Мобильные войска в бою

Европейская конница в 1-й четверти XX века. Ч. 3. Франция

2 августа 2024 г.

«Упаднические» настроения, столь характерные для французской армии в послевоенный период, более всего отразились на кавалерии - как на самом «чувствительном» роде оружия.

-_Страница_06.jpg

С одной стороны, это было неудивительно.

ввок4.jpg

Кампания 1914 года так и не привела к блестящей роли конницы в развернувшейся войне: люневилльским драгунам не довелось обломать своих пик о спины «гусар смерти», а кирасиры тщетно ожидали своего часа на Марне. Кавалерия на Западе, как будто, не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

-_Страница_03.jpg

В дальнейшем, в период позиционной войны, конница фактически превратилась в ездящую пехоту, применяясь Главным командованием в качестве мобильного резерва для затыкания брешей во фронте при прорывах (задача, с которой она блестяще справилась).

-_Страница_07.jpg

Основываясь (при составлении уставов) всецело на опыте позиционной войны - французы и в послевоенный период отводили своей коннице аналогичную роль.

0013.jpg

В 1914 г. регулярная кавалерия составляла 79 полков (13 кирасирских, 31 драгунский, 21 конно-егерский, 14 гусарских), и, кроме того, в Африке находилось 11 полков (5 конно-егерских и 6 туземных «спагов»).

11.jpg

В интересующий нас период в строю осталось лишь 25 регулярных полков - менее трети (4 кирасирских, 11 драгунских, 6 конно-егерских, 4 гусарских). Но африканская конница была усилена до 19 полков (5 конно-егерских, 13 туземных, 1 Иностранного Легиона), из которых 4 - находились во Франции.

Расположенные во Франции 29 конных полков были сведены, большей частью, в дивизии (5 дивизий 4-полкового состава). Оставшиеся 9 полков расписаны по различным корпусным округам. На германской границе расположены 7 полков (в 1914 г. - 30).

Пять кавалерийских дивизий были расположены: 1-я и 2-я в Париже, 3-я в Люневилле на германской границе, 4-я, вернувшись с Рейна, в Анжере (Нормандия), 5-я в Лионе. Два «кавалерийских командования» - в Мезьере и Тарбе - руководили (в административном отношении) отдельными (не входившими в состав дивизий) полками, расположенными на севере и юге Франции.

1.1.jpg

Униформа кирасира к началу 30-х гг. Здесь - лейтенант 4-го кирасирского полка в форме № 1 (парадная).

Французская кавалерийская дивизия состояла из 6 полков (3 бригады), 2 дивизионов конной артиллерии, одного дивизиона (3 роты) стрелков, самокатчиков и 2 бронедивизионов (24 машины). В 1928 г. этот штат был изменен – и в состав дивизии стали входить 2 кавалерийские бригады 2-полкового состава каждая, конно-артиллерийский полк в составе двух легких (75-мм) дивизионов и одного тяжелого дивизиона (105-мм пушки), батальон «пеших драгун» (в военное время развертываемый в полк), 2 - 3 бронедивизиона, рота сапер на автомобилях и мостовый парк. Дивизии могла придаваться разведывательная авиаэскадрилья.

1.2.jpg

Пулеметчик 6-го кирасирского полка в походной форме одежды.

Мы видим, что если в состав кавдивизии к началу 20-х гг. входило 24 эскадрона, 3 стреловые роты, 0 тяжелых и 4 легкие батареи, то к концу 20-х - 16 эскадронов, 12 стрелковых рот, 3 тяжелых и 6 легких батарей. Количество бронеавтомобилей, в целом, то же, но с тенденцией к наращиванию. В итоге, огневая мощь дивизии увеличилась вдвое (с 16 легких орудий, 48 пулеметов, 324 ручных пулеметов до 24 легких и 12 тяжелых орудий, 80 пулеметов, 300 ручных пулеметов), а пропорция собственно конницы сократилась (с 3600 всадников, 500 стрелков к 2400 всадников и 1600 стрелков).

Т. о., французская кавалерийская дивизия штата конца 20-х приближалась к нормативам легкой дивизии итальянского мобильного корпуса.

2.1.jpg

Униформа драгуна к началу 30-х гг. Здесь - лейтенант 8-го драгунского полка в форме № 1 (парадная).

В мирное время, как мы отметили ранее, при дивизии имелся один батальон пеших драгун («временно» на самокатах), тогда как еще 2 аналогичных батальона формировались при мобилизации из кавалеристов запаса. Bсе пешие драгунские полки должны были выступать в поход на автомобилях с гусеничной тягой. Организация - тождественна пехотным полкам (3 батальона по 3 стрелковых и 1 пулеметная роты).

Bсе кавалерийские полки - из 4 эскадронов, пулеметной команды («группы») и нестроевого взвода (которым одновременно командовал начальник пулеметной команды).

