1915
Битва на Висле, июль 1915 г. Ч. 2. Решительные дни
Ранее мы рассмотрели завязку сражения на Висле (Битва на Висле, июль 1915 г. Ч. 1. Пассивная оборона речного рубежа), пришел черед кульминации.
17-е июля.
Генерал Широков перешел в наступлениe в 4 часа 30 мин., но лишь с 7-ю батальонами (остальные не успели подойти). Противник встретил наступавших сильным огнем, а затем перешел в контратаку в общем направлении на Домашев. Ростовцы начали отступать на Облин и далее на север, вынудив отойти и забайкальскую батарею. Вступление в бой московских гренадер не помогло поправить дело - под сильным огнем немцев они начали окапываться шагах в 300 севернее д. Ухаче, а противник в 8-м часу утра занял Облин и Мацеевице; в 11-м часу в его руках был уже и Подоблин.
Получив донесение об этом и опасаясь, чтобы германцы не опрокинули центра отряда Широкова и не прорвались у Мацеевице и Подзамче между двумя довольно обширными лесными пространствами, командир 16-го корпуса в 10 часов 30 мин. отправил генералу Широкову из Соболева только что высадившиеся там 2 батальона 187-го Аварского полка. Генерал Широков двинул их около 13 часов - в интервал между ростовцами и 161-м Александропольским полком, чтобы выбить противника из Подоблина.
В это время немцы атаковали левый фланг александропольцев, но метким огнем с близкой дистанции были отброшены в беспорядке. Московские гренадеры ворвались в Мацеевице. Но ростовцы опять отошли шагов на 1000, вследствие чего в 15 часов немцы выбили гренадер из Мацеевице и окончательно утвердились в нем. Бой временно затих.
Несмотря на двукратное требование более энергичного наступления, чтобы облегчить положение отряда Широкова, генерал Болотов продвигался очень медленно - все время поражаемый губительным огнем тяжелой и легкой артиллерии с левого берега Вислы, от Голендры и Кемпа-Волчанска. Но к 23 часам 30 мин. его фронт выровнялся, причем екатеринославцы заняли горевшую д. Стрых, асландужцы утвердились в Тыжине, а ахалцыхцы выбили немцев из перелесков севернее Стрых. Затем и на этом участке бой затих.
В виду повторных категорических требований командующего армией отбросить противника за Вислу, генерал Клембовский приказал повторить общую атаку в 18 часов 30 мин. - и вновь просил содействия командира 36-го корпуса. Для усиления генерала Широкова были отправлены высадившиеся на ст. Соболев 55-й Сибирский стрелковый полк и два батальона киевских гренадер (третий батальон гренадер был передан генералу Болотову, наступление которого, как указано выше, также выдохлось за неимением резервов; наконец, четвертый батальон того же полка, высадившийся только в 17 часов, остался в Соболеве в виде единственного резерва командира корпуса).
Немцы вновь встретили наступление генерала Широкова контратакой - и вынудили московских гренадер, понесших большие потери (особенно в командном состав) «быстро отойти» (как указывал в донесении Широков) к Подзамче.
На участке генерала Болотова существенных изменений не произошло.
В 19 часов 40 мин., на основании разрешения командующего apмией, комкор приказал прекратить наступление - заняв выгодное исходное положение для атаки 18-го июля.
Командарм включил в состав отряда генерала Клембовского на 18-е июля (но не подчинив комкору) 97-й и 98-й полки 25-й пехотной дивизии.
В полночь на 18-е июля отряд был расположен - как указано на схеме № 2.
Схема № 2. Положение в ночь на 18-е июля.
По показаниям пленных, 16-го числа через Вислу переправились две дивизии и готовилась к переправе третья (3-я, 4-я и дивизия Бредова).
18-го июля наступление русских войск началось в 3 часа 30 мин. Генерал Широков просил 97-й пехотный Лифляндский полк, стоявший правее его отряда, наступать от Домашева на Вильчковице-Гурне - совместно с правым флангом 41-й дивизии. Полученную им из общего резерва тяжелую батарею он поставил у Оронне - для обстрела Кобыльницкого моста.
Вначале наступление шло довольно успешно, но в 7 часов 30 мин. командир 2-го гренадерского Ростовского полка донес, что, вследствие сильного огня противника, его правый фланг npиостановился, а левый фланг отошел на старую позицию, обнажив фланги соседей. Немедленно генерал Широков отдал следующие распоряжения: тяжелой батарее обстрелять Мацеевице, где накапливались немцы; правому боевому участку энергично наступать (с бригадой 25-й дивизии) на фронт Облин-Подстолице, чтобы облегчить наступление 187-го Аварскаго полка; на поддержку ростовцев отправлены 2 роты из состава батальона дивизионного резерва.
