Фортификационный фронт Первой мировой
О крепостях Первой мировой
Долговременная фортификация как элемент заблаговременной инженерной подготовки государств к войне, существует с незапамятных времен. Посмотрим на некоторые особенности и тенденции в действиях крепостей применительно к Первой мировой войне.
Бетонный каземат на форту Перемышля. Великая война в образах и картинах. Вып. 6. М., 1915.
На протяжении всей истории мы видим, как люди, соперничая друг с другом, либо ведут войны, либо к ним готовятся. Подготовка к ним и привела к созданию долговременной фортификации как науки, и к созданию крепостей как одной из ее форм.
Несколько слов об истории крепостей.
Обратим внимание на историческое происхождение крепостей. Зачатки их мы видим в эпоху родового строя – когда семьи огораживали свои жилища и добро от враждебных элементов. Конечно, эти ограждения были чрезвычайно просты и примитивны (канава, забор), но и нападающий в отношении сил и средств атаки был «не богаче» (стрелы, копье, меч).
Постепенно люди объединялись - появились города со своими земляными валами и каменными стенами. Эти-то города и превратились в оплот обороны - в крепости, служившие защитой не только живущим в них, но и всем окрестным жителям, спешившим в минуту опасности в них укрыться.
Так возникла первоначальная форма крепости, которая постепенно совершенствуется - в зависимости от появления новых средств атаки в лице артиллерии (гладкоствольной и нарезной) и, особенно, после появления фугасных бомб большого разрушительного действия. Каменные и кирпичные стены, в свою очередь, сменяются бетоном, железобетоном, броней. Нараставшая мощь артиллерии и желание обеспечить город и ядро крепости от бомбардировки заставляло выносить укрепления вперед - увеличивая обвод и диаметр крепости.
Здесь следует обратить внимание на следующий важный фактор. Отдельные семьи, потом племена, жители каждого города, замка действительно были обособленными и самостоятельными единицами – живущими натуральным хозяйством и имевшими свое управление, войско и т. д.
Каждый город, замок мог ждать нападения с любой стороны - и должен был рассчитывать только на свои силы. Правда, иногда на выручку приходил сосед, но иногда тот же сосед присоединялся к противнику.
При таких условиях вооруженной борьбы могли возникнуть только кольцевые крепости - готовые к круговой обороне и замкнутые в себе.
Эта, исторически сложившаяся форма крепости, в дальнейшем, после появления новых инструментов атаки, лишь совершенствовалась, не изменяя своей основной формы. Но если кольцевые крепости сохраняли свое значение, когда армии были немногочисленны и крепости могли действительно долго сопротивляться осаде и быть угрозой противнику, то, казалось бы, позднее они должны были измениться.
Многомиллионные армии, прямое или косвенное участие в вооруженной борьбе всей страны, мощная дальнобойная артиллерия, развитие воздушного флота, химического и броневого дела - привели к новым формам вооруженной борьбы.
Под влиянием этих новых факторов военно-инженерное дело также пережило эволюцию.
Крепость Новогеоргиевск
О фортификации в Первую мировую войну.
Фортификация, особенно долговременная, подверглась жесткой критике. Растерянность была столь велика, что привела к отрицанию чуть ли не самой идеи долговременной фортификации. Так отразилось на взглядах специалистов быстрое падение бельгийских, французских, а потом и русских крепостей под натиском германских армий. Впечатление было столь велико и столь неблагоприятно для крепостей, что ставшая затем оплотом обороны и осью французского контрнаступления крепость Верден, была упразднена, в значительной степени разоружена и лишена постоянного гарнизона, превратившись в августе 1914 г. в укрепленный район. Издается инструкция, упраздняющая крепости как таковые, и превращающая их в долговременные укрепления и укрепленные районы.
Посмотрим теперь - чем было вызвано такое недоверие к крепостям, и достаточно ли оно было обосновано?
Крепость Мец
Франция обратила главное внимание на свою восточную границу - и здесь были создан ряд крепостей и отдельных фортов, которые в совокупности создавали укрепленные районы. Такими рубежами были комбинация крепостей Бельфор - Эпиналь (с отдельными фортами в промежутке) и крепостей Туль - Верден. Эти две группы создавали почти сплошную преграду на пути вторжения противника - оставляя свободными только два прохода.
