1917
О действиях авиации в подготовке Июньского наступления Юго-Западного фронта 1917 г.
Кратко рассмотрим усилия авиации русского Юго-Западного фронта в преддверии Летнего наступления 1917 г. - первый этап которого, благодаря качественной подготовке и умелому применению техники, был очень удачным.
Первый ас 4-го корпусного авиаотряда Н. К. Кокорин.
Оперативная задача
Директивой главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта от 3 июня 1917 г. армиям фронта была поставлена задача: разбить противника, противостоящего русским войскам на пути ко Львову.
Оперативные объединения получили следующие приказы.
1) Особой армии следовало короткими ударами не допустить переброску находившихся против нее сил на Львовское направление.
2) 11-й армии - прорвать позиции противника на фронте Прессовце-Бышки и развивать успех в северном и северо-западном направлениях, имея ближайшей задачей овладение Злочевским районом с перспективой действий на Глиняны.
3) 7-й армии надлежало прорвать позиции противника на фронте Куропатники-Тепелиха, овладев районом Бржежаны и развивая действия на Бобрку.
4) 8-я армия, прикрывая фронтовую операцию со стороны Карпат, должна была нанести удар на своем правом фланге - с целью проникновения в долину р. Ломница и развития успеха на Калуш - Болехов.
Соответственно, Особая армия решила выполнить ряд демонстраций на Ковельском и Владимир-Волынском направлениях со стороны левобережных плацдармов Стохода (в районе Велицка и Киселина), 11-я армия четырьмя правофланговыми корпусами должна была обеспечивать упорной обороной наступление четырех левофланговых корпусов (которым ставилась задача прорыва позиций противника в ряде пунктов на 20-километровом фронте), 7-я армия планировала выйти четырьмя правофланговыми корпусами на линию Жуков-Бржежаны-Адамовка-Мечищув, упорно удерживая левым флангом (2 корпуса) занимаемые позиции, а 8-я армия поставленную задачу решила выполнить прорывом позиций противника между железной дорогой Станиславов - Галич и дер. Пацикув с дальнейшим развитием успеха в общем направлении на Калуш.
Начало наступления (флагман – 6-й корпус 11-й армии на участке Конюхи - Бышки) - 18 июня в 9 часов. 8-я армия должна была начать наступление на несколько дней позднее остальных армий фронта.
Авиационные силы фронта
Авиационные силы Юго-Западного фронта состояли из 38 авиационных отрядов (включая 2 французских и 1 английский). Кроме того, в распоряжении фронта имелось два отряда (1-й и 3-й) Эскадры Воздушных Кораблей («Ильи Муромцы»).
По армиям и авиачастям в их составе это выглядело следующим образом.
Всего во всех отрядах (за исключением двух отрядов Эскадры Воздушных Кораблей) к началу операции было 225 самолетов и 222 летчика. По армиям они распределялись следующим образом: Особая – 31 и 36, 11-я – 90 и 86, 7-я – 71 и 72, 8-я – 30 и 31 летчиков и самолетов соответственно.
Отряды не были снабжены машинами до штатных норм - некомплект фронта составлял около 115 единиц. Самолеты, в основном, имели значительную степень износа, и почти все отряды были вооружены разнотипными машинами (в некоторых - до 4-х различных типов самолетов). Введенный зимой принцип вооружения отрядов однотипными самолетами не был осуществлен в полной мере - и в некоторых отрядах рядом с Вуазенами и Фарманами можно было найти Спады, Анаде, Мораны, Ньюпоры, Виккерсы, Сопвичи и Лебеди, а также германские и австрийские самолеты.
Рубежи армий Юго-Западного фронта и дислокация авиачастей.
О группировке и массировании авиации фронта
К началу операции авиация фронта была смассирована в соответствующих районах – исходя из поставленных задач.
Авиация 8-й армии, представленная двумя корпусными (15-й и 16-й) и одним армейским (8-й) авиаотрядами, была усилена за счет 7-й армии тремя переброшенными авиаотрядами (2-й сибирский, 3-й армейский и 8-й истребительный). Пять авиаотрядов Особой армии (9-й, 31-й и 37-й корпусные, 4-й сибирский и 6-й истребительный) были размещены в Луцке, Брище и Ольшанах.
Из 13 отрядов 11-й армии, 10 (в том числе 2-я Боевая Авиационная Группа 3-отрядного состава (3-й, 7-й и 8-й корпусные) были сосредоточены за активным участком, составляющим четверть (10 км) всего фронта армии, в то время как два корпусных отряда и один отряд истребителей обслуживали остальную часть фронта армии.
