пехоту. Она решительно углублялась в тыл неприятельского расположения, не заботясь о сохранении непосредственной связи с наступающими с фронта общевойсковыми соединениями. Именно смелые и решительные действия конницы и послужили причиной успеха, которого она добилась в Палестинской и Салоникской операциях. В тактическом разрезе действия конницы отличались большой стремительностью. Кавалерийские части почти всюду атаковали противника в конном строю, бои в спешенных боевых порядках велись либо против частей, сохранивших боеспособность, либо когда местность не допускала атаки в конном строю. Боевой порядок конного корпуса на первоначальном этапе операции имел сильный второй эшелон. В дальнейшем боевые действия велись бригадами и дивизиями; боя в масштабе всего корпуса, в целом, не было. Объясняется это широким фронтом действий в тылу противника и слабостью его отходящих колонн.

В глубине расположения своих армий турецко-германское командование не смогло противопоставить британской коннице ни авиацию, ни конницу. Конный корпус стал полным хозяином положения в тылу противника - оставаясь вне всякого активного воздействия со стороны последнего. Такое положение создалось благодаря двум обстоятельствам: а) у турецко-германского командования не было авиации и резервов для противодействия коннице (в частности, в его руках не было сильных подвижных частей); б) оно не было в курсе реальных событий на фронте и в тылу своих армий.

Несомненно, что в обстановке Палестинского и Салоникского фронтов для конницы было больше оперативного простора, чем на европейских фронтах, где сплошные и до предела насыщенные фронты не позволяли ей маневрировать. Однако и в условиях боевых действий в Западной Европе имелись отдельные моменты, когда для конницы открывалось широкое поле деятельности.

Т. о., несмотря на трудности пустынно-горного ТВД (безводность, зной и т. д.), конница возложенную на нее задачу по оперативному преследованию и окружению противника выполнила - и с большим успехом. Использование конницы - как в Палестинской, так и Амьенской (Британские мобильные силы в Амьенской операции, август 1918 г. Ч. 1. Королевская конница к 4-му году мировой войны ; Британские мобильные силы в Амьенской операции, август 1918 г. Ч. 2. На оперативный простор) операциях - носило характер масштабного применения конницы в наступательной операции – но с разным успехом и с различным уровнем взаимодействия. В первой операции конница действует в основном во взаимодействии с воздушным флотом, а во второй - с танками. Главными факторами успеха конницы в рассмотренной операции стали: а) ее массирование, б) правильный выбор направления действий и объектов удара, в) своевременный ввод в прорыв, г) тесное взаимодействие конницы (в нанесении удара - по времени и объектам) с авиацией. А авиаудары, предшествующие введению конницы в прорыв, стали важным залогом успеха.

11..jpg

Пример взаимодействия кавалеристов и летчиков. Британские конники захватывают вражеского летчика, прежде чем он успел сжечь свою машину. Случай произошел во время наступления войск Э. Алленби. Вражеский пилот был сбит во время воздушного поединка британским летчиком, и пленен вовремя подоспевшими кавалеристами.

Автор:

338

Поделиться:

Вернуться назад