Авиация Белых армий

Гражданская война

Авиация Белых армий

4 августа 2023 г.

В становлении авиации Белых армий во время Гражданской войны в России приняли деятельное участие выдающиеся представители авиации русской императорской армии – В. М. Ткачев, А. А. Казаков и др.

Ил. 1.jpg

Генерал-майор В. М. Ткачев. Фото 1930-х гг.

Белую авиацию, как и красную, ожидали серьезные трудности - технико-экономического порядка, а также связанные с разрухой и дезорганизацией государства. В кратчайший срок требовалось создать и организовать органы воздушного флота, развернуть формирование и комплектование авиационных отрядов, изыскать технику и вооружение, наладить боевую подготовку и обучение личного состава.

6.jpg

Военный летчик герой Великой войны А. А. Казаков, сбивший более 50 германских самолетов. Начальник авиации Астраханского фронта Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР).

Причем, в отличие от красных, авиационные формирования белых имели гораздо меньшие возможности развиваться на основе отечественной базы - ведь крупнейшие военно-промышленные центры находились на советской территории. Так, из 14 авиационных заводов, выпускавших самолеты, в распоряжении белых находилось лишь 3 завода – и все на территории Вооруженных Сил Юга России. Отсутствовали и серьезные возможности использовать авиационные запасы бывших фронтов Первой мировой войны: авиационно-техническое имущество старой русской армии и склады прифронтовой полосы попали в руки австро-германских оккупантов, в то время как тыловые склады и арсеналы находились на советской территории.

1.jpg

Летчики Донской армии у самолета-истребителя "Бранденбург". В центре (с кортиком) - командир Южного авиаотряда поручик Веселовский.

Отсутствие финансово-материальных ресурсов (и соответственно, отсутствие возможности осуществлять серьезные приобретения за рубежом) привело к тому, что и после создания Управлений авиации на всех фронтах белой борьбы, обеспечение имело характер самоснабжения, а колоссальная нужда белогвардейских формирований в самолетах и авиационно-техническом имуществе присутствовала всегда. Белые армии ориентировались преимущественно на державы Антанты - Англию и Францию. Всего белым армиям было передано до 200 самолетов (140 от англичан и 60 от французов).

5.jpg

Авиационный парк в г. Екатеринодар.

Державы Антанты использовали (непосредственно или передавая материальную часть белым армиям) лишь ничтожную часть своей могучей авиации. Так, к середине 1919 г. ВСЮР получает британские Де Хевиленды. В Архангельской операции англо-американцы применяли гидроавиацию, осуществляя глубокие разведки в красном тылу. После появления на Северном фронте белой армии, англичане сформировали русские авиационные отряды из французских двухместных «Сопвичей», которые красные не успели вывезти из порта Бакарины.

10..jpg

Аэродром 1-го Кубанского казачьего авиадивизиона ВСЮР под Царицыном, осень 1919 г.

Структура авиационных частей была типичной, исходя из опыта Первой мировой войны – включая авиаотряды (по 4 - 8 самолетов), сводившиеся в авиадивизионы (по 2 - 3 авиаотряда).

Но, несмотря ни на какие трудности, начав Гражданскую войну с несколькими десятками самолетов, к середине 1919 г. авиационные формирования Белого Движения превратились в реальную силу, помогавшую сухопутным войскам на всех фронтах - в решении поставленных перед ними задач.

2.jpg

Авиаотряд Донской армии в Новочеркасске.

Так, в октябре - ноябре 1919 г. авиасилы белых армий насчитывали до 400 самолетов. На 1 января 1920 г. белые имели 69 авиаотрядов. Была создана и сеть школ и курсов по подготовке резерва авиации. Так, ВСЮР имели одну (Севастопольскую военную авиационную) школу по подготовке летчиков и авиационно-моторные курсы для летчиков-наблюдателей, а авиация Сибирских армий - две (Курганскую и Спасскую) военные авиационные школы.

4.jpg

Аэроплан перед налетом на Царицын. Заводят двигатель.

