Дарданеллы
13 фактов о Дарданелльско-Галлиполийской операции
Эта статья - о некоторых особенностях Дарданелльской операции Антанты 1915 – 1916 г.г. Охарактеризованы наиболее интересные военно-исторические факты, касающиеся этой операции.
Дарданелльская операция - комплекс боевых мероприятий англо-французских сил по форсированию Дарданелльского пролива и связанные с этим сухопутные бои на Галлиполийском полуострове. Операция растянулась с 19. 02. 1915 г. по 09. 01. 1916 г.
Необходимость захвата союзниками Дарданелл в случае противостояния с Турцией определялась рядом факторов. Вступление Турции в Первую мировую войну приводило к изоляции России от западных союзников, что ослабляло восточный фронт противостояния с Германским блоком. Было необходимо изолировать Германию, стержень Четверного союза, от Турции. Морская блокада Германии не могла быть эффективной без контроля над Босфором и Дарданеллами. Необходимо было вывести Турцию из войны, и, наконец, этим можно было повлиять на военно-политическую позицию нейтральных государств - прежде всего Болгарии, Румынии и Греции.
С Дарданелльской операцией связаны следующие интересные факты.
1) Было продемонстрировано высокое качество регулярной турецкой пехоты. Несмотря на хронический (иногда до 50%) некомплект личного состава, сильной стороной турецкой пехоты была дисциплинированность, храбрость и настойчивость. Так, аскеры, почти не обращая внимания на собственные потери, смело атаковали и упорно оборонялись в своих траншеях, в упор стреляя по атакующему противнику. Несмотря на все проблемы с вооружением и снаряжением, воевали они геройски. Как отмечали участники боев, на Галлиполи войска Антанты поддерживались флотской артиллерией, в то время как оттоманские войска были буквально нищенски снаряжены и вооружены, не имели достаточного количества боеприпасов, но имели бедное индивидуальное снаряжение и скудное питание. Несмотря на все это, турецкий солдат был неприхотлив и храбр. Из всех армий стран-участниц Германского блока именно турецкая дала наименьшее количество военнопленных относительно кровавых потерь.
Турецкие пехотинцы.
2) На успешное противостояние турок союзникам в ходе операции огромное значение оказал морально-политический фактор. Священники не только наставляли своих солдат под огнем союзников, но и зачастую, после гибели офицеров, принимали командование над пехотными подразделениями. Особенно отличились дервиши. Неприхотливость и стойкость турецкого солдата также во многом вытекали из религиозной специфики. Немецкие военные корреспонденты объясняли это «кисметом» (то есть верой в судьбу) мусульман.
Подразделение дервишей-волонтеров в Стамбуле, 1915 г.
3) 18-е марта – черный день союзной эскадры в Проливах, ознаменовавшийся гибелью ряда крупных боевых кораблей. В этот день британцы задействовали: новейший линкор-дредноут «Куин Элизабет», линейный крейсер Инфлексибл, линкоры-додредноуты «Лорд Нельсон», «Агамемнон», «Вендженс», «Иррезистебл», «Оушен», «Трайэмф», «Суифтшер», «Принц Джордж», «Альбион», «Маджестик», а французы – «Шарлемань», «Сюффрен», «Буве», «Голуа». В резерве (прикрывая тральщики) находились британские додредноуты «Корнуоллис» и «Канопус». Таким образом, группировка союзников состояла из 18 линкоров – внушительная сила, сведенная в 3 дивизии и резерв.
Сражение началось в 10 часов 30 минут. «Куин Элизабет» борется с двумя фортами Чанака, «Агамемнон», «Инфлексибл», «Лорд Нельсон» бомбардируют Килид-Бар, «Принц Джордж» и «Трайэмф» прикрывают европейский и азиатский фланги соответственно. «Агамемнон» был накрыт 152-мм гаубицами (в течение получаса получил 12 попаданий), «Инфлексибл» также получил ряд попаданий. Впоследствии, в 16 часов он подрывается на мине. При этом взрыве погибло 20 человек, корабль принял 2000 тонн воды.