На усовершенствование и укрепление крепостей в свое время было обращено достаточно внимания - и можно считать, что к началу войны они оказались современными. Наоборот, северная граница, прикрытая Бельгией, была подготовлена очень слабо.
Крепость Верден в 1914 г.
Наличие хорошо укрепленной восточной границы и слабо защищенной северной в значительной степени сковало свободу действий Германии, заставив ее решиться на вторжение через Бельгию - далеко не столь выгодное, чем непосредственное вторжение во Францию - при отсутствии укреплений на восточной границе последней.
Наступление через Бельгию повело к потере времени, столь ценного в первые дни войны. Союзники успели сосредоточить свои армии и развернуть их в северном секторе Западного фронта.
Т. о., мы видим, какое огромное значение имела заблаговременно возведенная система французских крепостей – которая себя полностью окупила. И сыграла для Германии роковую роль. Отметив то несомненное влияние, которое оказали французские крепости на первоначальное оперативное планирование германского командования со всеми вытекающими последствиями, перейдем к рассмотрению действий германской армии.
Последней предстояла трудная задача - в кратчайший срок пройти Бельгию, чтобы сосредоточенными силами обрушиться на обнаженный левый фланг французской армии. Препятствовали этому крепости Льеж и Намюр - служившие для усиления естественного водного рубежа р. Маас с Антверпеном в качестве внутреннего укрепления всей системы. Льеж и Намюр с 40-километровым промежутком между ними действовали без взаимной связи и не могли друг друга поддерживать. Влияние каждой крепости было локальным. Каждая состояла из кольцевого пояса отдельных фортов, также не связанных промежуточными позициями. Таким образом, немцы могли свободно проникать не только в промежутки между крепостями, но и в промежутки между отдельными фортами крепости.
4-го августа две германские кавалерийские дивизии переходят у Льежа границу, а 5-го начинается атака Льежа. Уже 8-го генерал фон Эммих с 3 бригадами вступает в город. Но форты левого берега Мааса продолжают держаться - и последний из них был взят лишь 17-го августа.
30-тысячный гарнизон Льежа держится 13 дней - против 68 тыс. (позднее 100 тыс.) немцев. Молниеносный натиск немцев сразу же встречает сопротивление. Элемент неожиданности утрачен. Ускоренная атака по методу Зауэра стоит больших жертв, и под Намюром уже не применяется. Здесь немцы стараются предварительно, еще до атаки, раздавить форты с помощью артиллерийской бомбардировки - которая ведется батареями с небывалой интенсивностью. За три дня было выпущено 97000 снарядов (груз 25 поездов). Форт Мезере 21-го августа, в первый день атаки, получает 2000 попаданий и все-таки не теряет боеспособности. 23-го 12-тысячный отряд покидает крепость, направляясь к Антверпену. Крепость взята. Продержаться Намюр мог только около 4-х дней. Гарнизон - около 40 тыс. человек - противостоял более 100 тыс. немцев.
В Антверпене укрылась отступающая бельгийская армия. Немцами первоначально был выставлен заслон из 2 резервных корпусов. Гарнизон крепости предпринимает 3 безуспешные вылазки.
После подхода осадного корпуса начинается непрерывная бомбардировка - было выпущено 300 тыс. снарядов (груз 100 поездов), форты разрушены, и 10-го октября, на 12-й день осады, крепость капитулирует. Полевая армия отступает в Остенде, а 30 тыс. человек интернированы в Голландии.
Крепость Антверпен к 1914 г.
Крепость Мобеж держится около 10 дней. На этом победоносные действия Германии заканчиваются, и 5-го сентября начинается битва на Марне - завершившаяся поражением германской армии.
В этом сражении большую роль сыграли укрепления Парижа, прикрывавшие левый фланг французских армий, и Верден, ставший вместе с армией Саррайля осью французского контрнаступления. Верден находился в непосредственном соприкосновении с противником с самого начала войны - и неоднократно подвергался бомбардировке тяжелой артиллерией. Атакован Верден был лишь в 1916 г., но успешно взаимодействовал с полевыми армиями, - и взят не был.
