Французская конница на Востоке. Ч. 1. Бросок на Поградек

Мобильные войска в бою

Французская конница на Востоке. Ч. 1. Бросок на Поградек

19 июля 2022 г.

Парадоксально, но французская конница на Востоке (Восточным фронтом французы именовали Салоникский или Македонский ТВД) состояла лишь из четырех полков – 1-го, 4-го и 8-го конно-егерских полков (конных африканских стрелков) и полка марокканских спагов.

Действия этой конницы, не сведенной в одно соединение, первоначально ограничивались районом Салоник. Затем они несли полицейскую службу против банд комитаджей и, кроме того, часть полков (1-й и 8-й) была посажена в окопы на Вардаре. Фактически лишь с лета 1918 г. появилась возможность использовать эту конницу по ее прямому назначению. Была сформирована дивизия африканской конницы в составе 1-го и 4-го конно-егерских полков и полка спагов.

Издание «Вооруженные силы иностранных государств. Вып. 4. Сухопутные силы Бельгии и Франции». М., 1914. сообщает нам (С. 11.), что французская «Колониальная кавалерия состоит исключительно из африканских частей: 1) Регулярная кaвaлepия в Алжире и Тунисе - 6 африканских конно-егерских полков (chasseurs d'Afrique) и 5 полков спагов (spahis); те и другие имеют по 5 (действующих) эскадронов; комплектуются конные егеря исключительно французами, а спаги - французами и туземцами. Конные егеря считаются превосходной легкой конницей, спаги же предназначены, преимущественно, для действий в Африке».

Серия прекрасных планшетов позволяет нам увидеть африканских конных егерей (шассеров) и спагов довоенного периода.

1..jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Увидеть трубача 1-го полка африканских конных егерей (илл. 2.) и бойца 4-го полка марокканских спагов (илл. 3.) эпохи Первой мировой мы сможем на цветной реконструкции, предлагаемой в издании Osprey Military - Sumner I., Embleton G. The French army 1914-1918.

8.jpg

А также Jouineau A. French army 1918.

9.jpg

10.jpg

11.jpg

Африканские конные егеря.

12.jpg

Спаги. Марокканский спаги изображен в нижнем правом углу.

Возвращаемся к вновь сформированной дивизии. В этот период ей была поставлена задача наблюдать за отводом в тыл русской Салоникской дивизии (2-я Особая пехотная).

15 сентября 1918 г. войска Салоникского фронта Антанты перешли в наступление. Дивизия была брошена на Прилеп, а затем ее отправили на Ускюб – чтобы перехватить путь отступления германской 11-й армии, продолжавшей сражаться у Монастыря. Пройдя в течение четырех суток (днем и ночью, через горные массивы, по козьим тропинкам, не имея иных запасов, кроме возимых в седле) дивизия вышла на стыке между германской 11-й и болгарской 1-й армиями - и после ожесточенного боя, который она вела в комбинированном (конном и пешем) строю, овладела Ускюбом и захватила Калканделенское дефиле, через которое отходила германская армия. Дивизии пришлось в течение трех дней удерживать этот район: выполняя крайне ответственную задачу своими силами, без артиллерии - сдерживая мощного противника, старавшегося прорваться любой ценой, лишь бы избежать сдачи в плен. И малочисленная французская конница сыграла важнейшую стратегическую роль. В дальнейшем она преследовала остатки войск противника, совершив двадцатидневный переход из долины Моравы в долину Тимоке и к Дунаю – в период с 2 по 21 октября 1918 г. А пехота союзников сильно отстала - и коннице вновь пришлось рассчитывать лишь на себя (пехота подошла лишь 10-го ноября).

Т. о., второй раз в ходе кампании 1918 г. (после Палестинской кампании) конница сыграла важнейшую стратегическую роль – причем в условиях современной войны. И французские авторы даже сравнивают конницу Салоникского фронта с кавалерией Мюрата.

Но мы начнем с событий, произошедших годом ранее – расскажем о Наступлении на Поградек в сентябре 1917 г.

Боевые операции в Албании происходили в сильно гористой местности, находящейся между озером Охрида, озером Малик и долинами рек Келизони, Деволи и Сельсы. Этот горный массив представлял собой многочисленные горные цепи высотой 1500 - 2000 метров, причем хаотическое пересечение крутых скатов, ущелий и скал создавало большие трудности для передвижения и действий войск. Сеть дорог находилась в зачаточном состоянии и в большинстве случаев представляла собой еле различаемые тропы. На такой местности было крайне затруднительно не только оперировать, но и снабжать всем необходимым крупные войсковые соединения, а также использовать многочисленную артиллерию. Оборонительная система войск Германского блока на Македонском фронте заканчивалась у Градиста, юго-западнее озера Малик. Начиная с этого пункта и до берега Адриатического моря, австро-венгры, надеясь на рельеф местности, считали возможность наступательных действий со стороны союзников нереальной. Соответственно, они ограничились созданием оборонительной системы аванпостов, поддерживаемой немногочисленной артиллерией.