В 13 часов 45 минут была введена в бой 3-я дивизия. Дивизия под прикрытием миноносцев ведет огонь прямой наводкой по Килид-Бару и Чанакским укреплениям. Корабли попали под обстрел многочисленных турецких батарей. Хотя этот огонь и не мог причинить существенного ущерба корабельной броне, но постоянно попадающие в надстройки линкоров снаряды (прежде всего фугасного действия) наносили экипажам потери, причиняли урон управляемости, боеспособности и живучести кораблей.
В это время англо-французский флот понес самые тяжкие потери. «Сюффрен» получил несколько тяжелых снарядов, «Голуа» наткнулся на мину (ранее он также получил несколько попаданий) и отходит с большим креном.
В 14 часов «Буве», который также получил много артиллерийских попаданий в корпус (в т. ч. дважды 356-мм снарядами), подорвался на минном заграждении. Произошел взрыв артиллерийского погреба, корабль затонул, унеся с собой жизни 648 моряков.
В 15 часов 14 минут «Иррезистебл» получил ряд повреждений (в частности, обе башни были выведены из строя), а в 16 часов 15 минут подорвался на мине. Потери экипажа убитыми составили 20 человек, команда эвакуирована.
В 18 часов флоту было приказано выйти из Дарданелл - и в это время происходит очередная катастрофа: «Оушен» (до этого сильно поврежденный артогнем) подрывается на мине и оставляется экипажем. К следующему утру оба брошенных корабля, «Оушен» и «Иррезистебл», были добиты турецкими батареями.
В результате, из 16-ти непосредственно участвовавших в операции линкоров, союзники потеряли погибшими 3 корабля («Буве», «Оушен», «Иррезистебл»), а еще 3 («Инфлексибл», «Сюффрен», «Голуа») были так повреждены артиллерийским огнем, что 2 последних пришлось отправить в доковый ремонт. «Сюффрен» получил 14 попаданий и чуть не погиб от взрыва своего боезапаса. «Голуа» также был серьезно поврежден - от попаданий в подводную часть корпуса. Менее сильно пострадали еще два корабля - «Агамемнон» и «Альбион»: на первом было повреждено одно 305-мм орудие, на втором - обе башни главного калибра. Потери союзников в людях - около 800 человек ранеными, убитыми и утонувшими, турок - 40 человек убитыми и 74 ранеными (в том числе 18 германцев). Воздействие артиллерийского огня союзников на турецкие форты было ощутимо, но гораздо меньше, чем думали союзники: лишь батареи, оборонявшие вход в Проливы, были подавлены.
Французский линкор «Буве».
4) В ходе этой операции был замечателен боевой дух турецко-германских артиллеристов: они сражались с бешеным фанатизмом. Большую роль играли знания и умения германских специалистов: они искусно импровизировали в ходе боя. В частности, в условиях отсутствия автотранспорта и лошадей, германцы задействовали буйволов - для перемещения мобильных гаубиц при смене ими огневых позиций. Некоторые орудия были размещены так, чтобы создать максимальную оптическую иллюзию. Были изготовлены, хотя и примитивные, но достаточно эффективные, дымовые устройства, имитировавшие огонь артиллерии.
105-мм гаубица турецкой артиллерии.
5) В ходе первого (апрельского) этапа наземной операции самые большие сложности испытали британские войска у Седд-эль-Бар. Этот участок являлся самым трудным для проведения десантирования и представлял из себя пляж (длиной до 300 м, шириной 10 м), над которым господствовала средневековая полуразрушенная крепость. Было решено использовать транспорт с небольшой осадкой - который мог подойти поближе к берегу.
