1917

Авиация Румынского фронта в Летнем наступлении 1917 г.

25 мая 2024 г.

Ранее мы увидели авиацию Юго-Западного фронта и 10-й армии Западного фронта в Летнем наступлении 1917 г. (О действиях авиации в подготовке Июньского наступления Юго-Западного фронта 1917 г. ; Авиация 10-й армии в Июльском наступлении 1917 г.). Теперь посмотрим на роль авиации Румынского фронта в ходе действий последнего в июле - августе 17-го.

00007.jpg

Авиационные силы и средства Румынского фронта к началу операции

К началу операции авиационная мощь Румынского фронта заключалась в 12 авиационных отрядах (8 корпусных, армейский и 3 истребительных), распределенных между 3 армиями фронта следующим образом:

Таблица1.jpg

Таблица № 1.

Кроме того, на фронте находились 2 франко-румынские эскадрильи (отряда), приданные 4-й и 6-й армиям.

Общее количество летчиков, наблюдателей и самолетов в авиачастях фронта мы видим из следующей таблицы:

Таблица2.jpg

Таблица № 2.

На вооружении состояли, главным образом, Фарсали, Мораны-Парасоли, Спады, Вуазены, и Ньюпоры. Стоит отметить, что непосредственное участие в операции приняли только авиаотряды 4-й и 6-й армий (летчики 9-й армии, вследствие ее пассивности, несли обычную для позиционного фронта работу).

В преддверии операции все три авиаотряда (27-й корпусной, 4-й артиллерийский и 4-й истребительный) 4-го Авиационного дивизиона были сведены в одну группу, и, будучи усилены двумя самолетами Управления дивизиона, приданы ударному 8-му армейскому корпусу. Последнему была придана (на правах отдельной части) и франко-румынская эскадрилья.

00095.jpg

Для усиления авиационных сил на активном участке 6-й армии также была создана ударная группа - в нее вошли два отряда (36-й корпусной и 10-й истребительный) и по два самолета от остальных двух русских отрядов и франко-румынской эскадрильи. Чтобы не обнажать пассивные участки фронта, не вошедшие в группу авиаотряды (6-й и 20-й корпусные) были оставлены, хотя и с некомплектом самолетов, на прежних участках для несения разведывательной службы при соответствующих корпусах. Авиагруппы обеих армий возглавлялись старшими командирами отрядов, а общее руководство находилось в руках командира авиадивизиона.

Отряды 9-й армии оставались при соответствующих корпусах.

Общая дислокация авиачастей фронта показана на схеме ниже.

Схема.jpg

Линия фронта и расположение русских и австро-германских авиационных частей к 1 июля 1917 г.

Подготовка к операции

Подготовка к операции выразилась в проведении разведки тыловых коммуникаций и артиллерийских позиций, корректировании стрельбы батарей, фотографировании неприятельских позиций и в отработке взаимодействия авиации и пехоты. Постоянные дожди и ветра сковывали воздушную активность сторон – но, тем не менее, авиаотряды выполняли все ставящиеся им задачи и принимали деятельное участие в подготовке к наступлению.

Разведка. В ходе подготовки к наступлению разведка велась очень интенсивно - на всех направлениях, как ближняя, так и дальняя. Вследствие пассивности противника, особое внимание было обращено на глубокую разведку - которая проводилась регулярно, как и наблюдение за ближайшим тылом.

Воздушное наблюдение за противником ничего существенного не выявило - за исключением работ по укреплению тыловых позиций на Быстрицком и Кезди-Вазаргельском направлениях, эшелонировании обозов у Ойтоза в долине реки Усы и присутствия судов в порту Браилона. Были добыты некоторые сведения об артиллерийской и авиационных группировках противника.

00033.jpg

Аэрофотосъемка. Ей было уделено большое внимание, и укрепленная линия врага на участке всего фронта была заснята с воздуха еще в начале лета. Перед наступлением вновь был сфотографирован район предстоящих боевых действий – и, в итоге, все новые фортификационные сооружения противника были нанесены на схемы и детально изучены.

