Вооружение и снаряжение

О первых зенитных орудиях

17 октября 2025 г.

До Первой мировой войны зенитных орудий специальной конструкции насчитывалось: в Германии - 18, а во Франции и Италии – по 2 (!) единицы.

Germanskaia_zenitnaia_.width-800.jpg

Но возросшая мощь и значение авиации заставили воюющие государства уже с 1914 г. обратить внимание на борьбу с самолетами с помощью артиллерийского огня. Главные задачи, стоявшие перед конструкторами зенитных орудий – придание зенитным снарядам возможно больших начальных скоростей, а пушкам - больших углов возвышения и кругового обстрела.

0.jpg

В России эти требования вначале реализовывались кустарным путем - полевые трехдюймовые пушки были поставлены на изготовлявшиеся усилиями войсковых частей деревянные станки, допускавшие угол возвышения до 60° и позволявшие вести круговой огонь.

079_vCAcy1g.width-800.jpg

158.jpg

00016.jpg

Со временем скорострельность пушки выросла, появились и специальные прицельные приспособления.

Ил. 1..jpg

76-мм полевая пушка, приспособленная для стрельбы по воздушным целям. 1915 г. Мы видим тактический прием установки таких орудий - треугольником.

Было создано и специальное зенитное орудие: трехдюймовая скорострельная противоаэропланная пушка образца 1914 г. с круговым обстрелом на тумбовой установке, закрепленной на автомобиле. Она обладала скорострельностью до 30-ти выстрелов в минуту и дальностью стрельбы до восьми верст.

Ил. 2..jpg

76-мм противоаэропланная пушка Лендера-Тарновского обр. 1914 г., установленная на автомобиле, - в боевом положении.

К 1917 г. эта пушка появляется на ряде важнейших боевых участков Русского фронта.

К концу войны число специальных зенитных орудий значительно возросло: в Германии до 2576, во Франции – до 900, в Италии – до 516 единиц.

00036_3fwuhsp.width-800.jpg

В Германии применялись зенитные орудия следующих образцов:

1) 77-мм пушка в запряжке и на автомобиле (скорострельность до 25 - 30 выстрелов в минуту); 2) 30-мм скорострельная пушка; 3) 105-мм пушка на колесной установке (перемещавшаяся с помощью трактора).

У союзников, а позже и в русской армии, появляются также и автоматические скорострельные малокалиберные зенитные орудия: 40-мм пушка на лафете Депора (скорострельность до 300 выстрелов в минуту, дальность стрельбы до пяти верст), а также 40-мм пушка-пулемет Виккерса.

0_Stranitsa_11.width-800.jpg

Основными калибрами зенитной артиллерии были: малый (37-40 мм), средний (75-77 мм) и большой (105-120 мм).

Орудия малых калибров часто снабжались бронебойными снарядами, средние же и большие калибры предпочтительнее было оснащать снарядами мощного фугасного и осколочного действия.

0_Stranitsa_19_Ov9rbYm.width-800.jpg

Первоначально для ведения зенитного огня в русской Действующей армии выделялись орудия из состава легких полевых батарей. Эти орудия как правило действовали бессистемно, без какой-либо организации и связи друг с другом.

тип Охранный завод.jpg

Охранный завод2.jpg

Первой появившейся на фронте специальной зенитной батареей была автомобильная противоаэропланная батарея капитана В. В. Тарновского. В марте 1915 г. батарея прибыла в г. Ломжа – в распоряжение штаба 12-й армии Северо-Западного фронта. Батарея прикрывала штабы, войсковые части, позиции тяжелой артиллерии. Отлично себя зарекомендовала батарея и в ходе противовоздушной обороны Двинска в том же 1915 году.

159_q2raBJc.width-800.jpg

А с 1916 г. в России было начато формирование серии противоаропланных батарей, оснащенных орудиями образца 1914 г.

Зенитка.jpg

3-дм (76-мм) зенитная пушка обр. 1915 г. Изготовлена на Путиловском заводе в 1917 г. Лафет тумбовый.

В 1917 г. был сформирован т. н. стальной дивизион Путиловского завода - из зенитных орудий образца 1914 г. на автомобилях и железнодорожных установках.

В активе русских зенитчиков – не только сбитые самолеты противника, но и более крупное воздушное судно.

