1915
Из боевой жизни 2 авиаотрядов: русские авиаторы в кампании 1915 г.
Тяжелая кампания 1915 г. стала суровым испытанием для русской авиации. Последняя, несмотря на все проблемы, работала «на износ». И увидеть это нам поможет боевой путь 2 авиационных отрядов – 23-го и 31-го корпусных – очень показательный для данной кампании.
В небе Польши и Прибалтики. 23-й отряд в 1915 г.
Отряд в составе 5 самолетов «Депердюссен» встретил январь 1915 г. в крепости Новогеоргиевск (куда прибыл из района Ломжи). Сюда же прилетели еще два корпусных авиационных отряда - 5-й (самолеты Фарман 14- и -22) и 15-й (Ньюпор-4). Данные отряды совместно с Новогеоргиевским крепостным (Фарманы) отрядом и эскадрой воздушных кораблей «Илья Муромец» (мест. Яблонна) должны были обслуживать штаб 1-й армии и крепость Новогеоргиевск - вести воздушную разведку от правого берега Вислы у Влацлавска через Млаву, Сольдау, Вилленберг, Мышинец. Наиболее активными пунктами наземной борьбы в то время были Прасныш и Млава.
23-й отряд обеспечивал правый фланг 1-й армии - от Млавы до стыка с 10-й армией. Для выполнения этой задачи отряду было приказано перелететь в район Цеханова и перейти в распоряжение штаба 1-го Туркестанского армейского корпуса – что он в начале февраля (в составе 4-х действовавших самолетов) и выполнил.
Личный летный состав 23-го корпусного авиационного отряда включал: начальника отряда (поручик Иванов), 4 офицеров - летчиков (Поляков, Попов, Базанов и Бочаров) и 3 офицеров - летчиков-наблюдателей (Крейсон, Савицкий и Берзин).
Военный летчик 23-го корпусного авиационного отряда А. Г. Поляков.
Военный летчик 23-го корпусного авиационного отряда Н. П. Бочаров.
Летчик-наблюдатель 23-го отряда П. М. Крейсон, оставивший интересные воспоминания, отмечал: «Дюпердюссен, как известно, представлял собой моноплан с крыльями, присоединенными к фюзеляжу непосредственно; летчик имел возможность наблюдения отвесно вниз лишь через вырезы крыльев, перегибаясь вбок фюзеляжа. Наблюдатель же, сидевший впереди пилота, мог наблюдать вперед через винт, по сторонам же ему открывалась весьма незначительная зона наблюдения, увеличивать которую удавалось, вылезая и высовываясь из кабины наполовину (привязные ремни тогда не применялись), для сбрасывания бомб приходилось всячески изощряться, вплоть до вылезания на крыло с накренением для этой цели самолета в соответствующую сторону. Приборами для наблюдения служили бинокль 6- и 8-кратный, карта 10-, 3- и 2-верстка с поднятыми маршрутами (дороги, железные дороги, реки). Вооружением экипажа служили револьверы Наган или Маузер, бомбы 8 и 20 фунтов по заданию и стрелы. Все наблюдения обычно записывались в полете на полях карты в момент полета. Интересные места наблюдались путем производства круговых полетов над этими местами. О пулеметах, радио и фото тогда лишь только шли разговоры; они начали вводиться лишь на больших самолетах - Илья Муромец, затем на Вуазенах и Альбатросах. Необходимо еще отметить, что почти все войсковые начальники совершенно не были знакомы с возможностями авиации, они либо совсем игнорировали авиационные части, считая самолеты дорогостоящей и никому не нужной игрушкой, либо давали немыслимые и невыполнимые задания. Самолеты неоднократно обстреливались своими войсками даже в моменты их взлета и спуска на аэродром. В резких и обидных для нас выражениях ставились в пример немецкие летчики, совершавшие на своих Альбатросах, со 120 - 150-сильными Мерседесами и Бенцами дальние рейсы и налеты, летая на высоте свыше 3000 м, тогда как наши Дюпердюссены, превосходившие по своим качествам Ньюпоры и Фарманы, еле-еле дотягивали до 2500 м в 1 час времени, имея запас горючего до 2 1/2 часов при скорости полета 80/90 км/час» (Крейсон П. Из воспоминаний о боевой деятельности 23 корпусного авиационного отряда в империалистическую войну // Вестник воздушного флота – 1927 - № 8 - 9 – С. 7.).