Между транспортом и берегом предполагалось из нескольких лихтеров и самоходной шаланды соорудить своего рода мост. Солдатам предстояло перейти с борта судна на лихтеры, потом перебежать по трапам на шаланду, а с шаланды (по сходням) перебраться на берег. Основой для этой конструкции являлся угольщик «Ривер Клайд» с корпусом из толстых железных листов. В его бортах вырезали 8 портов, позволявших одновременно проскочить нескольким десяткам человек. «Ривер Клайд» принял 2,5 тыс. человек. Но авангардные части на этом участке выгружались обычным способом: рано утром шлюпки на буксире паровых катеров, заполненные 3 ротами ирландских стрелков, подошли к берегу. В течение 5 минут под убийственным огнем турецких пулеметов почти все бойцы в шлюпках были убиты. «Ривер Клайд» под огнем достиг намеченного места, но глубина там оказалась меньше ожидаемой - шаланда села на мель далеко от берега. Лихтер, который служил звеном своеобразного моста между угольщиком и берегом, снесло течением. Шаланда и лихтеры заполнились убитыми и ранеными, течение растащило компоненты «моста». Турки методично расстреливали пехотинцев в лихтерах. Был убит и командир 86-й бригады 29-й пехотной дивизии генерал Непир. Лишь немногие британцы смогли достичь берега. Пулеметы «Ривер Клайда» спасли английский десант от полного уничтожения, в то время как огонь линкора «Альбион» был малодейственен.
Транспорт «Ривер Клайд» в момент высадки десанта.
6) Операция интересна активными действиями турецких снайперов. Так, в ходе боев на Галлиполийском полуострове 15 мая 1915 г. от пули снайпера погиб начальник 1-й австралийской дивизии сэр Вильям Бридж. Фронтовик так передавал свои впечатления от фактора наличия снайперов противника в секторе АНЗАК (Австралийско-Новозеландского армейского корпуса) по наличию множество надписей, предупреждающих о наличии вражеских снайперов: «Опусти голову», «Держись влево», «И то и то одновременно».
Бойцы в окопах через перископы наблюдали за малейшим движением во вражеских окопах.
Разведгруппа австралийцев, захватившая турецкого снайпера. Обратите внимание на своеобразный «маскхалат» последнего.
7) На Галлиполийском полуострове воплотились все реалии и закономерности позиционной войны. Так, позиции АНЗАК уже в мае включали в себя линии окопов и артиллерийские позиции, усиленные полевыми укреплениями. В обиход вошли так называемые «посты», именуемые в честь командира или в зависимости от специфики местности. Траншеи врагов находились близко друг от друга, что позволило эффективно применять ручные гранаты и минометы.
Когда в 3 часа 30 минут 19-го мая турецкая пехота попыталась нанести удар в штыки, передвигаясь волнами, то преодоление тех 200 - 300 метров, которые разделяли передовые окопы врагов, как и на Французском фронте, превратилось в большую кровавую проблему: передние шеренги турецкой пехоты по очереди выкашивались огнем, а дошедших до окопов противника ждали штыки. Невзирая на тяжелые потери, турки продолжали героические и безуспешные атаки до 15 часов 30 минут, когда бойцы АНЗАК, поддержанные корабельным огнем, перешли в контратаку, ответным штыковым ударом восстановив положение. В итоге, начав наступление 19-го мая силами более чем 30 тыс. человек, турецкие войска, потеряв лишь к концу 1-х суток до 10 тыс. солдат, смогли занять только 1-ю линию окопов АНЗАК, а в дальнейшем не только ее оставили, но и с трудом удержались на своих позициях.
Воздействие пулеметного и винтовочного огня на пытающихся атаковать без выстрела турок было опустошительным, и проблема с начинающими разлагаться трупами стала настолько актуальна, что противники 24-го мая даже заключили негласное своеобразное перемирие - разрешив друг другу провести эвакуацию тел погибших. Но, как вскоре смогли убедиться фронтовики, галлиполийский позиционный фронт отличался от французского тем, что иссушающее солнце и отсутствие дождей мумифицировало трупы - и эпидемий не было.
