1916
1916 год на Восточном фронте: борьба за господство в воздухе
Несмотря на то, что вместо стратегической наступательной операции всех трех европейских фронтов России (Северного, Западного и Юго-Западного) в кампании 1916 г. решительные действия предпринял лишь Юго-Западный фронт (два других фронта провели наступления с ограниченными целями), результаты наступления впечатляли.
Оборона противника 480-километровом фронте была взломана, и русские войска продвинулись от 80 (8-я армия) до 150 (9-я армия) км. Для локализации прорыва и противодействия последующим операциям русской армии противник перебросил с других участков Русского фронта и иных театров военных действий 45 пехотных дивизий германской, австро-венгерской и турецкой армий. Все это привело к ослаблению атак германцев под Верденом, помогло союзникам России организовать контрнаступление на Сомме. В ходе наступления Юго-Западного фронта противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести до миллиона человек. Только пленными - свыше 400 тыс. человек (почти 9 тыс. офицеров и 408 тыс. нижних чинов), 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов. Операция ознаменовала окончательный переход стратегической инициативы к странам Антанты, на стороне блока выступила Румыния. Австрийцы были вынуждены свернуть свое наступление против итальянцев в Трентино - началась переброска их войск на Русский фронт.
Немаловажное влияние на ход и исход операции имел факт господства авиации одной из противоборствующих сторон в небе над наступающими русскими войсками. Именно в ходе кампании 1916 г. на Русском фронте впервые за годы Первой мировой войны развернулась борьба за господство в воздухе.
Уже с начала кампании русские армейские истребительные авиационные отряды обеспечивали деятельность разведчиков и корректировщиков и успешно вели борьбу с германскими и австрийскими истребителями и бомбардировщиками. Так, на фронте русской 4-й армии 15 мая над ст. Замирье группа из 5 германских самолетов была атакована нашими истребителями. В этом бою русский ас штабс-капитан Е. Н. Крутень сбил самолет «Альбатрос», который спланировал у станции. Находившаяся поблизости русская пехота помешала германским летчикам сжечь самолет, который после ремонта был передан на вооружение 4-го армейского авиаотряда.
Когда 19-го мая над ст. Столбцы появились 3 германских самолета-разведчика, они были атакованы русскими истребителями и вынуждены ретироваться. Причем 1 самолет был подбит и сел в расположении русских войск. Победы русских пилотов продолжились. Так, 21 мая Е. Н. Крутень над гор. Несвиж сбил еще один самолет противника, а 23 мая над Столовичами германский истребитель, пытавшийся атаковать с тыла русского разведчика, был сбит дежурным истребителем 4-й армии.
Могила Е. Н. Крутеня. Фото сделано автором статьи на Лукьяновском кладбище Киева 3 года назад.
Инициатива в воздухе перешла в руки русских летчиков-истребителей. Они прикрывали разведывательные самолеты, осуществляли перехват неприятельских машин.
Появились новые тактические приемы. Так, 27 мая командир 9-го авиадивизиона применил способ управления воздушным боем с земли. По договоренности с летчиками с помощью полотнища он указывал им направление, откуда появлялся самолет противника. Успех был поразительный: русские тихоходные самолеты внезапно атаковали самолеты противника и в течение одного дня сбили 2 самолета, не понеся потерь. Германцы долго не решались появляться над данным районом и стали уклоняться от боя с русскими истребителями.
Успешное наступление Юго-западного фронта заставило германское командование срочно перебросить на восток значительные силы авиации. Противник попытался захватить господство в воздухе – оно ему было крайне необходимо в свете тяжелых поражений от русских войск летом 1916 г. Из-под Вердена в район Ковеля были переброшены отборные истребительные подразделения - воздушная обстановка для русской авиации значительно осложнилась. Подавляющее численное превосходство на стороне авиации противника на юго-западном стратегическом направлении позволило ему обеспечить свободу действий своей разведывательной и корректировочной авиации и почти полностью парализовать усилия русской авиации.
В создавшейся обстановке русское командование принимало необходимые организационные и тактические меры. В июле - августе 1916 г. начали активно действовать 12 истребительных авиационных отрядов. Так, в период Наступления Юго-Западного фронта на фронте 9-й армии русскими истребителями были сбиты 3 самолета противника и, по донесениям летчиков, еще 2 самолета были подбиты и упали на территории австро-германских войск. Истребительная авиация 9-й армии потеряла всего 1 самолет.
Кроме того, была создана специальная авиационная группа Юго-Западного фронта для завоевания господства в воздухе – 1-я Боевая Истребительная Авиагруппа (1-я БАГ) в составе трех авиационных отрядов (2-го, 4-го и 19-го корпусных авиационных отрядов). В состав группы вошли наиболее опытные пилоты и асы русской истребительной авиации.
Группе была поставлена задача - завоевать господство в воздухе в районе Луцка. В августе летчики 1-й БАГ провели 14 воздушных боев, в ходе которых сбили один и повредили несколько самолётов противника. Потерь группа не имела. В сентябре 1-я БАГ провела более 40 воздушных боев. Были сбиты 3 и повреждены еще несколько самолетов противника. Потери группы составили 1 самолет. Группа успешно справилась со своей задачей. Инспектор авиации Юго-Западного фронта сообщал: «Лихие действия славной авиагруппы заставили противника забыть Луцк».
Для развития отечественной истребительной авиации кампания 1916 г. имеет особое значение. В ходе нее для обеспечения господства в воздухе на важнейших операционных направлениях истребительные авиаотряды, приданные армиям Юго-Западного фронта, были объединены в единое командование. И впервые в своей истории, путем массированного применения истребителей на наиболее важных участках фронта, русской авиацией было завоевано господство в воздухе.
Австрийский истребитель «Авиатик», сбитый 1 августа 1916 г. экипажем в составе командующего 11-м авиадивизионом есаула В. М. Ткачева и летчика И. Д. Хризоскалео. Ткачев В. М. Крылья России. Спб., 2007.
Автор: Олейников Алексей Владимирович