1916

Лето 1916 года в воздухе

28 ноября 2020 г.

В кампанию 1916 г. на восточно-европейском театре военных действий была проведена крупнейшая в истории Первой мировой войны наступательная операция войск Юго-Западного фронта, начавшаяся со знаменитого Брусиловского прорыва 22 мая 1916 г.

Несмотря на то, что вместо стратегической наступательной операции всех трех европейских фронтов России (Северного, Западного и Юго-Западного) решительные действия предпринял лишь Юго-Западный фронт (два других фронта провели наступления с ограниченными целями), результаты наступления впечатляли.

Оборона противника 480-километровом фронте была взломана, и русские войска продвинулись от 80 (8-я армия) до 150 (9-я армия) км. Для локализации прорыва и противодействия последующим операциям русской армии противник перебросил с других участков Русского фронта и иных театров военных действий 45 пехотных дивизий германской, австро-венгерской и турецкой армий – то есть целый фронт! Все это привело к ослаблению атак германцев под Верденом, помогло союзникам России организовать контрнаступление на Сомме. В ходе наступления Юго-Западного фронта противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести до миллиона человек. Только пленными - свыше 400 тыс. человек (почти 9 тыс. офицеров и 408 тыс. нижних чинов), 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов. В стратегическом плане операция знаменовала окончательный переход стратегической инициативы к странам Антанты, на стороне блока выступила Румыния. Австрийцы были вынуждены свернуть свое наступление против итальянцев в Трентино - началась переброска их войск на Русский фронт.

В начале наступательной операции Юго-Западного фронта 4 русским армиям противостояли 4 австро-венгерские и 1 германская армии, имевшие хорошо развитые оборонительные позиции и сильную тяжелую артиллерию.

Летняя кампания 1916 г. – свидетель активных действий авиации противников.

00033.jpg

Войска Юго-Западного фронта располагали авиационной группировкой почти в 100 самолетов и треть из них (28 единиц) была сосредоточена в 9-й армии.

Во время подготовки операции исключительно большую роль сыграла воздушная разведка. В полосе наступления фронта русские разведчики произвели полную аэрофотосъемку оборонительных позиций противника. Разведывательная авиация была использована централизованно, что позволило впервые в истории осуществить аэрофотосъемку укрепленных позиций противника на протяжении нескольких сотен километров и на значительную глубину и обеспечить войска фотопланами в масштабе 250 сажень в одном дюйме. Планами и аэрофотоснимками позиций австро-германских войск был обеспечен офицерский состав наступающих частей и соединений – до командиров рот включительно. Артиллерия получила возможность вести точный огонь.

наши летчики.jpg

В процессе наступления воздушная разведка обеспечивала наблюдение за полем боя, за маневрированием врага, а армейские авиационные отряды наблюдали за оперативным тылом противника. В частности, именно авиаразведка сообщила о готовящемся контрударе германских войск во фланг 8-й армии. Причем разведчикам приходилось действовать под ударами истребительной авиации противника в невыгодной тактической обстановке. Например, 14 июня 1916 г., осуществляя разведку железнодорожного узла г. Станиславов, русские летчики на самолете «Вуазен» огню 2-х пулеметов германского «Альбатроса» смогли противопоставить только личное оружие – маузер и винтовку. Получив 20 пробоин, русский разведчик смог вернуться на базу.

0_Страница_02.jpg

Фотинов Ю. Л. Знаки российской авиации 1910 - 1917. М., 2004.

Но, несмотря ни на что, эффективность русских авиаразведчиков была высокой. Так, 9-й авиационный отряд только за май обнаружил 36 артиллерийских батарей противника. 21-го июля, осуществляя разведку на маршруте Коломыя – Делатын – Надворная - Отыня, офицеры отряда летчик Стоянов и летчик-наблюдатель Фоменко установили наличие 2 артиллерийских парков, 10 грузовых автомашин, 400 повозок, 12 железно-дорожных составов, выявили присутствие 2 полков пехоты противника.

Причем, воздушная разведка стала подразделяться на разведку ближнего тыла (до 16-ти км от линии фронта) и дальнего тыла (свыше 16-ти км).

Разведка ближнего тыла выполнялась главным образом в интересах корпусов и по их заявкам. В качестве объектов такой разведки указывались: выявление войск, перебрасываемых на фронт, расположение батарей тяжелой артиллерии противника.

Летчики 20-го корпусного авиационного отряда.jpg

Летчики 20-го корпусного авиационного отряда. Ткачев В. М. Крылья России. Спб., 2007.