Т. о., мы видим, что все перечисленные крепости так или иначе оказали влияние на ход боевых операций, и в большей или меньшей степени задержали наступление противника, отвлекали силы последнего. Особо следует отметить сопротивление Льежа - хотя и продолжавшееся лишь 13 дней, но ставшее полнейшим сюрпризом для немцев и в корне нарушившее расчеты германского Верховного командования.
Но и столь быстрое падение крепостей стало, в свою очередь, неожиданностью для союзников.
Мы видим, что крепости, не связанные друг с другом и с полевой армией, вторжения противника не останавливают. Последний, выставив против крепости заслон, может не нарушать своего главного маневра. Срок сопротивления крепостей в этом случае сократился до минимума.
Что касается русских крепостей, то следует отметить, что к началу войны русские также располагали рядом крепостей, которые должны были усиливать естественные преграды: Ковно, Гродно, Осовец, Новогеоргиевск, Ивангород и Брест-Литовск. Крепости были несовременны, а частично и слабо вооружены (Ковно, Гродно и др.) (большую роль сыграла довоенная чехарда по вопросу реформирования крепостей), с большими промежутками (в 40 - 50 и более км) между собой. И следует считать правильным решение русского Верховного командования эвакуировать крепости одновременно с отступлением полевой армии. Попытка отстоять изолированный Новогеоргиевск (после отступления от него полевой армии) закончилась неудачно. Новогеоргиевск пал, продержавшись около 12 дней и потеряв 83 тыс. человек пленными.
Крепость Ковно
Но Осовец в феврале 1915 г. прекрасно выдерживает натиск противника, сопровождавшийся обстрелом тяжелой артиллерии до 420-мм калибра включительно. По крепости было выпущено до 200 тыс. снарядов. И своему успеху Осовец во многом был обязан тесному взаимодействию с полевой армией.
Крепость-застава Осовец
Перемышль был дважды осажден русскими войсками - в сентябре и в ноябре 1914 г. В первом случае осада была снята, во втором – привела в марте 1915 г. к падению австрийской твердыни. Т. к. осада крепости в последнем случае длилась 4,5 месяца, то некоторые специалисты указывают на Перемышль как на положительный пример обороны крепости. Но это заблуждение. Сравним противоборствующие силы. Русская Осадная армия насчитывала 50 тыс. человек (к тому же без тяжелой осадной артиллерии), а Перемышль имел сильные современные бетонные верки, артиллерию крупных калибров и гарнизон около 120 тыс. человек. Что доблести в отсиживании такого контингента за стенами крепости? 120 тыс. человек были обречены на полную пассивность перед 50 тыс. бойцов осаждающего, а через 4 месяца, после сдачи в плен, они полностью исключаются из состава австрийской армии. За все время осады активности гарнизон почти не проявил. Перемышль - пример крайне неудачного действия крепости. Не отвлекая на себя превосходящие силы противника, его гарнизон просидел в крепости и сдался вдвое меньшим силам.
Крепость Перемышль
Германские крепости, в целом, не подверглись аналогичному испытанию - если не считать долговременной укрепленной линии Мазурских озер, оказавшейся для русских, вследствие недостатка тяжелой артиллерии, серьезной преградой.
Крепость Кенигсберг
Резюмируя изложенное, отмечаем:
1) Крепости, предоставленные самим себе, изолированные от полевой армии, оказались не в состоянии выдержать всей мощи современного артиллерийского штурма;
2) Изолированные крепости не в состоянии остановить неприятельского вторжения.
3) Крепости, если их пояс фортов не обеспечен надежными фланкируемыми промежуточными позициями - не в состоянии оказать противнику должного сопротивления.
4) Наоборот, крепости, действующие в контакте с полевой армией, прекрасно выполняют свою функцию.
Таким образом, можно утверждать, что крепость теряет свое значение, если она окружена и потеряла непосредственную связь с полевой армией.
А с какой целью строились крепости?
1) Не допустить или, по крайней мере, задержать вторжение противника.
2) Прикрыть сосредоточение и развертывание армии.
3) Создать для полевой армии опорные пункты, базы.
4) Создать угрозу коммуникационным линиям противника в случае его прорыва вглубь страны.