Летчик-наблюдатель 23-го корпусного авиационного отряда В. И. Савицкий.
Несмотря на сильные морозы (до 25°), отряд регулярно в феврале - марте утром и вечером совершал разведывательные полеты - одновременно 2 самолетами. Один летел в сторону Млавы, Сольдау, Нейдебург - освещая железную дорогу Новогеоргиевск - Млава - Сольдау, а другой вдоль шоссе Цеханов – Прасныш – Хоржеле - Вилленберг и шоссе Прасныш - Млава. Очень успешны были полеты воздушных кораблей с целью бомбометания - на Млаву, Нейденбург и Вилленберг. Задания, как правило, сводились к слежке за неприятельскими колоннами: пехоты, артиллерии, кавалерии и обозов, а также поездов по железным дорогам, появлением новых дорог, окопов, батарей и т. д. Вторая Праснышская операция заканчивалась победой – и неожиданностей для командования (не отмеченных с воздуха) обнаружено не было. И часть летчиков была представлена к государственным наградам.
На Млавско-Праснышском фронте 23-й отряд нес службу в составе 1-го Туркестанского корпуса до 20 апреля 1915 г. И за первый квартал кампании он неоднократно подвергался ударам германской авиации – особенно чувствительным был налет незваных гостей в составе 15 - 20 самолетов, вооруженных бомбами, 15-го марта. Бомбардировка совершенно беззащитного аэродрома, продолжавшаяся в течение часа, причинила большие разрушения и потери: были выведены из строя 2 самолета. Летный состав и механики, находившиеся в этот момент на аэродроме, беспомощно метались по территории. Нередко, особенно по ночам, имели место «посещения» Цеппелинов: разрушения, производимые ими, как отмечал очевидец, «были настолько серьезны, что требовали принятия особых мер обороны, как, например, противосамолетной артиллерии. Истребительной авиации в то время не было» (Там же. С. 8.).
Война в воздухе. Великая война в образах и картинах.
К весне активность немцев на этом данном фронте стала значительно ослабевать: форсирование Карпат и падение Перемышля привели к тому, что активность противника переключилась на Юго-Западный фронт, тогда как Северо-Западный фронт перешел к обороне. В конце апреля немецкой кавалерией был реализован решительный (и неожиданный) натиск на Риго-Митавском участке - со стороны Мемеля и Либавы. В связи с этим, 23-му авиаотряду было поручено перейти в район 10-й армии (штаб в Гродно). В течение 1,5 суток отряд погрузился в поезд - и был отправлен вначале в Гродно, а затем, не разгружаясь, был переброшен на Ригу, и далее на Митаву (где перешел в распоряжение 19-го армейского корпуса генерала В. Н. Горбатовского). В Митаве отряд разгрузился 27-го апреля и стал готовиться к переброске в распоряжение штаба 37-й дивизии в м. Ваддаксен - куда перелетел из Митавы 28-го апреля.
На новом участке наблюдалось близкое расположение к передовым позициям – и для набора высоты авиаторам приходилось отлетать в тыл. Аэродром был под постоянной угрозой налета вражеской кавалерии.
В этом районе отряду приходилось освещать линию реки Венты (Виндавы) – уделяя особое внимание переправам, обороне мостов и т. д. Полеты совершались на небольшой высоте (800 - 1000 м), что позволяло проводить разведку более детально. 1-го мая, в соответствии с приказом штаба 19-го корпуса, отряд был вновь возвращен в Митаву – а затем через три дня вместе со штабом корпуса переброшен в м. Янишки Ковенской губернии. С этого момента отряд постоянно состоял при штабе данного корпуса - вступив в полосу продуктивной и интенсивной работы. Теперь, помимо разведывательной службы в районах Шавли – Бубье – Куршаны –Тельшы - Пришны по рр. Дубисса и Вента, приходилось нести службу корректирования артиллерийской стрельбы гаубиц 19-го мортирного артдивизиона. Давались и курьезные задания (поиск «по лампасам» конного отряда, оперировавшего в немецком тылу).
