Мобильные войска в бою
Броня на направлении главного удара
В кампании 1916 г. русским броневикам удалось отличиться уже в ходе позиционной войны - в Наступлении Юго-Западного фронта 1916 г., начало которому возвестил майский Луцкий прорыв.
Под Луцком на направлении главного удара действовало 3 автомобильных пулеметных взвода. Наиболее успешно действовали 15-й и 20-й автопулеметные взвода 8-й армии, наносившей главный удар. О действиях первого из них - эта статья.
К моменту наступления 8-й армии 15-й автопулеметный взвод стоял на участке 102-й пехотной дивизии 39-го армейского корпуса. Фронт проходил вдоль р. Горынь через с. Клевань, пересекая шоссе и железную дорогу Ровно-Ковель в 20 км от Ровно и в 25 км от Луцкa. Командовал взводом капитан А. В. Сыробоярский - офицер легендарной храбрости, награжденный к концу 1914 г. орденом Святого Георгия 4-й степени и Золотым Оружием. И во время Луцкого прорыва его броневики непрерывно двигались только вперед - содействуя продвижению пехоты.
Капитан А. В. Сыробоярский.
После прорыва австро-венгерских позиций русские войска вышли на дороги, по которым броневики могли свободно действовать - фактически выйдя на оперативный простор.
Но погода не благоприятствовала наступлению - шли дожди. Да и луцкое шоссе было в плохом состоянии – воронки от снарядов, канавы и испорченные мосты затрудняли продвижение бронемашин.
Но продвижение продолжалось - причем усиленным темпом.
28 мая 1916 г. начальник дивизиона в 2 часа ночи отправил 2 броневика взвода (третий броневик был в ремонте) - к деревне Копачевке, находившейся в 80 км за Луцком. Командир взвода сел в пулеметный броневик "Алчный", которым командовал поручик В. И. Колб-Селецкий. К 5 часам утра обе машины взвода подошли к дер. Копачевке, расположенной в глубоком тылу противника - и связь с пехотой на некоторое время была потеряна.
Не стоит удивляться медлительности движения. С одной стороны, броневики опасались организации австрийцами различных препятствий (например, завалов на шоссе и разрушения мостов) и засад, а с другой стороны, - сказывалась темнота.
С обеих сторон шоссе от Луцка до дер. Копачевки расстилался густой лес. Каковы силы у противника в этом месте, было неизвестно, но временами машины подвергались винтовочному обстрелу с обеих сторон дороги.
Броневик взвода "Алчный".
С рассветом можно было видеть впереди небольшой мост (длиной 20 шагов), перекинутый через болото на 3-метровой высоте. По другую сторону болота, на возвышенности по обе стороны шоссе, раскинулась деревня Копачевка. Не доезжая моста, правее шоссе, находилось одинокое строение - что-то вроде сарая.
Считалось, что броневики ведущие бой в лесу, очень уязвимы - достаточно перегородить шоссе бревном или срубленным деревом, чтобы машина остановилась. Преодолеть такое препятствие под огнем противника - невозможно. Если противник рушит такое же дерево сзади - броневик оказывается в ловушке. С другой стороны, пушечная бронемашина хоть и имела серьезную огневую мощь, но была лишена броневой крыши - и атака вражеских пехотинцев, забрасывающих ее гранатами сверху, могла увенчаться успехом. Что касается легких броневиков, полностью закрытых броней, то стоит вспомнить случай, также произошедший в лесном в бою у г. Станиславов в 1917 году - новый только что полученный взводом легкий броневик с 37-мм пушкой был внезапно атакован на шоссе вражескими солдатами, выбежавшими из леса. Упершись руками в борт машины, они бы завалили ее на бок - если бы вовремя не подоспела русская пехота.
И в тот момент, когда броневики доехали до моста перед Копачевкой, а пулеметный броневик, в котором находился командир взвода, даже переехал мост, взвод был встречен винтовочным, пулеметным и беглым артиллерийским огнем австрийцев. Один из снарядов разорвался в двух шагах от пулеметного броневика. Инстинктивно шофер дал задний ход - машина сбила перила моста и упала крышей вниз, прямо в болото. От удара о землю болты боковой стенки машины не выдержали, и стенка отвалилась. Находящиеся невдалеке австрийцы винтовочным огнем убили поручика В. И. Колб-Селецкого и тяжело ранили (в живот) командира взвода капитана А. В. Сыробоярского. Но под огнем пушечного броневика австрийцы отошли.
Пулеметный броневик типа "Остин" 1-й серии "Алчный" 15-го автопулеметного взвода после боя 28 мая 1916 г. В этом бою машина была сильно повреждена (требовался продолжительный ремонт) и погиб ее командир поручик В. И. Колб-Селецкий. Также в этом бою дважды ранен командир взвода капитан А. В. Сыробоярский, ранен подпоручик Р. В. Тер-Акопов.
Когда командир пушечного броневика подпоручик Р. В. Тер-Акопов спустился к упавшей машине, то не потерявший сознания командир взвода попросил его сделать все возможное для спасения пострадавшего броневика.
В ситуации отсутствия снарядов, командир пушечного броневика приказал шоферу ехать полным ходом назад – до момента встречи с полуброневым грузовиком, на котором имелся запас снарядов, патронов и запасных частей. Решили заменить разбитый пулемет, пополнить боекомплект и немедленно вернуться. Одновременно подпоручик приказал шоферу грузовика собирать по дороге пехотинцев и везти их к мосту.
За четыре ходки грузовик привез до 40 бойцов, а приблизительно через час подошла еще рота пехоты. Приняв командование над этим сводным отрядом, подпоручик успешно атаковал деревню.
С западной части деревни по русской роте был открыт винтовочный огонь - и противник атаковал ее силами до батальона. Рота была вынуждена отходить - под защиту орудийного броневика. В это время подпоручик был тяжело ранен в руку и выбыл из боя.
Вскоре подошли части дивизии, которые восстановили положение и захватили пленных и пулеметы.
За этот бой поручик В. И. Колб-Селецкий (посмертно) и подпоручик Р. В. Тер-Акопов получили ордена Святого Георгия 4-й степени.
Автор: Олейников Алексей Владимирович