На разведку глубокого тыла русское командование посылало, как правило, 2 - 3 самолета: 1 осуществлял разведку, а остальные его охраняли. Объектами дальней разведки являлись войсковой тыл, железнодорожные узлы и коммуникации. Продолжительность полета в большинстве случаев не превышала 2 часов, над разведываемым объектом, как правило, делалось несколько кругов.

niva09_34_1916.jpg

niva10_34_1916.jpg

Здесь и ниже - Нива, 1916.

Небольшой радиус действия самолетов не давал возможности выявлять переброску оперативных резервов, но задачи по разведке в тактическом тылу противника русской авиацией выполнялись своевременно и четко.

niva11_34_1916.jpg

niva13_34_1916.jpg

Важным фронтом работы русских пилотов была корректировка артиллерийской стрельбы. На самолеты-корректировщики обычно устанавливалась радиоаппаратура. Причем на фронте 9-й армии авиация даже полностью заменила привязные аэростаты.

niva01_34_1916.jpg

niva02_34_1916.jpg

Русская авиация поддерживала наступающие войска, нанося бомбовые удары по резервам и огневым позициям артиллерии. Так, на луцком направлении группы до 20 самолетов бомбили аэродромы противника. На барановичском направлении, когда 17 июня самолет-разведчик донес, что на ст. Барановичи стоят до 500 крытых вагонов и нагруженных платформ и замечена разгрузка артиллерии, уже через 1,5 часа после сообщения группа в составе 9 самолетов-штурмовиков (на каждом по 5 пудов бомб) под охраной истребителей была в воздухе. Подлетая к ст. Барановичи, самолеты были встречены таким сильным и метким огнем зенитных орудий, что группа была вынуждена изменить направление и уйти на север от станции, но через час она появилась неожиданно с высоты 1 тыс. метров и нанесла удар по объекту. Фотоснимки зафиксировали попадание нескольких бомб на линию железной дороги и еще нескольких - вблизи станции. 18 – 19 июня летчики 4-й армии Западного фронта осуществили ночные налеты (причем на небольшой высоте) на ст. Барановичи. Сбросив 60 пудов бомб, русские летчики уничтожили 30 вагонов со снарядами, 3 паровоза, повредили железнодорожные пути. Было убито и ранено до 300 человек, что произвело особенно сильное моральное впечатление в германских воинских частях в районе Барановичей.

niva03_34_1916.jpg

niva04_10_1916.jpg

Но незначительная бомбовая нагрузка (35 - 45 кг), отсутствие прицельных приспособлений делали бомбометание малоэффективным. Авиация 9-й армии несколько раз соединяла разведку с бомбометанием. Так, 5-го июня летчик-вольноопределяющийся Сапожников с летчиком – наблюдателем Егоровым вылетели на очередную разведку, захватив с собой две пудовые бомбы. Осуществив разведку, на обратном пути они сбросили одну бомбу на железнодорожную станцию и вторую - на обоз противника. В телеграмме в штаб 9-й армии Сапожников сообщал: «...возвращаясь с маршрута, сбросил бомбу на железнодорожную станцию Заставна, паровозы прекратили дымление. На дороге, подходящей к фронту, колонна обоза до 2-х верст длиной, сбросил на нее 2-ю бомбу, бомба разорвалась недалеко от дороги, но произвела ошеломляющее действие, половина обоза повернула обратно, вторая половина понеслась к деревне, на дороге много опрокинутых повозок, разбросаны ящики и валяются запряженные лошади». После этого случая экипажи, вылетавшие на разведку «глубокого» тыла, как правило, брали с собой бомбы, а иногда бомбовая нагрузка увеличивалась за счет высадки наблюдателя.

niva04_34_1916.jpg

niva05_34_1916.jpg

Русская авиация действовала эффективно и интенсивно – это при том, что на ее вооружении были тихоходные самолеты типов «Лебедь», «Парасоль» и «Вуазен». Радиус действия этих машин равнялся 100 - 150 км, а полетная скорость едва достигала 120 км в час и еще меньше (в то время как некоторые типы германских самолетов, в частности «Альбатрос», давали скорость 168 км в час). Несмотря на плохую материальную часть и низкое качество моторов, личный состав всегда стремился полноценно выполнить задачу, поставленную командованием.

niva06_34_1916.jpg

niva07_34_1916.jpg

Но даже в этих условиях кампания 1916 года не только на земле, но и в воздухе, заканчивалась в пользу России.

niva08_34_1916.jpg

Автор:

3440

Поделиться:

Вернуться назад