На участке 6-й армии, авиация которой стояла по Дунаю и в окружающей его болотистой местности, атмосферные условия мало благоприятствовали аэрофотосъемке. Постоянные туманы и испарения, поднимающиеся с болот, затрудняли фотосъемку и не позволяли получить снимки требуемой четкости и рельефности. Кроме того, было предпринято фотографирование некоторых участков своих окопов - для детального изучения их конфигурации и сравнения с неприятельскими.

Позиции фотографировались с высоты 1800 - 2000 метров преимущественно фотоаппаратами Потте (длиннофокусных фотоаппаратов имелось ограниченное количество). Обработка снимков производилась дивизионной фотолабораторией, а также и средствами авиационных отрядов. Снимки обычно печатались в 2 экземплярах и посылались в штабы соответствующих корпусов; пленки направлялись в дивизионную фотолабораторию (на плечах которой лежало снабжение фотоснимками штабов дивизий, полков и артиллерийских батарей). Своевременная доставка готовых фотоснимков штабам была затруднена - вследствие недостатка автомобилей и мотоциклов.

Авиация 9-й армии производила также довольно интенсивную аэрофотосъемку: было отснято все, что планировалось, и полученный материал послужил ценным фактором при разработке плана предстоящей операции.

аэрофото.jpg

Корректирование артиллерийской стрельбы. Осветив корпусам их районы, сфотографировав позиции неприятеля и отыскав вражеские батареи, авиация перенесла центр тяжести своей работы на корректирование артиллерийской стрельбы. Для этого корпусные отряды 6-й армии располагали 2 и более самолетами, оснащенными передающими радиостанциями и опытными наблюдателями. В 9-й армии на период операции был создан (из артиллерийских отделений авиаотрядов армии) отдельный сводный артиллерийский отряд, которому предстояло корректировать артогонь на наиболее активном участке армии. В 6-й армии к обслуживанию артиллерии были привлечены все отряды (кроме истребительного), а в период операции - и франко-румынская эскадрилья.

Способы корректирования были различны, но успех корректирования зависел от того, насколько тесной была связь летного состава с артиллеристами – лишь при тесном взаимодействии результат был оптимальным.

Передача сигналов с приемной радиостанции отрядами производилась при помощи полотнищ. В целом, взаимодействие авиации и артиллерии принесло хорошие результаты.

после разведки.jpg

Авиация в Наступлении

Де-факто наступление началось 7 июля 1917 г. - когда, в соответствии с приказом Главковерха, Румынский фронт начал наступление в контексте Июньского наступления армий Юго-Западного фронта (он должен был отвлечь на себя внимание и силы перешедшего в контрнаступление противника).

В итоге, части 4-й армии во взаимодействии с румынской 2-й армией, к утру 11-го июля прорвали укрепленные позиции противника. Имели ограниченный успех и русская 6-я и румынская 1-я армии. Но развить достигнутый успех Румынскому фронту не удалось - вследствие начавшегося общего отступления Юго-Западного фронта (и стремительного отката соседней 8-й армии).

12-го июля именем Временного правительства А. Ф. Керенский приказал наступление приостановить на всех фронтах - и использовать все средства для наведения порядка в армии. Соответственно, действия русско-румынских армий были приостановлены.

Наибольший успех выпал на долю русской 4-й армии - и авиация последней приняла в этом самое деятельное участие. Армейскому (4-му) отряду этой армии была поставлена задача действовать в тесном взаимодействии с наступающей пехотой (слаживание велось начиная с весны – и его плоды вылились в издание особой инструкции штаба 4-й армии).

Летчики непрерывно следили за продвижением своей пехоты и отходом неприятельских войск, ориентируя командование (по радио и путем сбрасывания вымпелов с донесениями) в режиме реального времени о ходе боевых действий.

карточка.jpg

Но пехота сигнализировала слабо, а 15-я дивизия, на участке которой работал отряд, даже не разложила полотнищ для обозначения своей линии.

