Авиация Красной Армии

Гражданская война

Авиация Красной Армии

20 августа 2023 г.

Авиация Красной Армии (Рабоче-Крестьянский Красный Военно-Воздушный флот) – один из видов вооруженных сил РСФСР (СССР), выкованный в горниле Гражданской войны.

3..jpg

Ньюпор-11 22-го корпусного отряда, 1918 г.

Переход к строительству Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота был начат в соответствии с приказом Народного комиссариата по военным и морским делам № 84 от 25 января 1918 г., которым предписывалось «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». Создаются новые органы управления в центре и на местах. 24 мая 1918 г. образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота (Главвоздухофлот). Для руководства боевой деятельностью авиационных частей на фронтах в сентябре 1918 г. при штабе Реввоенсовета Республики было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм). За Главвоздухофлотом остались вопросы формирования и снабжения авиачастей. В конце 1921 г. Авиадарм был упразднен - и единым органом руководства авиацией стало Главное управление Воздушного Флота. Основные организационные единицы – авиационные отряды (по 6 самолетов) и авиационные дивизионы (по 3 авиаотряда).

Февральская революция 1917 г. разрушила и без того слабую русскую авиационную промышленность, заграничные заказы не реализовывались - и авиация с началом Гражданской войны оказалась в самом плачевном состоянии. Советская авиация, вступив в бой, первоначально, без централизованного руководства, без организованного снабжения, без упорядоченного комплекса авиапарков, складов и аэродромов, без достаточного кадра опытных и надежных летчиков, тем не менее, росла и укреплялась. Подбор самолетов был случайный, что затрудняло и обучение летчиков. Вследствие блокады, советской России приходилось отправлять на фронт самолеты, не отвечающие требованиям времени. Старые «Ньюпоры» и «Фарманы» с изношенными моторами не могли удовлетворить современным на тот момент требованиям.

Авиаотряды имели крупные организационные дефекты, отсутствовали опытные командиры, что, разумеется, отражалось на их боеспособности.

Не лучше дело обстояло с авиацией и у противника. Организация белой авиации также осуществлялась в ходе вооруженной борьбы и также носила поспешный и не всегда организованный характер.

В Гражданской войне масштаб деятельности авиации носил, сравнительно с воздушной войной в Первой мировой войне, незначительный характер. Специфика вооруженного противоборства также придала действиям авиации особый характер. Такие виды деятельности как корректирование стрельбы, аэрофотосъемка, служба самолетов пехоты, потеряли прежнее значение. Разведка чрезвычайно осложнилась из-за непостоянства фронтов, перемешанности территорий противников, хаотичности в организации армейских структур. С другой стороны, выросло значение бомбометания, штурмовых ударов, агитационной деятельности, организации связи между группами войск.

Значение истребительной авиации снизилось.

При крайней неустойчивости фронтов в Гражданской войне и ограниченности ресурсов, авиаотряды могли быстро передвигаться вдоль судоходных рек или линий железных дорог – это позволяло быстро перебрасывать их на нужное направление.

Но, разумеется, в основном служба авиации в Гражданской войне сохранила преемственность с деятельностью авиации в войне Первой мировой. Осуществлялись борьба за господство в воздухе, поддержка наземных войск, разведка, служба связи, выполнение специальных поручений.

2..jpg

Ньюпор-23 13-го Казанского авиаотряда. Март 1920 г.

Особое значение приобрела борьба за господство в воздухе. Сторона, имеющая качественное и количественное превосходство, могла затруднить проникновение противника в глубь позиций своих сухопутных войск. Примером могут служить действия немецких и красных авиационных частей в Литве и Латвии. В данном регионе красная авиация, уступая оппоненту в силе и скорости, не могла проникнуть за линию своего фронта.

Но борьба за господство в воздухе в Гражданской войне носила эпизодический характер, уступая первые места другим видам применения авиации. Отсутствие серьезной противовоздушной обороны и слабость на некоторых фронтах неприятельской авиации, делали работу авиации возможной и на малой высоте. Снижаться в тылу противника на малую высоту стало менее опасно - что увеличило результативность штурмовых ударов и бомбометания по колоннам, обозам, батареям. Сочетание разведки с активными ударными действиями становится правилом в Гражданской войне.

Невозможность посредством небольшого числа самолетов обслуживать громадный фронт привела к торжеству принципа сосредоточения сил в решающем пункте: осуществлялись переброски авиационных сил и средств, авиация была эффективной лишь там, где она была собрана в ударные кулаки - ценой обнажения менее важных участков.