С другой стороны, оборонительные сооружения войск Германского блока между озерами Малик и Охрида, от Градисты через Свирка, Габровица до Сен-Маума были обращены фронтом на восток. Из этого следовало, что в случае удачной внезапной атаки можно было сравнительно легко прорвать укрепленную линию - причем продвижение могло быть проведено на значительное расстояние и без опасности быть контратакованным с фланга и тыла. Австро-венгры рассчитывали на невозможность внезапной атаки - основываясь на сведениях, получаемых от албанских шпионов и разведслужбы, возглавляемой германскими офицерами.

Идея наступательной операции вытекала из сложившейся обстановки.

13..jpg

Целями наступления были следующие объекты:

1) Район Поградек - база войск Германского блока между озерами Охрида и Малик.

2) Освобождение от противника северных и западных подступов к Поградек в озерном районе.

Временно сформированная дивизия, разделенная на 2 группы, должна была нанести 2 удара:

1) Главный - из района южнее р. Деволи на Поградек;

2) Вспомогательный - от Братомир, с целью ликвидировать выдвинутые части противника и сковать его войска.

После достижения южной группой параллели Свирна обе группы, взаимодействуя между собой, должны были атаковать в направлении на Велитерн, Грабовица, Черава - рубеж высот, прикрывающих дорогу на Поградек.

Оба удара должны были позволить прорвать основательно укрепленные линии окопов, занятые сильными частями и поддерживаемые многочисленной артиллерией разных калибров. Скрытность подготовки к наступлению была очень затруднена.

Французы спланировали и (на случай удачи) третью атаку - имеющую задачей достигнуть Деволи, для того чтобы закрепиться на высотах между Деволи и Сельс, а затем продвинуться на линию хребта Калина, доминирующего над Поградек с северо-запада. Взятие этого рубежа ставило под угрозу тыловые коммуникации противника: дорогу из Поградек на Лин, тропу по горной долине Скумби через Гелек.

Третья атака должна была быть синхронизирована с ударом с юга.

Французскому командованию предстояло решить серьезную задачу - сосредоточить значительную маневренную группу, не возбуждая подозрений противника.

Группа состояла из:

5 эскадронов и роты станковых пулеметов 4-го полка марокканских спаги;

49-го батальона Сенегальских стрелков в составе 3 стрелковых и 1 пулеметной рот;

14.jpg

1 роты албанской жандармерии;

1 горной 65-й батареи;

отделения беспроволочного телеграфа;

перевязочного отряда.

Задача, поставленная маневренной группе, осложнялась еще тем обстоятельством, что помимо службы разведки, освещавшей указанный район и многочисленных шпионов, противник обладал великолепным наблюдательным пунктом в Градиста - позволявшим днем наблюдать (при помощи морских цейсовских биноклей) любое движение по дороге из Биклиста в Коритца (вплоть до отдельных повозок, пехотинцев или всадников). А авиация противника (база в Охрида) была многочисленна, очень активна и также активно проводила разведку.

Задачу удалось решить следующим образом.

Район Москополь был выбран как зона сосредоточения отряда полковника де Фортона. 49-й батальон сенегальцев, албанские жандармы и артиллерия находились уже почти на месте. Эти части принимали участие в прикрытии Коритца, вдоль Келизони и на высотах Шнома. Основная ударная сила отряда – полк марокканских спаги - был расположен на отдых в районе Буф, к северо-западу от Флорина - на расстоянии 100 км от Москополь. Спаги выступили из Буф 31-го августа в 0 часов.

6-го сентября утром они стали бивуаком в густой сосновой роще, где палатки и лошади были замаскированы от наблюдения неприятельской авиации. 7-го днем была выслана разведка, а 8-го полк был готов к наступлению. Во время совершения марша полк марокканских спаги два раза, 3-го и 4-го сентября, был замечен неприятельской авиацией в районе Биклиста, где останавливался на привал. В течение же дня 5-го сентября авиация противника потеряла его из виду – т. к. он ночью перешел в Москополь. Ночью на 8-е сентября бивуаки сворачиваются - и эскадроны занимают исходное положение для наступления.

