История в лицах

Интеллектуальный вклад

25 марта 2021 г.

Усилия русских ученых и изобретателей – людей, отдавших свои знания и энергию делу победы Родины и ее союзников в тяжелом противоборстве с неприятелем - способствовали как сбережению жизней русских солдат и офицеров, так и победе на поле боя. В годы Первой мировой войны ими было создано много технических новинок, актуальных как для текущей, так и последующих войн.

Автоматический прорыв.

Уже на пороге Первой мировой войны ведущие державы Европы особое внимание обратили на массовое автоматическое оружие для пехоты. Выдающийся российский оружейник В. Г. Федоров создал автоматическую винтовку. Имея 6,5-мм калибр и магазин емкостью 5 патронов, она обладала скорострельностью 18 выстрелов в минуту (у мосинки – 10).

Ил. 3.jpg

В. Г. Федоров.

Продолжая работать уже в ходе войны, В. Г. Федоров укоротил на 25 мм ствол, изменив систему его охлаждения, сконструировал съемный 25-патронный магазин. В результате появилось оружие, которое конструктор назвал «автомат» - оно соответствовало требованиям не только Первой мировой, но и последующих войн XX века.

Автомат имел длину 104 см, вес с патронами 5,2 кг, дальность выстрела 300 м и скорострельность до 100 выстрелов в минуту. На первых образцах имелись сошки.

В конце 1916 г. подразделение из состава 189-го пехотного Измаильского полка было вооружено 45-ю автоматическими винтовками и 8-ю автоматами Федорова. Кроме того, автомат использовался и в частях ВВС (имелся, например, на вооружении экипажей бомбардировщиков Илья Муромец), а в дальнейшем было запланировано перевооружить этим оружием стрелковые и ударные части.

Решение о заказе и последующей поставке в войска 25 тыс. автоматов в силу технических причин было сорвано (первоначально подрядчик - частный завод сорвал выполнение государственного заказа, а после размещения заказа на казенном предприятии было упущено время – вспыхнул Февральский переворот), и было изготовлено лишь немногим более 150 единиц этого перспективного оружия.

Необходимо отметить, что В. Г. Федоров стал пионером и флагманом в создании ручного автоматического оружия применительно не только к России, но и к Антанте, более того - он в значительной мере предвосхитил развитие аналогичных систем оружия последующей эпохи.

Не страшен газ, когда есть противогаз.

Одно из замечательных изобретений, спасшее жизни тысяч русских солдат и офицеров, а также солдат и офицеров союзников - создание угольного противогаза - принадлежит академику Н. Д. Зелинскому. Научная деятельность Н. Д. Зелинского была разносторонней, но сам ученый, автор более 700 изобретений и научных трудов, считал изобретение противогаза самым важным делом своей жизни.

Этот противогаз в модифицированном виде до сих пор спасает человеческие жизни по всему миру.

Являясь одним из основоположников еще только зарождавшейся в конце XIX века органической химии, Н. Д. Зелинский одним из первых оценил опасность от массового применения нового химического оружия, наносившего большие потери и подрывавшего боевой дух войск.

Так, в ходе первой в истории газовой атаки 22. 04. 1915 г. на Ипре было отравлено до 15 тыс. британцев (из них умерло 5 тысяч). 31. 05. 1915 г. под Варшавой (Воля Шидловская) подразделения 217-го Ковровского и 218-го Горбатовского пехотных полков 55-й пехотной дивизии потеряли до 3 тыс. человек.

Применив свойства древесного угля, который обладал природной абсорбирующей способностью, Н. Д. Зелинский смог добиться преобразования древесного угля в уголь активированный – в этом была суть открытия ученого.

Летом 1915 г. в ходе эксперимента, положив в платок 50 граммов измельченного активированного по его способу березового угля, Н. Д. Зелинский смог, плотно прижав руку с платком к носу и рту (при этом закрыв глаза), пробыть в отравленной атмосфере несколько минут. Первые опытные образцы противогазов были готовы уже в августе 1915 г. А 03. 02. 1916 г., после показательных испытаний в Ставке Главковерха всех имевшихся на вооружении образцов противохимической защиты, противогаз был принят на вооружение русской армии.

В 1916 - 1917 г.г. в России было произведено более 11 млн. противогазов Зелинского. Т. о., Н. Д. Зелинсий, ученик Д. И. Менделеева и соратник В. И. Вернадского, стал изобретателем универсального средства, защищающего от химического оружия.

Как гласила русская инструкция времен войны «Этот противогаз предохраняет от всех неприятельских удушливых газов, как употребляемых в виде облака, так и в снарядах». Протоколы испытательных комиссий отмечали «...простоту конструкции и дешевизну коробок» противогаза. Ученые союзников пришли к выводам Зелинского лишь в 1916 - 1917 г.г.

6.jpg

Ношение и надевание противогаза Зелинского. Из листовки, прилагавшейся к первым образцам противогаза.

Крылья Сикорского.

Велик вклад в развитие мировой и отечественной авиации Игоря Ивановича Сикорского, русского, а впоследствии американского, авиаконструктора. В 1910 – 1911 г.г. им были созданы самолеты серии С.

С 1912 по 1918 г.г. И. И. Сикорский руководил конструкторским бюро авиаотдела Русско-Балтийского завода. В 1913 - 1914 г.г. появились первые в мире многомоторные самолеты - конструкции И. И Сикорского (Русский витязь», «Гранд», «Илья Муромец»).

