1916
Удары по Еловке и Ужвертыне. Бомбардировочные вылеты 5-го Авиадивизиона в августе 16-го
5-й авиационный дивизион – одно из авиационных соединений Русской Императорской Армии. На основе Ведомости полетов авиаотрядов, входящих в дивизион (РГВИА. Ф. 2031. Оп. 1. Д. 1471. ЛЛ. 219-237.), посмотрим на специфику действий соединения в августе 1916 г.
Это нам поможет увидеть страду боевой работы отечественной авиации в то нелегкое время.
В августе 1916 г. дивизион и его части (1-й армейский авиационный отряд, 5-й авиационный истребительный отряд, 13-й, 17-й, 19-й и 29-й корпусные авиационные отряды) решали самый широкий спектр боевых задач: от корректировки огня артиллерии и разведки ближнего и дальнего тыла противника, до борьбы с германские аэропланами.
Нас особо заинтересовали бомбардировочные удары дивизиона – особенно по крупным перевалочным и складским центрам и пунктам логистики на участке фронта, каковыми являлись Еловка и Ужвертыне.
Так, первый бомбовый удар по Ужвертыне состоялся 2 августа (продолжительность полета составила 2 часа 45 мин.) – его нанес экипаж 13-го корпусного авиационного отряда в составе поручика Барбаса (летчик) и поручика Дуклау (наблюдатель) на аэроплане Лебедь. Полет продолжался на максимальной высоте 2500 метров. Действуя с аэродрома у г. Двинска, самолет прошел по маршруту Двинск – Гатени – Ужвертыне - Двинск 340 верст, сбросив 4 десятифунтовые бомбы. Причем, самолет не только обстреливался как русской, так и германской зенитной артиллерией, так еще (в итоге) начал барахлить мотор.
Военный летчик командир 13-го корпусного авиаотряда В. З. Барбас (Барбос). Кавалер Ордена Святого Георгия 4-й степени и др. боевых наград В. З. Барбас в августе 1918 г. возглавил штаб русской авиации войск Северной области и принимал непосредственное участие в формировании Славяно-Британского авиационного корпуса. С июля 1919 г. - командир Мурманского авиадивизиона. В феврале 1920 г. сдавшись в плен красным, оказался в одном из концентрационных лагерей в районе Архангельска и в феврале 1921 г. был расстрелян.
В тот же день экипаж того же отряда в составе подпоручика Воробьева (летчик) и штабс-ротмистра Драголя (наблюдатель) на Вуазене вел разведку и бомбометание (при аналогичной продолжительности полета максимальный потолок составил 1900 метров). Действуя по маршруту Двинск – Космичевка – Ужвертыне – оз. Дрисвяты – Двинск на дальности 250 верст, экипаж обнаружил на ст. Ужвертыне 2 состава и сбросил 2 25-фунтовые бомбы. Над оз. Гатени Вуазен вел бой с германским Альбатросом.
Тогда же в том ударе по Ужвертыне участвовали еще 4 экипажа 13-го корпусного авиационного отряда на Вуазенах: прапорщика Наконечного/поручика Кусова, подпоручика Левченко/штабс-капитана Панкеева, старшего унтер-офицера Война/поручика Белоусовича, младшего унтер-офицера Тетер/поручика Петровского. Полеты (со сбросом бомб на Ужвертыне) проходили на максимальных высотах от 2100 до 2700 метров и на глубину 240 – 305 верст. Все машины оперировали с аэродрома у Двинска и шли по маршруту Двинск – Ужвертыне – Дрисвяты. Самолеты находились под огнем германской артиллерии (причем 2-я и 4-я машины получили 8 и 4 пробоины соответственно), а 4-й экипаж подвергся атаке германского истребителя (получил 3 пулевых пробоины в руле направления). Бомбовый груз составил: 4 бомбы по 1 пуду 33 фунта и 2 10-фунтовых бомбы; 2 пудовые бомбы; пудовая и 2 10-фунтовых бомбы; 4 25-фунтовых бомбы.
Военный летчик О. Я. Тетер - полный кавалер солдатского Георгиевского Банта. Сбил 6 самолетов противника (включая "Фоккер" над Двинском) и погиб 28 февраля 1917 года в воздушном бою - будучи прапорщиком и младшим офицером 13-го корпусного авиаотряда. Торжественно похоронен 3 марта 1917 г.