На поле боя 19 мая в секторе АНЗАК - убитые турецкие солдаты.
8) В мае 1915 г. флот союзников ждали новые крупные потери. В ночь на 13-е мая в 1 час 17 минут в заливе Морто турецкий эсминец «Муавенет-и-Миллет» 3-торпедным залпом поразил линкор «Голиаф»: произошел взрыв погребов, и «Голиаф» сразу же затонул. Из 750 человек экипажа спаслось 180. Последствия от этого наступили сразу же: опасаясь за его судьбу, Адмиралтейство отозвало ветерана операции и наиболее сильный корабль не только дарданелльской эскадры, но и всего английского флота – «Куин Элизабет». Уход дредноута - символа экспедиции, - вызвал в рядах союзников уныние. 25-го мая у Габа-Тепе германская подлодка U-21 уничтожила британский линкор «Трайэмф» (погибло 73 моряка). 27-го мая та же подлодка в 7 часов утра топит у мыса Хеллес линкор «Маджестик», погибло 48 моряков.
С берега турецкие солдаты видели и восторженно приветствовали гибель ежедневно их третировавших тяжелых кораблей противника: это подняло боевой дух бойцов армии Лимана фон Сандерса. Увидели гибель своих линкоров и тысячи солдат союзников. Таким образом, за месяц флот союзников потерял 3 крупных боевых единицы.
Британский линкор «Трайэмф», потопленный 25 мая 1915 г. U-21
9) Дарданнельская операция показательна активными действиями миноносцев и подводных лодок. Так, миноносец «Тимур Хиссар» 1-го марта у Смирны атаковал и нанес повреждения британскому авиатранспорту «Энн Рикмерс», 16-го апреля тот же миноносец атаковал у Сироса британский транспорт «Маниту». Турецкая торпеда прошла мимо, но при спуске шлюпок из-за поднявшейся на транспорте паники утонул 51 человек.
Свирепствовали германские субмарины. Например, 4-го июля U-21 потопила французский транспорт «Картаж» (5600 тонн водоизмещением), 13-го августа UB-14 потопила британский транспорт «Король Эдуард» (11117 тонн) – из 1366 солдат и офицеров, которых он перевозил, погибло 866. 2-го сентября та же подлодка атаковала транспорт «Сауслэнд» (хотя он и не затонул, погибло 40 человек). 19-го августа потоплен английский пароход «Арабик», а 8-го сентября - индийский войсковой транспорт «Рамазан» (3477 тонн), на котором погибло 306 человек. 13 германских подводных лодок, оперировавших в Эгейском море, лишь за период с 28 сентября до конца октября 1915 г. потопили 23 транспорта с войсками, вооружением и снаряжением.
Оперировали и союзные субмарины.
17-го апреля Е-15 села на мель, оказавшись под пушками форта Дарданос, немедленно открывшего по ней огонь. Командир попытался снять подлодку с мели, но безуспешно. Почти сразу же он был убит, а вскоре лодка повреждена. 7 человек экипажа погибли, а остальные попали в плен.
29-го апреля Е-14 пустила ко дну турецкий транспорт, 1-го мая - канонерскую лодку «Нур-уль-Бахир» (36 погибших). АЕ-2 погибла 30-го апреля - после ожесточенного артиллерийского боя потоплена миноносцем «Султан Хиссар». 1-го мая французская подлодка «Жуль», подорвавшись на мине, погибла со всем экипажем. 10-го мая Е-14, находившаяся у Константинополя, поразила торпедой турецкий транспорт «Гуль Джемаль» (выбросился на берег). Транспорт перевозил полевую батарею и 6 тыс. солдат.