В годы Первой мировой было изготовлено 75 четырехмоторных бомбардировщиков конструкции И. И. Сикорского. «Илья Муромец» фактически ознаменовал начало в авиации новой эры.

Россия стала единственной страной мира, в которой к 1914 г. имелась дальняя бомбардировочная авиация. Именно благодаря созданным И. И. Сикорским самолетам отечественная авиация впервые получила международное признание. Вершина творчества авиаконструктора в России - «Русский Витязь» и «Илья Муромец» - стали предшественниками последующих пассажирских авиалайнеров, дальних бомбардировщиков и тяжелых транспортных самолетов. Гений И. И. Сикорского на несколько лет опередил творческую мысль всех других авиаконструкторов мира и обеспечил России приоритет в сфере тяжелой боевой авиации.

Одним из наиболее удачных самолетов И. И. Сикорского стал истребитель С-16 (всего РБВЗ, где И. И. Сикорский работал главным инженером, выпустил 34 машины) – первый появился в январе 1915 г. С-16 – эскортный истребитель для прикрытия тяжелых бомбардировщиков. Всего было 5 модификаций этого самолета. Машина могла оснащаться различными типами шасси (лыжным, колесным и даже поплавковым). На таком самолете воевал один из лучших русских асов Юрий Глишер.

Ил.1.jpg

И. И. Сикорский в последние годы жизни.

Потомки «греческого» огня.

В сентябре 1915 г. были испытаны первые огнеметы системы профессора Горбова. В следующем году на вооружение принимается ранцевый огнемет Товарницкого – и с осени того же года им в пехотных полках вооружались штатные огнеметные команды (в каждой 12 огнеметов). Были сформированы и 3 батареи траншейных огнеметов системы Товарницкого. И летом 1917 г. они оказались на фронте.

В 1916 г. инженеры Странден, Поварнин и Столица впервые в мире изобрели поршневой фугасный огнемет - горючая смесь из него выталкивалась с помощью давления пороховых газов. Это был первый в мире огнемет такого типа. В боевом состоянии огнемет весил 32,5 кг, дальность стрельбы - 35 - 50 м. На тот момент в схожих огнеметах зарубежных моделей огнесмесь выбрасывалась с помощью водорода или сжатого воздуха, либо углекислого газа и азота.

В начале 1917 г. этот фугасный огнемет был испытан и под наименованием СПС (от начальных букв фамилий его конструкторов) пошел в серийное производство. Заложенный в нем принцип выброса огнесмеси является базовым до сих пор.

В 1915 г. инженер Слесарев изобрел зажигательную бомбу – она имела жестяной корпус, хвостовой стабилизатор и ударно-воспламенительное приспособление.

Эффективной была и зажигательная термитная бомба – она была разработана полковником Яковлевым. Корпус бомбы был настолько прочен, что мог пробивать перекрытия зданий.

«Новик Краб».

Многие технические военно-морские новинки также появились в России. Среди них - подводный минный заградитель «Краб». Он был первым в мире - у Германии аналогичные заградители появились позже и уступали «Крабу» по своим характеристикам. «Краб» участвовал в войне, и осуществил ряд ответственных минных постановок - вблизи вражеских берегов. Не подводный заградитель с такой задачей справиться бы не смог. Об эффективности этих действий говорит, в частности, факт подрыва крейсера «Бреслау» на минном заграждении, установленном «Крабом».

Новым словом техники были и турбинные эсминцы (фактически лидеры эсминцев) типа «Новик». Новинками были и установка двигательной установки такого рода на эсминец, и артиллерия 102-мм калибра и др. О превосходстве «Новика» над аналогичными кораблями противника свидетельствует его победа над германскими эсминцами V 99 (уничтожен) и V 100 (поврежден) в ходе Ирбенской операции, успешный бой черноморских «Новиков» с крейсером «Бреслау» и др.

И этот перечень можно продолжать.

Война во многом подтолкнула развитие технического прогресса вообще и военной техники в частности, иллюстрацией чему является целая плеяда имен: творцов стрелкового вооружения (С. И. Мосин, Ф. Г. Федоров, Ф. В. Токарев), создателей скорострельной артиллерии (Н. В. Маиевский, Н. А. Забудский), авиаконструкторов (И. И. Сикорский. В. А. Слесарев, Я. И. Гаккель, Б. Ю. Юраев, Д. П. Григорович), создателей новейших типов военных кораблей (А. Н. Крылов, И. Г. Бубнов).

Ил.2.jpg

Д. П. Григорович. Фото 1934 г.

Человеческий и интеллектуальный фактор - деятельность российских ученых и оружейников – один из весомых аспектов вклада России в победу Антанты в войне. Глубокие знания, желание быть полезными Родине и высокий патриотизм отличали русских ученых Первой мировой войны.

Армии союзников России по Антанте обогатились плодами работ русских ученых, ряд заделов имел огромное значение и для последующей за Первой мировой войной эпохи.

Ил.4.jpg

Русские оружейники: В. П. Коновалов, В. Г. Федоров, Ф. В. Токарев, И. Н. Колесников, В. А. Дегтярев. 1922 г.

Автор:

3045

Поделиться:

Вернуться назад