С другой стороны, отсутствие просьб со стороны пехоты объяснялось, в основном, тем, что наступление протекало сравнительно легко - при подавляющем перевесе сил, особенно в артиллерии. Проволочная связь действовала удовлетворительно, доставка срочных донесений была налажена отлично – и особая потребность в воздушной связи отсутствовала.

Хуже обстояло дело с применением самолетов поля боя в других армиях фронта. Например, в 9-й, вследствие абсолютной неподготовленности войск к налаживанию авиасвязи и отсутствию соответствующих средств сигнализации (полотнищ), почти все попытки установить связь с наступающими частями окончились неудачей. И в период наступления было отмечено много случаев обстрела пехотой и артиллерией своих самолетов, снижавшихся для сбрасывания вымпела в заранее условленное место.

Обслуживание артиллерии выпало на долю франко-румынской эскадрильи - которая должна была обнаруживать новые батареи и указывать (по номерам) уже известные батареи противника, открывающие огонь. В полной мере эта задача выполнена не была. Сразу сказалось отрицательное влияние неподчинения эскадрильи командиру 4-го дивизиона, который не имел возможности руководить как предварительной подготовкой личного состава эскадрильи, так и ее действиями во время наступления. Обособленная деятельность эскадрильи создавала много неудобств и часто приводила к параллельной работе русских и франко-румынских летчиков.

00080.jpg

Корпусными отрядами выполнялась разведка и фотографирование разрушений, производимых артиллерией. Ими же, совместно с самолетами прочих отрядов, производилась бомбардировка некоторых пунктов в тылу противника. За период 6 - 12 июля было совершено несколько одиночных и групповых бомбометаний с обстрелом из пулеметов наиболее интересных наземных объектов. Так, 6-го июля было сброшено более 210 кг бомб в Бельбор и на ст. Троян (достигнуты удачные попадания), 9-го июля сброшено 9 крупных осколочных и 6 зажигательных бомб (первые - в артиллерийские группы у Хержи; последние, вызвавшие большой пожар, - в Дьемеш), 10-го июля совершен крупный налет на Роману (сброшено 120 бомб, причинивших разрушения). Пулеметным огнем в этот период были обстреляны: конный отряд у Паркиша, привязной аэростат у Исакчи и несколько населенных пунктов. Больше всего бомб было сброшено 11-го июля - в предпоследний день наступления (около 200 различных бомб удачно сброшено на дер. Домница и Раковица и на наблюдательные пункты у высоты 1001). Позднее бомбились отступающие войска и транспорты.

Все эти бомбовые удары, естественно, не могли причинить большого материального ущерба, и имели в большей степени моральные последствия. В ходе бомбардировок ударные самолеты шли под охраной истребителей, державшихся выше и в стороне охраняемой группы.

Летчик.jpg

Действия истребителей

На долю истребителей выпала тяжелая работа – прежде всего, из-за их малочисленности, с одной стороны, и большой активности авиации противника, с другой. Сопровождение разведчиков и корректировщиков, обеспечение работы корректировщиков и самолетов аэрофотосъемки, создание завесы против проникновения австро-германских самолетов в русский тыл, - все это требовало большого напряжения сил.

Первая задача выполнялась довольно скверно. Сопровождение - задача трудная, требующая искусства маневрирования, опыта в воздушных боях и, главное, развитого чувства товарищеского долга и жертвенности у пилотов. В стремлении занять наиболее выгодное положение при сопровождении самолетов-разведчиков, истребители старались выйти на возможно более высокую по отношению к охраняемым самолетам (до 500 и более метров) высоту - чтобы в случае атаки противника иметь преимущество в высоте. И наблюдались случаи, когда, ввязавшись в бой с противником, истребители прикрытия бросали охраняемого - и теряли его.