2-я Боевая Авиационная Группа и один армейский авиаотряд оставались в непосредственном распоряжении штаба армии, тогда как остальные отряды были приданы корпусам (на активных участках, в зависимости от возлагавшейся задачи, находились 1 - 2 авиаотряда). На пассивном участке один авиаотряд обслуживал 2 - 3 корпуса. Большинство корпусных авиаотрядов находилось в непосредственной близи от штабов корпусов (от неприятельской линии, в среднем, на расстоянии 12 - 15 км). Приближение аэродромов к штабам вызывалось необходимостью - непосредственном общении со штабами и более устойчивой связью. Близость к боевой линии расширяла зону возможной деятельности авиаотрядов и позволяла гибко переносить активность с одного участка на другой.
В соответствии с поставленными задачами, авиация 7-й армии была сгруппирована за наиболее активным участком фронта армии. Так, группа из трех отрядов (4-й артиллерийский, 9-й армейский и 8-й истребительный), предназначенная для обслуживания артиллерии 41-го корпуса (задача - овладеть участком Шибалин – Посухов), была расположена в районе Хеленкув - Викторувка (около 10 —12 км по линии фронта) и подчинена инспектору артиллерии этого корпуса. Один артиллерийский отряд (1-й) был расположен в Мужилове и подчинен начальнику южного отдела артиллерии 41-го корпуса. Другая группа отрядов, состоящая из французского дивизиона (артиллерийский и истребительный авиаотряды) была расположена в районе фольв. Черемхув - Холхочи и подчинена генерал-квартирмейстеру армии. Последнему была подчинена и 1-я Боевая Авиационная Группа (2-й, 4-й и 19-й корпусные отряды) и 7-й истребительный авиаотряд, расположенные: первая - в местечке Доброводы и второй - в местечке Козово. Два остальных отряда (32-й и 12 й корпусные) были расположены в районе западнее Монастержиско и подчинены первый - начальнику штаба 22-го корпуса, а второй - начальнику штаба 3-го Кавказского корпуса. Кроме того, в районе г. Бучач были расположены 1-й и 3-й боевые отряды Эскадры Воздушных Кораблей.
Командир 1-й Боевой Авиационной Группы ас № 1 России ротмистр А. А. Казаков.
Таким образом, на двух наиболее важных участках армии общим протяжением около 25 - 30 км была сконцентрирована вся авиация армии (состоящая, включая отряды Эскадры Воздушных Кораблей, из 13 отрядов).
Авиационные силы 8-й армии (6 авиаотрядов) были распределены между корпусами - причем ударному 12-му корпусу были приданы два армейских (3-й и 8-й) и один истребительный (8-й) отряды, сгруппированные на узком участке.
Авиация противника
Авиационные силы и средства противника против армий Юго-Западного фронта к моменту русского наступления составляли 37 авиаотрядов и рот при 226 действующих самолетах. Основная масса авиации была сосредоточена против 11-й, 7-й и, частично, Особой армий, и лишь 7 рот было противопоставлено русским ВВС на карпатском участке 8-й армии.
Таким образом, воздушные силы противников количественно были равноценны при несомненном качественном превосходстве австро-германской авиации (самолетный парк).
Средняя плотность авиасил противника при длине всего Юго-Западного фронта около 630 км составляла 1 самолет на 30 км линии фронта. Максимальная же плотность (южно-галицийский участок) - 1 самолет на 1,3 км фронта. Наиболее густо авиация группировалась на Ковельском и Сакальском направлениях и в южной Галиции (между Бржежанами и Днестром; в то время как наиболее разрежен был карпатский участок, где плотности составляли 1 самолет на 4,3 км фронта).
Плотность русской авиации также была различна - в зависимости от задач и значения того или иного участка фронта. Так, на главных направлениях предполагаемого удара, 1 самолет приходился менее чем на 0,5 км, в то время как на пассивных участках плотности были почти аналогичны австро-германским.
Таким образом, принцип массирования авиационных сил и средств на ответственных участках фронта хорошо понимался русским командованием, сосредоточившим задолго до начала операции все лучшие авиачасти на участке ударных корпусов фронта.
Задачи русской авиации
После завершения перегруппировки авиачастей, последним были поставлены задачи по подготовке наступления, а также определены функции и на первые дни предстоящей операции.
Они сводились: 1) к корректированию артиллерийского огня; 2) аэрофотосъемке позиций и артиллерийских целей; 3) охране самолетов-корректировщиков и разведчиков; 4) разведке тыла противника; 5) отражению ударов самолетов противника - по вызову корпусов; 6) фотосъемке (в ходе боевых действий) разрушений в укреплениях противника; 7) связи с пехотой и 8) нанесению бомбовых ударов по тылам противника.