Авиация белых армий пользовалась услугами иностранных государств не только в материальном плане. Не ограничиваясь посылкой вооружения и снаряжения, союзники направляли в Россию свои авиационные миссии - действовавшие в качестве советников, инструкторов, летчиков. Две авиачасти Королевских Британских воздушных сил поддерживали Добровольческую армию, четыре английских авиационных отряда принимали участие в боевых действиях на Северном фронте, один французский и один чешский отряды воевали на Восточном фронте.

3.jpg

Военные летчики во главе с генерал-майором В. М. Ткачевым (в центре).

Соотношение сил на фронтах почти всегда (в среднем, в 1,5 – 3 раза) было в пользу советской авиации – управляемой централизованно и распределяемой в соответствии с условиями боевой обстановки.

Одно из первых мест в арсенале действий авиации в Гражданской войне занимали действия против наземных целей. Они заключались в стрельбе из пулеметов и бомбометании как по живым, так и не живым целям. Объектами являлись паромы, бронепоезда, железнодорожные узлы, здания и сооружения, мосты, конница и пехота противника.

7.jpg

Полковник В. Г. Базанов - начальник авиации Донской армии

Так, когда в ходе боев на Маныче в 1919 г. конный корпус генерала П. Н. Шатилова и следующий за ним уступом за правым флангом корпус генерала В. Л. Покровского остановились в пределах видимости красной конницы Б. М. Думенко, угрожавшей их правому флангу, командующий конной группой генерал П. Н. Врангель приказывает корпусу, при поддержке авиации, атаковать Думенко. Для выполнения задачи вылетело 9 аэропланов – но большая их часть к бомбометанию была не пригодна. Белая конница вытянулась в походные колонны, двигаясь на север, красная же оставалась на месте у хутора Корольково в резервном порядке. Несмотря на несоответствие части самолетов поставленной задаче, эффект от бомбометания был колоссальный: красные понесли большие потери в людях и лошадях, и в полном беспорядке рассыпались по полю. В результате, Думенко не смог своевременно привести в порядок свои главные силы и, не вводя их в бой, отошел, дав возможность конному корпусу генерала Покровского обеспечить правый фланг войск генерала Шатилова.

8.jpg

Военный летчик капитан Багровников, летавший на соединение с группой генерала Мамонтова в 1919 г. Известен также тем, что первым сел в г. Царицын, когда там еще шли уличные бои красных и частей Кавказской армии П. Н. Врангеля - на пороге освобождения города белыми войсками.

Когда 6 июня 1920 г. укрепленный фронт красных под Перекопом был прорван белыми войсками, ключевое значение также имели действия авиации. Сломив сопротивление красной артиллерии, она переносит свой удар на упорствующую пехоту. Потрясающие действия бомб, обстрел из пулеметов с высоты 40 - 100 метров - окончательно деморализовали пехоту, которая, бросая в панике оружие, разбежалась. Белое командование в своем приказе объявляло, что успех операции по овладению Северной Таврией был вызван исключительно действиями авиации.

9.jpg

Военный летчик штабс-капитан В. И. Безсонов, летавший вместе с капитаном Веселовским к восставшим казакам Вехне-Донского округа

Во второй половине июня 1920 г. с Кавказского фронта на Юго-Западный был переброшен стяжавший себе боевую славу на Северном Кавказе конный корпус под командованием Д. П. Жлобы (1-я и 2-я кавалерийские дивизии и 2-я кавалерийская дивизия имени Блинова). Соединение должно был к концу месяца сосредоточится в районе ст. Волноваха, но нажим Русской армии П. Н. Врангеля на Александровском направлении потребовал ускорения его переброски. Одной из наиболее известных операций, в которых участвовал корпус, стал набег на Мелитополь - в тыл врангелевской армии 29 июня – 3 июля 1920 г.

Планировалось, после сосредоточения корпуса Жлобы, создать войсковую группу в составе трех кавалерийских дивизий (конный корпус), 40-й стрелковой дивизии и сводного отряда Упраформа 1-й Конной армии. Задача этой, фактически армейской, группы: сбить с позиций Донской корпус и осуществить конный налет на г. Мелитополь - в тыл Русской армии (в т. ч. взорвать ж/д Севастополь-Александровск). В случае успеха (а на это, судя по боевому прошлому корпуса Жлобы, советское командование могло рассчитывать) командование фронтом планировало заставить войска П. Н. Врангеля отойти к Перекопу.

