Дипломатический фронт Первой мировой

На пути к единству - конференции в Шантильи 1915 г. и координация действий союзников по Антанте

4 октября 2023 г.

В кампании 1915 г. союзники по Антанте делают первые попытки координировать совместные военные усилия. Начало координации связано с г. Шантильи - именно в нем в 1915 г. стали собираться межсоюзнические военные конференции, положившие начало этому процессу.

00022.jpg

Первая конференция в Шантильи состоялась 24-го июня (даты в статье даются по-старому стилю). Созвана она была по инициативе французского правительства (Совета министров) Р. Вивиани. В совещании участвовали военные представители Франции, Англии, России, Италии, Бельгии и Сербии. Конференция наметила контуры помощи союзников России, в кампании 1915 г. выдерживающей главный удар армий государств Германского блока.

040.jpg

По свидетельству генерал-квартирмейстера Штаба Верховного главнокомандующего генерала от инфантерии Ю. Н. Данилова, французский главком генерал Ж. Жоффр, открывая заседание, сказал следующее: «В августе и сентябре 1914 г. русская армия перешла в наступление в Восточной Пруссии и Галичине, чтобы облегчить положение французов и англичан, вооруженные силы которых отступали перед напором почти всей германской армии. Нынешнее положение в России требует таких же действий с нашей стороны. Это необходимо с точки зрения как военной чести Франции и Англии, так и собственных их интересов» (Данилов Ю. Н. Великий князь Николай Николаевич. - М., 2006. С. 254-255.).

049.jpg

Но действительность оказалась сильнее слов и желаний.

Русский военный агент во Франции полковник граф А. А. Игнатьев отмечал: «Генерал Жоффр был поддержан фельдмаршалом Френчем в необходимости перехода в наступление в ближайшем времени французских и английских сил… Не обнадеживая союзников возможностью скорой остановки наших отступавших армий, я указал, что развитие операций на Восточном фронте потребует значительного времени, которое союзники должны использовать для нанесения решительного удара на Западном фронте еще до наступления зимы. Жоффр при этом нахмурился и счел нужным оттенить, что лучше было бы не употреблять слово «решительный»… В результате было постановлено, что французские армии будут продолжать ряд «локализированных действий» и предпримут общую наступательную операцию после пополнения запасов орудий и снарядов и поддержки английской армией... Итальянская же армия будет развивать начатое ею наступление, с которым должны согласовываться действия сербской армии. Подчеркивание совещанием значения операций этих наиболее слабых союзных армий указывало, что на них-то до поры до времени и возлагаются задачи по оказанию поддержки Русскому фронту» (Игнатьев А. А. 50 лет в строю. Т. 2. - Петрозаводск, 1964. С. 209.).

127.jpg

Фельдмаршал Френч

В результате, эффективной поддержки русская армия в наиболее тяжелый для нее период войны так и не получила.

22 - 25 ноября в Шантильи состоялась следующая межсоюзническая конференция. Она была созвана председателем Совета министров Франции А. Брианом. В конференции участвовали главнокомандующие союзными армиями, наиболее видные из генералов и начальники штабов союзных держав. Присутствовали представители Франции, Англии, России, Италии, Бельгии и Сербии. Россию представлял генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский.

00009.jpg

Союзники признали необходимым начать обсуждение текущих вопросов ведения боевых действий на всех фронтах Антанты. В сложившихся к концу кампании 1915 г. оперативно-стратегических условиях (безрезультатное сентябрьское наступление на Французском фронте и стабилизация Русского фронта) обсуждался выход из позиционного тупика, в том числе с помощью переферийной стратегии (образование Салоникского фронта).

00006.jpg

Общее стратегическое положение русским командованием оценивалось следующим образом: «В настоящее время на французской и итальянской границах создалась неподвижная позиционная война, которая, видимо не может привести к скорому окончанию войны. Только на русской и балканской границах самое протяжение их и более доступная местность препятствует ведению одной строго позиционной войны... Намереваясь массою до 500000 штыков перейти в наступление в направлении Ровно-Варшава, русская армия направляет часть сил от Черновиц через Буковину и Трансильванию к Сербии, чтобы в районе Танешвара угрожать тылу австро-германских сил, действующих в Сербии. Это единственная возможность для русской армии помочь Сербии... Если бы в то время как русская армия выдвинется на линию Брест-Львов-Сигат-Быстрица, образовалась бы в южной Сербии масса из англо-франков-итальяно-сербов и, разбив болгар, могла бы вторгнуться черев Сербию в направления Белград-Будапешт, то … на линии Варшава-Будапешт могло произойти соединение главной массы русской армии со всеми силами англичан, французов и итальянцев, излишними для позиционной войны на французской и итальянской границах. Тогда явилась бы возможность овладеть Австро-Венгрией, еще более изолировать Германию и искать решения в направлениях от Варшавы и Будапешта к Берлину. Этим откроется путь на Берлин … Одним словом надо брать Германию с наиболее слабой ее стороны, со стороны австрийской границы, а не со стороны Восточной Пруссии, Эльзаса и Бельгии» (Валентинов Н. А. Сношения с союзниками по военным вопросам во время войны 1914-1918 гг. Ч. 1. М., 1920. С. 69-70.).

