Дарданеллы
Россия в Дарданелльской операции Антанты
Необходимость овладения Проливами признавалась командованием Антанты с самого начала Первой мировой войны. Расчет У. Черчилля базировался на возможности применить всю морскую мощь Британии, и на взаимодействии с русским Черноморским флотом. Идея была разумна стратегически, но могла быть проведена в жизнь при наличии полной внезапности, а также грамотном руководстве действиями союзных сил. Фактор внезапности был упущен - и операция растянулась с 19 февраля 1915 г. по 9 января 1916 г.
Первый лорд Адмиралтейства У. Черчилль и Первый морской лорд Д. Фишер.
В январе 1915 г. было принято общее решение о совместной операции, но содействовать друг другу союзники должны были в рамках самостоятельных операционных планов, прежде всего силами флота. Однако, столкнувшись с первыми трудностями 15 февраля (все даты относительно действий русских сил даются по старому стилю) союзники предложили России действовать более активно. 20-го февраля У. Черчилль сообщил в Петроград: «Великобританское правительство самым серьезным образом надеется, что когда наступит момент прорыва английского флота в Мраморное море, русский флот, одновременно с началом атаки Дарданелл союзниками, начнет систематическую с дальних расстояний бомбардировку внешних фортов Босфора, чему придается первостепенное значение» (Цит. по Шишов А. В. Загадки Первой мировой войны. М., 2005. С. 210.).
Россия поддерживала реализацию этой операции повышенной стратегической важности. Мы же попытались кратко рассмотреть основные формы участия России в Дарданнельской операции Антанты. Реализовывались 4 формы участия российских вооруженных сил в этой операции.
I. Действия русского Черноморского флота. Он получил в качестве задачи решение вопросов блокады Босфора и разрушения укреплений и инфраструктуры противника.
Черноморский флот произвел несколько набегов на берега Турции, в том числе пролива Босфор. Укрепления противника подверглись артиллерийскому обстрелу с линкоров (первый раз бомбардировка была проведена 15-го марта), топились турецкие транспортные суда, выставлялись мины заграждения.
Первая бомбардировка укреплений Босфора Черноморским флотом. Корабль слева – линкор «Ростислав».
Кроме того, Черноморский флот осуществлял поиски вдоль анатолийских берегов Турции - для осмотра и бомбардирования прибрежных пунктов и уничтожения турецких судов, перевозящих в Константинополь уголь из Зунгулдака. Бомбардировки осуществлялись 15 и 16 марта, 12, 19 и 21 апреля, угольные копи (в основном, район Зонгулдака) и объекты инфраструктуры обстреливались значительно чаще. Материальный эффект деятельности Черноморского флота был очень существенным: в условиях отсутствия других видов транспорта, с началом войны морские перевозки угля из угольного района Зонгулдак-Эрегли в Босфор приобрели для Турции большое значение. Удары русских линейных кораблей и блокада, которую осуществляли миноносцы и подводные лодки против турецкого судоходства постепенно наращивались, поставив под угрозу срыва поставки угля в турецкую столицу. Бомбардировка и блокада бассейна и уничтожение транспортных судов почти полностью парализовали вывоз топлива.
Черноморский флот сковал лучшие корабли германо-турок – «Гебен» и «Бреслау». Линейный крейсер «Гебен», самый современный и боеспособный корабль неприятеля, так и не смог принять участие в отражении союзников в Проливах.
Линейный крейсер «Гебен» - «Султан Селим Явуз»
27 апреля 1915 г. у Босфора противники («Гебен» и бригада линкоров Черноморского флота) провели 22-минутный поединок на очень большой дистанции. Последняя и предопределила низкую результативность огня. Из 150 выпущенных немцами 280-мм снарядов в русские корабли не попал ни один.
Линкор «Евстафий» - главный противник "Гебена"
Русские линкоры послали в неприятеля 169 305-мм снарядов; три из них поразили «Гебен» и уничтожили одно 150-мм орудие, была также временно выведена из строя третья башня. Как отмечал очевидец - один из разрывов дал «сильный огонь и громадный столб дыма», долго стоявший над кораблем и некоторое время даже следовавший вместе с ним. После чего линейный крейсер быстро ретировался.
«Бреслау» же в походе 29 - 30 мая 1915 г. подвергся у Босфора торпедной атаке подводной лодки «Тюлень» и должен был, потеряв семь человек убитыми, отступить перед торпедно-артиллерийской атакой шедших ему навстречу 2 русских эсминцев. Подорвавшись 5-го июля на минах подводного заградителя «Краб», «Бреслау» принял 642 тонн воды и встал на длительный ремонт, продолжавшийся до февраля 1916 г.
II форма участия в операции - это непосредственные действия русских кораблей в составе англо-французского флота. Речь идет о бронепалубном крейсере «Аскольд», который вошел в 6-ю эскадру союзного флота под командованием французского контр-адмирала Э. Гепрата. 25-го апреля 1915 г. плавсредства русского крейсера участвовали в высадке десанта у Кум-Кале, а сам корабль поддерживал десант огнем.