Одно из первых мест в арсенале действий авиации в Гражданской войне занимали действия против наземных целей. Они заключались в стрельбе из пулеметов и бомбометании как по живым, так и не живым целям. Объектами являлись паромы, бронепоезда, железнодорожные узлы, здания и сооружения, мосты, конница и пехота противника.

Так, деятельность красной авиации в Борисовском районе в мае 1920-го выразилась в разрушении укрепленных позиций противника, батарей, железнодорожных узлов и деморализации гарнизона. Все эти задачи были выполнены - несмотря на наличие сильной польской авиации. В период 1 - 27 мая было осуществлено более 300 самолетовылетов. В результате, наблюдались пожары, взрывы и паника в стане противника.

10-го мая польские летчики, при помощи американцев, в ответ на бомбовые удары красных, решили уничтожить советский аэродром. Но самолеты противника были вовремя замечены - и красные летчики быстро поднялись в воздух, встретив противника в полукилометре от аэродрома. В результате, поляки сбросили свои бомбы в лес и быстро ретировались, понеся потери.

Успешные действия белой авиации и поражение корпуса Жлобы в июне 1920 г., заставило командование и красных и белых, создать сильную авиационную группу из всех имеющихся в наличии самолетов. Массирование авиации на Южном фронте произошло впервые. Красным, благодаря энергии летного состава, к началу августа удалось подготовить сильную авиагруппу. Работа группы выразилась в отражении атак корпуса генерала Кутепова и содействии частям Красной армии на каховском направлении - против войск генералов Слащева, Барбовича и Улагая. Белые наступали крупными конными массами в 3 - 4 тыс. коней, что являлось прекрасной мишенью для сотен бомб, сбрасываемых ежедневно. Красные летчики, снижаясь до минимальной высоты, расстреливали противника пулеметами и стрелами. Результат действий красной авиации, наносившей удар за ударом, заставил белых быстро отступить.

В середине августа 1920 г. авиационная группа была переброшена на каховское направление. Несмотря на трудные условия переброски, группа успела встретить противника бомбами раньше, чем он развернул свои главные силы. На этом участке боевая работа группы была труднее и вследствие того, что противник стал применять средства маскировки.

В ходе отражения сентябрьского десанта войск Врангеля на юго-восточном берегу Азовского моря, было произведено 17 полетов общей продолжительностью 32 часа, сброшено 62 пуда бомб, выпущено 20000 патронов и разбросано 2 пуда литературы.

Также в сентябре 1920 г. на Западном фронте на долю авиации выпала ответственная задача обеспечить эвакуацию по железной дороге Барановичи - Минск и затруднить продвижение ударных частей противника.

В 3-дневный срок штабом Воздухофлота был составлен проект формирования ударной авиационной группы. 28-го сентября противник прорвал фронт 8-й дивизии и вышел в тыл красным частям, заняв станцию Барановичи. 2-го октября красная эскадрилья вылетела в полном составе - и нанесла бомбовый удар по станции Барановичи. Результатом этого налета было разрушение станции Барановичи и штаба польской 14-й дивизии. Начальник дивизии генерал Конаржевский и несколько сотрудников штаба были убиты, остальные ранены.

В это же время другая группа с высоты 200 - 400 метров атаковала пехоту, двигавшуюся на подводах по шоссе к дер. Миловиды - и внесла расстройство в ее ряды, вызвав панику. Наступление противника было задержано.

3 - 4 октября красной авиацией было установлено, что 8-я дивизия, прикрывающая подступы к Минску, обойдена противником и, будучи сбита со своих позиций, в беспорядке отходит южнее железной дороги Барановичи - Минск, и шоссе на Минск открыто. Польская конница беспрепятственно двигалась к Минску - и к вечеру 4-го октября была в городе. Установив точное нахождение польской конницы, эскадрилья вылетела - в полном составе. В районе южнее станции Кайданов произошла встреча авиации с польской конницей. Снизившись на 100 - 300 метров (а некоторые летчики и ниже) авиаторы забросали бомбами и обстреляли из пулеметов противника. Кавалерия рассеялась, лошади и люди в панике смешались, а часть разбежалась по лесам. Летчики не отставали от конницы до тех пор, пока противник полностью не рассеялся. В результате этой блестящей воздушной атаки от полка кавалерии за 15 минут ничего не осталось. Атака эскадрильи на несколько часов замедлила движение противника, и дала возможность подходившим частям 27-й дивизии заполнить прорыв и уничтожить остатки зарвавшегося врага.

