О выдающемся русском асе А. Казакове и его воздушной «кошке»

История в лицах

О выдающемся русском асе А. Казакове и его воздушной «кошке»

26 февраля 2021 г.

Воздушный таран, как правило, приводит к печальным последствиям для обоих противников. Но в начале Первой мировой войны, в обстановке столкновения почти безоружных самолетов, он являлся одним из наиболее эффективных средств поражения воздушного врага. Бросим взгляд на первый удачный таран в истории ВВС - благополучно завершившийся для таранившего.

Известен подвиг выдающегося русского летчика штабс-капитана П. Н. Нестерова, погибшего в ходе проведения тарана. У него были более удачливые последователи. Один из них – ас № 1 русских ВВС в годы Первой мировой войны подполковник А. А. Казаков, сбивший 17 самолетов в индивидуальных и 15 самолетов – в групповых боях.

Ил.jpg

Из 17 лично им сбитых самолетов противника один он таранил.

Ноу-хау А. А. Казакова

В марте 1915 г. «Моран» младшего офицера 4-го корпусного авиационного отряда поручика А. А. Казакова не имел вооружения. Но летчик освоил специальное изобретенное им приспособление - т. н. «кошку».

Под самолетом был закреплен трос, на конце которого имелись подвижные когти (своеобразный якорь). Применение «кошки» было основано на точном расчете маневра и отличном глазомере летчика - пролетая над вражеским аэропланом на высоте, меньшей длины троса, он должен был захватить его «кошкой» - и в момент сцепки взрывался капсюль, детонировавший прикрепленную к «кошке» пироксилиновую шашку.

А. А. Казаков, готовясь применить «кошку», проводил интенсивные тренировки. Пироксилиновую шашку временно заменила гиря. Летчик, снижаясь к канату, натянутому на высоте 5 - 6 метров между деревьями, пытался зацепить его «кошкой». В момент зацепа особый нож перерезал канат, и гиря летела на землю.

Вскоре представился случай проверить это приспособление на практике.

18 марта 1915 г. германский самолет «Альбатрос» проводил разведку в ближнем тылу русских войск в Польше и бомбил Гузовский аэродром.

Увидев немца, поручик бросился за вражеским аэропланом и настиг его над господским двором (поместьем) Воля Шидловская. Инициативный летчик приступил к реализации своего плана. Но во время разматывания троса «кошка» зацепилась за фюзеляж его самолета и болталась под днищем.

Сорок тысяч русских и немецких глаз наблюдали за этим противостоянием из окопов на земле, и А. А. Казаков, находясь в нескольких метрах от противника, не мог себе позволить уйти ни с чем.

Тогда поручик решил идти на таран. Первый заход не удался – А. А. Казаков ошибся с определением высоты. Второй заход также был неудачен. Но А. А. Казаков настойчиво продолжал преследование противника.

Почти классический таран

Поручик дал руля вниз - и «Моран» ударил своими колесами тяжелый «Альбатрос» по фюзеляжу.

На протяжении нескольких секунд оба самолета летели вместе, а затем верхний соскользнул и начал планировать к земле.

У «Морана» были разбиты шасси и винт (оторвана одна лопасть), но ему удалось скапотировать, и летчик выжил (получив удар куском крыла своего самолета в локоть). С выключенным двигателем, потеряв ориентировку (лишь по разрывам шрапнели А. А. Казаков догадался где проходит линия фронта) самолет поручика благополучно сел, но при посадке перевернулся.

Германский самолет наклонился на бок, затем сложил крылья и камнем рухнул вниз, развалившись при ударе о землю, а оба летчика погибли.

Это был второй таран на Русском фронте и первый таран в мире с благополучным исходом для атакующего.

А. А. Казаков стал кавалером Георгиевского Оружия.

Автор:

1943

Поделиться:

Вернуться назад