Из всех британских подводных лодок наибольших успехов добилась Е-11, потопившая вначале несколько малых судов, а 23-го мая торпедную канонерскую лодку «Пеленги-Дерья» у Босфора. 24-го мая Е-11 уничтожила 300-тонный пароход «Нагара» (на нем погибли перевозимые 150-мм орудие и 600 снарядов к нему) и транспорт, а на следующий день проникла к Константинополю и потопила торпедой германский пароход «Стамбул» (инцидент вызвал панический резонанс). 28-го мая подлодка пустила на дно пароход «Пандерма» (на нем погибло до 250 человек и 7 тыс. снарядов), а 7-го июня - транспорт у Нагары. 6-го августа субмарина торпедировала канонерскую лодку «Пейк-и-Шевкет» (смогла вернуться на базу). На рассвете 8-го августа Е-11 атаковала линкор «Хайреддин Барбаросса». Додредноут перевернулся и затонул, погибло 580 человек. Также Е-11 серьезно повредила турецкий транспорт, заставив последний выброситься на берег.
29-го июня французская лодка «Мариотт» попала в сеть и взята с экипажем в плен. 30-го июня Е-7 уничтожила пароход и 2 парусника, а еще 3 парусника выбросилось на берег. Та же лодка 4-го июля потопила 2 парусника, а 10-го июля – 3000-тонное судно. Но 4-го сентября Е-7 запуталась в турецких противолодочных сетях, и подводники попали в плен. Е-2 топит 14-го августа минный заградитель «Самсун». 30-го октября французская подлодка «Тюркуаз», оперировавшая в Мраморном море, села на мель и была захвачена турками. На ней были обнаружены данные о рандеву места встречи с британской подлодкой Е-20. В итоге, подводная лодка UB-14 атаковала Е-20 и потопила «британку» со всем экипажем (кроме командира и 8 матросов). Подлодка Е-11 в ходе ноября-декабря 1915 г. увеличивала свой боевой счет на эсминец (потопленный 3-го декабря «Яр Хиссар» - погибли 8 германцев и 28 турок из состава экипажа), 35 парусников и 11 пароходов. В ряде случаев английские субмарины применяли по береговым целям свою палубную артиллерию - это имело и моральный эффект. Так, лодки Е-7 и Е-12, оперируя у Константинополя, обстреляли мельницы и движущиеся железнодорожные составы. Е-7 обстреляла и фабрику по производству пороха в Зейтуне, в то время как Е-11 5-го декабря потопила артиллерийским огнем германский 5000-тонный пароход «Боспорус».
Турецкие потери от действий подлодок союзников за одиннадцать месяцев Дарданелльской операции – линейный корабль, эскадренный миноносец, 2 канонерские лодки, 25 пароходов, 11 транспортов и свыше 100 парусных лодок. Результат чувствительный для германо-турок, но не определяющий.
Британская подлодка Е-15, попавшая в плен в апреле 1915 г.
10) В ходе августовских боев 1915 г. вновь отличились австралийские и новозеландские части. Ожесточенные схватки, зачастую переходившие в рукопашные бои, вели к большим потерям (так, 1-я австралийская бригада из 2900 бойцов потеряла 1700, а 3-я легкоконная бригада потеряла 600 человек (то есть половину личного состава) за первые 15 минут боя). В ходе боев за Лоунпайн австралийцы заслужили 7 Крестов Виктории. В ночь на 9-е августа турками было утрачено плато Чунук-Баир: в этом бою отличились новозеландцы и гуркхские стрелки. В этот день с утра начались контратаки турок. Британские части под повторяющимися атаками турок подались назад. Постепенно британцы потеряли гребни высот и лощины. К вечеру они были отброшены к подножью Сари-Баира – фактически в исходное положение. Лишь крайняя усталость наступающих турок и артиллерийский огонь британцев задержали дальнейшее развитие турецкого наступления. Утром 10-го августа англичане попытались перейти в наступление, но и эта атака была отбита турками. Бойцы АНЗАК подошли к горе Анафарта, господствующей над турецкими позициями – ключу операции, но не смогли ей овладеть, несмотря на поддержку более 100 орудий. Л. фон Сандерс считал, что потеря этой ключевой позиции означала падение Константинополя. Но напряженные кровопролитные сражения обескровили АНЗАК – лишь бои в период 6 - 10 августа стоили союзникам 20000 человек, а некоторые части остались без офицеров. Турецкие войска также понесли тяжелые потери: лишь 10-го августа - 5000 человек.
