Мобильные войска в бою
Баклановцы в бою у с. Джурин 10 августа 1914 г.
Мы ранее писали о ярком кавалерийском деле у сел. Джурин в 1914 г. (Конница в Галиции, 1914-й. Ч. 3. Под Городком, у Ярославиц и Бучача). Бросим взгляд на один из эпизодов этой страницы боевой славы 2-й Сводной казачьей дивизии - одной из частей которой являлся 17-й Донской казачий генерала Бакланова полк.
Обстановка к началу боя сложилась благоприятно для русской конницы – под ударами последней накануне пал г. Чертков.
На 10-е августа дивизия получила задачу дня: выступить из Черткова к р. Стрыпа и занять г. Бучач, имевший железнодорожную и шоссейную переправы.
В этот день 8-я apмия А. А. Брусилова совершала свой марш-маневр к р. Серет, на которой расположен г. Чертков, имея, примерно на переход впереди, завесу армейской конницы. На левом фланге по маршруту Гусятин – Чертков – Бучач шла 2-я Сводная казачья дивизия – в которую и входил 17-й Донской казачий генерала Бакланова полк.
За Серетом конники шли почти вслепую - сведения о противнике были очень скудны. Австрийская конница словно куда то исчезла – одна ее дивизия была изрядно потрепана в бою за м. Городок 4-го августа, а другая дивизия, захватившая было на два дня губернский город Подолии - Каменец Подольск, находилась где-то в междуречье Збруча и Днестра.
Кавказские казаки 2-й Сводной казачьей дивизии в Каменце Подольском.
10-го августа дивизия шла переменным аллюром по галицийскому шоссе. У сел. Джурин, на полпути между Чертковым и Бучачем, Донская бригада, шедшая в ядре колонны главных сил дивизии, свернулась в резервную колонну.
Шел третий час дня.
С запада стали доноситься глухие орудийные раскаты - сначала редкие, а потом всe чаще и чаще: заговорила австрийская конная артиллерия, из колонны, которая шла из Полуса на Бучач.
Авангардный полк дивизии -1-й Волгский Терского казачьего войска - спешился. Казачьи цепи начали наступление. На подмогу им была вызвана дивизионная конно-пулеметная команда.
1-й Оренбургский казачий артиллерийский дивизион занял позицию вправо от железнодорожного полотна, а его открытый фланг прикрыл 1-й Линейный генерала Beльяминова полк Кубанского казачьего войска, шедший во главе колонны главных сил дивизии.
В 5-м часу дня командир 1-й - или Донской - бригады (16-й Донской генерала Грекова 8-го и 17-й Донской генерала Бакланова казачьи полки) Генерального штаба генерал-майор П. Л. Гуславский получил через ординарца устный приказ командующего дивизией генерал-майора А. А. Павлова – атаковать австрийскую конницу, маячившую на опушке леса. Петр Лукич лично повел свою бригаду в атаку - во время которой был ранен шрапнельной пулей в руку, но остался в строю.
Баклановцев повел командующий полком войсковой старшина Демьян Иванович Юдин, который также был ранен в атакe.
Трубачи 17-го Донского казачьего полка.
4-я сотня 17-го Донского полка шла на левом фланге развернутого фронта Донской бригады. Ее командир есаул В. С. Филатов был в этой атакe тяжело ранен у первых же домов дер. Тржебуховце - и скончался от потери крови 12-го августа. Вправо обнаруживался разрыв фронта: 3-я и 1-я сотни оторвалась от «соседки». Причиной разрыва стала заболоченная ложбина.
А впереди, в каких-нибудь полутораста шагах, неподвижно стояла длинная двухшереножная масса австрийской конницы – и ее передняя щеренга, как один человек, разряжала свои карабины в атакующих казаков. Это были 2 гусарских эскадрона, подоспевшие на выручку своей батареи.
С пиками наперевес казаки 3-й сотни обтекали наружный (правый) фланг гусар - начались залихватские и беспощадные уколы пикой «по-баклановски». Гусары, не успевшие обнажить клинков, валились с лошадей как оловянные солдатики.
Австрийский старший офицер схватился с вахмистром 1-й сотни Тихоном Плешаковым, но на выручку подоспел сотенный трубач - и метким выстрелом из нагана свалил австрийца с коня.
Спасая положение, австрийская батарея сосредоточила меткий убийственный огонь – не щадя ни своих, ни чужих - и остановила порыв 1-й и 3-й сотен баклановцев, которые придержали коней. Оставшиеся в живых гусары рассыпались.
Сотни понесли ощутимые потери в офицерском составе. Так, у хорунжего 3-й сотни Ф. И. Коршунова осколком снаряда вырвало кусок мяса на бедре (Гражданскую войну Федор Иванович закончил гeнepaл-майором, оставшись без ноги). В 1-й сотне (из строя которой выбыл командир - есаул В. А. Туроверов, раненый на разведке под Чертковым 8-го августа) был легко ранен хорунжий К. В. Авчинников, не пожелавший эвакуироваться в тыл.
Среди казаков потери были незначительны.
Задача дня была дивизией успешно решена: г. Бучач занят казаками.
Очевидец вспоминал: «перед возвращением на сборный пункт полка, я проезжал мимо навсегда замолчавшей австрийской батареи, захваченной казаками и видел молодецкую работу казачьих шашек. А следы пик на убитых гусарах, валявшихся на месте схватки (шока) были ужасны. Особенное внимание мое привлек красавец-лейтенант, распластавшийся на земле с луночкой на щеке… Убитых было не так уж и много… На сборном пункте я узнал о гибели есаула Филатова, командира знаменной сотни. Дер. Тржебуховце … была точно роковой. Это была уже третья по счету деревня с таким предостерегающим названием… в третьей смертельно ранен дорогой для меня и для всего полка командир 4-й сотни баклановцев есаул Виталий Степанович Филатов...
Вечная память ему».
Автор: Олейников Алексей Владимирович