Путь к спасению

Вооружение и снаряжение

Путь к спасению

18 декабря 2020 г.

Что мы знаем о применении ранцевого парашюта в годы Первой мировой? Причем не летчиками, а воздухоплавателями - экипажами привязных аэростатов на Русском фронте этой войны.

Подготовка аэростата.jpg

Мы попытаемся пролить свет на особенности применения парашютов в соответствующих боевых ситуациях, приведя интересную статистику.

Для наблюдения за противником в ходе Первой мировой войны использовались привязные аэростаты – фактически наблюдательные вышки для полевых войск.

Колбаса.jpg

Телефон с колбасы.jpg

Они поднимались на высоту 200 – 1000 м и позволяли видеть с помощью бинокля в ясную погоду на расстояние 10 - 12 км. Передвижение войск противника распознавалось на дальности до 8-ми км, укрепления и искусственные препятствия – 4 - 5 км, а детали инженерных сооружений – с 2 - 3 км. Зависящий от водорода аэростат мог вести наблюдение на протяжении 4 часов.

Ил.1.jpg

Змейковый аэростат, состоявший на вооружении русской армии в 1914-1918 г.г. Дузь П. Д. История воздухоплавания в России. – М., 1979.

Парашют на службе воздухоплавателей.

К 1917 году парашюты сделались неотъемлемой принадлежностью воздухоплавательных частей, оснащенных привязными аэростатами. Мысль о применении парашютов для спасения экипажей привязных аэростатов возникла после многочисленных случаев атак неприятельских самолетов на русские аэростаты в конце 1915 – 1916 г.г.

Еще до Луцкого прорыва 1916 года командующим 6-й воздухоплавательной ротой был подан рапорт в Полевое управление Авиации и Воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего - в рапорте обосновывалась необходимость применения парашютов в частях, оснащенных привязными аэростатами.

Положительное решение данного вопроса простимулировал удачный опыт применения парашютов французскими наблюдателями у крепости Верден: когда буря сорвала 20 привязных аэростатов и понесла их к германским позициям, экипажи 18-ти успели выброситься с парашютами и благополучно приземлились в расположении своих войск.

К весне 1917 года парашюты системы Жюкмеса, полученные из Франции, стали поступать в русские воздухоплавательные части. Эти парашюты, имевшие размер рабочей поверхности 85 кв. м, производились и в России – в мастерских Воздухоплавательной Школы и фирмой «Треугольник». Кроме того, поступили на вооружение (переданные с управляемых аэростатов) отечественные парашюты системы Г. Е. Котельникова – с площадью поверхности 41 кв. м, оригинальной укладкой в чехле-ранце, находящемся за спиной воздухоплавателя.

Но вследствие неудобства этой укладки именно для воздухоплавателя (стесняла его движения в корзине аэростата), она применялась вместе с подвеской без чехла. Впоследствии парашюты Котельникова стали использоваться вместе с помочами, надеваемыми воздухоплавателем, с укладкой в чехол-ранец системы И. Л. Когутова. Парашют мог подвешиваться под рулевым мешком аэростата – в узком чехле, предохранявшем парашют от преждевременного раскрытия ветром.

Такая подвеска давала наблюдателю уверенность в успешном раскрытии парашюта.

Из-за особой остроты вопроса о снабжении воздухоплавательных частей парашютами, в июне 1917 года в мастерских воздухоплавательного дивизиона Особого назначения был создан парашют из мадепалама и тика, по образцу французского. При испытании в 20-м армейском воздухоплавательном отряде, этот парашют при сбрасывании груза давал скорость спуска в 2,5 - 3 метра в секунду.

Испытание парашюта из перкаля, изготовленного фирмой «Треугольник», проведенное в 1917 году в Воздухоплавательной Школе, также показало возможность применения таких парашютов - без опасения что ткань может слежаться. Этот парашют разворачивался через 3,5 - 4 секунды (шелковый за 3 – 3,5 секунды) - за счет большего трения материи.

Прочность ткани парашютов также была значительная – до 700 кг на разрыв.

летопись92.jpg

Летопись войны 1914 - 15 - 16 гг. № 92.

Палочка-выручалочка.

Всего на Русском фронте Первой мировой войны в течение 1917 года было зарегистрировано 62 (боевых и тренировочных) спуска на парашютах наблюдателей привязных аэростатов.

Рискуя перегрузить статью, мы, тем не менее, приведем данные с указанием наиболее показательных случаев использования парашютов экипажами аэростатов в боевой обстановке (Обстоятельства спуска на парашюте (везде – 1917 год) - Результат спуска на парашюте):

1) 29-го мая артиллерист-наблюдатель 25-го армейского воздухоплавательного отряда Полторацкий выбросился из подожженного огнем неприятельского самолета аэростата с высоты 700 м - При спуске потерял сознание и получил легкие ранения при падении;

2) 2-го июня наблюдатель 27-го армейского воздухоплавательного отряда старший унтер-офицер Власенко выбросился из подожженного огнем неприятельского самолета аэростата во время снижения - с высоты 300 м - Парашют Жюкмеса не был пристегнут, и Власенко прыгнул, обмотав веревку вокруг руки и шеи. Остался жив, но получил порезы руки и шеи;