Авиаразведка обнаруживала непрерывное усиление немцев в Прибалтике: подтягивание пехоты, тяжелой артиллерии и обозов. Это позволяло русскому командованию своевременно парировать намечаемые удары и производить наиболее верную переброску войск. Донесения летчиков, будучи на некоторых участках проверены кавалерийской разведкой и ходом событий, резко изменили точку зрения командования на авиаотряд. Донесения последнего теперь принимались за основу при формулировании оперативных соображений штаба, и задания сыпались на пилотов как из рога изобилия. В итоге, в течение почти непрерывной двухмесячной работы 5 самолетов были «измучены». Чистка и профилактика двигателей производилась по ночам - чтобы иметь все машины в готовности подняться в небо. Один самолет в мае - июне был выделен в Туккум - для производства разведки в районе Либавы (штаб корпуса опасался неожиданного удара с северо-запада, и самолету было поручено наблюдение за движением неприятельских судов к Либаве).
Положение 19-го корпуса становилось тяжелым - немцы подтягивали крупные силы, сосредоточивая ударные кулаки южнее Шавли с угрозой с запада (в районе Тришна - Куршаны). Русские были отнесены за р. Венту, вдоль которой немцами были обильно сооружены окопы и поставлена тяжелая артиллерия. Полеты становились все труднее, а высоты выше 2000 м достигать не удавалось. Но самолеты редко возвращались без интересных донесений: германские колонны росли, а окопы появлялись с каждым днем. Чувствовалось, что противник готовит сокрушительный удар по довольно жидким силам русских. Штаб корпуса забил тревогу об усилении. У м. Бубье шли непрерывные бои, артиллерийское состязание между противниками.
Так, разведка силами 2 самолетов вечером 22-го мая обнаружила крупные силы немцев численностью в 2 - 3 дивизии, идущие по шоссе Кельмы - Шавли и разворачивающиеся по направлению к р. Дубиссе у Савдининов - Буловян - Цитовляны. Один самолет был взят неприятельской артиллерией «в оборот» – окружен облачками разрывов со всех сторон. В целях охвата наибольшего района разведки, отряд был переброшен под Шавли - к госп. двору Губерная. Данные авиаразведки через 3 - 4 дня полностью подтвердились. Немцы начали энергичную атаку на Шавли с юга, одновременно демонстрируя со стороны Куршан с запада. Русские войска хоть и выдержали удары, но все же были вынуждены затем отходить. Одновременно шло наступление австро-германцев в Галиции.
26-го мая аэродром попал под сквозной обстрел германской тяжелой артиллерии. Шавли и дорога на Митаву держались под непрерывным огнем. Обоз был отправлен в Янишки, а самолеты мокли под дождем – в ожидании прояснения обстановки.
И вот намокшие самолеты, разгоняясь по размякшему аэродрому, с большим трудом отделились от земли - и на высоте 200 - 300 м полетели в Янишки. Еще 10 - 12 дней непрерывной разведывательной деятельности - и машины стали выходить из строя (нередки вынужденные посадки из-за полной остановки двигателей).
Штаб корпуса вынужден был признать необходимость смены авиаотряда. Последний получил восьмидневный отдых - с отлетом в Митаву, где следовало подремонтировать материальную часть и подготовиться к интенсивной работе. На смену прибыл 13-й корпусный отряд на Ньюпорах-IV.
В Митаве 23-й отряд был усилен 3 молодыми летчиками-вольноопределяющимися и 3 самолетами. Но 2 офицера-пилота выбыли из строя (один по болезни, другой – вследствие приемки пленного немецкого солдата). Фактически действующих самолетов оказалось 6, а наблюдателей было по-прежнему - 3.
18-го июня отряд был в Янишках, затем в м. Груздях - и с этого момента вновь началась интенсивная служба воздушной разведки. Напор немцев был приостановлен, шли позиционные бои – и каждый вылет разведчиков сопровождался вражеским обстрелом. Полеты совершались в 3. 30 - 4 часа.