Лучше обстояло дело с реализацией второй задачи. Русские истребители несли постоянное дежурство - на ответственных участках фронта. Вследствие малочисленности и частого отвлечения на решение других задач, истребители, естественно, не могли нести непрерывного дежурства в воздухе. Тем не менее, на отдельных участках им удавалось устанавливать продолжительный барраж - в часы наиболее интенсивной деятельности вражеской авиации. Истребительные отряды располагались на фронте с таким расчетом, чтобы находиться на маршрутах, наиболее часто посещаемых самолетами противника. По несколько раз на день поднимаясь в воздух, летчики перемещались вдоль фронта в различных направлениях - атакуя залетающие в тыл австро-германские самолеты.

Почти ежедневно происходили воздушные бои, причем период рассматриваемой операции ознаменовался многочисленными победами, выпавшими на долю русских истребителей - преимущественно летчиков 10-го истребительного отряда. Большинство воздушных боев носили индивидуальный характер, хотя случались и групповые бои в 2 - 3 пары.

В этих боях выявился излюбленный прием русских летчиков-истребителей - внезапная атака, пикируя сверху и сзади под хвост вражеской машине. Во многом он объяснялся тем, что самолеты противника при встрече с русскими истребителями в большинстве случаев поворачивали обратно и, обладая скоростью, большей чем у русских самолетов, вынуждали их к пикированию.

Следует отметить и то, что как русские, так и франко-румынские истребители полностью прикрыли всю линию фронта. В результате, в рассматриваемый период было сбито 20 неприятельских самолетов (из них 8 - франко-румынскими истребителями). Летчики показали много примеров доблести и самоотверженности. Так, в районе Клипичесчи группой неприятельских самолетов был атакован летчик 4-го истребительного отряда Зиновьев – который, в результате продолжительного боя, сбил два неприятельских самолета и сам погиб в неравном бою. Охраняя Фарман-корректировщик, летчик франко-румынской эскадрильи Крайю подвергся атаке 3 самолетов противника – и, будучи тяжело ранен, продолжал вести неравный бой до тех пор, пока Фарман не ушел от противника. Только после этого летчик покинул место боя и благополучно довел до аэродрома свой самолет.

00018.jpg

Действия авиации в период отступления русских войск

Быстро оправившись от нанесенного русско-румынскими армиями удара, австро-германцы начали усиленные атаки в Фокшанском и Окненском районах, сосредоточив значительные силы против действовавших там частей 4-й русской и 2-й румынской армий. После сильной артиллерийской подготовки, начавшейся 24-го июля, противник утром 25-го июля атаковал части 7-го корпуса (обрушив на них около 6 дивизий), после чего бой охватил и участок 8-го корпуса и трех дивизий 1-й румынской армии. Одновременно противник завязал упорный бой и на правом фланге румынской армии в долине р. Ойтуз, стремясь прорваться в каменноугольный и нефтеносный район Окна.

Однако достичь решительного успеха противнику не удалось - он встретил упорное сопротивление со стороны русских и румынских корпусов. Могучий удар австро-германцев, продолжавшийся 8 дней, был, в итоге, парализован и противнику удалось лишь незначительно потеснить русско-румынские войска до линии Сербесчи – Спердени – Панчиу - Тескучиу (до р. Серет) на Фокшанском направлении и только до Грозешти - на Окненском.

30-го июля на фронте вновь установилась позиционная война.

Удар был внезапным для русского командования, хотя еще 20-го июля воздушная разведка указывала на начавшуюся подготовку к наступлению со стороны противника - обнаружив концентрацию его батарей по обе стороны железной дороги Фокшаны – Аджуд. Говорило об этом и оживление тыла. Но этим признакам командование не придало значения - не веря в возможность наступления.

В период наступления противника русская авиация проявила по всему фронту энергичную деятельность, что дало значительные результаты по освещению тыла противника и его действий на участках боев. При этом летчиками 4-го армейского отряда широко применялось непосредственное ориентирование штабов в быстро меняющейся обстановке - путем сбрасывания донесений и при помощи радиотелеграфа. Движение вражеских цепей, подход вновь вводимых в бой частей, место и направление готовящихся ударов, концентрация резервов и пр. - все это быстро доходило до командования.