Т. о. авиация, получая широкую инициативу, действовала максимально эффективно. Применяя в начале Гражданской войны единичные налеты с целью бомбометания, в дальнейшем авиация переходит к системе групповых налетов, выполняя параллельно и задачи по прорыву фронта противника, оказывая содействие другим родам войск при обходах, отражении атак и преследовании.

Авиационная разведка в Гражданской войне была менее значима по сравнению с Первой мировой войной. Проникновение вглубь расположения противника, регулярные агентурные сведения, меньшая численность войск, отсутствие сплошного фронта – все эти характерные особенности Гражданской войны способствовали получению сведений и без участия авиации. Но авиаразведка при изучении глубоких тылов, узлов и коммуникаций сыграла колоссальную роль. Особенно большое значение авиаразведка приобретает во 2-й период Гражданской войны, когда она принимает регулярный характер. Установление состава резервов противника и корректикование огня артиллерии становится обыденной работой разведывательной авиации.

Так, на Западном фронте в мае 1920 г. деятельность разведывательной авиации давала командованию ценные сведения. Одна эскадрилья работала в Борисовском направлении, имеющем перед собой крепость и укрепленный плацдарм, напоминающие обстановку мировой войны с ее сплошными окопами, проволочными заграждениями в несколько рядов, замаскированными батареями. Вторая эскадрилья в Игуменском направлении имела перед собой подвижной фронт, где противник прятался в лесах и деревнях, маневрируя резервами. И, наконец, третья эскадрилья действовала на направлении Гомель - Речица, где красные части отходили.

В итоге деятельности авиации были заняты все укрепленные линии Борисовского плацдарма и окопы на берегу Березины, ежедневно производился подсчет эшелонов на железнодорожных путях Борисова, велось наблюдение за переправами и мостами на Березине. Были проведены глубокие разведки на Минск, а также совершен полет из г. Славного в Полоцк на расстояние около 300 км на территории противника.

Операция в Туркестане с целью розыска шайки Джунайд - Хана и отряда генерала Толстого в мае - июне 1920 г. также характеризовалась активными действиями разведывательной авиации. Был предпринят целый ряд глубоких разведок над пустыней Кара-Кум для обнаружения отрядов, пробиравшихся из Хивы в Персию. Эта работа выполнялась по заданию штабов бригад, назначавших авиации районы и маршруты, требовавшие освещения. Но неумение командования использовать свою авиацию, отсутствие ориентировки у летчиков и связи с конными частями приводило все разведывательные действия лишь к моральному значению - в виде полетов над малонаселенными пустынями.

На Южном фронте в августе 1920 г. на Каховском плацдарме красное командование было поражено переброской значительных сил противника – особенно обозов. И командование поставило авиации задачу выяснить - что находится в тысячах крестьянских подвод, составляющих обоз противника. Повторные разведки давали те же сведения: идет колонна, а за ней обоз длиной в 5 - 6 км, что говорило о несуразности численности передвигающейся части. Наконец, при помощи авиаразведки и сопоставления ее результатов с показаниями пленных, было выявлено, что это - масштабная дизинформация.

ка0001.jpg

Авиаразведка в Гражданской войне имела некоторые особенности, связанные с отсутствием сплошного фронта и другими обстоятельствами. Артиллерийские группировки были разреженны, орудия располагались, как правило, взводами, обозы и резервы в большинстве случаев отсутствовали. Зачастую этими факторами объяснялся тот факт, что авиаразведка в Гражданской войне дала слабые результаты.

В Первой мировой войне авиация как средство связи, особенно на Русском фронте, была использована мало. В Гражданской же войне авиация в этом контексте сыграла ключевую роль.

При отсутствии надлежащей телеграфной, радиотелеграфной и другой связи, авиасвязь между группами войск и штабами разного уровня имела непреходящее значение. Во многих случаях она являлась единственным связующим звеном. Моральное значение такой связи для изолированных частей также было весьма велико. Возможность использовать устаревшие типы самолетов давала широкую возможность налаживания авиационной связи.

Отдельные отряды зачастую получали задачи на значительный период времени, и им приходилось действовать фактически по своей инициативе. В этом отношении единственное средство, которое могло помочь командованию связаться с этими отрядами - это авиация.