Таким образом, благодаря быстрому 100-километровому маршу по сильно пересеченной местности, где движения в конном и пешем строях все время чередуются, 5 эскадронов и 1 пулеметная рота за 5 суток достигли указанного им пункта - причем перемещение не было раскрыто неприятельской авиацией. Это было очень важно, т. к. именно конная масса составляла главные силы отряда, который должен был овладеть неприятельскими линиями на высотах, расположенных за водной преградой Деволи. Благодаря своей подвижности эта конница, состоявшая из не знающих усталости бойцов, была сосредоточена на исходном рубеже, подарив командованию знаковый козырь - внезапность.

Атака в пешем строю началась 8-го сентября. Наступающие подразделения форсируют реку Деволи между Кускака и Трезова и закрепляются на рубеже Краниски - Мукани. Внезапность атаки производит огромное впечатление на противника, дезориентирует последнего в обстановке и способствует успеху. Первая часть маневра заканчивается - и наступает период использования успеха.

Вечер 8-го сентября эскадроны спагов проводят севернее Десвика и Мукани. К исходу 9-го сентября, двигаясь по-дивизионно, после овладения 1-м дивизионом Оснада, спаги разбивают бивак к северо-западу от Брагодуса.

Ночью 10-го сентября они достигают Бердова (на подступах к Поградек) и 11-го овладевают этим городом. Трех дней оказалось достаточно, чтобы провести удачное наступление на глубину от 25 до 39 км.

Марш спагов стал результатом умелого использования подвижности заводных лошадей для увеличения быстроты передвижения. Заводные лошади, кажущаяся обуза, оказали неоценимую помощь. При их помощи полк спагов стал еще более подвижным. Сыграло данное обстоятельство свою роль и в продовольственном вопросе. На ресурсы местного населения рассчитывать было нельзя - небольшое количество албанских поселений района уже были «подчищены» албанскими бандами и регулярными австро-венгерскими войсками. Обозы с продовольствием и фуражом, двигавшиеся из тыла (Коритца - Воскоп) при помощи вьючных мулов, всегда опаздывали или не приходили вовсе, не успевая за быстро продвигающимися частями. Единственным способом, частично разрешающим этот вопрос, было наличие продовольствия и фуража на вьюках. Лошади имели во вьюках продовольствие на 5 суток из расчета на каждого человека и лошадь (мука, мясные консервы, сахар, кофе, ячмень). При помощи этих продуктов эскадроны довольствовались до 12-го сентября.

Заводные лошади были разбиты на небольшие колонны - по 6 — 8 лошадей - связанных одна с другой и идущих в затылок. Т. о., они могли следовать по следам полка - и, несмотря на имевшие место непредвиденные несчастные случаи, выполнили важные функции. Это гарантировало успешное разрешение вопросов снабжения. 4-й полк марокканских спаги только увеличил свою подвижность.

В ходе всей операции по овладению Поградек полк марокканских спаги дрался исключительно в пешем строю - он ежедневно вел наступление против неприятельской пехоты, занимавшей сильно укрепленные естественные позиции. Вначале он имел дело с албанскими иррегулярными частями, дисциплинированными и отличными стрелками, в совершенстве владевшими тактикой горной войны. Эти части вели бой в тесной связи с австро-венгерскими войсками, отлично снабженными и обладавшими большим количеством пулеметов. Затем пришлось встретиться с 12-м батальоном саксонских пеших егерей, поддержанных подразделениями спешенных германских гусар. Этот кадровый батальон был перевезен из Охрида в Поградек на моторных лодках в ночь на 9-е сентября. Вначале он пробовал остановить французское наступление, а в дальнейшем его роль свелась к прикрытию быстрого отступления австро-венгров.

8-го сентября спаги, форсируя переправу на р. Деволи, находят албанцев и австро-венгров, занимающих ряд высот на правом (господствующем на 1200 метров) берегу реки. Позиции противника были усилены окопами с бойницами - расположенными перед селениями Краниски и Мукани. С рассветом и до полудня спаги снимают передовые посты противника, взбираются на крутые скаты высот, штурмом берут селения и очищают от противника гребень, разъединяющий Деволи и Сельс. 9-го сентября противник делает попытку захватить инциативу и оказать сопротивление на линии Дордози - Оснад. Для этого он использует укрепления на фланкирующих высотах и многочисленные дефиле в лесистой зоне. Он оказывает упорное сопротивление, отходя от окопа к окопу - проводя многочисленные контратаки. 12-й батальон саксонских пеших егерей появляется на поле боя к исходу дня – но, несмотря на это, спаги овладевают и удерживают в своих руках занимаемые им окопы.