27-го июня отряд перелетел Митаву - и 29-го по железной дороге двинулся в путь, минуя Ригу - Двинск - Вильно – Барановичи - Брест-Литовск. Эшелон 2-го июля прибыл в Ковель и в тот же день, не разгружаясь, был переброшен в г. Холм. Из Холма отряд вечером 3-го июля перелетел в район штаба 2-го Кавказского армейского корпуса – и вновь началась активная боевая работа.
Как отмечал очевидец: «Снарядов не было, каждый более или менее крупный узел сдерживался грудью бойцов. Опять штык занял для наших войск первостепенное значение. Отступление шло с большими потерями. Подчиняясь общей волне отступления, наш отряд, по возможности не прерывая своей боевой работы, отходил также назад, и 8 июля мы по приказанию штаба XIII армии, совершили 1,5-часовой перелет на Владимир- Волынский. Район нашего воздушного наблюдения простирался на Соколь - Варенен – Крылов – Тышовцы - Грубешов. Наши войска занимали позиции по правому берегу реки Западного Буга. Разведки обнаруживали подтягивание немецких и австрийских сил к Грубешову; в этом пункте была сосредоточена тяжелая артиллерия, которая «крыла» здесь каждый наш самолет» (Там же. С. 9.).
Начиналось участие отряда в Грубешовской операции. К этому моменту износ двигателей привел к тому, что с трудом удавалось набирать высоту в 1000 м. Но, несмотря ни на что, пилоты вели разведку на 800 – 1000-метровой высоте, ежеминутно ожидая остановки моторов.
Вуазен в полете.
20-го июля под давлением мощного противника был оставлен Владимир-Волынский – а авиаторы перелетели в Ковель. Отсюда они вели разведку в сторону Холма и Владимир-Волынского. Немцы перешли Буг у Влодавы, и, заняв Владимир-Волынский, - создали угрозу Ковелю. Намечалась эвакуация отряда в Брест-Литовск. 30-го июля поступил приказ оставить Ковель и отступить к м. Малорыто, откуда освещать район Влодавы. Но события опережали - и уже 5 августа отряд был вновь поставлен на колеса, и через Ковель - Сарны - Лунинец оттянут в тыл.
Вышеупомянутый генерал В. Н. Горбатовский после Прибалтики получил 13-ю армию, а затем вновь был назначен под Ригу - куда перетягивал и 23-й отряд. Эшелон последнего 8-го августа через Барановичи – Лиду – Вильно - Двинск был двинут к Риге, которой угрожала опасность немецкого наступления. К этому моменту завершался Великий Отход с потерей Польши и Литвы, крепостей Новогеоргиевск, Ковно, Гродно, Осовец и Ивангород. К моменту прибытия летчиков к Риге были утрачены Митава и Вильно, а район Риги объявлен укрепленным районом. Отряду, пополненному 2 Вуазенами с 130 - 140-сильными моторами Сальмсон и 2 пленными Альбатросами (Депердюссены снимались с вооружения), было приказано расположиться в м. Икскюль в 25 - 27 км южнее Риги.
Фронт немцев приближался к Западной Двине.
С середины сентября фронт стабилизировался, и противники начали укрепляться. Фронт на северо-западном направлении «застыл» вплоть до лета 1917 г.
Отряд остался на театре почти до конца войны, а затем почти в полном составе под тем же названием перешел в Красную армию - и позднее при «реорганизации» авиации слился с др. частями авиации РККА. Летный состав отряда и самолеты последнего проделали огромную работу (некоторые машины налетали до 200 часов боевой работы в тяжелейших условиях эксплуатации и боевых действий). Потерь отряд не имел.
В процессе совместной боевой работы войска научились ценить работу авиации, а командование, учтя реальную помощь, которую приносили самолеты в результате этой работы, стало использовать авиацию более умело и рационально.
В небе над Юго-Западным фронтом. Первая штурмовка.
Теперь посмотрим на действия 31-го авиационного отряда летом 1915 г.