Так, весной 1919 г. 9-я красная армия, вследствие натиска превосходящих сил противника и восстания в своем тылу зеленых, очутилась в затруднительном положении. Между отдельными частями связь была нарушена, железная дорога Поворино - Балашов перерезана. Единственная надежда связаться со штабом дивизии – в расчете на авиацию. Последняя, оторванная от своей базы более чем на 600 км, испытывая недостаток в горюче-смазочных материалах, выполняла возложенные задачи в неимоверно тяжелых условиях. Работа связи сопровождалась разведкой, бомбометанием и агитацией.

Когда в 1919 г. красный Уральск был осажден белыми со всех сторон, единственной связью с Красной армией также являлась авиация.

В мае 1920 г., во время отхода красной армии из-под Речицы на Западном фронте, было необходимо установить связь между штабом армии и дивизиями, которые, вследствие быстрого отступления, потеряли всякую связь. И вновь задача была решена успешно.

Для установления связи между советской Россией и Хивой и Бухарой была использована исключительно авиация.

Но авиационная связь все же носила в Гражданской войне больше эпизодический, нежели постоянный характер.

Выполняла авиация и специальные поручения – например, разбрасывала агитационную литературу, осуществляла доставку в тыл противника агентов, агитаторов для выполнения тех или иных заданий. Подобные действия осуществлялись и в ходе мировой войны на Восточном фронте в 1916 г. – когда с самолетов в тылу русской армии высаживались агенты противника.

Работа авиации по разбрасыванию агитационной литературы происходила над населенными пунктами, боевыми позициями, над крупными резервами и скоплениями войск. Известны неоднократные случаи, когда благодаря прокламациям, разбрасываемым самолетами, целые части противника переходили на сторону красных (например, из состава колчаковской армии на Восточном фронте).

ка0002.jpg

Авиация в Гражданской войне явилась также важным средством борьбы с разного рода повстанческими и партизанскими отрядами. Так, восстания в гг. Сызрани и Балашове были подавлены действиями авиации, которая, атакуя группами, производила сильное впечатление - рассеивая противника пулеметным огнем. То же самое было и в Самаре: два налета на город произвели деморализующее действие.

Так, в период борьбы с бандами Махно, по донесению разведки, под давлением красной кавалерии противник отходил в составе двух пехотных и двух конных полков, 50 пулеметов и 3 орудий и направлялся на железнодорожную станцию, где находился авиаотряд и небольшой гарнизон силой до 2 рот. Авиаотряд в несколько часов сорганизовался и, поднявшись на самолетах, встретил банду сокрушительным бомбовым ударом. Летчики заставили Махно уйти на другую дорогу, чем спасли небольшой красный гарнизон от гибели.

В период 11 - 22 августа 1921 г. в боях к северу от железной дороги Кирсанов главные силы Антонова были рассеяны красной авиацией. Но к 10 апреля у Антонова вновь собралось до 5000 сабель, с которыми он направился в район Ново-Николаевское.

11-го апреля Антонов неожиданно поворачивает на село Рассказово и, застигнув гарнизон врасполох, занимает село. Штаб бригады, окруженный бандой, отстреливался в окружении. В распоряжении командования резервы отсутствовали, за исключением авиаотряда, который немедленно и был выслан. Налет на село Рассказово привел к тому, что летчики своим появлением, пулеметным огнем и бомбами, спасли штаб бригады.

Если к ноябрю 1918 г. в составе советских ВВС было 38, к весне 1919 г. - 61, то к декабрю 1920 г. - 83 авиаотряда (в т. ч. 18 морских). Всего в годы Гражданской войны на фронтах одновременно действовало до 350 советских самолетов. Кадры летчиков готовились в 1-й Московской, Егорьевской и Зарайской авиашколах, Военно-морской школе авиации (г. Самара), Петроградской военной школе летчиков-наблюдателей. Подготовка воздухоплавателей велась на Петроградских советских воздухоплавательных курсах.

Имели свою специфику строительство и применение морской авиации, которая была подчинена Главному управлению РККВФ в марте 1920 г.

Потеря передовых баз морской авиации на Балтийском и Черном морях, Школы морской авиации в г. Баку в результате событий 1917 - 1918 г., а также пожар Центрального авиационного склада в Петрограде в 1917 г., привели к уничтожению большей части технического имущества и самолетов морской авиации. К середине 1918 г. от численно сравнительно большой русской морской авиации эпохи Первой мировой войны, имевшей в своем составе до 150 действующих гидросамолетов, мало что осталось. Из инфраструктуры - остались лишь Школа морской авиации в Ораниенбауме, Школа воздушного боя в Красном Селе, испытательная станция и неработающий авиационный завод в Петрограде.