Также русским летчикам приходилось противодействовать настойчивой и энергичной деятельности неприятельской авиации - вступая в борьбу с самолетами противника и производя патрульные полеты вдоль фронта. Постоянно осуществлялось и корректирование стрельбы. Во время русских контратак самолеты сопровождали пехоту, расстреливая опрокинутого противника пулеметным огнем с высоты 500 - 300 м и деморализуя его.

Почти все разведывательные полеты сопровождались бомбометанием - преимущественно парков, обозов и складов. 28-го июля русская эскадрилья из 8 самолетов провела групповой налет на г. Радауц, в пределах и окрестностях которого наблюдалось массовое скопление обозов и парков. Летчиками было сброшено около 260 бомб – при этом была разрушена водокачка и замечены разрывы бомб в самой гуще обозов и парков. В итоге, скопление обозов в районе Радауца значительно сократилось, и противник принужден был отвести их в район западнее Радауц.

Деятельность русских и франко-румынских истребителей была аналогична их работе во время наступления – и, в результате происшедших на разных участках фронта воздушных боев, было сбито 5 австро-германских самолетов.

Владынин.jpg

Августовский удар и завершение Летнего наступления

В ходе ряда контратак остановив наступление противника, армии фронта пытались вновь овладеть инициативой. Но иссякший наступательный порыв войск Румынского фронта и все растущее (под влиянием событий, происходящих в России) антивоенное движение делали это невозможным.

Боевые действия русско-румынских армий все более ослабевали, и, когда 27-го августа 4-й армией было предпринято еще одно наступление на Окненском направлении, оно уже не могло дать нужного эффекта.

Летняя кампания 1917 г. для Румынского фронта завершилась.

В ходе него авиация 4-го дивизиона показала весьма интенсивную работу - в области совместной деятельности с пехотой и тяжелой артиллерией. Так, во время артиллерийской подготовки самолет - корректировщик был придан (вследствие малого протяжения боевого участка и незначительного количества тяжелой артиллерии) тяжелой группе, состоящей из двух 6-дюймовых батарей. Сектор обстрела этой группы предварительно был тщательно изучен. Места подходов для резервов противника (лощины, скаты и пр.) были пронумерованы в качестве целей и заранее пристреляны самолетом. Таким образом, весь сектор тяжелой группы разбился, нумерованными целями, на небольшие площади.

Во время наступления противника самолет по радио подавал команду (например, «цель № 6, вправо 100 метров, шрапнелью, огонь») и корректировал огонь батарей. Результаты были хорошими.

Как и совместная работа с пехотой. Так, когда 27-го августа пехота пошла в наступление, 11 самолетов атаковали ближайший тыл неприятеля - забросав бомбами и обстреляв из пулеметов наблюдательные пункты и все замеченные летчиками живые цели (было сброшено 110 бомб). По показаниям пленных, потери противника непосредственно от воздушного удара были значительны - при не менее значительном моральном эффекте. Атака была проведена с небольшой высоты неожиданно для противника - и самолеты пострадали от огня последнего, который был занят наступающими наземными войсками, незначительно.

В дни, предшествовавшие Окненской операции, было предпринято несколько удачных групповых бомбардировочных налетов - как на войска, так и на военные сооружения. Например, 23-го августа был совершен ночной налет, целью которого были станционные сооружения и железнодорожные пути ст. Фокшаны (сброшено около 1000 кг бомб и причинены значительные разрушения). А в ночь на 24-е августа русскими гидропланами было сброшено 19 бомб на Вештепс и 37 бомб - на Махмудие. 26-го августа русские авиаторы бомбили гидроавиационную станцию на берегу озера Разельм (в Добрудже) у дер. Сарикной - сбросив на ангары до 320 кг бомб.

К летунам.jpg

Авиация противника и ее действия

Агентурные данные, сведения воздушной разведки и опрос пленных летчиков показывали, что противник имел против Румынского фронта до 20 австро-германских авиационных рот с общим количеством действующих самолетов в 120 - 150 единиц. Авиароты были распределены по фронту, как это показано на схеме выше и вооружены самолетами различных систем, среди которых преобладали разведчики Альбатросы, Авиатики, Гальберштадты, Бранденбурги и истребители Фоккеры и Роланы.

