Вооружение и снаряжение
Русский флот в Первой мировой и его боевая эффективность. Ч. 5. О Северном морском театре и потерях противника в 1914 - 1917 г.г.
Рассмотрев действия русского флота в кампании 1916 года на его основных ТВД (Русский флот в Первой мировой и его боевая эффективность. Ч. 4. 1916 год - Балтика и Черное море), бросим взгляд на вновь возникший морской театр, а также на цифры, позволяющие увидеть боевую результативность русского флота в 1914 - 1917 г.г.
В ходе войны возник Северный морской театр. После начала войны Россия лишилась связи с союзниками через Черное и Балтийское моря. Началось ускоренное развитие уже существовавших портов на Белом море и строительство новых на море Баренцевом, а также реконструкция железной дороги Архангельск - Вологда, строительство Мурманской железной дороги и налаживание системы защиты морских коммуникаций.
Все это требовало привлечения больших ресурсов, нехватка которых послужила причиной того, что реализация мероприятий затянулась. Реконструкция железной дороги Архангельск — Вологда закончилась в январе 1916 г., а строительство Мурманской дороги завершилось в 1917 г. В горле Белого моря были поставлены наблюдательные посты, а на острове Мудьюг установлена батарея из 4-х 47-мм пушек.
Уже в конце 1914 г. противник начал устанавливать мины, а в начале навигации 1915 г. немецкое командование отправило в горло Белого моря вспомогательный крейсер «Метеор» - он поставил 285 мин. На минах погибло несколько торговых судов и подорвался английский вспомогательный крейсер «Арланц». С июня 1915 г. оборона Архангельского порта и защита морских коммуникаций на ТВД приобретают более организованный и действенный характер.
В июле 1916 г. последовало распоряжение о формировании флотилии Северного Ледовитого океана. Флотилия должна была включать в свой состав крейсерский отряд, дивизию траления, отряды обороны Кольского залива, Архангельского порта, а также службу связи и наблюдения. Главные задачи флотилии: сопровождение судов в миноопасных районах, охранение, дозорная служба, оборона побережья.
В 1916 г. началось строительство базы в глубине Кольского залива - у Семеновых островов. Строился торговый порт в Кольском заливе у села Романова (будущий Мурманск).
Германское командование, оценив важность северных морских коммуникаций, связывавших Россию с союзниками по Антанте и нейтральными государствами, во второй половине 1916 г. направило подлодки для активных действий на этом ТВД. В августе-сентябре германские подводные минзаги установили на входе в горло Белого моря 72 мины - и на них погибло несколько судов. С сентября 1916 г. подлодки противника стали появляться на подступах к Кольскому заливу.
Русским командованием были приняты меры по противолодочной обороне, сведшие к октябрю потери до минимума.
В 1917 г. в составе флотилии Северного Ледовитого океана числились: линкор («Чесма»), 2 крейсера («Варяг» и «Аскольд»), 4 эскадренных миноносца, 2 миноносца, 3 подводных лодки, минный заградитель, 40 тральщиков и катеров-тральщиков, 2 ледокола и до 20 вспомогательных судов.
«Чесма»
На Северном морском театре противник потерял 3 подводные лодки: U 56 (потоплена эсминцем «Грозовой»), U 76 (уничтожена тральщиками) и U 28 (погибла от взрыва атакованного транспорта с военными грузами – считается что при взрыве транспорта отбросило грузовик, стоявший на его палубе, и он обрушился на корпус подлодки, находившийся рядом и наблюдавшей за гибелью торпедированного судна).
U-28 в 1915 г. у захваченного судна
Молодой флот заявил о себе в полный голос.
В 1917 г. на Черном море флот продолжал боевые действия на сообщениях противника, затруднял доставку оружия и продовольствия турецкой армии на Кавказском фронте, обстреливая береговые объекты, блокировал Босфор.
Главным событием для ослабленного революцией Балтийского флота в 1917 г. стало участие в Моонзундской операции (об этом позднее). Здесь стоит отметить, что германский флот понес наибольшие потери в кампании 1917 года именно в боях с русским флотом
Итоговый вклад русского флота в победу Антанты выражается в следующих цифрах [При составлении нашей таблицы использованы следующие работы: Апальков Ю. В. Боевые корабли русского флота 08. 1914 г. 10. 1917 г. Справочник. Спб., 1996; Он же. ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу // Морская коллекция. 1996. № 3; Озаровский Н. Ю. Германские потери на море от действий русского флота в 1914-1917 г.г. М.-Л., 1941; Шишов А. А. Потери ВМФ Германии в I Мировой войне 1914-1918 г.г. Спб., 1996; Пузыревский К. П. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Л., 1940; Пузыревский К. П. Повреждения кораблей от подводных взрывов и борьба за живучесть. Л. – М., 1938; Александров Ю. И. Отечественные подводные лодки до 1918 года (справочник). Спб., 2002; Пахомов Н. А. Броненосные крейсера Германии. 1886-1918. Самара, 2006; Трубицын С. Б. Легкие крейсера Германии (1914-1918 гг.). Спб., 1997; Он же. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.). Спб., 2000; Российский императорский флот и флоты Германии и Турции. Пг., 1915; Хромов Н. Е. Подводные силы Балтийского флота 1906-2006. Калининград, 2006).
Морской бой
Окончание следует
Статьи из этой серии
Русский флот в Первой мировой и его боевая эффективность. Ч. 4. 1916 год - Балтика и Черное море
Русский флот в Первой мировой и его боевая эффективность. Ч. 3. 1915 год - Черное море и Дунай
Русский флот в Первой мировой и его боевая эффективность. Ч. 2. 1915 год - Балтика
Автор: Олейников Алексей Владимирович