7..jpg

Ньюпор-10 одного из авиаотрядов Балтийского флота.

Но разворачивающаяся на целом ряде фронтов Гражданская война потребовала срочной мобилизации всех сил – в т. ч. морской авиации. Так, организованные для защиты Республики красные озерные и речные флотилии, требовали для обеспечения успешности их боевых действий наличия качественной воздушной разведки – и, соответственно, наличия в их составе авиации. Задача формирования гидроавиационных частей для флотилий была возложена Высшим военным советом на Управление морской авиации. Последнее и приступило к их созданию.

Базами новых формирований служили: для гидроотрядов - воздушный дивизион Особого назначения в Ораниенбауме и для истребительных отрядов - Школа воздушного боя в Красном Селе.

Несмотря на острый недостаток материально-технических ресурсов и самолетов, благодаря высокому энтузиазму летного состава морской авиации, необходимые части были сформированы в указанный Высшим военным советом срок и отбыли на фронты - на Архангельское направление, на р. Каму и на р. Волгу.

Появление на фронтах гидросамолетов в значительной мере облегчило боевую деятельность речных и озерных флотилий и подняло боевое настроение их личного состава. Белые летчики, позволявшие себе, вследствие отсутствия воздушного противодействия, снижаться для пулеметного обстрела и бомбометания по красным судам до минимальных высот, почти буквально «садясь на мачты» кораблей, стали действовать осторожнее.

6..jpg

Личный состав истребительного отряда Воздушной бригады Балтийского моря, 1919.

Зимой 1918 - 19 гг., в соответствии с директивой морского командования, для каждой военной флотилии должен был быть сформирован гидродивизион в составе двух гидроотрядов и одного истребительного отряда.

Но непрерывное формирование новых отрядов морской авиации в 1918 г. привело к тому, что был исчерпан весь запас гидросамолетов и подготовленный кадр летчиков. Общее положение Советской Республики к этому моменту было очень неблагоприятным - как для организации производства новых самолетов, так и для открытия новой школы морской авиации. В то же время пополнений (как в материальной части, так и в летном составе) ждать было неоткуда, авиационный завод в Петрограде не работал, а существовавшая тогда в Нижнем Новгороде Школа морской авиации бездействовала, передав большую часть своего имущества на формирование Волжского дивизиона.

Однако, несмотря на весьма ограниченные возможности и незначительные ресурсы, ценой чрезвычайных усилий, при материальной поддержке командования Балтийским флотом и Петрокоммуны, удалось частично наладить работы по выпуску новых гидросамолетов на авиазаводе в Петрограде и там же (на Гутуевском острове) организовать (за счет самолетов испытательной станции) вторую школу морских летчиков.

Заводом к 1 января 1919 г. было изготовлено (из оставшихся запасов полуфабрикатов и готовых изделий) около 30 единиц гидросамолетов типа М-9. Школа же к концу навигации 1918 г. допустила к самостоятельным полетам первую группу учеников-летчиков.

В результате этой работы морская авиация имела к навигации 1919 г. в своем составе 52 действующих гидросамолета и 21 самолет-истребитель.

5..jpg

На палубе плавбазы «Коммуна» - летающие лодки Григоровича М-5 и М-9.

Морская авиация вместе с Красным флотом и Красной армией принимала активное участие в отражении белых армий на Северном и Петроградском фронтах, на Волге, на Каспийском море, на Онежском озере и на Днепре. Боевая деятельность в этот период протекала в весьма тяжелых (во всех отношениях) условиях. Изношенные моторы и материальная часть, острый недостаток горючего, заменяемого различными, подчас весьма недоброкачественными, смесями из разных суррогатов, чрезвычайно увеличивали возможность вынужденных посадок на сушу и в расположении противника.

Боевая деятельность морской авиации в этот период выражалась в выполнении различных оперативных задач по обслуживанию речных и озерных флотилий и в самостоятельных боевых действиях по наземному и воздушному противнику.

В зависимости от условий оперативной обстановки и района боевых действий, отрядами морской авиации выполнялись различные задачи - начиная от одиночных полетов в разведывательных целях и до групповых бомбардировочных налетов в составе 18 самолетов, а также воздушных боев с превосходящим, по числу и боевым качествам самолетов, воздушным противником.