10-го сентября спаги преодолевают доступы к Поградек, защищенные окопами полного профиля (причем фронтом и на восток и на запад). Противник, поддерживаемый артиллерией, отступает, защищая каждый клочок земли. Но спаги штурмуют окопы, доходят до Поградек, и эскадрон Греллета врывается в город. Эскадрон, несмотря на яростную контратаку саксонцев, удержавшихся ночью в городе, переходит к штурму вершины «Сахарная голова», господствующей над городом с севера и запирающей дорогу на Лин. Данная возвышенность, укрепленная замаскированными окопами, представляла отличный опорный пункт для 12-го саксонского батальона.

Для того чтобы добиться успеха, действуя против албанцев, австро-венгеров и германцев (пеших егерей и гусар) полк марокканских спаги очень часто прибегал к маневру. Как только наступающие натыкались на центр сопротивления, противник сковывался с фронта огнем автоматического оружия и очень небольшим количеством живой силы, а остальная масса, маневрируя под прикрытием огня, искала пути обхода врага с флангов. Маневр в условиях горной войны сводился к отысканию и быстрому проникновению в дефиле и по горным тропам - к пунктам, выводящим на фланги и даже в тыл расположения противника.

Артиллерийская поддержка наступающих эскадронов имела место лишь один раз - при переправе через р. Деволи, прикрытую огнем 65-мм горной батареи.

Ручные пулеметы сыграли исключительную роль. В лобовых атаках они держали под огнем самые чувствительные места позиций противника и нейтрализовали огонь вражеских пулеметов. При охватах и обходах они сопровождали разведывательные группы, и, как только обход или охват фланга противника состоялся, они обрушивались на его фланги или тыл.

Винтовочные гранатометы Виван-Бессьера вели из глубины боевого порядка спагов огонь по мертвым пространствам и по защитникам окопов, расположенным за бойницами. Ручные гранаты также применялись очень широко – для зачистки окопов и для отражения контратак.

Операция у Поградек очень показательна тем, что ключевое значение имели не непосредственные боевые действия в конном строю, а потрясающая маневроспособность конницы – усиленная за счет применения заводных лошадей. Высокая скорость, активное маневрирование до боя и в бою, инициативность – принесли быструю и блестящую победу над австро-германцами.

Блестящий успех полка марокканских спаги объяснялся и отличным вооружением и снаряжением бойцов, умелой работе ручных пулеметов и гранатометов. Тактика горной войны показала, что массированное применение станковых пулеметов не нужно – и последние действовали отделениями и полувзводами. Кстати говоря, если спаги имели пулеметную роту 3-взводного состава (по 2 пулемета в отделении), то африканские конные егеря имели лишь 1 взвод станковых пулеметов в составе 2 отделений – но, получив на вооружение третий пулемет, они пришли к организации спагов.

Наступление на Поградек наглядно продемонстрировало возможности современной конницы в условиях горной войны – универсального и мобильного ресурса командования. Операция, возложенная на полк марокканских спаги, состояла из быстрого форсированного марша к месту сосредоточения и из непосредственно наступления. Успешное завершение операция получила благодаря яркому проявлению двух основных качеств конницы: ударной мощи и подвижности. Были широко использованы и элементы внезапности - что также способствовало общему успеху.

Но необходимо учесть, что а) полк марокканских спаги был в состоянии лучше, чем какая-либо другая часть, выполнить данные боевые задачи - его офицеры и унтер-офицеры не раз совершали переходы в горах Атласа (похожих на горы Албании); б) марокканские спаги - отличные ходоки по горам, крайне неприхотливые в пище, обладающие воинственным характером. Берберийские лошади по своему умению лазить по горам напоминали коз: выносливые и неприхотливые, они были гораздо приспособленнее к работе в условиях горных троп, чем неловкие нормандцы или слишком горячие англо-арабы. А арабские седла позволяли быстро вьючить предметы вооружения и продовольствия.

5 эскадронов и пулеметная рота в штатном составе позволяли командиру полка, применяя 4 эскадрона в бою, иметь сильный резерв. Причем коноводы полка всегда во время боя следовали за сражающимися подразделениями – что при подходящем случае позволило бы провести и атаку в конном строю. И французы могли гордиться своей колониальной конницей, нанесшей поражение сильным частям противника и решившей важную оперативную задачу.

Окончание следует

Автор:

1424

Поделиться:

Вернуться назад