Пехотинцы АНЗАК в захваченной турецкой траншее.
11) Во время Дарданелльской операции активно действовал русский крейсер «Аскольд», вошедший в 6-ю эскадру флота союзников, которой командовал французский контр-адмирал Гепрат. 25 апреля 1915 г. плавсредства крейсера активно участвовали в высадке десанта у Кум-Кале, в то время как сам корабль поддерживал десант огнем. За 25-е апреля крейсер израсходовал 748 152-мм и 1503 75-мм снарядов. Меткость огня русского крейсера вызвала восхищение и удивление союзников. 26-го апреля результатом огня «Аскольда» и взаимодействовавшего с ним вспомогательного крейсера «Савойя» было пленение до 500 солдат противника. «Аскольд» действовал у Дарданелл до конца апреля, потеряв 4 человека убитыми и 9 ранеными. В мае «Аскольд» действовал в Дарданеллах эпизодически – в этот период о нем сообщил командир германской подводной лодки U-21, заметивший «Аскольд» - но он предпочел легкому крейсеру более лакомую добычу: цели-линкоры «Триумф» и «Маджестик».
Аскольд» в составе союзной эскадры в Дарданеллах, апрель-май 1915 г.
12) Дарданелльская операция - одна из наиболее кровопролитных (общие потери войск сторон - до 50% от количества войск, прошедших через эту операцию) и в то же время безрезультатных боевых операций Первой мировой войны.
Через Дарданелльско-Галлиполийский фронт в общей сложности прошло до миллиона человек, и свыше половины из них погибли, пропали без вести, были ранены или заболели. Общие потери на суше: турецких войск – 250000, войск Антанты – более 266000 человек. Хоть турецкие потери убитыми (87000 человек) почти в два раза превышают соответствующие потери у союзников (46400 человек – 36400 британцев (в т. ч. 1700 индийцев и 9700 австралийцев и новозеландцев) и 10000 французов), но у последних больший процент ранеными и (особенно) заболевшими - что иллюстрирует как уровень командования и степень его заботливости о своих войсках, так и специфику боевых действий скверно снабжаемого десанта на непривычной для него местности (раненых и заболевших - 163000 турок, 173300 британцев и 46500 французов)). В военно-морской сфере, прежде всего за счет гибели больших надводных кораблей, потери союзников значительно превышали турецкие. Турки потеряли линейный корабль, эскадренный миноносец, миноносец, две канонерки и минный заградитель – всего на них погибло 652 моряка. Англичане и французы потеряли 6 линейных кораблей, эсминец, 7 подлодок, мелкие корабли и суда – и 1540 моряков.
Генерал Бридж, убитый турецким снайпером 15 мая 1915 г.
13) Операция имела большое военно-политическое значение.
Эвакуация англо-французских войск из Галлиполи была воспринята в Константинополе и Берлине с большим торжеством, в столице Турции были проведены праздничные мероприятия. Лиман фон Сандерс получил почетное прозвище «Гинденбург Востока», стал полным генералом (генералом кавалерии). Султана Мехмеда V правительство нарекло «Гази» (то есть «Непобедимый»), а его военный министр Энвер-паша получил прозвище «Наполеоник». Россия осталась изолированной от союзников, что в недалеком будущем имело для нее плачевные последствия.
Лиман фон Сандерс в турецкой униформе.
Автор: Олейников Алексей Владимирович