Интенсивность боевой деятельности морской авиации на отдельных фронтах в течение 1919 г. выражается в следующем количестве налетанных боевых часов и сброшенных бомб и стрел.

На Северном фронте - налетано 345 часов, сброшено 2 тонны бомб; на Петроградском фронте – налетано 196 часов, сброшено более 7,5 тонн бомб и до 1,2 тонны стрел; на р. Волге – налетано 1200 часов, сброшено более 10 тонн бомб и до полутоны стрел; на Каспийском море – налетано 435 часов, сброшено до 4,1 тонн бомб; на Онежском озере – налетано 76 часов, сброшено до полутонны бомб; на р. Днепре – налетано 180 часов, сброшено 655 кг бомб. Всего за данный период времени налетано свыше 3000 боевых часов и сброшено около 32,8 тонн бомб и свыше 1,6 тонны стрел.

К началу 1920 г., когда в результате наступления Красной армии зимой 1919 г. были ликвидированы Северный и Восточный фронты, а с началом навигации Каспийская флотилия ликвидировала своего противника на Каспийском море, и лишь на Южном фронте сохранился крымский ТВД, - вся морская авиация была сосредоточена на Черном и Азовском морях. На Азовском море активная деятельность созданной там флотилии ставила перед морской авиацией задачу осуществить разведку вплоть до Керченского пролива. Изношенные моторы и самолеты гидрочастей, а также отсутствие плавсредств для оказания помощи самолетам в случае посадки в открытом море, предъявляли повышенные требования к личному составу морской авиации.

В результате разведывательной деятельности морской авиации, Азовская флотилия, своевременно предупреждаемая о появлении флотилии противника, дважды нанесла ему серьезные поражения в артиллерийских боях 10 и 14 августа у Кривой и Обиточной Косы. Боевая деятельность морской авиации за этот же период на Черном море выражалась в разведках побережья и районов моря на Херсонском, Очаковском и Одесском направлениях и бомбардировочных действиях. Особенно характерна была бомбардировочная деятельность морской авиации по судам противника у Очаковской крепости. Все обстрелы Очаковской крепости крупной артиллерией со стороны противника (в том числе и линкора «Генерал Алексеев») отражались исключительно гидросамолетами. Имевшиеся в Очакове береговые батареи, вооруженные 130-мм орудиями, не могли состязаться с 12-дюймовыми орудиями линкора «Генерал Алексеев».

Всего в ходе операций на Черном и Азовском морях, самолетами морской авиации было налетано 1300 боевых часов и сброшено 10,6 тонн бомб.

33 тонны сброшенных в расположении противника бомб и около 5000 налетанных боевых часов свидетельствуют о той колоссальной боевой работе и пользе, которую морская авиация оказала своими действиями красным речным и озерным флотилиям в 1918 - 1920 гг.

Апогеем применения советской авиации в годы Гражданской войны стало ее участие в Советско-польской войне. Даже в 1920 г. ВВС РККА еще находились на этапе становления. В то же время Польша располагала сильной, в том числе истребительной, авиацией. Наиболее остро нехватка авиации чувствовалась в 1-й Конной армии, особенно сильно страдавшей от воздушных налетов противника. Широта фронтов, отсутствие транспорта в авиаотрядах, тяжелая ситуация в сфере железнодорожного транспорта - создали трудные условия для боевой деятельности советской авиации.

Красное командование успевало сосредоточивать авиацию в нужное время в нужном месте, но с развитием операций, авиация сильно отставала от своей пехоты. Так, красная пехота при наступлении на Варшаву, как это ни парадоксально, была быстрее своей авиации.

Тем не менее, боевая страда ВВС РККА на советско-польском фронте с февраля по август 1920 г. явилась ярчайшей иллюстрацией высокой боевой активности поляков и эффективности советских пилотов даже в сложившихся для последних тяжелых условиях.

Так, 19 февраля на бобруйском направлении 2 самолета противника, проводя разведку близ позиций 8-й стрелковой дивизии, сбросили 7 бомб на железнодорожное полотно у станции Телуши и повредили железнодорожный путь. Артиллерийским огнем бронепоезда они были отогнаны.

17 марта на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта у Ново-Алексеевки появившийся самолет противника был атакован 2 красными самолетами и ретировался.