Задания между группами отрядов и отдельными отрядами были распределены следующим образом.
Авиачасти Особой армии продолжали выполнять повседневную работу - будучи приданы соответствующим корпусам.
В 11-й армии три артиллерийских авиаотряда (из них один французский) выполняли задания по фотографированию артиллерийских позиций противника и корректирование артиллерийской стрельбы. Армейские отряды (6-й, 11-й и 13-й), кроме стратегической разведки, привлекались к фотографированию позиций противника, его батарей и результатов огня артиллерии по окопам и артиллерийским позициям противника.
Корпусная авиация в лице четырех русских (1-й и 2-й гвардейские, 3-й сибирский и 35-й корпусной) и одного французского авиаотрядов, обслуживала корпуса ближней разведкой и фотографированием передовых линий противника. Истребительная авиация в составе двух истребительных отрядов (один французский) и 2-й Боевой Авиационной Группы должна была обеспечивать спокойную боевую работу других авиачастей, параллельно выполняя задания по глубокой разведке тыла противника.
Борьба в воздухе
В 7-й армии: 4-й артиллерийский отряд - фотографирование батарей противника и корректирование артиллерийской стрельбы; 9-й артиллерийский отряд - фотографирование позиций и батарей противника, результатов действий артиллерии и поддержание боевой связи с пехотой; 1-й артиллерийский отряд имел задачей корректирование батарей на фронте 7-го Сибирского и 34-го корпусов и фотографирование батарей на этом участке; французский авиаотряд - аналогичные задания на фронте 22-го корпуса; истребительная группа и французский истребительный отряд имели задачу, помимо охраны корректировщиков и бомбардировщиков «Илья Муромец», несение охраны фронта, выполнение глубокой разведки и вылеты по требованию войск.
Расположение и задачи авиации 7-й армии.
Вследствие пассивности 8-й армии, никаких особых задач отряды 8-го дивизиона (5-й и 6-й корпусные и 8-й армейский) не получали. Они работали при корпусах - выполняя задачи по аэрофотосъемке, разведке тыла противника и корректированию стрельбы. Когда встал вопрос о наступлении правого фланга армии и из 7-й армии выделили в состав 8-й еще два корпуса (12-й и 16-й) с 2-м сибирским, 3-м армейским и 8-м истребительным авиаотрядами, - началась усиленная работа по подготовке наступления 12-го корпуса. Работа разведчиков и корректировщиков производилась под прикрытием 8-го истребительного отряда.
Аэрофотосъемка позиций противника
Задолго до начала операции главное направление предполагаемого удара для прорыва сильно укрепленного фронта противника было известно - на 20-км участке Куропатники - Лес - Обренчово - Тепелиха (Бржежанское направление) и 10-км участке Конюхи - Бышки. Соответственно этому плану, посредством аэрофотосъемки «освещался» ближний и дальний тыл противника.
На стадии подготовки операции отрядами фронта был отснят весь необходимый для наступления район.
Все фотоснимки обрабатывались при отрядах, и через 3 часа после окончания аэрофотосъемки рассылались в корпуса по расчету: 2 экземпляра штабу корпуса, 1 экземпляр - инспектору артиллерии корпуса, по 1 экземпляру на каждый штаб дивизии, по 2 экземпляра - штабам армий, и по особому расчету - в артиллерийские группы. Передача снимков в штабы дивизий была возложена на корпуса; штабы же дивизий переносили с фотоснимков произведенные артиллерией разрушения на заранее заготовленные схемы - и рассылали в части с таким расчетом, чтобы схемы были получены каждым командиром полка, батальона и батареи.
Ориентировка по карте.
В организационном отношении лучше всего дело было поставлено в 7-й армии. В Северную авиационную группу этого оперативного объединения было выделено отделение (2 офицера и 2 чертежника) фотограмметрической части штаба армии - имевшее задачей быстрое развертывание аэрофотоснимков, нанесение всего нового на карты и немедленную рассылку (через штабы корпусов) в войска и штаб армии.
В это отделение поступали не только фотоснимки авиаотрядов, но и сводки всех наблюдений артиллерийской разведки и наблюдений с аэростатов. Отделение подчинялось начальнику Северной артиллерийской группы, объединявшему в своих руках управление артиллерией, авиацией и воздухоплаванием Северной группы. Фотограмметрическое отделение вполне справлялось со своей задачей (имея 1 литографский станок, 3 опытных чертежников и 2 литографов). Все фотоснимки (включая вечерние), а также сводки всех наблюдений обычно приходили к 20 - 22 часам, обрабатывались ночью, и к утру (в 4 часа) отделение выпускало карты в масштабе 250 саж. в дм. - со всеми изменениями. Материалы немедленно доставлялись в штабы корпусов и дивизий - мотоциклистами, специально для этой цели прикомандированными к отделениям.