3.1.jpg

Униформа конного егеря к началу 30-х гг. Здесь - полковник 11-го конно-егерского полка в форме № 1 (парадная).

В эскадроне - 3 взвода (в военное время 4). Каждый взвод состоял из двух отделений (в 2 звена - стрелково-разведывательное и ручных пулеметов) и дополнительного стрелкового звена. Всего во взводе: 1 офицер, 35 нижних чинов, 39 коней и 3 ручных пулемета. В эскадроне военного времени - 5 офицеров, 152 нижних чина, 168 коней. В пулеметной команде и нестроевом взводе (связь) - 6 офицеров, 120 нижних чинов, 135 коней. Всего в полку - 31 офицер, 750 нижних чинов, 830 коней. Обоз 1-го разряда - 27 повозок.

Пулеметная команда - 4 взвода по 2 пулемета – как правило, распределялась (повзводно) по эскадронам.

3.2.jpg

Боец 8-го конно-егерского полка в походной форме. Вверху - петлицы к походной и парадной формам одежды.

Вопрос о войсковой коннице был разрешен французами таким образом: каждый корпус и каждая дивизия имели разведывательный отряд. Корпусной разведотряд состоял из 2 эскадронов, роты самокатчиков и взвода броневиков (3 машины). Состав дивизионного отряда аналогичен, но 1 эскадрон вместо 2. Разведотряды дивизий были подчинены командиру разведотряда корпуса. Формировались эти отряды лишь в военное время и на маневрах - из резервистов (т. о. французские войска «освещались» исключительно конницей 2-й очереди; русский опыт 1914 года французам впрок не пошел). Отметим также, что каждый пехотный полк имел команду конных разведчиков (1 офицер, 25 нижних чинов, 27 коней).

Из 9 отдельных, не вошедших в состав дивизий, полков, при необходимости формировались 6-я и 7-я кавалерийские дивизии.

4.1.jpg

Униформа гусара к началу 30-х гг. Здесь - лейтенант 4-го гусарского полка в форме № 1 (парадная).

Полевой устав французской армии ставил кавалерии троякую задачу: разведка, прикрытие, бой в тесной связи с другими родами оружия.

Дальняя (стратегическая) разведка была предоставлена авиации, в то время как кавалерийские дивизии вели разведку в 2 - 3 переходах перед фронтом армии (40 - 60 км). На более значительные расстояния высылались сильные разведотряды (в 1 - 2 эскадрона) с бронеавтомобилями и радиостанциями.

Кавалерия, прикрывающая сосредоточение и движение войск, а также ведущая арьергардный бой, усиливается пехотными и артиллерийскими частями, подвозимыми на автомобилях.

4.2.jpg

Лейтенант 4-го гусарского в пальто.

Что касается боя, то устав категоричен: конница маневрирует на коне, а дерется исключительно в пешем строю. Мало того, - без надлежащей огневой поддержки невозможен и сам маневр конницы. Спешивание - почти всегда усиленное. Таким образом - французская конница - это фактически перевозимая пехота («пока» на коне, а в будущем на «моторе»). Конная атака допускалась в виде исключения для разъездов и (максимально) для отдельных эскадронов при непременном условии - внезапности (отметим, что еще со времен Наполеона французская кавалерия обучалась не рубке, а уколу, несмотря на то, что палаши имели лишь кирасиры). Пики были упразднены в 1916 г.

4.3.jpg

4.4.jpg

Боец 4-го гусарского в походной форме.

Всадник нес на себе 120 патронов, на ручной пулемет полагалось 2500 патронов (половина на вьюке, половина у расчета).

Качество французской конницы было уже не то, что в 1914 г. Срок службы - всего 1 год, и допризывная подготовка в стране почти отсутствовала. Естественно, что обучить, а, главное, воспитать кавалериста в этот срок - невозможно (даже ездящего пехотинца - весьма затруднительно), тем более, что конский спорт в 20-х гг. был уже заброшен. Французская молодежь увлекалась мотоспортом - автомобилем и мотоциклом. Это давало французской apмии великолепных танкистов, самокатчиков и авиаторов, но из года в год сокращало источники питания конницы.

Конский ремонт - хорош. Кирасиры имели рослую нормандскую породу, драгуны - нормандцев помельче, гусары и егеря - небольших горячих и довольно выносливых гасконцев. Самый лучший конский состав был у африканских полков (арабская порода). К слову, и всадники-туземцы - прирожденные кавалеристы, - так еще и служили 3 года.

-_Страница_072.jpg

Спаги во главе с французскими офицерами и унтер-офицерами, 1920-е гг.

Статьи из этой серии

Европейская конница в 1-й четверти XX века. Ч. 2.Польша

Европейская конница в 1-й четверти XX века. Ч. 1. Италия

Автор:

710

Поделиться:

Вернуться назад