Летом 1915 г., после Горлицкого прорыва австро-германских войск, русские армии, оперировавшие на галицийском фронте, отходили из-под ударов противника в северо-восточном направлении - на Ярослав - Холм - Брест-Литовск. К 12-му июля русские 3-я и 13-я армии отошли за р. Буг, где решили задержаться, воспользовавшись рекой как оборонительным рубежом. 50-километровый фронт 3-й армии тянулся по правому берегу Буга, а юго-восточнее расположились части 13-й армии.
Излюбленным тактическим приемом германского командования были действия на стыках – удар в стык армий и фронтов (а на стыке единство действий и связь смежных частей и соединений, как правило, затруднены) позволял раскалывать единый фронт обороны и стимулировал русские войска к дальнейшему отступлению. Противник и теперь решил нанести такой удар (в стык 3-й и 13-й армий) – на местечко Влодава.
Район действий 31-го корпусного авиационного отряда в конце июля 1915 г.
В распоряжении командующего 3-й армией из трех авиационных отрядов к этому моменту остался боеспособным лишь 31-й корпусной авиационный отряд в составе 5 самолетов типа Вуазен.
Командир 31-го корпусного авиационного отряда военный летчик Е. В. Руднев.
Летчик-наблюдатель 31-го корпусного авиационного отряда Л. К. Вологодцев.
Е. В. Руднев и его летнаб Л. К. Вологодцев на своем Вуазене.
Вследствие быстрого отхода армии, соприкосновение с противником было потеряно, и русское командование к 13 июля не имело точных данных ни о направлении движения, ни о группировке главных сил врага. Были лишь отрывочные сведения агентурной разведки - что главные силы объединенной австро-германской армии группируются в районе м. Бела, в 35 км западнее Брест-Литовска. На основании этих данных командарм-3 главный резерв своей армии, находящийся на левом фланге в районе м. Влодавы, перевел на правый фланг - как наиболее угрожаемый. Резерв фронта (1-я гвардейская дивизия) находился на отдыхе в районе м. Пища, в 35 км северо-восточнее Влодавы. С 14 до 17 июля шли постоянные дожди - исключая возможность производства полетов.
Военный летчик 31-го корпусного авиационного отряда Т. К. Кравцов (третий слева).
Но затем отряду пришлось решать самый широкий спектр боевых задач. Так, русские самолеты получили приказ выяснить группировку главных сил противника, и 18-го июля в 5 часов утра на разведку вылетел первый самолет – по маршруту Влодава – Холм – Войславице – Бела – Брест-Литовск. Подлетая к Влодаве, летчики не обнаружили движения ни по левому берегу р. Буг, ни в прибрежных деревнях. Но, отлетев на 25 км от Влодавы, на шоссе на Холм было обнаружено движение двух пехотных колонн противника с артиллерией, конницей и обозами. Первая колонна (диной 10 – 12 км) шла по шоссе из местечка Войславице на Влодаву, а другая (длиной 15 – 17 км) - по шоссе Холм - Влодава. Двигалось, в общей сложности, до 1,5 корпусов германской пехоты. Разведдонесение сопровождалось аэрофотоснимками.
Когда самолет кружил над войсками, артиллерия противника открыла огонь. Обстрел был настолько меток, что осколками одного из разорвавшихся рядом с машиной снарядов был поврежден мотор – заработав с перебоями, он через несколько минут остановился. С высоты 2,5 тыс. метров, используя попутный ветер, русским летчикам удалось преодолеть 35 км и спланировать на позиции 13-й армии за р. Буг. Русское командование (сообщение ушло из штаба корпуса в штабы армии и фронта) получило от летчиков сведения стратегической важности – о направлении главного удара противника. Резерв фронта (1-я гвардейская пехотная дивизия) на грузовиках по шоссе спешно двинулся к Влодаве. Был спешно переброшен на подводах под Влодаву и армейский резерв.
Авиаразведка показала, что головы обеих колонн противника к 6 утра находились в 25 км юго-западнее Влодавы. Было очевидно, что: 1) противник с рассветом 19-го июля начнет переправу через р. Буг у Влодавы и 2) резерв силой в 1 дивизию не сможет остановить ударную группу германцев. Русское командование приняло тактически новое и грамотное решение – ударом с воздуха содействовать атаке бойцов гвардейской дивизии. В распоряжении 5 самолетов 31-го корпусного авиационного отряда имелось 250 пудов (т. е. более 4 тонн) бомб.