Центральная фотолаборатория Северной авиагруппы находилась в дер. Хеленкув, где работали 2 чиновника-фотографа, 6 фотографов-солдат и 2 чертежника. Здесь проходило проявление и печатание всех фотоснимков, произведенных тем или иным отрядом (но некоторые отряды проявляли в своих лабораториях - и фотопленки немедленно отправлялись для распечатки). Фотоснимки приходилось печатать в 12 - 15 экземплярах. Первые отпечатки срочно отсылались в фотограмметрическое отделение, а остальные рассылались в штабы и войска. Чертежники ориентировали и склеивали снимки, после чего последние и рассылались. Обычно первые отпечатки были готовы через 2 часа после посадки самолета-разведчика. Для рассылки снимков также имелись мотоциклисты.
"Над облаками". Снято на высоте около 3 тыс. метров.
В Южной авиационной группе фотограмметрическое отделение было образовано при французском артиллерийском авиаотряде (где находилась и фотолаборатория). Существенная разница в работе фотограмметрических отделений была следующей: отделение Северной группы имело карты в 250 саж. в дм. с нанесенными позициями и батареями противника (исправленными по последним снимкам), на которые и наносились все изменения (новые батареи, разрушенные окопы и т. п.), после чего карты рассылались в войска; Южное же отделение издавало наложенные на карту схемы. Т. о, практика Северного отделения имела преимущества (кроме, конечно, экономии карт – так, Северному отделению в течение 5 дней понадобилось около 1000 экземпляров карт).
Под обстрелом противника самолет уходит в облака.
Фотообслуживание пассивных участков 7-й армии велось 12-м и 32-м корпусными отрядами, подчиненными соответствующим корпусам.
В 8-й армии на участке 12-го корпуса, назначенного к наступлению позже всех армий, также были сфотографированы позиции противника - глубиной до 5 км, с точным указанием местонахождения всех артбатарей.
К моменту завершения подготовки летчики представили в штаб корпуса снимки 1-й и 2-й линий окопов и артиллерийские позиции, снятые накануне.
Вылет.
Серьезной помехой для работы отрядов фронта являлось отсутствие т. н. длинно-фокусных фотоаппаратов, затруднявшее разведку батарей противника, и вынуждавшее летчиков проводить фотосъемку с высот 700 - 1200 м. Несмотря на это, все задания по аэрофотосъемке отрядами выполнялись полностью - и, как отмечалось выше, к моменту наступления армии были снабжены подробными картами всего района предполагаемых действий, исправленными по воздушным фотоматериалам, с нанесенными на них окопами и фортификационными сооружениями противника.
Над позициями противника. Снято с высоты 1700 метров.
Полет бомбы, сброшенной с аэроплана.
Насколько точны были доставляемые летчиками сведения и сколь серьезно было отношение авиаотрядов к возложенным на них обязанностям, видно из следующего эпизода, имевшего место в 8-й армии. За несколько дней до начала наступления в штаб армии был доставлен перебежчик (серб - вольноопределяющийся), который принес с собой карту с подробным нанесением на ней как окопов противника, так и расположения батарей. Сверка этой карты с русской, составленной на основании воздушной разведки и аэрофотоснимков, подтвердила все сведения летчиков.
"Полетели". Начало боевого полета.
Возвращение (слегка поврежден пропеллер).
Воздушная разведка
Весьма интенсивная работа была произведена всеми авиачастями фронта (независимо от их рода и назначения) по разведке тыла противника - особенно на главных направлениях предполагаемого наступления. В пределах установленных полос разведка (как ближняя, так и дальняя) проводилась всеми корпусными отрядами.
Дальнюю разведку возлагали не на отдельные отряды, а поручали ее отдельным летчикам на новейших самолетах из состава разных отрядов, включая истребительные. Такая постановка задачи проведения дальней разведки была весьма зависима от случайностей: например, неисправность одного самолета лишала целый отряд возможности проведения дальней разведки. Тем не менее, это было признано единственно возможным - и практиковалось в ходе операции (несмотря на то, что использование отрядов не по прямому назначению шло в ущерб их основной работе, а чрезвычайная нагрузка на отдельных летчиков быстро выматывала последних).
В 8-й армии, несмотря на трудности полетов в горах, тыл противника был полностью освещен русскими авиаторами.