27 июня был отдан оперативный приказ, которым группе Жлобы предписывалось разгромить Донской корпус, захватить Мелитополь и взорвать железную дорогу к югу от города.

Днем 28-го июня штаб корпуса получил приказ командования 13-й армии немедленно начать наступление.

2-й кавалерийской дивизии было приказано двигаться на дер. Верхний-Токмак, а 1-й кавалерийской дивизии - вдоль ж/д Цареконстантиновка – Верхний Токмак.

2-я кавалерийская дивизия столкнулась с подразделениями белого 7-го пехотного полка, который при поддержке Гундоровского Георгиевского полка завязал упорный бой, очень скоро перешедший в рукопашною схватку. В результате ожесточенного боя красные кавалеристы взяли около 300 пленных.

Первая удача сильно подняла боевой дух конного корпуса.

2-я кавалерийская дивизия имени Блинова 29-го июня у Гнаденфельда также вступила в бой.

Во время этого боя впервые сказалось влияние белой авиации - большая эскадрилья (13 аэропланов Де Хевиленд) под личным командованием начальника авиации Русской армии генерал-майора В. М. Ткачева атаковала обе передовые красные дивизии и закидала их бомбами. Не привыкшие к быстрым тактическим перестроениям, 1-я кавалерийская дивизия и 2-я кавалерийская дивизия имени Блинова сбиваются в кучу и становятся жертвой авиаторов. Дивизии потеряли до 500 коней.

Ил. 2.jpg

«Де Хевиленд 9» № 620, на котором В. М. Ткачев лично возглавил штурмовой удар по коннице Жлобы.

Троекратное бомбометание и обстрел из пулеметов с незначительной высоты нанесли конной группе большие потери и деморализовали ее – воздушный резерв Русской армии сделал свое дело.

В этот день конники Жлобы прошли лишь 15 км.

Следующие два дня, 30 июня и 1 июля, были потеряны - корпус не сдвинулся с места, опасаясь подвергнуться новому воздушному удару. Соприкосновение с белыми частями отсутствовало.

Получив напоминание из штаба армии о движении на Мелитополь, комкор 1-го июля отдал приказ № 445 с указанием цели наступления.

Было решено передвигаться исключительно ночью.

И в течение ночи на 2-е июля корпус двинулся вперед. 2-я кавалерийская дивизия завязала бой у Прангенау и Лихтефельда. Остальные соединения также вели бои местного значения.

Благодаря медленному темпу движения красных, белому командованию удалось на подводах перебросить к угрожаемому участку фронта часть сил Корниловской ударной дивизии и отряда генерала Ангуладзе.

Появившиеся в 10 часов 2 июля на северо-восточной окраине дер. Лихтефельд 2 броневика, а также огонь белой артиллерии привели к панике в частях 2-й кавалерийской дивизии. Началась деморализация этого соединения. Выйдя на возвышенность между Лихтефельдом и Рикенау, дивизия наскочила на белую пехоту.

1-я кавалерийская дивизия на высотах севернее Лихтфельда была встречена артиллерийским огнем и контратакой белых. И также пришла в беспорядок.

Наконец, и 2-я кавалерийская дивизия имени Блинова также в беспорядке устремилась в северо-западном направлении.

Это был переломный момент операции.

Прорвавшись между Тигервейде и Рикенау, части конного корпуса вынеслись на высоты северо-западнее Рикенау. Здесь они были обстреляны огнем полевой артиллерии и двух бронепоездов, и сгруппировались по балкам. Попытки командования наладить управление частями корпуса успехом не увенчались.

Попытавшись прорваться между белыми бронепоездами, большая часть корпуса Жлобы была расстреляна артиллерийским огнем и, бросив обозы и орудия, прорвалась, но с крупными потерями.

Причем часть конницы смешалась с белыми обозами, и, увлекшись грабежом, столпилась у них, образовав настолько компактную и однородную массу, что бронепоезда даже прекратили огонь, опасаясь поразить своих.