Меткость огня русского крейсера вызвала удивление и восхищение союзников.
26-го апреля в результате огня «Аскольда» и вспомогательного крейсера «Савойя» около 500 турецких солдат сдались в плен. До конца апреля «Аскольд» действовал у Дарданелл: входил в пролив и вел огонь по батареям турок на азиатском берегу, прикрывая союзные войска на Галлиполийском полуострове. Потери экипажа за Дарданелльскую операцию составили 4 человека убитыми и 9 человек ранеными. В мае о пребывании «Аскольда» в Проливах сообщал командир германской подводной лодки U-21 О. фон Херзинг: он заметил «Аскольд», но предпочел атаке легкого крейсера линкоры «Триумф» и «Маджестик».
Дредноут "Императрица Мария" конвоирует транспорты с десантом, 1915 г.
III. Русское Верховное командование разработало проект комбинированной Босфорской операции, которая, как отмечал документ, будет иметь успех (РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 502 (3)) при условии высадки в нескольких портах одновременно и не более чем 1 дивизии и 1 артиллерийской бригады. Порты высадки должны обеспечиваться железнодорожной инфраструктурой. Каждой группе транспортов предназначался свой пункт высадки (Там же. Л. 142.). Отмечалось, что успех операции зависит от тщательности ее подготовки (Там же. Л. 143.).
Проект операции неоднократно видоизменялся.
Проекты десанта силой в 1 - 2 корпуса сначала предполагались на Босфоре в течение февраля - марта, затем разрабатывались планы десанта на случай удачного форсирования Дарданелл англо-французами или в случае выступления Болгарии на стороне Антанты. В марте - апреле 1915 г. по распоряжению Ставки осуществляется сосредоточение сил и средств, необходимых для проведения десантной операции. Для нее предназначались 5-й Кавказский армейский (сформированный из частей Кавказской армии, высвободившихся после Саракамышской операции) и 2-й армейский корпуса, начавшие сосредоточение в черноморских портах, прежде всего в Одессе. Общее руководство операцией возлагалось на командующего 7-й армией генерала от артиллерии В. Н. Никитина. Сосредоточение 5-го Кавказского армейского корпуса осуществлялось в апреле - мае 1915 г. (РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 501 (1)). Но, в итоге, В. Н. Никитину вместо него были переданы 2-я, 12-я и 38-я ополченские бригады.
Общая обстановка на фронтах не позволила использовать русский экспедиционный корпус для совместного удара с союзниками по Турции. 28-го апреля корпус, готовый к выходу, был высажен в Севастополе - он потребовался на Юго-Западном фронте.
Вряд ли корпус мог сыграть сколько-нибудь заметную роль в решении существенных задач на фоне грандиозных масштабов Великой войны. Мы склонны поддержать мнение А. Керсновского, считавшего, что, не осуществив Дарданелльский проект, Россия упустила реальный шанс ускорить выигрыш мировой войны в свою и Антанты пользу. Начальник Полевого Генерального Штаба германской армии генерал пехоты Э. фон Фалькенгайн так оценивал дарданелльский план: «если бы проливы между Средиземным и Черным морями не были постоянно закрыты для прохода судов Антанты, то надежды Германии на успешный ход войны были бы значительно меньше. Россия перестала бы находиться в изоляции, которая для центральных держав была более выгодной, чем успехи на фронте, так как раньше или позже силы этого титана все равно были бы автоматически парализованы».
Император среди пластунских офицеров, 1916 г.
IV. Предполагалось наличие крупного русского воинского контингента в составе союзного экспедиционного корпуса. Данный проект, одобренный штабом Верховного Главнокомандующего (РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 502 (1) - Копия тел. Данилова от 16 мая 1915 г. № 687 Беляеву) предполагал необходимость послать 40-й сибирский стрелковый полк с батареей в Проливы. Переброска - через Владивосток. Снаряжение - из расчета 1,5 тыс. патронов на винтовку и орудие, 45 тыс. патронов на пулемет. Отряд также должен был включать в свой состав команду велосипедистов и мотоциклистов, 2 автомобиля, сотню 53-го Донского казачьего полка (Там же. Л.1.).
17 мая 1915 г. генерал-квартирмейстер отправил начальнику военных сообщений при Верховном Главнокомандующем предписание – подготовить отряд для перевозки (Телеграмма №2404. Там. же. Л.12; Телеграмма Верховного Главнокомандующего Императору Николаю о сосредоточении от 17 мая. Там же. Л.3).
Сотню 53-го Донского казачьего полка было решено заменить подразделениями Уральского, Забайкальского или Сибирского казачьих войск (Там же. Л. 7.). Были выбраны сибирцы.
Было установлено, что во главе отряда должен быть генерал-майор, начальник штаба - подполковник или капитан, 2 старших адьютанта должны были обладать знанием английского, французского и турецкого языков (Там же. Л. 8.).
