Гражданская война

Конституция РСФСР 1918 г. – конституция Гражданской войны

27 июня 2024 г.

Конституция РСФСР 1918 г. является первой Конституцией в истории Советского государства.

Обл.jpg

Начать подготовку этого высшего юридического акта было решено в январе 1918 г. на III Всероссийском Съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Тогда же приняли и Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (в этом программном документе определялись основные направления государственной, экономической и социальной политики). Декларация, а также статьи о правах и обязанностях граждан вошли в качестве составной части в проект Конституции. ВЦИК 1-го апреля сформировал Конституционную комиссию (представители от большевистской фракции М. Н. Покровский, Я. М. Свердлов и И. В. Сталин, от фракции левых эсеров Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер, от максималистской фракции А. И. Бердников (право совещательного голоса) и от наркоматов - Д. П. Боголепов, В. А. Аванесов, Н. И. Бухарин, М. А. Рейснер, М. Я. Лацис и Э. М. Склянский) [1., С. 280.].

Решающая роль в подготовке Конституции принадлежала созданной 28-го июня Комиссии ЦК РКП(б) (председателем являлся В. И. Ленин). Комиссией был разработан, дополнен и исправлен ряд ключевых разделов Конституции (нормы, посвященные ВЦИК и СНК, выборам, основным правам и обязанностям граждан).

10 июля 1918 г. V Всероссийский Съезд Советов утвердил (причем единогласно) Конституцию, которая была опубликована 19-го июля.

Конституция законодательно закрепила последствия Большевистского переворота: диктатуру пролетариата в форме республики Советов в качестве формы правления, федерацию как форму территориально-государственного устройства, национализацию средств производства в качестве экономической базы и интернационализм. В 6 разделах Конституции (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; Общие положения Конституции РСФСР; Конструкция советской власти в центре и на местах; Активное и пассивное избирательное право; Бюджетное право; О гербе и флаге РСФСР) были сформированы ее основные принципы.

Конса.jpg

Декларация определила как социальную (диктатура пролетариата), так и политическую (Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов) основы новой государственности. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования новой власти, такие как национализация (банков, крупной и части средней (пока) промышленности), недр, земли и лесных угодий, транспорта).

Срок, на который принималась Конституция, определялся как переходный – «от капитализма к социализму». Конституция имела подчеркнуто классовый характер – открыто ущемляя целый ряд категорий российского общества. В. И. Ленин цинично заявлял, что его правительство не обещает свободу и равенство в принципе. Что и подчеркнуто в Конституции – акте диктатуры рабочих и беднейшего крестьянства для уничтожения и подавления буржуазии. Так, Конституция устанавливала ограничения в правах для т. н. «нетрудящихся» групп населения России, лишенных избирательных прав. Избирательное право (как активное, так и пассивное) предоставлялось с 18-летнего возраста лишь «трудящимся» (рабочим, крестьянам, солдатам, казакам и служащим, которые не использовали наемный труд в целях извлечения прибыли). Более того, даже разные категории «трудящихся» имели неодинаковые права.

Лозунг «Нетрудящийся да не ест», почетное право защищать революцию с оружием в руках лишь трудящимся, отделение церкви от государства и школы от церкви создали столь своеобразную ситуацию, что В. И. Ленин совершенно справедливо указывал на отсутствие в мире аналогичных конституций.

Целей государства по Конституции было 3: 1) уничтожение эксплуатации человека человеком; 2) ликвидация классового деления общества; 3) установление т. н. «социалистической» организации общества.

Территориально-государственное устройство РСФСР, как мы отметили выше, было федеративным - субъектами стали национальные республики и областные союзы в составе нескольких национальных областей (т. е. уже в это время, как видим, под советское государство была заложена мина замедленного действия).