3) 2-го июня наблюдатель 20-го армейского воздухоплавательного отряда старший унтер-офицер Брянцев выбросился из подожженного огнем неприятельского самолета аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 530 м - Благополучно;

4) 3-го июня рядовой той же части Пейкаля – то же - Благополучно;

5) 10-го июня наблюдатель 45-го корпусного воздухоплавательного отряда Федоровский выбросился на парашюте Жюкмеса с атакованного аэростата с высоты 450 м. В аэростате обнаружены 104 пробоины - Благополучно;

6) 10-го июня артиллерийский наблюдатель 45-го корпусного воздухоплавательного отряда Ярчевский – то же - Благополучно;

7) 10-го июня наблюдатель 7-го армейского воздухоплавательного отряда Курбас выпрыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 650 м - Благополучно;

8) 11-го июня артиллерийский наблюдатель 25-го армейского воздухоплавательного отряда Кочетков прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 400 м - Парашют полностью не раскрылся (2 спусковых шнура оказались порваны), и Кочетков, получив ушибы ног, на носилках был доставлен в госпиталь;

9) 16-го июня наблюдатель 14-го армейского воздухоплавательного отряда Ульяновский прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 600 м - Вследствие позднего прыжка (огонь перекинулся в гондолу аэростата) около трети парашюта обгорело – Ульяновский получил ожоги, но остался жив;

10) 19-го июня наблюдатель 2-го корпусного воздухоплавательного отряда Самгин прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 700 м - Парашют слипся и не раскрылся, Самгин погиб;

11) 23-го июня наблюдатель 7-го корпусного воздухоплавательного отряда Васильев прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 200 м - Благополучно;

12) 23-го июня наблюдатель 9-го корпусного воздухоплавательного отряда Смелов прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Котельникова с высоты 250 м - Стропы не были пристегнуты лямками, и Смелов держал их в руках. Приземлился благополучно;

13) 23-го июня наблюдатель 19-го армейского воздухоплавательного отряда Александров прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 200 м - Благополучно;

14) 25-го июня наблюдатель 2-го гвардейского корпусного воздухоплавательного отряда Некрасов прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата с высоты 40 м - Парашют раскрылся, когда Некрасов был уже на земле, и воздухоплаватель погиб;

15) 1-го июля наблюдатель 45-го корпусного воздухоплавательного отряда Руденко прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 300 м - Благополучно;

16) 1-го июля наблюдатель 45-го корпусного воздухоплавательного отряда Троицкий (штурмового батальона 3-й стрелковой дивизии) прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 300 м - Благополучно;

17) 5-го июля наблюдатель Гренадерского корпусного воздухоплавательного отряда унтер-офицер Кочмара прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Котельникова с высоты 125 - 150 м - Получил легкий ушиб ног;

18) 6-го июля наблюдатель 18-го армейского воздухоплавательного отряда (и его командир) Бонет прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 400 м - Падающая горящая оболочка аэростата накрыла парашют в воздухе, и офицер погиб;

19) 12-го июля наблюдатель 29-го корпусного воздухоплавательного отряда Порчинский прыгнул с атакованного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 600 м - Благополучно;

20) Тогда же унтер-офицер Лангман - Благополучно;

21) 27-го июля наблюдатель 9-го корпусного воздухоплавательного отряда Соснин прыгнул с атакованного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Котельникова с высоты 125 м - Получил легкие ушибы;

22) 11-го августа наблюдатель 2-го сибирского корпусного воздухоплавательного отряда Врумель прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 700 м - Благополучно;

23) 12-го августа наблюдатель 16-го корпусного воздухоплавательного отряда Соболев прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 300 м - Во время запоздавшего прыжка парашют воздухоплавателя зацепился за хвостовые парашюты аэростата, затем оборвал их, но развернуться уже не успел. Соболев погиб;

24) 13-го августа наблюдатель 6-го сибирского корпусного воздухоплавательного отряда Мацкайт прыгнул с атакованного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 520 м - Благополучно;

25) 25-го августа наблюдатель 3-го корпусного воздухоплавательного отряда Воронцов прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 500 м - Благополучно;

26) 26-го августа наблюдатель 22-го армейского воздухоплавательного отряда Смирнов прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 300 м - Благополучно;

27) 13-го сентября наблюдатель 2-го армейского воздухоплавательного отряда Вильш прыгнул с зажженного неприятельским самолетом аэростата на парашюте Жюкмеса с высоты 625 м - Получил легкие ушибы.

Таким образом, статистика иллюстрирует, что из 27 случаев применения парашютов в боевой обстановке, только в 4-х воздухоплаватель погиб. То есть спаслось 85% наблюдателей. С учетом тренировочных прыжков эти показатели еще более возрастают. Ранцевый парашют был достаточно надежным средством спасения экипажей привязных аэростатов при прыжках на высотах в диапазоне 1100 – 100 м.

летопись79.jpg

Летопись войны 1914 - 15 - 16 гг. № 79.

Автор:

2752

Поделиться:

Вернуться назад