История в лицах
М. Н. Ефимов. О судьбе первого авиатора - жертвы Гражданской войны в России
Ефимов Михаил Никифорович (13. 11. 1881., дер. Дубовка Смоленской губернии – 11. 08. 1919., Одесса) – первый авиатор России, участник Первой мировой и Гражданской войн.
Окончив Одесское железнодорожное техническое училище, трудился электриком на телеграфе.
В этот период М. Н. Ефимов становится спортсменом - увлекшись велоспортом, неоднократно завоевывал призы. Приобретя мотоцикл, в 1908 и 1909 гг. - чемпион России по мотоциклетному спорту.
М. Н. Ефимов за рулем гоночного автомобиля.
В 1909 г. он совершил первый полет на планере (Одесса), и при финансовой поддержке заинтересованного лица уезжает во Францию - для обучения и получения диплома пилота. В период обучения (г. Мурмелон, учителем был лично А. Фарман) зарекомендовал себя как талантливый и перспективный ученик.
25. 12. 1909 г. М. Н. Ефимов осуществляет первый самостоятельный полет на аэроплане, находясь в воздухе 45 минут (рекорд для своего времени). А после сдачи экзамена (диплом аэроклуба от 15. 02. 1910 г. № 31) он установил и рекорд по продолжительности полета с пассажиром.
21. 03. 1910 г. в Одессе состоялся первый полет (на Фармане - IV) М. Н. Ефимова в присутствии большого скопления публики (аэродромом послужило поле Одесского ипподрома) – причем пилот поднимался в воздух 5 раз, выполнив на высоте 50 метров 3 круга, а также осуществив 2 полета с пассажирами. Эти события, ставшие первыми публичными полетами в Российской империи, возвестили начало развития отечественной авиации. После приземления на М. Н. Ефимова был надет лавровый венок с надписью «Первому русскому авиатору».
В апреле 1910 г. М. Н. Ефимов выиграл престижные соревнования авиаторов в Ницце (за счет призовых денег смог приобрести собственный самолет). Затем он удачно выступал на авиационных состязаниях в Европе, занимая первые - вторые места.
На Всероссийском празднике воздухоплавания (осень 1910 г.) М. Н. Ефимов не только завоевывает ряд призов, но и знакомится с профессором Н. Е. Жуковским, а также принимает предложение Военного ведомства руководить подготовкой летчиков в Офицерской школе авиации (г. Севастополь). Работая с 1910 г. инструктором в последней, М. Н. Ефимов впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирующий полет с выключенным двигателем.
Известный русский летчик В. М. Ткачев, встретившийся с М. Н. Ефимовым в Севастопольской школе, характеризовал его как «первого и талантливого русского пилота».
М. Н. Ефимов - Почетный гражданин Севастополя.
На 2-й международной авиационной неделе в Петербурге 14 – 22. 05. 1911 г. победителем в меткости бомбометания, а также в точности посадки в контур корабля (5 м от центра «палубы) стал М. Н. Ефимов.
В 1912 г. М. Н. Ефимов изобрел приспособление, позволявшее пилоту запускать авиационный двигатель без посторонней помощи.
Первый дипломированный летчик России М. Н. Ефимов за штурвалом.
Подав рапорт и добровольцем уйдя на фронт Первой мировой войны, с апреля 1915 г. М. Н. Ефимов находится в Действующей армии - в качестве летчика-охотника 32-го авиационного отряда.
Он выполнял дерзкие рейды по вражеским тылам, успешно бомбил и фотографировал позиции противника. После перевода в авиационный отряд Гвардейского корпуса, М. Н. Ефимов не только по-прежнему выполнял самые ответственные задания, но и заведовал технической частью.
Осенью 1915 г., после нескольких ходатайств руководства авиашколы, был откомандировали в Качу.
К этому времени М. Н. Ефимов становится полным георгиевским кавалером и прапорщиком (ноябрь 1915 г.).
В феврале 1916 г. был прикомандирован к 25-му корпусному авиаотряду при Киевской военной школе летчиков-наблюдателей. В Киеве М. Н. Ефимов напряженно трудился над проектом аэроплана, изготавливая и испытывая детали в мастерских Политехнического института и школы летчиков-наблюдателей.
Позднее М. Н. Ефимов был откомандирован на фронт, а когда самовольно уехал в Севастополь, решив испытать некоторые узлы будущего аэроплана, был посажен на гауптвахту.
В 1916 г. переведен на Румынский фронт, где служил в 6-м и в 4-м истребительных авиаотрядах (аэроплан Ньюпор-11), где выполнил десятки боевых вылетов и одержал ряд побед.
М. Н. Ефимов в годы Первой мировой войны.
В начале 1917 г. М. Н. Ефимов был переведен в Севастопольскую гидроавиацию - флагманским летчиком бригады. В постфевральский период он был избран членом комитета гидроавиации.
М. Н. Ефимов вел активную агитационную работу среди летчиков и матросов, а позднее принимал участие в боевых действиях против сил Белого движения.
Когда весной 1918 г. Крым был оккупирован германской армией, М. Н. Ефимов как активный большевик был арестован. Спустя год, когда Крым вновь перешел под контроль большевиков, был освобожден.
Наступление войск ВСЮР заставило красных эвакуироваться. М. Н. Ефимов отступал в качестве водителя автоколонны. Автоколонна застряла под Херсоном, машины пришлось бросить и сжечь, а М. Н. Ефимов пешком добрался до Одессы.
В августе 1919 г. в Одессе высадился десант ВСЮР. М. Н. Ефимов пытался бежать, но был арестован и казнен.
Среди наград М. Н. Ефимова, помимо полного солдатского георгиевского банта, орден Святой Анны 3-й степени с мечами.
Память о М. Н. Ефимове чтится в России и в Украине, в частности, имеются памятники в Гатчине и Одессе.
Литература
Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 – октябрь 1917 гг.). М., 1989.; Королева Е. В. Первые среди первых / Грибанов С. В. Пилоты Его Величества. М., 2007.; Ткачев В. М. Крылья России. Спб., 2007.
Автор: Олейников Алексей Владимирович