Со своей стороны, в 10 часов комкор приказал правому флангу генерала Широкова наступать решительнее - чтобы облегчить положение центра и правого фланга. В 11 часов из общего резерва (куда ночью был оттянут 8-й гренадерский Московский полк) батальон киевских гренадер был двинут к дому лесника в 2 км западнее д. Соболев - для удара в правый фланг противника, преследующего ростовцев, отходящих от Подзамче на Полин. Для аналогичного удара в левый фланг немцев, начальнику 47-й дивизии в 11 часов 40 мин. было приказано двинуть Читинский казачий полк и 1 батальон киевских гренадер на Яблоновец и Годзиш. Все указанные части и подразделения были подчинены генералу Широкову.
Не успели войска закончить эти перемещения, как около 14 часов сводный полк (батальон Аварского пехотного и батальон 55-го Сибирского стрелкового полков) под сильным натиском противника начал отходить на дивизионный резерв, который занял позиции у Подзамче-Оронне - для принятия на себя отступающих.
Потери были очень велики, доходя в некоторых ротах до 60%; в двух батальонах 53-го Сибирского полка из 8 ротных командиров в строю оставалось 2 (остальными ротами командовали унтер-офицеры).
В 21 час командир 55-го Сибирского стрелкового полка сообщал, что Оронне зажжено противником, а полк отошел под натиском на северный берег р. Окржейка. Получасом ранее генерал Широков приказал всем частям закрепиться на занимаемых позициях, а Читинскому казачьему полку поддерживать связь с генералом Болотовым. Вследствие отхода 55-го полка, фронт генерала Широкова пришлось протянуть по правому берегу Окржейки до Годзиша, а оттуда повернуть на юг. Непосредственно к флангу генерала Широкова примыкал 162-й полк.
У генерала Болотова наступление развивалось чрезвычайно медленно, причем левый фланг, несмотря на посылку ему двух рот из дивизионного резерва, не мог продвинуться - вследствие сильного флангового огня противника. Более успешно наступал правый фланг, в 11 часов прошедший дорогу Стрых-Кавенчин. Около 13 часов германцы провели контратаку от Кавенчина - но были отбиты (на поддержку своего правого фланга генерал Болотов отправил 2 роты из дивизионного резерва).
В девятом часу вечера по невыясненной причине 162-й полк начал отходить к д. Малинувка. Генерал Болотов приказал восстановить прежнее положение - и отправил на поддержку 2 роты (в дивизионном резерве осталась 1 рота).
Потери у генерала Болотова также были весьма значительны: так, в 6 ротах 162-го полка и 4 ротах 186-го полка осталось около 450 человек.
У генерала Клембовского в резерве (в Соболеве) оставался расстроенный боем Московский гренадерский полк, батальон киевских гренадер (230 штыков) и 2 казачьих сотни.
В соответствии с новой директивой командующего армией, 16-му корпусу с приданными частями надлежало 19-го июля закрепиться на своих позициях, не дать противнику продвинуться, отдохнуть, а после прибытия 53-го Сибирского стрелкового полка, 6-дюймовых и 42-линейных батарей 20-го июля перейти в наступление.
Командир корпуса отдал свой соответствующей приказ, причем бригада 25-й пехотной дивизии (6 батальонов) должна была занять позицию от исходящего колена Вислы до Подоблина, где войти в непосредственную связь с полками 41-й дивизии.
В свой общий резерв генерал Клембовский оттянул 2 батальона 98-го полка и 3 сотни Верхнеудинского казачьего полка.
В течение 19-го июля на фронте генерала Широкова немцы провели две атаки: одну в 6 часов на участок Подленж-Домашев (отбита сосредоточенным огнем), а другую - в 16 часов на 187-й пехотный и на 2-й гренадерский полки. В 20 часов, несмотря на поразительно меткий огонь русской тяжелой и мортирной артиллерии, противнику удалось оттеснить правый фланг ростовцев и прорваться между ними и аварцами. Вслед за этим, несмотря на прибытие из дивизионного резерва 1 батальона 98-го полка, противнику удалось отбросить правый фланг аварцев и левый фланг александропольцев (упорно держался, невзирая на потери, лишь центр аварцев). В 22 часа начал отступать на ф. Ксаверинов Александропольский полк - причем в густом лесу порядок был нарушен.
За день генерал Широков получил в подкрепление (из общего резерва) 2 батальона 98-го полка.
У генерала Болотова день прошел довольно спокойно. Но 162-й полк не только не восстановил своего положения, но и отступил правым флангом на ус. Мосциски (2 км южнее дер. Яблоновец) оторвавшись от левого фланга генерала Широкова - что вынудило генерала Болотова израсходовать для заполнения интервала весь свой резерв (2 роты) и подошедший из общего резерва 1 батальон 5-го гренадерского Киевского полка.
К 22 часам в резерве генерала Клембовского оставался 1 батальон 98-го полка и 53-й Сибирской стрелковый полк.
Так закончилось 19-е июля - назначенное генералом Эвертом для отдыха 16-го армейского корпуса.
Окончание следует
Статьи из этой серии
Битва на Висле, июль 1915 г. Ч. 1. Пассивная оборона речного рубежа
Автор: Олейников Алексей Владимирович