Отряд был технически усилен и должен включать в свой состав отделение самокатчиков, подразделения мотоциклистов и радиотелеграфа, саперную роту и дивизионный лазарет, а также 10 автомобилей (Там же. ЛЛ. 9-10.). Предполагалось улучшение снабжения и снаряжение отряда, а командиром был назначен военный агент в Черногории генерал-майор Потапов (Там же. Л. 12.).
30-го мая вопрос об отправке был решен (Телеграмма начальнику военно-морского Управления Ставки № 2553. Там же. Л.15.).
Общая численность отряда предполагалась равной до 6 тыс. человек (Там же. Л.16.). Но фактический состав отряда был следующим: 148 офицеров, 37 чиновников, 8094 нижних чинов, 990 лошадей, 8 орудий, 32 автомобиля, 23 мотоцикла, 16 самокатов (из них 4 запасных) (Там же. Л. 55.).
31-го мая Ставка сообщала, что французы готовы перевезти на своих транспортах до 5 тыс. человек 1-го июля (Там же. Л. 29.). Предполагалось возможным задействовать и суда Добровольного флота «Киев» и «Могилев», 4 французских парохода и еще 2 парохода (Там же. Л. 65.).
Т. к. численность отряда возросла, возникли сложности и затяжки. В итоге, было решено отправлять десантников эшелонами. Но уже в августе 1915 г. союзники взяли курс на сворачивание операции – отпала и необходимость в переброске русского отряда.
Дарданелльская операция провалилась.
Среди первоочередных последствий провала операции следует назвать высвобождение значительных турецких сил с боевым опытом современной войны, воодушевленных одержанной победой. Русское командование справедливо ожидало, что большая их часть (прежде всего отборные войска 2-й и 5-й армий) будет переброшена на Кавказ для усиления 3-й турецкой армии. Так фактически и произошло, но русская Кавказская армия разгромила в Огнотской и последующих операциях галлиполийских победителей.
Угроза русского десанта удерживала в районе Константинополя 4 турецких корпуса, которые с успехом могли быть использованы в Галлиполи, русский флот также приковал сильнейшие корабли германо-турок, чем способствовал Дарданелльской операции Антанты.
Но была упущена возможность реализовать переферийную стратегию, осуществив комбинированную операцию по овладению проливами Босфор и Дарданеллы.
Интересно отметить, что и после провала Дарданнельской операции русское командование подготовило самостоятельный проект Босфорской экспедиции - к весне 1916 г. Твердо придерживаясь убеждения, что вопрос о Проливах будет решен победой над Германией, начальник Штаба Верховного Главнокомандующего генерал от инфантерии М. В. Алексеев считал Босфорскую операцию ненужной затеей, способной лишь отвлечь войска от главного театра войны, и тем затруднить победу. Это при том, что оперативно-стратегическая обстановка в этот период складывалась для русских войск исключительно благоприятно. К весне 1916 г., вследствие ряда катастроф на Кавказском фронте, постоянных неудач в районе Суэцкого канала и Палестины, а особенно вследствие тяжелых потерь при обороне Дарданелл, боеспособность турецкой армии была в значительной мере подорвана, а материальные ресурсы исчерпаны.
Царская Ставка за оперативной работой. Слева направо: генерал-квартирмейстер Штаба Верховного Главнокомандующего генерал-лейтенант С. М. Пустовойтенко, Верховный Главнокомандующий Император Николай Второй, Начальник Штаба Верховного Главнокомандующего генерал от инфантерии М. В. Алексеев.
Последний удар боеспособности турецкой армии нанесло немецкое верховное командование, потребовав, в связи с успехами Наступления Юго-Западного фронта летом 1916 г., отправки на галицийский фронт целого турецкого корпуса. В состав корпуса вошли наиболее боеспособные части из состава группировки, находившейся в районе Проливов и Константинополя.
После переброски в июле 1916 г. этого корпуса в Галицию, в районе Проливов осталось лишь три дивизии. Учитывая слабую пропускную способность железнодорожных путей, германцы при всем желании не смогли бы перебросить в угрожаемый район более - менее значительные подкрепления ранее, чем через две недели после начала русской десантной операции. В этой обстановке и небольшой русский десант (2 - 3 дивизии, т. к. большее число соединений М. В. Алексеев не считал возможным выделить из состава Действующей армии) мог сыграть важнейшую стратегическую роль.
В 1916 г. Турция была самым слабым звеном Германского блока, и Босфорская экспедиция вместе с Брусиловским наступлением могли завести цепную реакцию обрушения вражеской коалиции. Мировая война могла быть сокращена на 2 года.
Реализации проекта в рамках кампании 1917 г. помешали революционные события.
На правильность этой стратегической идеи указывает то обстоятельство, что крушение Германии в Первой мировой войне в 1918 г. началось именно на второстепенном - Салоникском фронте - с капитуляции Болгарии. Историк А. А. Керсновский был абсолютно прав, когда писал: «Ключи от Босфора полагали в Берлине…. Сейчас мы видим, что ключи от Берлина находились на Босфоре».
Именно Босфор и Дарданеллы были ключевым стратегическим пунктом Первой мировой войны.
Автор: Олейников Алексей Владимирович