Но при соответствующем развитии техники и применении массовых армий отдельные крепости оказались не в состоянии остановить вторжение противника, который, оставив против крепостей заслон, всегда мог вести наступление в промежутке между крепостями. А если имеется возможность форсировать промежуток между крепостями, то остается невыполненной и вторая задача - прикрытия сосредоточения и развертывания армии.
Опорными пунктами и базами полевых армий, как свидетельствует опыт Первой мировой войны, крепости могут быть в том случае, если они находятся в линии действия полевых армий – и, составляя участок общей укрепленной позиции, блестяще выполняют свою задачу (Верден, Ивангород, Осовец).
Наконец, могла ли крепость быть действительной угрозой для полевой армии? Конечно нет. Противник мог такую угрозу парализовать сравнительно небольшим заслоном. Примеры Антверпена и, особенно, Перемышля это доказывают.
При развитии техники крепость должна быть обеспечена всеми необходимыми средствами. Действительно, дальнобойность артиллерии и желание обеспечить центр крепости от бомбардировки заставляли выносить форты на 30 - 40 км вперед; заставляли сосредотачивать огромные артиллерийские мощности и т. д. Массовый расход снарядов и желание обеспечить ими крепость в расчете хотя бы на несколько месяцев обороны требовали огромных запасов боеприпасов.
Закономерный финал.
Подводя итог, хочется отметить следующее.
Форты Льежа, Намюра, Вердена, Ивангорода, Осовца и др. крепостей подвергаются жесточайшему обстрелу - и все-таки не теряют своей боеспособности, останавливая атаки противника и продолжая оказывать существенное влияние на его операции. Ключевая причина падения Новогеоргиевска - полная изоляция от войск полевой армии. Опыт успешной обороны Осовца и Ивангорода в 1914 - 1915 г.г., а также Вердена в 1916 г. показал, что крепость может выстоять лишь если она взаимодействует с полевыми войсками и интегрирована в оборонительную систему последних. И крепость тогда устойчива даже к снарядам максимальных калибров – так, Осовецкая крепость в феврале 1915 г. приняла 200 тыс. снарядов тяжелых калибров (в т. ч. 30 снарядов - калибра 420-мм), а Ивангородская крепость в июле 1915 г. противостояла 305-мм снарядам – и обеим крепостям удалось выстоять, они были планомерно эвакуированы решением командования.
К быстрому падению крепостей в Первой мировой войне приводило сочетание следующих обстоятельств:
1) Изолированное состояние. То есть - отсутствие связи и взаимодействия с полевыми войсками.
2) Отсутствие взаимодействия и полная блокада приводили к тому, что по крепости без помех работают орудия сверхмощных калибров – 305– и 420-мм «убийцы фортов». Им особо никто не мешает - и дни такой крепости сочтены. Именно это произошло с Намюром, Льежем, Мобежем, Антверпеном, Новогергиевском.
Но если хоть один из вышеперечисленных пунктов отсутствует - схема перестает работать. Например, надежная связь с полевой армией приводит к тому, что не изолированная крепость успешно держится и под огнем 305- 420-мм калибров (Ивангород, Осовец, Верден). А отрезанная от полевой армии и полностью изолированная крепость в случае отсутствии у блокирующих ее войск таких мощных калибров, может держаться довольно долго (так, Перемышль хоть и был полностью блокирован и отрезан от своих полевых войск, но пал лишь по прошествии многомесячной осады – 09. 03. 1915 г. – ведь провести артиллерийский штурм сверхтяжелыми калибрами у русской Осадной армии возможности не было - вследствие отсутствия в тот период таких орудий).
Крепость Краков
Т. о., крепость держалась, если качественно интегрирована в систему обороны полевых войск. Так, 16 – 19 августа 1914 г. во время Восточно-Прусской операции русская 1-я армия начала осаду Кенигсберга, а во время Ченстохово-Краковской операции в ноябре 1914 г. русские войска осадили Краков - но в обоих случаях осаду сняли и отошли – указанные крепости эффективно взаимодействовали с полевыми армиями. Не был взят и Верден, ставший стержнем обороны французских войск. Не были взяты Осовец и Ивангород – их оставили по приказу командования, предварительно эвакуировав что возможно и взорвав укрепления. Осовец и Ивангород остались непобежденными - хотя громились (причем неоднократно) тяжелой артиллерией противника.
Автор: Олейников Алексей Владимирович