1915

Битва на Висле, июль 1915 г. Ч. 1. Пассивная оборона речного рубежа

27 марта 2024 г.

Мы много писали о действиях австро-германцев на флангах «Польского балкона» летом 1915 г. А что же происходило на фронте этого балкона – на Висле в июле 1915 г.?

1.jpg

8 июля 1915 г. под натиском германцев Гренадерский корпус начал отход с левого фланга Козеницкой позиции к р. Висла.

Вследствие этого, командующий 4-й армией генерал от инфантерии А. Е. Эверт приказал - как гренадерам, так и стоявшему правее 16-му армейскому корпусу - в ночь на 9-е июля перейти с левого берега Вислы на правый, уничтожив за собой все мосты.

Илл.2.jpg

Мост у дер. Павловице. После переправы 16-го корпуса, он был затем расстрелян в упор и сожжен.

После окончания переправы гренадеры должны были поступить: частично в состав гарнизона Ивангородской крепости, а частично - в резерв армии. На 16-й корпус возлагалась пассивная оборона Вислы - от Тарнова до крепостного района.

2.jpg

Командующий 4-й армией генерал от инфантерии А. Е. Эверт на позиции.

Но в распоряжении комкора-16 генерала В. Н. Клембовского фактически был не корпус, а лишь бригада 41-й пехотной дивизии с двумя казачьими полками корпусной конницы (17-м Оренбургским и 8-м Уральским). Другая бригада 41-й дивизии была отправлена по железной дороге в район Ломжи - для парирования прорыва германцами оборонительной линии по Нареву. Одна бригада 47-й пехотной дивизии была временно включена в состав гарнизона Ивангородской крепости, а другая бригада той же дивизии назначена в армейский резерв. В то же время, к корпусу была временно прикомандирована Забайкальская казачья бригада.

Клембовский.jpg

Командир 16-го армейского корпуса генерал-лейтенант В. Н. Клембовский.

После отхода на правый берег Вислы (незаметного для противника), отряд Клембовского расположился следующим образом.

Выделив по 1 батальону в дивизионный (точнее, в участковый) резерв и по 1 батальону в полковой резерв, полки 1-й бригады 41-й пехотной дивизии имели в боевой части по 2 батальона в окопах вдоль Вислы, 161-й Александропольский полк - от Тарнова до р. Окржейка, 162-й Ахалцыхский полк - левее до крепостного района у д. Драхалица. Кроме двух батальонов, в участковом резерве находился и Аргунский казачий полк Забайкальской бригады. Весь участок подчинялся начальнику 41-й пехотной дивизии генералу В. П. Широкову, в обязанность которого входила не только оборона Вислы, но и поддержание связи с левым флангом 2-й армии у Тарнова.

Широков.jpg

Начальник 41-й пехотной дивизии генерал-лейтенант В. П. Широков.

В общем резерве у генерала Клембовского в районе д.д. Соболев - Годзишки стоял Верхнеудинский казачий полк Забайкальской бригады, 17-й Оренбургский казачий полк в составе трех сотен (остальные три находились при пехотных дивизиях) и 8-й Уральский полк (4-сотенного состава).

15-го июля летчики 14-го авиационного отряда провели разведку - причем поручик Клепиков сделал несколько фотоснимков.

После воздушной разведки.jpg

Разведданные показали: в Козеницах в резервном порядке построены 2 полка пехоты; из Козениц на Рычивол в 8 часов двигался обоз в 300 - 350 повозок (как потом оказалось – это был понтонный парк; сам автор аэрофотоснимков, рассматривая их в лупу, пришел к такому выводу – но слишком поздно, утром 16-го июля; к сожалению, полное отсутствие на Висле лодок препятствовало наземной разведке).

Илл.1.jpg

Походный порядок понтонного парка противника. Аэрофотоснимок, сделанный с аэроплана поручика Клепикова.

Между 3 и 4 часами 16-го июля у Рычивола был слышен шум - как бы от сбрасываемых на землю понтонов; стук колес и лошадиное ржание раздавались у Сверже-Гурне.

В 4 часа у дер. Пржевоз появились 3 лодки - и из 2-х на русский берег Вислы высадились люди.

1160899.jpg

Затем противник начал переправляться на понтонах у дер. Врубле-Варгоцин – под прикрытием огня орудий, подвезенных на автомобилях. Переправа на понтонах производилась и у дер. Руда.

