Кавказский фронт
«Кавказская» авиация
Кавказский фронт Первой мировой войны…
А какова была специфика применения авиации русской Кавказской армией, каковы особенности применения авиации в условиях Кавказского ТВД? Ответить на этот вопрос поможет предлагаемая статья.
Кавказская армия – оперативно-стратегическое объединение русской Действующей армии, обладавшее давней историей и славными боевыми традициями. Но в авиационной сфере ситуация к началу Первой мировой войны оставляла желать лучшего. В составе армии имелся лишь один авиаотряд, вооруженный слабосильными аэропланами-«старичками» фарманами и парасолями. Скупое материально-техническое обеспечение, практически полное отсутствие боевого опыта и скептицизм относительно форм и методов применения авиации, казалось, не предвещали ничего хорошего «кавказской» авиации.
Авиаотряды на Кавказском фронте.
В начале войны, как ни странно, даже возник вопрос о применимости авиации - в условиях горного ТВД, в целом, и Кавказского, в частности. Но существовавшие сомнения рассеялись после первых нескольких отважных авиаразведок.
Необходимо отметить, что обстановка для полетов авиации на Кавказском ТВД отличалась исключительной суровостью. Серьезная высота горных вершин и хребтов отличала Кавказский фронт от других, даже горных, ТВД. Цепи горных хребтов пересекали воздушные трассы во всех направлениях, поднимаясь на высоты свыше 3 тысяч метров – то есть на серьезные высоты для авиации начала 20-го века. Кроме высоты, препятствиями являлись хаотический характер горной поверхности (как отмечали современники – напоминавшую картину океана, застывшего в момент «девятого вала»), мощные воздушные течения, глубокие воздушные воронки, неожиданные и сильные атмосферные завихрения, внезапно поднимающиеся и сильнейшие ветры, густые и постоянно перемещающиеся туманы. Если к этой картине добавить малое количество площадок, годных для взлета-посадки самолетов, то становится ясно – в каких условиях приходилось действовать летчикам-кавказцам. Так, на всем ТВД имелось всего 5 (!) аэродромов – и лишь один из них (Трапезундский) был расположен в близких к равнинным условиям (остальные аэродромы были горными).
Разумеется, для такого специфического ТВД требовались аэропланы, обладавшие повышенной скороподъемностью и устойчивостью. Но ситуация была обратной - Кавказский фронт был своеобразной "Камчаткой", куда отправлялись устаревающие или устаревшие типы машин. Присутствовали сложности и в вопросе приобретения современного боевого опыта – в обстановке, когда имелось лишь 5 – 8 полетных дней в месяц, наработать его было сложновато.
Вплоть до конца 1916 г. авиация Кавказского фронта летала на так называемых «летающих гробах» - моран-парасолях, сравнительно слабых ронах и грузных вуазенах. Только в начале 1917 г. в кавказских авиаотрядах появляются 1- и 2-моторные Кодроны, а также 2 истребителя Ньюпор-21.
Летчиков выручало преимущество русских войск над турецкими и слабость вражеской ПВО.
К 11 октября 1917 г. состав авиаотрядов Кавказской армии был следующим: 1-й – 2 самолета (Ньюпор-21 и 2-моторный Кодрон) и 8 летчиков, 2-й - 6 самолетов (лучшие из них – 2-моторный Кодрон, два 1-моторных Кодрона, Ньюпор-21) и 6 летчиков, 4-й – 2 самолета (1- и 2-моторный Кодроны) и 7 летчиков.
Авиапарк располагался в далеком Тифлисе – хотя выдвигались идеи переместить его в 1916 году в Карс или Эрзерум. В парке отсутствовали многие запчасти, грузовики и т. д., но имелся огромный запас патронов к пулеметам системы Льюиса (4 млн. штук при годовой потребности в 15 - 20 тыс. патронов).