Похороны героя.
Мы видим, что 2-го августа имел место групповой налет силами 6 экипажей – причем достаточно эффективный.
Летчик-наблюдатель В. Н. Кусов. Стал кавалером ордена Святого Георгия 4-й степени «за то, что, получив 16-го августа 1916 г. задание в составе эскадрильи из 4-х "Вуазенов" забросать склады стан. Еловка и следуя в голове эскадрильи, над мызой Ней-Гринвальд, вступил в воздушный бой с немецким истребителем - "Фоккером", преградившим дальнейший путь эскадрильи. После непродолжительной схватки сбил пулеметным огнем неприятельский аэроплан, который упал в районе м. Ней-Гринвальд, и очистив себе и остальным "Вуазенам " путь, под губительным артиллерийским огнем противника блестяще выполнил возложенную на него задачу». В дальнейшем Георгиевский Кавалер и кавалер орденов Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом капитан В. Н. Кусов служил в Русской Армии А. В. Колчака, в армии ДВР и в РККА.
2-го августа был нанесен бомбовый удар и по ст. Еловка: экипаж из 17-го корпусного отряда подпоручика Турундаевского/штабс-капитана Коссовского на Парасоле в ходе полета продолжительностью 1 час 50 мин. не только обнаружил 2 состава и 3 зенитных батареи, но и сбросил 5 10-фунтовых бомб – на аэродромы и склады Еловки. После благополучного возвращения в крыльях машины обнаружены 2 осколочных пробоины.
Летчик и летнаб у пробитого пропеллера.
Также авиаудары наносились по Еловке 3 августа (экипажи 19-го отряда прапорщика Башинского/подпоручика Губера на Депердюссене и охотника Лемана/прапорщика Братолюбова на Парасоле, действуя на высотах до 3000 метров, сбросили по 4 бомбы).
Военный летчик 19-го корпусного авиационного отряда Г. В. Башинский - произведенный в прапорщики, из унтер-офицеров «за боевые отличия в делах против неприятеля», с зачислением по инженерным войскам. 13 ноября 1916 года смертельно ранен при преследовании немецкого самолета. Умер 23. 11. 1916 г. от ран в г. Кишиневе Бессарабской губернии. Кавалер Георгиевской медали 4-й степени («за боевые разведки в период боев под городом Митавой с 4-го по 12-е июня 1915 года»), ордена Святой Анны 4-й степени с прикреплением его на личное холодное оружие лётчика-офицера - кортик или шашку, с надписью «За храбрость» и темляком из красной Анненской орденской ленты («за боевые разведки в период боев под городом Двинском с 26-го сентября по 2-е октября 1915 года), ордена Святого Станислава 2-й степени с мечами («за отважный полёт 15. 03. 1916 года, когда наблюдатель был ранен тремя осколками»), ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом («за отличия в делах против неприятеля»), ордена Святой Анны 2-й степени с мечами («за отличия в делах против неприятеля» - посмертно), ордена Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом («за отличия в делах против неприятеля» - посмертно), ордена Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом («за отличия в делах против неприятеля» - посмертно), ордена Святого Георгия 4-й степени («за то, что, состоя в чине подпоручика, 24-го августа 1916 года, поднявшись на необходимую для боя высоту, атаковал неприятельский самолет и, искусно маневрируя под обстрелом двух пулеметов противника, с полным презрением к опасности, сблизился с противником почти вплотную, чем позволил своему наблюдателю сбить самолёт противника» - посмертно).
Летчик-наблюдатель 19-го корпусного авиационного отряда Б. А. Губер. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени поручик Б. А. Губер в 1918 году перешел на сторону Украинской Народной Республики, неся службу в Одесском авиационном дивизионе. Был заместителем командира 2-го Подольского дивизиона по воспитательной и технической части. В конце 1918 года возглавил «Летунский отдел» Украинской Галицкой Армии, руководя курсом подготовки старшин и подстаршин авиации. По свидетельству очевидца, был молчаливым человеком: «который тяжело переживал драму русской армии» и часто не покидал своего кабинета. 5 февраля 1919 г. погиб от взрыва немецкой авиабомбы, которая взорвалась у него в руках во время учений. Всего на его счету 3 победы: две летнабом у Башинского и одна уже на истребителе, совместно с И. В. Смирновым.