007.jpg

Впервые союзники по Антанте стали формулировать азы коалиционной стратегии: «Жоффр стал прислушиваться к мнению Алексеева (в данный период – начальник Штаба Верховного главнокомандующего русской армией – А.О.), считавшего, что при борьбе с коалицией удар надо направлять против слабого противника, с тем чтобы отколоть его от более сильного» (Игнатьев А. А. Указ. соч. С. 226.).

00021.jpg

Конференция признала необходимым начать подготовку к согласованному наступлению в 1916 г. всех союзных армий на трех главных театрах военных действий - французском, русском и итальянском.

План союзников в меморандуме французской Главной квартиры был выражен в том смысле, что необходимо установить принцип единства фронтов – и армии Антанты не располагают другим средством помешать центральным державам действовать по внутренним операционным линиям, кроме как перейдя в общее концентрическое наступление со всех фронтов.

00012.jpg

В соответствии с этим намечались согласованные по времени наступления французов и англичан на Западном фронте по обе стороны реки Соммы, русских - на Восточном фронте, а также наступления на Итальянском и Балканском фронтах. Успешное проведение этого плана в жизнь давало союзникам возможность использовать свое превосходство в численности людских сил и в материальных средствах, сковать резервы Германии, истощить ее в тяжелых сражениях. Особое место отводилось операциям на Балканах и в восточной части Средиземного моря – в рамках переферийной стратегии.

020.jpg

Я. Г. Жилинский на первом же заседании конференции стал добиваться реального согласования действий союзных армий. Союзники выработали общую формулу, позволявшую максимально быстро прийти на помощь подвергшейся атаке армии Антанты: «если одна из армий будет атакована, то другие союзные армии окажут ей помощь «со всей возможной интенсивностью»». Я. Г. Жилинский разъяснил эту формулу следующим образом: «в кратчайших пределах возможного».

062.jpg

Соответственно, важнейшее значение имело объединение действий союзников.

Так, в программе конференции, предложенной французами для ознакомления начальнику Штаба Верховного главнокомандующего русской армией М. В. Алексееву, значилось:

«1) Рассмотрение положения на главных театрах военных действий.

2) ... Условия для успешного достижения единства (связанности) действий на главных театрах войны. …

4) Изучение необходимых к принятию мер для обеспечения между Главнокомандующими союзными армиями постоянных связей и единства взглядов, как в отношении подлежащих принятию военных мер, так и в отношении подлежащих предложению их правительствам политических и экономических мероприятий. … было бы желательным в этом отношении – создание, например во французской главной квартире постоянного органа … имеющего в своем составе офицеров различных армий…» (Валентинов Н. А. Указ. соч. С. 81-82.).

209.jpg

Речь шла о создании предпосылок к формированию единого верховного союзного командования всеми вооруженными силами Антанты, находящимися на фронтах.

350.jpg

Интересно, что в кругах военно-политического руководства России обсуждался вопрос о сосредоточении такого командования в руках русского генерала. В обоснование такой точки зрения отмечалось, что Россия наименее уязвима, обладает наибольшим запасом людей (слабость вооружения – вещь устранимая), русская армия стоит на наиболее благоприятных операционных направлениях на Берлин и Вену. Да и армия, действующая на широком фронте в условиях маневренной войны (т. е. русская), имеет приоритет перед армиями, зарывшимися в землю и ведущими позиционную войну на узком фронте (т. е. англо-франко-итальянскими). Указывалось и на опыт войн 1812-14 гг.

345.jpg

Попытка объединить действия союзников пока не принесла конкретных практических результатов - но вторая конференция в Шантильи приняла общие принципиальные решения по данному вопросу. Кроме того, союзники приступили к реализации переферийной стратегии в рамках коалиционной войны.

Автор:

1133

Поделиться:

Вернуться назад