Причем действия авиации были согласованы с операцией 1-й гвардейской пехотной дивизии. Впервые имело место взаимодействие воздушных и наземных сил.
Старший офицер 31-го отряда С. К. Модрах.
Русское командование решило дать возможность противнику навести мосты и частично по ним переправиться – затем артиллерия уничтожает мосты, а гвардейская дивизия атакует переправившиеся части противника. Авиация должна была нанести штурмовой удар по германцам – пулеметным огнем и бомбами облегчить действия пехоты.
В 6 утра 19-го июля 5 русских самолетов (у каждого на борту 5 пудов бомб) полетели к Влодаве. Германцы навели 3 моста, по которым большими группами начала переправляться пехота. Увидев сигнал к атаке от гвардейской дивизии, а также начало артиллерийского обстрела мостов русской артиллерией, летчики пошли в бой.
Действуя единой группой под руководством командира отряда, самолеты снизились до 250 метров и атаковали мосты и переправляющиеся части противника, расстреливая германцев пулеметным огнем и забрасывая бомбами. Бой продолжался до позднего вечера - самолеты 6 раз улетали и вновь возвращались с бомбами - продолжая наносить удары по германской пехоте.
Моральное воздействие штурмового удара русской авиации было настолько потрясающим, что целые части противника бросали позиции и обращались в бегство, бросаясь в Буг. В реке многие германские солдаты тонули, а оставшиеся добивались метким огнем русской артиллерии.
Бой за переправу продолжался 20-го июля - противник ввел в дело главные силы, но овладеть переправой так и не смог - все его атаки были отбиты.
Один из Вуазенов 31-го авиаотряда.
Германским войскам был нанесен настолько серьезный удар, что в течение месяца на фронте наступило затишье. И это в условиях, когда каждый день имел огромное значение – русские войска уходили из «польского балкона». Русское командование воспользовалось оперативной паузой для того, чтобы подтянуть резервы с других фронтов и перейти в контрнаступление.
19-го и 20-го июля 1915 г. 31-м корпусным авиационным отрядом, нанесшим первый в истории русской авиации штурмовой удар, было сброшено до 250-ти пудов бомб и выпущено 3 тыс. патронов (Чехутов А. Из боевого опыта мировой войны (31 авиотряд в Галиции в 1915 г.) // Вестник воздушного флота – 1923 - № 3 – С. 15.).
Отряд, без преувеличения, драгоценный боевой ресурс в руках командования не только армии, но и фронта, оказал неоценимую услугу всему фронту и решил задачи стратегической и оперативной важности.
Во-первых, командование фронта, своевременно предупрежденное воздушной разведкой (причем результаты разведки были подтверждены фотоснимками) о движении ударной группы противника на участке 3-й армии, имело возможность своевременно подтянуть армейские и фронтовые резервы к угрожаемому боевому участку – а авиация оказала неоценимую услугу всему фронту.
Во-вторых, 19 - 20 июля отряд оказал большую помощь наземным войскам 3-й армии при нанесении контрудара по наступавшему у Влодавы противнику. Русские летчики, атаковав с бреющего полета германские войска на переправах через р. Западный Буг, нанесли им значительный моральный и материальный урон. Противник был вынужден отказаться от форсирования реки и перейти к обороне. Были сорваны оперативно-стратегические планы наступающего врага – войск германской 11-й армии генерал-фельдмаршала А. фон Макензена.
Единственный авиационный отряд, имеющийся в распоряжении фронта, явился стратегическим резервом в руках командования и своей исключительно интенсивной боевой работой способствовал общему успеху на важнейшем участке.
Действия 2 авиаотрядов на Северо-Западном (23-го) и Юго-Западном (31-го) фронтах – достаточно показательны.
Мы видим, что авиация в этот период, как многофункциональный род войск, решала самый широкий спектр боевых задач – от разведки до штурмовых действий. И активно успешно действовала – невзирая ни на какие проблемы с материальной частью, личным составом и оперативно-тактические дефекты применения авиационных сил и средств.
Автор: Олейников Алексей Владимирович