Летчик-наблюдатель 19-го корпусного авиаотряда Г. А. Братолюбов был произведен в подпоручики в октябре 1916 г. В боевом разведвылете 12. 11. 1916 на самолете «Ньюпор», пилотируемом подпоручиком В.В. Карповым, пулеметным огнем сбил немецкий 2-местный аэроплан, за что оба летчика были награждены орденами Святого Георгия 4-й степени: "за то, что, вылетев на разведку района, занятого противником, на самолете «Ньюпор», управляемом военным летчиком подпоручиком Карповым, встретил вблизи наших окопов немецкий самолет и, не теряя ни минуты, двинулся на него в атаку. Немецкий самолет первый открыл огонь из пулемета, но, не обращая на это никакого внимания, наш самолет шел прямо на немца. Сблизившись с противником на весьма короткое расстояние, наблюдатель подпоручик Братолюбов открыл огонь из пулемета, ранил 4 пулями пилота и пробил каски у обоих немецких летчиков, а также пулей пробил пропеллер, мотор и радиатор и заставил самолет противника опуститься в нашем расположении, где и был захвачен нашими войсками". Вступил в РККА и 21 сентября 1919 г., во время выполнения боевого задания в ходе авианалета на казачий обоз в районе д. Шаталовка, самолет Братолюбова был подбит ружейным огнем с земли и совершил вынужденную посадку в тылу белых войск. Братолюбов был захвачен в плен и расстрелян.
А 4 августа экипаж старшего унтер-офицера Шайтанова/подпоручика Кириллова, также действуя на высоте до 3000 метров, сбросил 4 бомбы под огнем зенитной артиллерии.
6-го августа экипаж 13-го отряда (поручик Барбас/поручик Дуклау) на Лебеде совершил полет продолжительностью 1 час 20 мин., попытавшись нанести удар по Ужвертыне – также действуя с аэродрома у Двинска на максимальной высоте 2000 метров. Но бомбы сброшены не были – вследствие перегрева и остановки двигателя самолета. Аналогичная неприятность постигла выполнявший в то же время такое же задание экипаж прапорщика Наконечного/поручика Кусова.
Подвеска бомб на Моран Парасоль.
Следующее бомбометание состоялось 17-го августа – полет продолжительностью 2 часа 10 мин. Действовал экипаж старшего унтер-офицера Ефимова (летчик) и поручика Величай (наблюдатель) на Вуазене 5-го авиационного истребительного отряда. Полет продолжался на максимальной высоте 2500 метров. Действуя с аэродрома у г. Двинска, самолет прошел по маршруту Дрисвяты – Ужвертыне 250 верст и сбросил 2 пудовые бомбы (попадания удачны). В ходе выполнения задания машина преследовалась огнем германской зенитной артиллерии.
В то же время выполнявшие аналогичное задание Лебедь 13-го корпусного авиационного отряда поручика Барбаса/унтер-офицера Бузина (максимальная высота полета 2300 метров, дальность 240 верст; сбросил 2 бомбы на ст. Ужвертыне и также был обстрелян огнем артиллерии противника) и Вуазен старшего унтер-офицера Тетер/поручика Дуклау (та же продолжительность полета; максимальная высота 2100 метров; сброшено 5 бомб, ответным огнем германцев получено 4 пробоины) также добились определенных успехов.
16-го августа усилиями 4 экипажей (поручика Барбаса/поручика Дуклау, прапорщика Наконечного/хорунжего Тарарина, старшего унтер-офицера Война/поручика Величай, старшего унтер-офицера Тетер/поручика Кусова - 3 Вуазена и Лебедь) 13-го отряда состоялся групповой полет продолжительностью 2 часа 15 – 2 часа 25 мин. Действуя на максимальных высотах 1500 – 2300 метров, русские самолеты нанесли бомбовый удар по станции Еловка (лишь 1-й экипаж сбросил 2 бомбы на ст. Турмонт). 2-й, 3-й и 4-й экипажи сбросили по 5 бомб, причем последний в ходе воздушного боя сбил германский Фоккер.
21-го августа 3 экипажа (поручика Барбаса/унтер-офицера Кизина; подпоручика Воробьева/поручика Кусова; унтер-офицера Гойденко/поручика Величай) вновь атаковали Ужвертыне: действуя на высотах 1700 – 2250 метров, самолеты сбросили соответственно 4, 2 и 4 бомбы под огнем зенитной артиллерии (в 1-м самолете – 1 пробоина).