ка0003.jpg

23 марта на борисовском направлении 2 самолета противника атаковали красный аэростат у ст. Приямино. Пулеметным огнем с земли и из гондолы аэростата самолеты были отогнаны - и аэростат уцелел. На следующий день атаке подвергся еще один аэростат – на фронте 7-й армии Западного фронта. Пулеметным огнем с земли и из гондолы аэростата польский самолет также был отогнан.

Причем данная ситуация являлась правилом, а не исключением. Так, 30 марта на фронте 16-й армии Западного фронта у ст. Крупки вновь красный аэростат был атакован самолетом противника - и отогнан пулеметным огнем с земли и из его гондолы.

В апреле польская авиация приступила к штурмовке советских войск. Так, 12 апреля на речицком направлении 3 самолета противника, препятствуя наступлению красной пехоты на дер. Шацилки, сбросили несколько бомб и обстреляли пулеметным огнем стрелковые цепи. А на следующий день на бобруйском направлении 3 самолета противника, проводя разведку ближнего тыла 8-й стрелковой дивизии, обстреляли пулеметным огнем дер. Лисковскую.

13 апреля на речицком направлении несколько самолетов противника, летая над наступающими на дер. Шацилки красными частями, препятствовали их наступлению, сбрасывая бомбы и обстреливая стрелковые цепи пулеметным огнем. В том же районе польские самолеты нанесли бомбовый удар по штабу 50-й бригады, деревне Чарнейки и мосту через реку Сведь.

14 апреля активные действия польской авиации на речицком направлении продолжились. Несколько самолетов противника препятствовали наступлению частей 17-й стрелковой дивизии, обстреливая их пулеметным огнем и сбрасывая бомбы.

17 апреля противник подверг удару позиции 4-го истребительного дивизиона, находившиеся на борисовском направлении. 4 самолета противника сбросили 7 бомб, которыми был убит 1 и ранено 4 красноармейца. Был атакован и аэростат. В тот же день на речицком направлении самолеты противника содействовали наступлению своих частей на участке 508-го полка 57-й стрелковой дивизии, обстреливая красные части пулеметным огнем.

Именно в это время усилила активность красная истребительная авиация.

1..jpg

Личный состав 4-го истребительного дивизиона. Пятый слева в первом ряду – командир дивизиона А. Д. Ширинкин.

19 - 28 апреля на борисовском направлении 2 польских разведчика были атакованы красными истребителями. И с конца апреля истребители РККА активно отгоняли разведывательные самолеты противника.

1 мая пришли первые победы советских истребителей.

Во-первых, на фронте 16-й армии Западного фронта у Приямино красный истребитель атаковал самолет противника на дистанции 20 метров - последний, видимо сильно поврежденный, падал до высоты 50 метров, а затем, выровнявшись, неуверенно потянул на Борисов; во-вторых, на борисовском направлении 2 самолета противника, проводившие разведку, были встречены советскими истребителями - и один польский самолет был сбит.

8 мая 2 самолета противника атаковали красный аэростат у станции Приямино на борисовском направлении, обстреливая его пулеметным огнем и сбрасывая на лебедку бомбы. После ответного пулеметного огня с земли и из гондолы аэростата, они скрылись в направлении на Борисов, не причинив аэростату вреда.

А 10 мая на Бобруйском направлении 3 самолета противника появились над аэродромом 1-го истребительного дивизиона, обстреливая зажигательными пулями палатки с самолетами. Поднявшимися в воздух истребителями один из самолетов противника был сбит и упал в районе Жлобина. Летчик был взят в плен.

14 мая на борисовском направлении 3 польских самолета, осуществлявшие разведку, были перехвачены советскими истребителями. Один польский самолет был сбит и упал в районе дер. Лошницы.

Вторая половина мая была ознаменована потерей аэростатов. Так, 18 мая на фронте 16-й армии Западного фронта (Борисов) польский самолет, внезапно атаковав, сжег аэростат. А 20 мая на фронте той же армии, внезапно появившись из-за леса, самолет противника атаковал другой аэростат и также сжег его.

Охота на аэростаты продолжилась. 20 мая на фронте 16-й армии Западного фронта у Приямино очередной красный аэростат был сожжен самолетом противника. Но 26 мая на фронте 16-й армии Западного фронта у Шацилки красный аэростат 6 раз был атакован самолетом противника и вынужден снизиться. После снижения он был атакован еще раз, но безрезультатно.