В начале войны турецкая авиация на Кавказском фронте почти отсутствовала – она была в основном сосредоточена на европейских ТВД Оттоманской империи. Впервые на Кавказе турецкая авиация появилась в заметном количестве после разгрома турецкой 3-й армии под Эрзерумом – зимой - весной 1916 года.
Лейтенант Орхан, 3-я эскадрилья ВВС Оттоманской империи на фоне своего Пфальца A II - участник воздушной войны на Кавказском фронте, 1916 г.
Необходимо отметить, что, несмотря на то что авиация противника на Кавказском ТВД количественно и была слаба, самолеты, на которых летали турецкие летчики, относились к новейшим германским образцам.
Учитывая эпизодический характер действий оттоманской авиации и значительную протяженность фронта, встречи в воздухе русских и турецких летчиков были очень редки – состоялось не более пяти воздушных боев. Главным врагом русских авиаторов был трудный театр военных действий.
Полеты в горах.
В качественном плане личный состав авиации Кавказской армии оказался на высоте. На Кавказском фронте действовало 3 - 4 авиаотряда, занимавшихся в основном воздушной разведкой и бомбометанием. Корректировка артиллерийского огня, аэрофотосъемка и авиационная связь стали применяться на Кавказском фронте гораздо позже, чем на австро-германском.
Особое место и значение авиаразведки на Кавказском фронте выявилось в ходе блестящей Эрзерумской операции – именно в этот период самоотверженные действия летчиков принесли очевидные и ощутимые результаты.
Позиционной войны Кавказский фронт Первой мировой войны не знал. Огромные расстояния, скверные дороги противника (почти всю войну боевые действия протекали на вражеской территории) и практически полное отсутствие лесистой местности затрудняли маскировку войсковых передвижений - и разведка со стороны даже незначительной авиационной группировки всегда приносила хорошие результаты.
Аэрофотосъемка практически всегда приносила командованию Кавказского фронта ценную информацию.
Воздушная разведка в горах была сложнее - летчику-наблюдателю труднее усмотреть противника в горах, особенно если они покрыты лесом, а самолету легче заблудиться из-за малого количества ориентиров. Так как над горами встречается много воздушных ям, то, чтобы находиться на безопасной высоте, аэроплану нужно набрать большую высоту. На Кавказе и в Турции горы высотой в 4 тысячи метров - не редкость. Безопасная высота, предохраняющая аэроплан от винтовочно-пулеметного огня - 3 тысячи метров. Таким образом, аэроплану нужно было подняться на высоту 7 тыс. метров - не каждый самолет для этого пригоден и не всякий летчик это выдержит. Но летчики Кавказской армии выдерживали.
Серьезный моральный, а зачастую и материальный, эффект имели бомбометания. Турецкие войска зачастую разбивали биваки на открытой местности, располагаясь, как правило, в палатках - и воздушная бомбардировка сразу же вносила в наземные войска панику и дезорганизацию. Но чтобы осуществить успешную бомбежку, летчикам приходилось снижаться – а в горах, как уже отмечалось, это было сопряжено с серьезным риском. Риск не останавливал летчиков-кавказцев.
Начавшееся после Февральского переворота 1917 г. разложение Кавказской армии и ее стихийный отход в ноябре 1917 г. с занимаемых позиций, не могли не коснуться и ее авиации. Наблюдались такие процессы как дезертирство, хищение и распродажа ценного военного имущества. Авиаотряды постепенно отводились в тыл – но наибольшие потери в материальной части и имуществе они понесли при паническом отходе войск бывшей Кавказской армии и национальных корпусов из Карса, Эрзерума и Батума. Предложение вступить на службу к Закавказскому правительству почти все русские летчики отвергли.
Но, при всех проблемах, сложностях и недостатках в организации службы ВВС Кавказской армии, невзирая на тяжелые условия театра военных действий, «кавказская» авиация Первой мировой внесла достойную лепту в успехи своей доблестной армии.
Аэродром в горах
Автор: Олейников Алексей Владимирович