В целом, разведка проводилась весьма интенсивно и давала полную картину жизни неприятельского тыла. Все, даже незначительные, передвижения противника улавливались летчиками – и командование было в курсе всех предположений австро-германцев.
Летчики за стаканом чая обдумывают план предстоящей разведки.
Главным тормозом разведки, особенно дальней, был недостаток хороших самолетов - вследствие чего страдала систематичность работы (разведка носила больше индивидуальный характер, завися от немногих летчиков, которые, имея лучшие самолеты и обладая высокими личными качествами, восполняли недостатки техники).
Артиллерийская подготовка
Участие авиации в артиллерийской подготовке в отдельных армиях носило различные формы. Так, в 11-й армии корректирование стрельбы артиллерии, находясь под непосредственным руководством инспекторов артиллерии в корпусах, в большей мере, чем другие формы деятельности авиации, зависело от практики соответствующих корпусов. Хотя командир авиадивизиона, для того чтобы установить полную согласованность в работе авиаотрядов и артиллерийских батарей, и объезжал авиационные отряды и штабы корпусов, сказалось неодинаковое знакомство корпусов со службой артиллерийских отделений. Сыграло роль и то, что, группируя отряды за активным участком, пришлось перемещать авиачасти из корпуса в корпус.
За минуту перед вылетом.
К началу операции тяжелая артиллерия армии была собрана в группы, а в распоряжение начальников групп назначены самолеты-корректировщики авиаотрядов. Оставаясь на аэродромах своих отрядов, летчики-наблюдатели получали приказы непосредственно от командиров групп (которые распределяли между ними задачи).
В тех батареях, которым редко приходилось пользоваться помощью самолетов, корректирование стрельбы вначале налаживалось с трудом (даже карты пронумерованных целей, которые должны были быть тождественны на батареях и у наблюдателей, оставляли желать лучшего). Зато в руках опытных артиллерийских командиров корректирование стрельбы сразу встало на должную высоту - широко использовав все данные соответствующей работы авиации. В итоге, к началу артиллерийской подготовки разведка целей была закончена, а батареи прокорректированы в такой мере, что 2-дневный артиллерийский огонь совершенно подавил артиллерию противника, а неприятельские окопы были вспаханы русскими снарядами. По показаниям пленных, из которых многие побывали на Французском фронте, русский огонь отличался не только огромной силой, но и поразительной меткостью.
У самолета перед вылетом. Чины авиаотряда провожают товарищей.
В 7-й армии в дни артиллерийской подготовки вся тяжесть легла на артиллерийские авиаотряды и непосредственно их обеспечивающие истребительные отряды. В эти дни в каждом из артиллерийских авиаотрядов было осуществлено, в среднем, 10 – 12 часов полетов. Они совершались в течение всего дня, а каждый вечер делались аэрофотоснимки разрушений, произведенных артиллерией в укреплениях противника.
Перед вылетом.
При подготовке операции, в период 6 - 16 июня, 3 артиллерийскими отрядами армии было пристреляно 50 целей (из них 1-м артиллерийским отрядом - 19, 4-м - 16 и французским – 15). Количество обслуживаемых этими отрядами батарей составляло 36.
В ожидании пилота и наблюдателя.
В 8-й армии артиллерийская подготовка началась несколько позднее, чем в других оперативных объединениях – ведь армия переходила в наступление позднее. Когда позиции противника были полностью сфотографированы, авиация приступила к корректированию стрельбы артиллерии по окопам и батареям противника.
Проверка пулемета перед вылетом.
В период проведения артиллерийской подготовки, для бесперебойного, своевременного и удобного обслуживания батарей была организована (в районе г. Станиславов в 2 км от позиций, близ дер. Подперчаны) центральная посадочная площадка. Площадка была соединена прямым проводом с инспектором артиллерии 12-го корпуса (которому были приданы три отряда, назначенные для обслуживания артиллерии).
Летчик и наблюдатель у разбитого пропеллера.
Корректирование стрельбы началось за 3 дня до наступления и выглядело следующим образом. Ранним утром определенное количество самолетов от каждого отряда прилетало на вышеуказанную площадку и по первому требованию инспектора артиллерии корпуса вылетало в назначенный пункт - для проведения разведки. Во время артиллерийской стрельбы по окопам противника летчики по радиосвязи вносили поправки и сообщали о подходе резервов. На третий день (в день наступления), когда группа тяжелой артиллерии из 60 орудий обрушила свой огонь на батареи противника, летчики неустанно корректировали эту стрельбу - значительно облегчая артиллерии возложенную на нее задачу.
Русские летчики в полном облачении перед боевым вылетом.
Это и принесло соответствующие плоды.
Автор: Олейников Алексей Владимирович