Также и 10 июня на борисовском направлении 2 самолета противника атаковали красный аэростат у ст. Стайки, но, атакованные истребителями, ушли, не причинив вреда объекту атаки. В тот же день на бобруйском направлении также 2 самолета противника атаковали аэростат в районе ст. Прибор, сбросив 6 бомб на лебедку и обстреляв аэростат из пулемета - встреченные интенсивным пулеметным огнем из гондолы аэростата и с земли, они также скрылись, не причинив вреда. Безрезультатную атаку на аэростат польский самолет осуществил 14 июня на фронте 16-й армии у Щербинки и 15 июня на 621-й версте Александровской железной дороги.

3 июля на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта красные истребители встретили 4 самолета противника, из которых один был сбит, а другой, сниженный до 50 метров, ушел к своим позициям, в то время как два остальных, не приняв боя, ретировались. В этот день вновь отличились летчики 13-й армии. У Шпаррау они вынудили выходившие на бомбежку 3 самолета противника сбросить свои бомбы в поле и скрыться.

4..jpg

«Сопвич полуторастоечный» одного из авиаотрядов Юго-Западного фронта, 1920 г.

Вновь сорвали бомбометание противника пилоты Юго-Западного фронта 28 июля на фронте 13-й армии у Александровки. 4 самолета противника, производившие бомбометание и атакованные красными истребителями, ушли с большим снижением.

15 августа на фронте 13-й армии Юго-Западного фронта у Черной Домны красный самолет, обстреливая пехоту противника из пулемета, заметил над собой 7 самолетов противника и вступил в бой с двумя из них. Аналогичный поступок совершил и истребитель у Хут Сысоева, атаковавший группу из шести самолетов противника.

28 августа советский истребитель также атаковал группу из 4 самолетов противника и преследовал ее до тех пор, пока не расстрелял боекомплект.

Характеризуя борьбу в воздухе в 1920 г., необходимо отметить, что польские летчики широко применяли групповую тактику – по французскому образцу. Но, несмотря на это, а также на проблемы в советской авиации, боевая деятельность противника была подавлена работой красных истребителей.

В мае наступил перелом. 5 самолетов противника было сбито - и это произвело на поляков чрезвычайно удручающее впечатление.

Морально противник был так подавлен постоянными атаками красных истребителей, что сдал свои воздушные позиции. В июле поляки на Западном фронте уже не летали. Лишь когда части Красной Армии подходили к Висле, 3 польских самолета атаковали над Варшавой военлета Иванова, да еще было отмечено 2 полета противника на Волковыск - с разведывательной целью.

От общего количества встреч в воздухе 80% - это атаки со стороны красных военлетов. Противник утратил инициативу. Причем советские истребители дерзали в одиночку атаковать целые группы самолетов противника.

Противник переключился, главным образом, на привязные аэростаты. Было зафиксировано 22 атаки польских самолетов на советские аэростаты.

На Юго-Западном фронте противник начал свои действия с деятельности небольших авиагрупп и, хотя такого разительного превосходства красных летчиков как это было на Западном фронте, здесь не было, все же его активность была подавлена, и к августу поляки были вынужден перейти к полетам в более сильных группах, соответственно сократив и количество самолетовылетов.

Причем результаты были достигнуты красной авиацией при скудных ресурсах и организационно-технических проблемах – и достигнуты достаточно быстро.И в конце кампании противник если и атаковал советские самолеты, то лишь при значительном превосходстве в силах.

ка0004.jpg

В Гражданской войне авиация была не только вспомогательным, но и ударным родом войск, производя огромное моральное впечатление на противника. Но попытки массового использования авиации с решительными боевыми целями удавались редко. Основная масса общевойсковых командиров не могла в должной мере распорядиться авиационными ресурсами, а полеты, в большинстве, носили эпизодический характер.

За время Гражданской войны советские авиаторы произвели около 20 тыс. самолетовылетов, сбросили свыше 94000 кг бомб, провели 144 воздушных боя. 219 летчиков и летчиков-наблюдателей были награждены орденами Красного Знамени, 16 из них удостоены этой награды дважды, а 5 - трижды.

Источники и литература

Военно-Воздушные Силы. М. 1959; Шишов Л. М. Советские Военно-Воздушные Силы. М., 1974; Дерябин А., Паласиос-Фернандес Р. Красная армия. М., 1998.; Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М., 2000.; Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. М., 2008.; Олейников А. В. Неизвестные страницы Гражданской войны. Фронты, крепости, вооружение. М., 2016.

Автор:

1069

Поделиться:

Вернуться назад