Полковые резервы были немедленно направлены к Вильчковице-Гурне и Врубле-Варгоцин. В седьмом часу генерал Широков двинул 1 батальон из своего резерва к Рычиволу, а корпусной командир направил в 4 часа 50 мин. в распоряжение Широкова 2 мортирные батареи и 8-й Уральский казачий полк, а в 7 часов – Верхнеудинский полк на дер. Оронне. Широков получил приказ двинуть верхнеудинцев во фланг противнику, или на Врубле-Варгоцин, или на Подстолице, в зависимости от обстановки. В общем резерве осталось только 3 сотни.

Схема № 1.jpg

Схема № 1. Положение к 15 часам 16-го июля.

У Тарнова противник переправил 4 роты, которые, вследствие отхода на север 5-й Донской казачьей дивизии 2-й армии, повернули на Руду - охватывая правый фланг Широкова. У Кобыльниц германцы перебросили на понтонах 2 батальона, направившихся к северу - в охват правого фланга 162-го полка. В 12 часов у Кобыльниц немцы начали наводить мост, который был вскоре поврежден огнем мортирной батареи - что вынудило противника временно прекратить переправу (причем, неоднократно вылетавшие на разведку летчики упорно отрицали существование этого моста, тогда как о нем уверенно докладывали пешие разведчики и артиллерийские наблюдатели).

летопись94.jpg

С 16 часов 30 минут до 23 часов германцы провели 6 упорных атак на фронте Облин-Мацеевице - и все они были отбиты. Неудачна была и попытка переправиться вечером у Магнушева, где противник был отражен огнем правофланговых рот 161-го полка.

240.jpg

Германская пехота в атаке.

Взятые пленные принадлежали к составу четырех полков 3-й ландверной дивизии – но они показали, что за этой дивизией следовала еще одна.

На левом фланге прибывший из Ивангорода 1-й лейб-гренадерский Екатеринославский полк в 18 часов 30 мин. начал наступление от Папротни на фронт Стрых - дом лесника (западнее Стрыха), имея на флангах подразделения 162-го полка. В 21 час 40 мин. он прошел кол. Тыжин, а правым флангом подошел к дер. Стрых.

Цепь.jpg

В 21 час бой на всем фронте затих.

С 9 часов 16-го июля командарм начал слать подкрепления генералу Клембовскому. Но они подходили разрозненно, медленно и в слабом составе – как видно из таблицы ниже.

Таблица.jpg

Таблица. Отчетный материал, посвященный обороне Вислы в районе Рычивол-Козенице 16 - 22 июля 1915 г.

В итоге – воспрепятствовать противнику переправиться через Вислу не удалось.

Теперь предстояло решить другую задачу, поставленную командующим армией: отбросить противника обратно - на левый берег реки.

В 13 часов комкор выехал из Соболева (местонахождения штаба) в Подзамче – где, ознакомившись с обстановкой, разъяснил дальнейший план действий генералу Широкову. А в 19 часов 30 мин. был отдан приказ на общую атаку 17-го июля.

В силу его:

1) генерал Широков (4 пехотных полка (161-й и 187-й пехотные, 2-й Ростовский и 8-й Московский гренадерские; всего 13 батальонов), 3 казачьих полка, 3 легких батареи, 1 конная и 1 мортирная батареи) должен был атаковать противника с линии Домашев – Мацеевице - Ухаче в направлении Вильчковице-Гурне, дер. Пржевоз, фольварк севернее Кобыльница.

2) генерал Болотов (начальник 47-й пехотной дивизии - 3 пехотных полка (162-й и 186-й пехотные, 1-й Екатеринославский лейб-гренадерский; всего 12 батальонов), 2 казачьих полка, 4 легких батареи, 1 конная и 1 мортирная батареи) - с линии Кавенчин - кол. Тыжин - д. Папротня в направлении на д.д. Кобыльница, Врубле-Варгоцин.

Болотов.jpg

Начальник 47-й пехотной дивизии генерал-лейтенант В. В. Болотов.

Начало атаки - 4 часа 30 мин.

Общий резерв в составе 1 пехотного полка (5-й Киевский гренадерский, 4 батальона), 2 казачьих сотен и 1 тяжелой батареи - у ст. Соболев.

Свой план атаки Клембовский сообщил командиру 36-го корпуса 2-й армии - прося "соседа" подержать атакующих одновременным наступлением на своем фронте. Но ответ был уклончивым - и приходилось рассчитывать только на свои силы.

Продолжение следует

Автор:

1036

Поделиться:

Вернуться назад