В это время вновь появилась эскадрилья Русской армии, которая, снизившись, в упор расстреливала кавалеристов. Сосредоточенные удары бомбами и обстрелы из пулеметов с высоты 50 метров ошеломили красную конницу, которая в панике разбежалась.

Таким образом, в разгроме корпуса Жлобы авиация сыграла решающую роль - она вовремя обнаружила своего противника, бомбометанием лишила его активности и дала возможность белому командованию осуществить быструю переброску и перегруппировку войск.

Блестящие действия авиации Русской армии имели не только тактическое, но и оперативное значение. Авиация не просто сбила темпы наступления кавалерийского соединения – она подарила своему общевойсковому командованию целых два дня оперативного времени.

Так закончился неудачный рейд на Мелитополь, на который советское командование возлагало такие большие надежды. Возможно, правы были советские военные специалисты, отмечавшие, что в случае успеха операции, не только врангелевский фронт мог быть ликвидирован на 2 - 3 месяца раньше, но и противостояние с Польшей имело более позитивный конечный результат. И ключевое значение принадлежало авиации.

10.jpg

"Бранденбург", на котором военный летчик капитан Веселовский улетел для установления связи с фронтом адмирала Колчака

Белая авиация решала и другие задачи – например, активно поддерживала связь. Так, в 1919 г. для поддержания связи между отдельными казачьими отрядами, действующими на фронте и в тылу Красной армии, были организованы специальные полеты под командованием полковника Веселовского, который установил непрерывную связь между восставшими с политическим и военным центром донского казачества – Новочеркасском. Во время рейда корпуса К. К. Мамонтова связь между казаками и главными силами ВСЮР поддерживалась исключительно авиацией.

11.jpg

Военный летчик генерал Кравцевич - инспектор авиации ВСЮР.

Велась борьба и за господство в воздухе. Но количество воздушных боев было незначительно – в ходе них белая авиация потеряла около десятка самолетов. Имела она и несколько воздушных побед – одной из наиболее блестящих является бой поручика П. Ф. Кочана, который в ходе схватки в небе над Каховкой 18 сентября 1920 г. с тремя советскими самолетами, сбил один из них. С обеих сторон действовали профессионалы – летчики - бывшие сослуживцы по русской армии, не испытывавшие особого желания уничтожать друг друга. Столь малое количество воздушных боев и их относительно низкую результативность (несмотря на то, что летали «звезды» русской авиации) многие исследователи объясняют именно этим обстоятельством.

12.jpg

Сопвич 1-го Кубанского авиадивизиона.

Судьба пилотов белых армий в целом повторяет общую судьбу белого офицерства. Необходимо отметить, что на Восточном фронте часть колчаковской авиации перешла на сторону красных – и около 200 пленных летчиков, наблюдателей, механиков и чиновников во главе с бывшим начальником авиации С. А. Бойно-Родзевичем задействовали на разных фронтах и службах.

13.jpg

Летчик 10-го Сибирского авиаотряда М. А. Волковойнов в кабине самолета Ньюпор-17 перед вылетом на разведку. Лето 1919 г.

В 1925 - 1927 гг. в ходе китайской гражданской войны на территории Маньчжурии и Китая действовал авиационный отряд генерала К. П. Нечаева (12 самолетов, бывшие колчаковские летчики).

14.jpg

Летчик Славяно-Британского легиона Н. Белоусович.

В составе Русской армии из Крыма эвакуировалось 300 военнослужащих авиационных частей.

Многие известные пилоты закончили жизнь на чужбине, но И. Лойко, П. Кочан и В. Ткачев вернулись на Родину.

000630054.jpg

Генерал П. Н. Врангель с летчиками 5-го авиаотряда, 1920 г.

Литература

Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М., 2000.; Белая Россия. Фотоальбом. М., 2003.; Ткачев В. М. Крылья России. Спб., 2007.; Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. М., 2008.; Олейников А. В. Неизвестные страницы Гражданской войны. Фронты, крепости, вооружение. М., 2016.

Автор:

1099

Поделиться:

Вернуться назад