22-го августа состоялся групповой налет силами 17-го отряда. В нем участвовали: подпоручик Турундаевский/подпоручик Баринов (на Парасоле; с высоты до 2300 метров бомбили Еловку; сброшено 6 бомб на полотно железной дороги у Катринки; самолет дважды атаковывался Фоккером – и получил сквозную пулевую пробоину), прапорщик Вишняков/старший унтер-офицер Агапов (действуя на высотах до 2600 метров, самолет сбросил 3 бомбы в железную дорогу близ Еловки; машина обстреливалась артиллерией противника, а при посадке был испорчен мотор и поломан винт), прапорщик Оленин/подпоручик Шуневич (максимальная высота действий Парасоля 2400 метров; 1,5-часовой полет на 150-верстную дистанцию завершился бомбометанием – 5 десятифунтовых бомб было сброшено на полотно железной дороги; самолет атакован Фоккером и Альбатросом).
Также и 23-го Ужвертыне бомбилась экипажами того же 13-го отряда (1) поручика Барбаса/поручика Петровского – который, действуя на максимальной высоте 2200 метров, на своем Лебеде нанес удачный удар 3 25-фунтовыми бомбами; причем в результате огня зенитной артиллерии противника был перебит трос руля направления и в 9 местах пробит руль глубины; при посадке машина разбилась; 2) старшего унтер-офицера Тетер/поручика Дуклау – который в ходе полета продолжительностью 2 часа 45 мин. сбросил 4 бомбы; от огня артиллерии противника аэроплан имел 4 пробоины; 3) старшего унтер-офицера Война/поручика Кусова, сбросившего 2 бомбы на Ужвертыне и 3 на ст. Турмонт; ураганным огнем противника повреждены радиатор, лонжерон и причинено 5 пробоин).
Ужвертыне и Еловка были главными целями бомбовых ударов авиаторов 5-го дивизиона. Но, помимо этих объектов, бомбились и мыза Дветен (2-го августа экипажем Депердюссена 19-го отряда прапорщика Башинского/подпоручика Губера сброшено 6 бомб), а также ст. Беверн (4-го августа экипажами 19-го отряда – штабс-ротмистра Казакова; подпоручика Карпова/подпоручика Шишковского; прапорщика Башинского/подпоручика Губера; охотника Лемана/прапорщика Братолюбова – в общей сложности сброшено 14 бомб).
Начальник 19-го корпусного авиационного отряда (с 20. 08. 1915 г.) и самый результативный ас России в Первую мировую войну А. А. Казаков. Кавалер орденов Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 3-й степени, Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Святого Станислава 2-й степени с мечами, Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 2-й степени с мечами, Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени ("за то, что будучи в чине Штабс-Ротмистра, 8 Дек. 1916 г., вылетев на самолете «Ньюпор», типа истребителей, для преследования немецких самолетов, появляющихся над нашим расположением, отогнал в район Горохова 2 немцев, атаковал третий самолет в районе д. Забороль, в 5 верстах к западу от Луцка, и двумя пулями в голову убил пилота. Аппарат, кое-как управляемый легко раненым наблюдателем - австрийским обер-лейтенантом, упал в нашем расположении и был захвачен нашими войсками") и Георгиевского Оружия ("за доблестный подвиг 18-го Марта 1915 года, выразившийся в том, что по собственному почину взлетел у с. Гузов на своем аппарате, погнался за германским аэропланом, производившим разведку в нашем тылу и бросавшим бомбы в Гузовский аэродром, настиг его близ усадьбы Воля-Шидловская и хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его, с явной опасностью для собственной жизни, ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятельского, в результате чего было прекращение противником разведки и метания бомб").
Подполковник А. А. Казаков погиб в 1919 г. в авиакатастрофе.
Таким образом, мы видим, что в августе 1916 г. в общей сложности 33 машины 5-го дивизиона были задействованы в нанесении бомбовых ударов по противнику – как одиночных, так и групповых. Русские летчики обрушили на головы врага около 120 бомб различных калибров, помимо этого была выявлена важная разведывательная информация, а также сбит германский истребитель.
Несмотря на противодействие зенитной артиллерии и истребителей противника, русские пилоты действовали инициативно, мужественно и профессионально.
Автор: Олейников Алексей Владимирович