Гражданская война
Русско-японское соглашение 1920 г. как новый этап взаимоотношений в дальневосточном регионе
Русско-японское соглашение 1920 г. – соглашение, подписанное 30-го апреля во Владивостоке между представителями японского командования и дальневосточного Временного правительства (Приморская областная земская управа).
Будучи продиктовано обстановкой Гражданской войны на Дальнем Востоке, Соглашение определяло взаимоотношения сторон в сложившейся ситуации – фоном которого стало вооруженное выступление японских войск в ряде пунктов Дальневосточного края в ночь на 6 апреля. Последнее событие могло привести к срыву осуществлявшегося создания ДВР (Дальневосточной республики).
В соответствии с Соглашением, боевые действия между русскими и японскими войсками прекращались. Русским войскам (вне зависимости от политической принадлежности) запрещалось пересекать 30-километровую черту от крайнего пункта, занимаемого по Уссурийской железной дороге японскими войсками, а также восточнее и севернее данной железной дороги, рубежом русско-китайско-корейской границы с юга и запада, в 30-километровой полосе вдоль Сучанской железной дороги. Соответствующие районы становились нейтральной зоной.
Русские отряды должны были в течение 3 суток быть отведены за демаркационную линию, и японцы обязывались не препятствовать их снабжению в новых пунктах базирования. Русское командование могло отводить свои войска в районы за демаркационной линией, но не могло перемещать их в Сахалинскую и Забайкальскую области. Пользоваться Уссурийской дорогой и перемещаться в нейтральной зоне было возможно лишь с японского согласия.
Милицейскую службу по железным дорогам и в нейтральной зоне должны были нести русские военно-милицейские части (состав и численность определялись русскими властями при информировании японского командования).
Формирование воинских частей, необходимых для караульной и конвойной службы во Владивостоке, и военно-учебных заведений подлежало согласованию между русским и японским командованиями. Японцы сохраняли захваченные в нейтральной зоне оружие и боеприпасы, склады и заводы. Русским возвращались оружие и боеприпасы, необходимые для милицейской и конвойной службы, а также военно-учебным заведениям г. Владивосток. Возвращались также Дальневосточный механический и судостроительный завод (Владивосток), но с обязательством не изготавливать «боевые материалы», материалы и вещи, не имеющие непосредственного отношения к боевым действиям и их склады вне нейтральной территории.
Японцы временно сохранили право распоряжаться занятыми их войсками казармами, русские же должны были принять меры для охраны телеграфа и железных дорог в нейтральной зоне. Вопрос о судьбе русских кораблей и судов, захваченных японцами 6-го апреля (Сибирская и Амурская флотилии, а также канонерские лодки и пароходы партизан) не поднимался.
Протокол «О русских военных судах на Дальнем Востоке» был подписан японским командованием лишь в августе. В этом документе, дополнявшем Соглашение и устанавливавшем передачу русским властям задержанных в апреле русских военных судов (но разоруженных), устанавливался порядок нахождения русских военных судов в водах от устья р. Тюмень-Ула до м. Поворотный.
Несмотря на неблагоприятный для русской стороны характер соглашения, правительство ДВР (вследствие слабости своих сил и опасения полномасштабного военного конфликта с Японией) его соблюдало.
С другой стороны, Соглашение позволило уцелеть в «нейтральных зонах» отступившим после Великого Сибирского Ледяного похода остаткам Русской армии А. В. Колчака, и сформироваться дальневосточному центру Белого Движения.
Литература
Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. Т. 3. М., 1983.
История Гражданской войны в СССР. Т. 5. М., 1960.
Павлович М., Семенов Б. Русско-японские отношения. М., 1925.
Автор: Олейников Алексей Владимирович