Конструкция государственной власти также была достаточно своеобразной для нашего государства. Так, необходимость разделения властей отсутствовала – т. к. вся власть сосредотачивалась в руках законодательной власти в лице Советов. Соответственно, высшим органом государственной власти являлся Всероссийский Съезд Советов депутатов (рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих) [2., С. 247.]. Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в промежутке между съездами являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избранный Съездом. ВЦИК формировал Совет Народных комиссаров (правительство РСФСР), состоящий из наркоматов (возглавляемых соответствующими народными комиссарами).

Органами власти на местах являлись местные съезды Советов (областные, губернские, уездные, волостные, городские и сельские) и их исполкомы. Государственная система строилась в соответствии с принципом «демократического централизма».

Соответственно была распределена и компетенция. К ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа относились вопросы утверждения и изменения Конституции, принятия регионов в состав РСФСР, объявления войны и заключения мира, общее руководство внешней и внутренней политикой, установление общегосударственных налогов и повинностей, основ организации вооруженных сил, судоустройство и судопроизводство, общегосударственное законодательство. Причем вопросы изменения Конституции и ратификации мирных договоров относились к исключительному ведению Всероссийского Съезда Советов.

Конституция_РСФСР_1918.jpg

Конституцией провозглашались свободы: совести, собраний и союзов и пр., а также равноправие (независимо от их национальной и расовой принадлежности) всех граждан. На практике же это означало свободу только для большевистских и союзных последним организаций (поскольку остальные были запрещены) и представителей новых господствующих классов.

Характеристика избирательной системы: 1) не всеобщее избирательное право; 2) неравное представительство при выборах; 3) непрямой порядок выборов; 4) открытое голосование; 5) низкий возрастной избирательный ценз; 6) участие в выборах женщин; 7) ярко выраженный классовый характер избирательной системы.

Допускались к выборам лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых и не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав. К ней относились: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, живущие на «нетрудовые» доходы, частные торговцы и посредники, представители духовенства, сотрудники жандармерии, полиции и охранного отделения.

Исключение из избирательного корпуса «социально чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Также представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Так, рабочие в избирательном праве имели преимущества по сравнению с крестьянством – как в нормах представительства при выборах в Советы, так и при выборах на съезды Советов. Способствовали неравному избирательному праву и своеобразные нормы, касающиеся многостепенности выборов (непосредственно население избирало лишь сельские и городские Советы). Так, говоря о неравенстве рабочих и крестьян, можно отметить, что при выборах на Всероссийский Съезд Советов городские Советы имели более высокую норму представительства (1 депутат от 25 тыс. избирателей), чем губернские Съезды Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей) [3., Ст. 25.]. Присутствовало преимущество городских Советов при выборах на областные и губернские Съезды Советов.

По мысли законодателя, 5-кратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу гегемонию во власти. Данная тенденция усиливалась следующим практическим правилом: рабочие участвовали в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях. Последнее обстоятельство также должно обеспечить преобладание в представительных органах власти.

Многоступенчатая система выборов в Советы была аналогична схемам, существовавшим ранее (при выборах в земства и Госдуму). Если выборы в сельские и городские советы были прямыми, то делегаты последующих уровней избирались на Съездах Советов.

Своеобразный организационный «фильтр» должен был отсеять «чуждые элементы». Его эффективность усиливалась наличием порядка открытого голосования.

Конституция РСФСР стала образцом для первых советских конституций других республик, появившихся на территории бывшей Российской империи. Конституцию 1918 г. мы можем в полной мере наименовать «Конституцией Гражданской войны». Этот высший государственный акт, ущемив и поставив в бесправное положение ряд социальных категорий российского общества, проводя в жизнь постулаты политики Военного коммунизма и деля граждан государства по классовому признаку на своих и «классово чуждых», стал немаловажным фактором развязывания Гражданской войны в России. Утратившим возможность бороться за свои права категориям российского населения оставалось одно – отстаивать их с оружием в руках на поле боя.

Сын мой, иди и спасай родину!.jpg

Источники и литература

1) Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. Т. 2. М., 1983.; 2) Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987; 3) СУ РСФСР. 1918. № 51.

Автор:

1188

Поделиться:

Вернуться назад