Воздушные действия противника, весьма стесненные на некоторых участках фронта русскими истребителями, носили довольно интенсивный характер, выявляя редкое упорство и хладнокровие австро-германских летчиков. Атакованные русскими истребителями корректировщики почти всегда возвращались - продолжать прерванную работу. Противник вел разведку ближайшего, изредка глубокого, тыла русско-румынских армий, корректировал стрельбу своей артиллерии, иногда бомбил (не всегда удачно) прифронтовые города.

Весьма интенсивную деятельность проявили австро-германцы и период июльского наступления Румынского фронта - продемонстрировав количественное превосходство над русской авиацией. Эта деятельность выразилась в большом количестве боевых вылетов по всем направлениям - с целью корректирования стрельбы артбатарей и борьбы с корректировщиками. Дальней разведки русского тыла противнику в этот период произвести не удалось - на важнейших направлениях (к Бырладу и Роману) он не мог прорваться через воздушную завесу. Всего в это время австро-германскими летчиками было сброшено лишь 3 бомбы - в районе Вамешиу.

Особенно интенсивную деятельность развили самолеты противника в конце июля - во время наступления австро-германцев. Производилась усиленная разведка в направлении на Текучио - в районе между железной дорогой Фокшаны, Морешешти - р. Серет. Здесь отмечалось, в среднем, по 5 - 6 самолетов, действующих ежедневно на высоте до 3500 - 4000 м. Дальняя разведка достигала почти Ясс.

18-го и 23-го июля противник сбросил много бомб на Кемпуриле, а 24-го неприятельские самолеты, во время отхода русской артиллерии из района Чиуслей, снижались почти до земли, расстреливая из пулеметов уносы, пытавшиеся вывезти орудия. На следующий день эскадрильей из 8 самолетов был произведен налет на ст. Аджуд, где противнику удалось взорвать поезд с патронами и снарядами, вызвав несколько пожаров.

Истребители препятствовали воздушной деятельности русских и румынских летчиков, атакуя разведчиков и корректировщиков. Самолеты противника действовали, как правило, по два в звене (причем ведомый шел сзади и выше ведущего).

Тактика, применяемая противником, преимущественно была следующей: при встрече с русским самолетом, неприятельские летчики охотно принимали атаку в лоб, стараясь атаковать спереди и заставить оппонента несколько снизиться; затем противник поворачивался хвостом - и открывал огонь из заднего пулемета. Одновременно второй неприятельский самолет заходил в хвост русскому и атаковал его сверху и сзади, стреляя из переднего пулемета через винт.

Излюбленной целью для неприятельских истребителей являлись привязные аэростаты, которые атаковывались почти ежедневно. В период 10 июня - 18 июля на Румынском фронте противником было уничтожено 11 привязных аэростатов (из них самолетами – 9). Атакуя аэростат, самолет противника снижался до высоты около 3000 м и, приблизившись к цели, выливал на нее при помощи особого насоса бесцветную жидкость, содержащую сильно концентрированную кислоту.

К летчикам.jpg

Итог

Всего в ходе участия Румынского фронта в Летнем наступлении 1917 г. русскими авиационными частями фронта (включая и управления 4-го, 6-го и 9-го авиационных дивизионов) было совершено более 2000 вылетов общей продолжительностью около 3800 часов. В период 1 июня - 1 октября 1917 г. был потерян 1 летчик (разбился насмерть на своем аэродроме); 4 человека летного состава ранено в воздушных боях; разбито 3 самолета. За этот же период противник понес более значительные потери: попало в плен и погибло в воздушных боях над территорией Румынского фронта 29 австро-германских самолетов (20 сбито русскими и франко-румынскими летчиками, 4 - артиллерией, 2 - пулеметным огнем с земли и 3 - по неизвестной причине). С учетом машин, которые могли упасть на территории противника – потери могли быть еще более значительными.

Автор:

853

Поделиться:

Вернуться назад