12 января 1915 г. над Либавой огнем зенитной артиллерии был сбит германский цепеллин - дирижабль «Парсифаль» P.Z. № 19. Его экипаж (четыре офицера и три матроса) попал в плен. Появившись над Либавой, дирижабль подверг город бомбежке (сбросил 9 бомб), но на обратном пути около Виргена был подбит и упал в море в 1,5 верстах от берега, где его затем окончательно расстреляли и потопили прибывшие из Либавы буксиры.

Ил.3.jpg

Флаг со сбитого дирижабля «Парсифаль» P.Z. № 19.

На Французском фронте создавались специальные воздушные оборонительные пояса. Так, немцы в 2 - 3 км сзади боевых линий разворачивали зенитные батареи на расстоянии 6 - 8 км друг от друга. Батареи были связаны друг с другом телефонной связью и имели специальную службу наблюдения и связи.

Статистические данные определяют успешность зенитной артиллерии следующим образом: один сбитый самолет для немцев приходился на 10 тысяч, а для австрийцев и французов - на 6 тысяч выстрелов. За 10 месяцев 1918 г. германской зенитной артиллерией было сбито 748, французской – 220, английской – 200, итальянской – 100 аэропланов.

125.jpg

Схема действия зенитной артиллерии выглядела следующим образом.

1.jpg

Для определения дистанции до самолета служил специальный дальномер, который работал непрерывно, через каждые 10 секунд определяя расстояние от батареи до приближающейся или удаляющейся цели. Кроме того, на особых угломерах, также через каждые 10 секунд, определялись изменения направления и углов местности по отношению к самолету. Получаемые с приборов данные через каждые 10 секунд передавались на батарейную планшетку, где специалисты быстро вычерчивали графики (кривые) зависимости зенитного огня от времени, дистанции, направления и углов местности. Эти кривые давали возможность с помощью особых линеек сопоставить полученные данные и предугадать их будущие величины (дистанцию, изменение угла местности и направление) через определенный промежуток времени с момента последнего определения. Таким промежутком, например, в итальянской артиллерии было принято считать 20 секунд (из них - 10 на подготовку батареи к открытию огня и 10 секунд на так называемое полетное время противника).

120.jpg

121.jpg

Стрельба велась т. н. залпами-шквалами - или с одинаковой установкой прицела, либо с различной для каждого взвода или орудия. Это позволяло осуществить одновременный обстрел большей площади - для скорейшего обволакивания вражеского самолета разрывами.

2.jpg

Чтобы определить дистанцию до аэроплана, в России применялся дальномер системы Лаункца, состоящий из угломерного круга и зрительной увеличительной трубки. На некотором расстоянии (базе) ставились два таких дальномера, одновременно и непрерывно наводящих свои трубки на приближающиеся аэропланы. Для определения истинной дистанции имелся планшет, состоящий из неподвижной горизонтальной линейки и подвижной вертикальной линейки.

платф.jpg

122.jpg

Все это позволяло вести активный огонь по воздушным целям – то есть сопровождать их движение и преследовать огнем.

3 дюймовка.png

Существовал и пассивный зенитный огонь, заключающийся в создании противовоздушной заградительной огневой завесы. Он применялся для обороны какого-либо пункта - это имело особое значение для противодействия бомбардировщикам противника. Заградительная зона устанавливалась, исходя из предельных высот для действий аэропланов при осуществлении бомбометания (1,5 – 3,5 тысяч метров) и вероятных интервалов бомбометания (от 500 до 800 метров).

00005.jpg

При появлении аэроплана, командир батареи, пользуясь неизменным направлением самолета, необходимым последнему для бомбометания, определял дальности и направления. В это же время он получал с прибора-высотомера высоту полета самолета, и сразу же, по составленным таблицам, определял все необходимые данные для зенитной стрельбы, открывая огонь в момент подхода аэроплана к ожидаемой точке. Расположение батарей для защиты обороняемого пункта должно было обеспечить сосредоточение огня не менее чем трех батарей в любом направлении.

00040.jpg

Скорострельность и непрерывный обстрел воздушного противника – ключ успешной противовоздушной обороны эпохи Первой мировой войны.

124.jpg

123.jpg

Автор:

409

Поделиться:

Вернуться назад