О бронегруппах Гражданской войны

Мобильные войска в бою

О бронегруппах Гражданской войны

15 ноября 2021 г.

В ходе Гражданской войны в России применение броневых частей и подразделений, состоявших из нескольких бронеединиц, во время боевых операций было поставлено очень активно. По составу подразделений и частей, входивших в них, такие бронегруппы были различны: были группы, составленные лишь из бронепоездов, из бронеотрядов, и смешанные – когда в группу входили бронепоезда и бронеотряды. К командованию такими группами привлекался (в большинстве случаев) один из командиров частей, входивших в состав группы. Штаб и связь группы также формировались из состава бронечастей, входивших в группу. Строгие организационные формы отсутствовали.

Техническое состояние броневых частей ограничивало их применение и требовало наличия шоссейной, шоссированной или железной дорог (эти ограничения не относились к танкам). Состояние коммуникаций на ТВД Гражданской войны накладывало существенный отпечаток на действия бронегрупп. Соответственно, в зависимости от специфики местности, проявили себя как однородные, так и смешанные бронегруппы.

Так, в ходе Советско-польской войны 1920 г. на участке в районе юго-западнее Полоцка, между озерами Святое и Долгое, командованием Красной Армии был намечен прорыв позиций противника - с помощью танков. В этом районе проходили шоссе и железнодорожная линия. На данном участке были сосредоточены: один бронепоезд, один бронеотряд и один танковый отряд.

В день, намеченный для прорыва, на рассвете, бронепоезд открыл огонь по расположению противника - для отвлечения огня и внимания последнего на себя. Потом, неожиданно для поляков, были двинуты танки - которые прорвали позицию противника. Противник стал поспешно отходить. В это же время для осуществления преследования по шоссе ринулся бронеавтомобильный отряд. В итоге – получилась согласованная картина действий различных видов бронечастей, входивших в бронегруппу.

В ходе отступления частей РККА от Варшавы в сентябре 1920 г. на железнодорожной линии Брест-Литовск - Ковель действовало два бронепоезда, а на шоссе Брест-Литовск - Ковель находился один бронеавтомобильный отряд. Эти части не были объединены единым командованием и действовали каждая сама по себе. В результате, небольшие польские кавалерийские части со стороны Холма и пехота на грузовиках со стороны Брест-Литовска перерезали железнодорожную линию и прорвались в Ковель - который был занят. В ходе этой операции погибли оба бронепоезда и бронеотряд. Если бы при начальнике дивизии, которая занимала данный участок, находилось единое командование этими бронесилами, и указанные бронечасти были бы подчинены начдиву, то катастрофы могло и не случиться, а Ковель полякам так легко захватить бы не удалось.

Другой эпизод, произошедший в районе Коростеня в октябре 1920 г., привел к гибели бронепоезда (остальные 2 вышли из этого боя с невероятными героическими усилиями).

Здесь противник ударил в самое уязвимое место - в железнодорожный узел, в котором находился штаб дивизии. Штаб дивизии ушел, и бронепоезда были предоставлены сами себе.

Илл.1.jpg

Схема. Бронепоезда под Коростенем.

Таким образом, действия бронегрупп были эффективны, когда носили постоянный, а не временный характер. И были объединены как единым командованием, так и имели органы постоянного управления (прежде всего орган для разработки оперативных соображений, систематизации разведывательных данных и учета боевых единиц). Важным являлось и обеспечение бронегруппы необходимой связью: телефонной, телеграфной, на автомобилях и мотоциклах. Управление группой было эффективно тогда, когда оно было достаточно мобильно.

Опыт Гражданской войны оказал существенное влияние на послевоенное развитие бронечастей РККА.

Илл.2.jpg

Автор:

583

Поделиться:

Вернуться назад